Инфоурок Другое Другие методич. материалыНеобходимые условия подготовки детей к школьному обучению

Необходимые условия подготовки детей к школьному обучению

Скачать материал

Необходимые условия подготовки детей к школьному обучению

Быкова Т.Г.,

Учитель начальных классов, учитель-логопед

МБОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой»

г. Удачный Мирнинский район Республики Саха (Якутия)

 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного  образования – это формирования у детей  предпосылок учебной деятельности, в том числе формирование навыков звукового анализа и синтеза. 

Предпосылки успешного обучения письму и чтению формируются ещё в дошкольном возрасте. Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ.

Эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения.  А особое внимание необходимо детям с нарушениями речевого развития.

Для чего нам нужен звуковой анализ и синтез?

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.  Звуковой анализ  мы с Вами используем его каждый день, т.к. он лежит в основе процесса письма.

Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно. т.е. 1-2 занятия. Мы рекомендуем вам при обучении называть буквы так, как звучит звук, а не так , как принято называть их в алфавите. (не эм, а м, не рэ, а р)

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Звуковой анализ и синтез базируются на устойчивом фонематическом восприятии.

В большинстве случаев  дети с НР  испытывают значительные затруднения при обучении  чтению, поэтому, чтобы они имели равные стартовые возможности при обучении грамоте, им следует уделить особое внимание в дошкольный период!(возраст 5л) 

Какие трудности могут ждать ребенка  в школе?

Для чтения детей, у которых есть речевые нарушения, характерны:

v трудности слияния звуков в слоги и слова

v замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков:

свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

v нарушение слоговой структуры слов (упрощение, искажение слова: поправился вместо переправился, вынула вместо вытянула; неумение правильно делить на слоги

v побуквенное чтение (К,А,Ш,А),

v вследствие этого - нарушение понимания прочитанного,

v слишком медленный темп чтения

v «угадывающее чтение».

Для письма характерны следующие ошибки:

v замены звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;

v пропуски букв: если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут пропускать гласные или согласные буквы, например: страна – сана, тана или др. – и это наиболее распространенная ошибка!

v искажение слоговой структуры слов – перестановки, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов. Гласные образуют слог!

 Эти ошибки также указывают  на несформированность звукового анализа; позже проявятся и грамматические ошибки – неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.

 

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

·        обеспечивает готовность к освоению грамоты;

·        способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

 

В  практике разработаны результативные методики и система занятий по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза у таких авторов, как Т.А.Ткаченко, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова. Зрительные символы гласных и согласных звуков, разработанные Ткаченко Т.А., используются в качестве нетрадиционных приемов  при формировании навыков звукового  анализа. Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко  позволяет обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников. Пособие может с успехом использоваться и педагогами дошкольного образования.

*    Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). - М.:Издательство «Книголюб», 2006

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. А символ связан со звуком, т. к. символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении. Ткаченко рекомендует также символы согласных звуков, которые  представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Эффективно применять следующие практические приемы,

игры и упражнения по развитию ЗАС (приложение):

1.     Символы гласных – КУКЛА с ротиком.

ü Игра «Угадай звук»

ü Придумай слово на заданный звук

ü Есть ли звук… в слове

ü КУКЛА + таблица «Найди слова на звук А»

2.     Определяем позицию звука в слове – ГУСЕНИЦА + инд. Карточки и фишки

ü Где ты слышишь звук в слове (начало-середина-конец)

ü Придумай слова где звук в начале – середине – конце слова

3.     Игровые упражнения на синтез слов

ü Ребусы «Составь словечко» по первым звукам каждой картинки                               (сначала из 3, затем 4, 5 звуков)

4.     Звуковая дорожка

ü Сколько в слове звуков (по кружочкам и по цифрам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Необходимые условия подготовки детей к школьному обучению"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 987 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.11.2020 125
    • DOCX 284.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Светличная Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81101
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции