Некоторые
приемы обучения чтению.
На первом году используется комплексный
подход. Тем не менее в плане обучения перед каждым видом речевой деятельности
ставятся конкретные задачи. Один из самых важных видов речевой деятельности -
это чтение, так как для учащихся начальных классов это едва ли не самый важный
источник получения информации.
В области обучения чтению
перед учениками ставятся следующие задачи:
1.
Научить читать по транскрипции.
2.
Научить пользоваться англо-русским
словарем, используя знание алфавита.
3.
Научить читать по правилам:
-
согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи;
-
сочетания согласных не образующих новый звук;
-
согласные, имеющие разные звучания в зависимости от позиций в слове;
-
некоторые сочетания согласных, образующих новый звук; -sh, -ch, -nk, -ng,
-th.
4. Научить догадываться о значении слов по
рисункам, по аналогии с родным языком и по контексту.
5. Впоследствии научить читать вслух
предложения и читать с полным пониманием короткие тексты в монологической и диалогической
формах.
По УМК М.В.
Вербицкой обучение чтению по транскрипции начинается с первого урока и
осуществляется параллельно с овладением произносительной стороной речи.
Считаю, что очень
важно, чтобы ученики записывали транскрипционные знаки в тетрадь, прослушивали
их, выучивали и затем читали транскрипцию слов специально подобранных в упражнениях,
предварительно прослушав их. Так дети постепенно овладевают умением прочитывать
незнакомые слова по транскрипции.
Очень важным
компонентом обучения чтению является обучение алфавиту. Ученики начинают
изучать алфавит одновременно с изучением транскрипции.
Чтобы ускорить
процесс изучения алфавита , предлагаю детям выучить стихотворение, придуманное
мной. Его использование приносит всегда положительный результат.
В зоопарке, на
лужайке
резвились буквы,
словно зайки.
Aa, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff,
Gg –
разбежались, как
ежи.
Hh, Ii, Jj, Kk, Ll, Mm,
Nn, Oo, Pp –
скачут, будто
лошади.
Qq, Rr, Ss, Tt, Uu, Vv -
не найдешь, как ни
зови.
Ww,
Xx,
Yy,
Zz
–
пошли к слонихе
на обед.
Обязательным
условием декламации этого стихотворения является указывание на буквы в таблице
алфавита на доске.
Ученикам для
закрепления предлагаются и другие стихи и песенки, помогающие запомнить буквы.
Запомнив алфавит дети называют буквы с начала до конца, с конца до начала и вразброс
(по карточкам или на экране).
После того как ученики
выучили буквы и знаки транскрипции объясняю им как читаются согласные буквы.
Сначала озвучиваем согласные которые имеют один вариант чтения: Bb(b),
Dd(d),
Ff,
Jj,
Kk
и так далее. Затем согласные, имеющие несколько вариантов чтения: Cc – (k) – (s),
Gg
– (g)
– (dз)
и согласные, название которых совсем не подсказывают детям, как их читать: Hh
– (h),
Ww
- (w),
Rr
– (r).
Надо просто запомнить.
Так как одновременно
дети учились писать в рабочей тетради простейшие слова, bee, bat, hat, работаем
над тем, чтобы читать эти слова. Показывается картинка и предлагается выбрать
из нескольких названий на экране или карточках слово, обозначающее предмет на
картинке. Затем дети читают эти слова без опоры на наглядность.
Следующий этап –
обучения чтению по правилам. Учу читать гласные буквы в открытом, закрытом и
третьем типе слога.
Сначала учим
правило, какой слог называется открытым и как читается любая гласная буква в
открытом слоге, затем читая слова, которые подбираю из всего учебника, на
каждую гласную букву.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.