- Учебник: «Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
- Тема: § 1. Предмет органической химии
- 04.10.2020
- 2604
- 11
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии
При освоении курса химии в 8-9 классах учащиеся испытывают значительные трудности при решении текстовых задач. Далеко не все понимают содержание задачи, а тем более не могут найти верного способа ее решения. Учебник химии не может должным образом оказать учащемуся действенную помощь. Как быстро и эффективно научить всех детей решать текстовые задачи – проблема многих учителей химии.
В курсе химии 8 класса существует два типа текстовых задач: по численным данным реагента нужно найти количество продукта реакции (в граммах, в литрах, в молях) и обратно: по численным данным продукта реакции найти количественные характеристики реагента.
Приемы, которые я применяю, называю «следствиями» из правил. Начинаю их использовать при формировании умений у восьмиклассников составлять формулы неорганических веществ. К известному алгоритму составления формул, который имеется в любом учебнике химии, я сформулировала следующие следствия:
1. Если модули степеней окисления элементов одинаковы, то формула вещества готова.
2. Если степень окисления одного элемента четная, а другого – нечетная, то индексы в формуле вещества ставим крест накрест.
3. Если обе степени окисления четные, то большую степень окисления делим на меньшую.
Применяя упрощенный алгоритм, и слабоуспевающие учащиеся легко справляются с составлением формул веществ.
Умение записывать формулы веществ по их названию играет огромную роль при составлении уравнений реакции и при решении текстовых задач.
Понимать текст задач, решать и одновременно правильно их оформлять многим ученикам очень трудно. При обучении решению текстовых задач учитываю когнитивные стили детей, кодируя информацию разными способами: словом, знаком, образом. Сначала обучаю всех решению типовых задач, а на их базе – несложным комбинированным задачам.
На первом этапе обучаю понимать текст задачи. Кажется, что тут сложного, но дело в том, что числовые величины в текстах задач могут быть указаны как перед названием веществ, так и после них. Так как веществ в задаче несколько, то некоторые учащиеся уже на стадии записи данных задачи понимают суть неверно, а значит, оформляют и решают неправильно, чаще всего, запутавшись, не решают задачу совсем.
Особое внимание уделяю записи уравнения реакции со всеми данными – известными и неизвестными, для того, чтобы исключить промежуточные расчеты.
Для более сложных типовых задач я тоже составила «опорные следствия»:
1. Если в задаче данные на оба реагента, то эта задача на избыток и недостаток.
2. Если одно число дано в процентах, то эти проценты надо найти.
3. Если дано одно число на реагент, а другое на продукт, то эта задача на практический выход.
Ничего особенного в этих правилах нет, но как они помогают ребятам ориентироваться в текстах задач! Также помогает пониманию задачи и ее оформление, так как в этом случае задействован и визуальный канал восприятия информации.
Преодолевать определенный страх перед текстовыми задачами помогают и игровые моменты с элементами соревнования: кто быстрее составит и решит свою задачу.
Таким образом, обучая детей решать расчетные текстовые задачи, я руководствуюсь следующим алгоритмом:
1 шаг: научить понимать, к каким веществам относятся числовые данные текста типовой задачи.
2 шаг: по тексту задачи определить тип задачи, чтобы применить нужный алгоритм.
3 шаг: правильно оформить краткую запись задачи, подготовить ее к решению с минимальным количеством действий.
4 шаг: тренировка в решении типовых задач.
5 шаг: составление текста задачи учениками и ее решение по заданному уравнению.
6 шаг: самостоятельное составление и решение типовых задач.
7 шаг: решение комбинированных задач на основе типовых.
Приобретенные навыки решения задач по неорганической химии учащиеся легко переносят на решение задач по органической химии.
6 626 081 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Султангулова Лениана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.