Инфоурок Химия Другие методич. материалыНекоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

Скачать материал

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

 

     При освоении курса химии в 8-9 классах учащиеся испытывают значительные трудности при решении текстовых задач. Далеко не все понимают содержание задачи, а тем более не могут найти верного способа ее решения. Учебник химии не может должным образом оказать учащемуся действенную помощь. Как быстро и эффективно научить всех детей решать текстовые задачи – проблема многих учителей химии.

     В курсе химии 8 класса существует два типа текстовых задач: по численным данным реагента нужно найти количество продукта реакции (в граммах, в литрах, в молях) и обратно: по численным данным продукта реакции найти количественные характеристики реагента.

     Приемы, которые я применяю, называю «следствиями» из правил. Начинаю их использовать при формировании умений у восьмиклассников составлять формулы неорганических веществ. К известному алгоритму составления формул, который имеется в любом учебнике химии, я сформулировала следующие следствия:

1.     Если модули степеней окисления элементов одинаковы, то формула вещества готова.

2.     Если степень окисления одного элемента четная, а другого – нечетная, то индексы в формуле вещества ставим крест накрест.

3.     Если обе степени окисления четные, то большую степень окисления делим на меньшую.

     Применяя упрощенный алгоритм, и слабоуспевающие учащиеся легко справляются с составлением формул веществ.

     Умение записывать формулы веществ по их названию играет огромную роль при составлении уравнений реакции и при решении текстовых задач.

     Понимать текст задач, решать и одновременно правильно их оформлять многим ученикам очень трудно. При обучении решению текстовых задач учитываю когнитивные стили детей, кодируя информацию разными способами: словом, знаком, образом. Сначала обучаю всех решению типовых задач, а на их базе – несложным комбинированным задачам.

     На первом этапе обучаю понимать текст задачи. Кажется, что тут сложного, но дело в том, что числовые величины в текстах задач могут быть указаны как перед названием веществ, так и после них. Так как веществ в задаче несколько, то некоторые учащиеся уже на стадии записи данных задачи понимают суть неверно, а значит, оформляют и решают неправильно, чаще всего, запутавшись, не решают задачу совсем.

     Особое внимание уделяю записи уравнения реакции со всеми данными – известными и неизвестными, для того, чтобы исключить промежуточные расчеты.

     Для более сложных типовых задач я тоже составила «опорные следствия»:

1.     Если в задаче данные на оба реагента, то эта задача на избыток и недостаток.

2.     Если одно число дано в процентах, то эти проценты надо найти.

3.     Если дано одно число на реагент, а другое на продукт, то эта задача на практический выход.

Ничего особенного в этих правилах нет, но как они помогают ребятам ориентироваться в текстах задач! Также помогает пониманию задачи и ее оформление, так как в этом случае задействован и визуальный канал восприятия информации.

     Преодолевать определенный страх перед текстовыми задачами помогают и игровые моменты с элементами соревнования: кто быстрее составит и решит свою задачу.

     Таким образом, обучая детей решать расчетные текстовые задачи, я руководствуюсь следующим алгоритмом:

1 шаг: научить понимать, к каким веществам относятся числовые данные текста типовой задачи.

2 шаг: по тексту задачи определить тип задачи, чтобы применить нужный алгоритм.

3 шаг: правильно оформить краткую запись задачи, подготовить ее к решению с минимальным количеством действий.

4 шаг: тренировка в решении типовых задач.

5 шаг: составление текста задачи учениками и ее решение по заданному уравнению.

6 шаг: самостоятельное составление и решение типовых задач.

7 шаг: решение комбинированных задач на основе типовых.

     Приобретенные навыки решения задач по неорганической химии учащиеся легко переносят на решение задач по органической химии.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

 

     При освоении курса химии в 8-9 классах учащиеся испытывают значительные трудности при решении текстовых задач. Далеко не все понимают содержание задачи, а тем более не могут найти верного способа ее решения. Учебник химии не может должным образом оказать учащемуся действенную помощь. Как быстро и эффективно научить всех детей решать текстовые задачи – проблема многих учителей химии.

     В курсе химии 8 класса существует два типа текстовых задач: по численным данным реагента нужно найти количество продукта реакции (в граммах, в литрах, в молях) и обратно: по численным данным продукта реакции найти количественные характеристики реагента.

     Приемы, которые я применяю, называю «следствиями» из правил. Начинаю их использовать при формировании умений у восьмиклассников составлять формулы неорганических веществ. К известному алгоритму составления формул, который имеется в любом учебнике химии, я сформулировала следующие следствия:

1.    Если модули степеней окисления элементов одинаковы, то формула вещества готова.

2.    Если степень окисления одного элемента четная, а другого – нечетная, то индексы в формуле вещества ставим крест накрест.

3.    Если обе степени окисления четные, то большую степень окисления делим на меньшую.

     Применяя упрощенный алгоритм, и слабоуспевающие учащиеся легко справляются с составлением формул веществ.

     Умение записывать формулы веществ по их названию играет огромную роль при составлении уравнений реакции и при решении текстовых задач.

     Понимать текст задач, решать и одновременно правильно их оформлять многим ученикам очень трудно. При обучении решению текстовых задач учитываю когнитивные стили детей, кодируя информацию разными способами: словом, знаком, образом. Сначала обучаю всех решению типовых задач, а на их базе – несложным комбинированным задачам.

     На первом этапе обучаю понимать текст задачи. Кажется, что тут сложного, но дело в том, что числовые величины в текстах задач могут быть указаны как перед названием веществ, так и после них. Так как веществ в задаче несколько, то некоторые учащиеся уже на стадии записи данных задачи понимают суть неверно, а значит, оформляют и решают неправильно, чаще всего, запутавшись, не решают задачу совсем.

     Особое внимание уделяю записи уравнения реакции со всеми данными – известными и неизвестными, для того, чтобы исключить промежуточные расчеты.

     Для более сложных типовых задач я тоже составила «опорные следствия»:

1.    Если в задаче данные на оба реагента, то эта задача на избыток и недостаток.

2.    Если одно число дано в процентах, то эти проценты надо найти.

3.    Если дано одно число на реагент, а другое на продукт, то эта задача на практический выход.

Ничего особенного в этих правилах нет, но как они помогают ребятам ориентироваться в текстах задач! Также помогает пониманию задачи и ее оформление, так как в этом случае задействован и визуальный канал восприятия информации.

     Преодолевать определенный страх перед текстовыми задачами помогают и игровые моменты с элементами соревнования: кто быстрее составит и решит свою задачу.

     Таким образом, обучая детей решать расчетные текстовые задачи, я руководствуюсь следующим алгоритмом:

1 шаг: научить понимать, к каким веществам относятся числовые данные текста типовой задачи.

2 шаг: по тексту задачи определить тип задачи, чтобы применить нужный алгоритм.

3 шаг: правильно оформить краткую запись задачи, подготовить ее к решению с минимальным количеством действий.

4 шаг: тренировка в решении типовых задач.

5 шаг: составление текста задачи учениками и ее решение по заданному уравнению.

6 шаг: самостоятельное составление и решение типовых задач.

7 шаг: решение комбинированных задач на основе типовых.

     Приобретенные навыки решения задач по неорганической химии учащиеся легко переносят на решение задач по органической химии.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Лабораторная работа «Синтез этилового эфира уксусной кислоты» как пример применения компонентов критериального оценивания
  • Учебник: «Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • Тема: § 1. Предмет органической химии
  • 04.10.2020
  • 2604
  • 11
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • 04.10.2020
  • 429
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 432
    • DOCX 14.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Султангулова Лениана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Султангулова Лениана Павловна
    Султангулова Лениана Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13677
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 32 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе