Необходимые условия подготовки детей к
школьному обучению
Быкова Т.Г.,
Учитель начальных классов, учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой»
г. Удачный Мирнинский район Республики
Саха (Якутия)
Федеральные государственные
образовательные стандарты дошкольного образования – это формирования у
детей предпосылок учебной деятельности, в том числе формирование навыков
звукового анализа и синтеза.
Предпосылки успешного обучения письму и
чтению формируются ещё в дошкольном возрасте. Овладение
грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое
восприятие, вторая – звуковой анализ.
Эти навыки должны быть сформированы к
началу школьного обучения. А особое внимание необходимо детям с нарушениями
речевого развития.
Для чего нам нужен звуковой анализ
и синтез?
При обучении, как письму, так и чтению,
исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное
расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их
количества и последовательности. Звуковой
анализ мы с Вами
используем его каждый день, т.к. он лежит в основе процесса письма.
Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это
соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой
синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по
сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их
так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен
только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в
состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: -
Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового
анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится
буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д.
Побуквенное чтение возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку,
как читать правильно. т.е. 1-2 занятия. Мы рекомендуем вам при обучении называть
буквы так, как звучит звук, а не так , как принято называть их в алфавите. (не
эм, а м, не рэ, а р)
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Перед началом письма ребенку
необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит
синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Звуковой
анализ и синтез базируются на устойчивом фонематическом восприятии.
В большинстве случаев дети с НР
испытывают значительные затруднения при обучении чтению, поэтому, чтобы они
имели равные стартовые возможности при обучении грамоте, им следует уделить
особое внимание в дошкольный период!(возраст 5л)
Какие
трудности могут ждать ребенка в школе?
Для чтения детей, у которых есть речевые
нарушения, характерны:
v
трудности слияния
звуков в слоги и слова
v
замены
фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков:
свистящих
- шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь,
жевать-зевать);
v
нарушение
слоговой структуры слов (упрощение, искажение слова: поправился вместо
переправился, вынула вместо вытянула; неумение правильно делить на слоги
v
побуквенное
чтение (К,А,Ш,А),
v
вследствие
этого - нарушение понимания прочитанного,
v
слишком
медленный темп чтения
v
«угадывающее
чтение».
Для письма характерны следующие ошибки:
v
замены звуков:
свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
v
пропуски букв:
если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут пропускать
гласные или согласные буквы, например: страна – сана, тана или др. – и это наиболее
распространенная ошибка!
v
искажение
слоговой структуры слов – перестановки, добавления слогов, раздельное написание
частей слова и слитное двух слов. Гласные образуют слог!
Эти ошибки также указывают на несформированность звукового
анализа; позже проявятся и грамматические ошибки – неверное употребление
предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и
пр.
Таким
образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
·
обеспечивает
готовность к освоению грамоты;
·
способствует
предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного
обучения.
В практике разработаны результативные
методики и система занятий по формированию у детей навыков звукового анализа и
синтеза у таких авторов, как Т.А.Ткаченко, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова. Зрительные
символы гласных и согласных звуков, разработанные Ткаченко Т.А., используются в
качестве нетрадиционных приемов при формировании навыков звукового анализа. Выполнение
упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики
Ткаченко позволяет обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует
предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.
Пособие может с успехом использоваться и педагогами дошкольного образования.
Ткаченко Т.А.
Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет).
- М.:Издательство «Книголюб», 2006
Почему мы используем символы, а не сразу
буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. А символ
связан со звуком, т. к. символы гласных звуков соответствуют положению губ при
их произнесении. Ткаченко рекомендует также символы согласных звуков, которые представляют
собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать
соответствующий звук.
Эффективно применять следующие практические
приемы,
игры и упражнения по развитию ЗАС
(приложение):
1. Символы гласных – КУКЛА с ротиком.
ü Игра «Угадай звук»
ü Придумай слово на заданный звук
ü Есть ли звук… в слове
ü КУКЛА + таблица «Найди слова на
звук А»
2. Определяем позицию звука в слове –
ГУСЕНИЦА + инд. Карточки и фишки
ü Где ты слышишь звук в слове
(начало-середина-конец)
ü Придумай слова где звук в начале –
середине – конце слова
3. Игровые упражнения на синтез слов
ü Ребусы «Составь словечко» по
первым звукам каждой картинки (сначала из 3,
затем 4, 5 звуков)
4. Звуковая дорожка
ü Сколько в слове звуков (по
кружочкам и по цифрам)
Приложение
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.