Инфоурок Биология Другие методич. материалыНаучный проект по теме: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»

Научный проект по теме: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»

Скачать материал

Тема: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………1

Глава №1. Сайгак (или сайга) –своеобразное животное………………. ……………2-3

Глава №2. Охрана сайгаков в Казахстане……………………………………………  4-5

Глава №3.  Анализ факторов, влияющих на современное состояние популяции сайгаков………………………………………………..…………………………………5-6

Глава №4. Тема сайгака, как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов……………………… ……………………………………6-7

Заключение……………………………………………………...………………………7

Литература………………………………………………………….……………………7

Введение.

Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя… Щедрой рукой разбросала Природа-мать на  казахстанской земле –это необъятные степи, высокие горы с белоснежными вершинами, полноводные реки. Степь. Что представляет собой степь? Для меня это, наверное, где чистый и свежий ветерок, чистое небо, летом зеленая трава, а зимой белоснежная равнина, как в сказке. В степи можно увидеть много живности- это птицы, грызуны, различные виды животных и конечно же одно из прекрасных проявлений природы -сайгака . Как говорят- степь полна жизни, надо только ее увидеть и услышать ее скромную прелесть. Бескрайние просторы, шелест листвы, свежий запах цветов, вот что значит Казахстанская степь. Солнце в степи чрезвычайно прекрасное, оно такое яркое, большое, отличающее от того пейзажа ,который  мы видим в городе. Особенно она хороша весной, когда её можно сравнить с юной красавицей из сказочной страны. Какое обилие цветов и трав, великолепным ковром прикрывающих неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы! А какой воздух, свежий и чистый. С высокого неба льются звонкие трели жаворонка, хотя сама птица кажется маленькой точкой  на голубом фоне. Из под ног вылетают роем насекомые, юркие ящерицы стараются скрыться в норках; суслики стоя на задних лапках вытягивают, следят нет ли рядом опасности. Нос особым волнением всегда в Казахстанской степи можно наблюдать за сайгаками, этими уникальными животными. Сайгаки – самые древние кочевники необъятных степей Казахстана. Огромные стада этих удивительных животных паслись бок о бок еще во времена ледникового периода с мамонтами и шерстистыми носорогами. С древних времен это животное было известно под названием «сайга». Это имя ему дал греко-римский географ Страбон, живший более 2000 лет назад. 

Актуальность темы.

В результате глобальных изменений климата и ослабления сельскохозяйственной (пастбищной) деятельности человека произошла заметное изменение  среды обитания животных, которое  сказалось на состоянии их популяций.  Численность сайгака , ранее наиболее массового вида копытных на территории Северо-Западного Прикаспия (более 800 тыс. особей в конце 50-х годов прошлого века), значительно сократилась и по экспертным оценкам в последние годы и  численность популяции сайгаков в Казахстане составляет 256 тыс. голов, сообщил министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров. Сайгак- современник мамонта, доживший до наших дней и его численность в руках человека!

Гипотеза.

Привлечение внимания  общественности  к проблеме сокращения численности сайгаков, через ведение разъяснительной работы с учащимися школ и населением  помогут привести к развитию чувства долга человека перед природой, своей Родиной Казахстан, а поэтические произведения, призывают к ответственному, нравственному поведению человека в природе. Мы очень мало знаем о сокращении численности сайгака на территории Казахстана. Люди стали равнодушны к данной проблеме .«Сайгак- современник мамонта?», «Для чего браконьеры охотятся на сайгаков?», «Почему сокращается численность сайгака?» и «Как данную ситуацию изменить». Вот на эти вопросы и необходимо ответить.

Объект  исследования.

Растительноядные млекопитающие, сайгак ( Saiga tatarica

Задачи:                                                                                                         

1.Изучить образ жизни сайгаков.                                                                                                                              2. Изучить особенности жизни  сайгака в условиях уменьшения  численности;

3. Обобщить данные об изменении мест обитания сайгака в разные исторические эпохи и выявить ведущие экологические факторы, которые действовали в прошлом и могут в настоящее время оказывать положительное или отрицательное воздействие на его популяцию

4. Изучить произведения,  в которых упоминается данный вид

5. Провести исследовательскую работу, анкетирование среди учащихся моей школы по данной теме.

Глава №1

Сайгак –своеобразное животное. Особенности строения и среда обитания.

Сайгаки — единственные дикие копытные млекопитающие, живущие в степях России. Это небольшие антилопы (с массой тела от 20 до 50 кг) оригинальной внешности, покрытые шерстью песочно-глинистого цвет Самое примечательное у сайгака — вздутая горбатая морда с нависающим надо ртом мягким подвижным хоботком. На конце хоботка близко друг к другу расположены круглые, направленные вниз ноздри.. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом, на конце которого расположена пара ноздрей, направленных вниз. Горбоносость зависит от чрезвычайного увеличения носовых полостей, выполняющих роль органов, в которых согревается холодный воздух, вдыхаемый сайгаками во время быстрого бега зимой. Сайгаки обитают на юго-востоке европейской части России, в Нижнем Поволжье, на большей части Казахстана и в ряде других районов. Сайгаки предпочитают совершенно ровные пространства сухих степей и полупустынь с каменистыми или твердыми глинистыми почвами, где чувствуют себя более уверенными и способными избегать нападения врагов (например, волков). Сайгаки бегают иноходью и могут развивать скорость на плотных грунтах до 70—80 км в час. Рога у самцов сайгака полупрозрачные, светлого воскового цвета, поставлены почти вертикально; они слегка лирообразно изгибаются и на большей части несут кольцевые валики. Летом окраска зверей желтовато-рыжая, без светлого «зеркала» в области хвоста. Зимой окраска очень светлая, глинисто-серая. Длина тела 100 —145 см, высота — 55 — 80 см, масса — 20—50 кг. Самки меньше самцов.

16Saiga.jpg

bio_20_edit-4В XVII — XVIII столетиях сайгак населял все степи и полупустыни от предгорий Карпат на западе до Монголии и Западного Китая на востоке. На север он доходил в те времена до Киева и Барабинской степи Сибири. Но и этот огромный ареал был остатком некогда еще большего. Во времена мамонта, гиппариона и шерстистого носорога сайгак населял всю Европу до Англии на северо-западе и реки Печоры на северо-востоке. В Азии он жил по долинам таких сибирских рек, как Иртыш, Енисей и Лена, проникая до Новосибирских островов в Ледовитом океане. Остатки его были найдены даже на Аляске. Однако во второй половине XIX столетия человек быстро заселял степи Европейской России, и сайгак почти исчез из Европы. Резко сократился ареал и численность сайгака и в Азии. В итоге в 1919 г., он сохранился в Европе только в самых глухих районах нижнего течения реки Волги, а в Азии — по Устюрту, Бетпак-Дала, в междуречье Или — Каратал, в котловинах западных озер Монголии и немногих других местах. На всем протяжении огромного ареала, который многократно разрывался, оставалось вряд ли более нескольких сотен сайгаков.

Образ жизни сайгака весьма интересен. Живет сайгак в сухих степях и полупустынях с плотными каменистыми или глинистыми почвами, на равнинах. Он избегает не только гор, но даже холмов и местности, пересеченной оврагами и долинами. Не встретишь сайгака и в песках. Только во время снежных буранов в суровые зимы он изредка заходит в бугристые пески, поросшие кустарником, где ищет защиту от леденящих ветров. Привязанность сайгака к равнинам с плотными почвами определяется его глубокими и древними приспособлениями к бегу иноходью. Такой тип бега позволяет сайгаку на ровной поверхности развивать скорость до 80 км/ч, но делает его беспомощным в пересеченной местности.

На бегу сайгак не способен перепрыгнуть даже узкую придорожную канаву. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках еды проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов. Летом они предпочитают злаки, а зимой — солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50—65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне — августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой

С юга, в марте или начале апреля, подобно птицам, они устремляются к северу. В это время самки, которые должны принести потомство, отыскивают самые глухие уголки степи, где поблизости нет воды, а следовательно, и нет волков. В начале мая у самок, собравшихся в таких «родильных домах», появляются новорожденные.

После матери уходят пастись, навещая деток утром и вечером, чтобы покормить молоком. А на десятый день телята начинают сами щипать травку.

http://givotnie.com/wp-content/uploads/2011/09/cajgak_2.jpghttps://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQzOd3k2FkLSfLm8TzSTOjUy60DfbZdf-J-HD1goa6-yG5vqykf6g

 Летом они предпочитают злаки, а зимой — солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50—65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне — августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой.

Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше  - до 8-9 лет.

http://old.kostanayagro.kz/img/saigak.jpghttp://i16.beon.ru/30/65/1196530/14/75682114/2sh_001gk2pk.jpeg

 

Глава № 2 

Охрана сайгаков в Казахстане.

В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака.

1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем. 

http://www.acbk.kz/cms/uploads/images/Eva%20Klebelsberg5.JPG

В Казахстане ведется огромная работа по охране и восстановлению численности сайгаков. Создаются охотничьи хозяйства, на которых обитают сайгаки.

Ведется работа с населением, в 2009 году была создана группа , которая читает лекции и ведет разъяснительную работу с население направленную на  пропаганду бережного отношения к сайгакам и другим редким животным обитающим на территории Казахстана.

http://www.acbk.kz/cms/uploads/images/IMG_7592(1).jpg

 

В Казахстане ведется авиаучет сайгаков, чтоб получить более точные сведения о численности данного вида и местах кочевий сайгаков.

http://www.acbk.kz/cms/uploads/images/IMG_8205_str_saiga.JPG

. С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков

http://www.acbk.kz/cms/uploads/images/IMG_2391_str_saiga(1).jpghttp://www.acbk.kz/cms/uploads/images/%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%82%202010%20037_str_saiga(1).jpg

 

Проведение мониторинга полевыми сотрудниками «казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия» позволяет собрать информацию по плодовитости, половому соотношению новорожденных, смертности сайгачат в первые дни жизни, а также по местам окота. Подготовлены карты мест окота сайгаков, выясняются закономерности их размещения. 

 

Глава №3

Анализ факторов влияющих на современное состояние популяции сайгаков.

      В данной  главе я  рассмотрю факторы влияющие на состояние популяции сайгаков. Факторы могут быть самые разные, как факторы неживой природы, так и факторы живой природы и деятельность человека. Анализируя полученные сведения из различных информационных источников я установила , что к абиотическим факторам можно отнести   

климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха, механический состав почвы, рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона;  химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность

физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения)   и  биотические — влияние растений;  влияние грибов, влияние животных, влияние микроорганизмов и самое огромное созидательное и разрушительное воздействие на популяции сайгаков оказывает деятельность человека..  

Абиотические факторы.Климат. Анализ метеоданных показал, что с середины ХХ в. в происходит незначительное повышение температуры и увеличение ежегодного количества осадков. Климатические условия в годы как высокой, так и низкой численности сайгаков остаются неизменными. Следовательно, можно сделать вывод, что климатические условия не оказывают значительного влияния на численность сайгаков в исследуемом регионе.

Изменение растительного покрова. К настоящему времени в местах основного обитания сайгаков произошли существенные изменения растительного покрова, вызванные в основном хозяйственной деятельностью и обширными пожарами, которые представляют собой серьезную опасность для этих животных (уничтожение кормовой базы и прямая гибель). С другой стороны, пожары оказывают положительное влияние на кормовые условия - уничтожение огнем сухой ветоши ковылей способствует их лучшему отрастанию и вегетации молодых растений.

Биотические факторы. В последние годы в зоне обитания сайгаков увеличивается количество волков, которые сильно влияют на численность популяции сайгаков

Антропогенные факторы .

физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации

химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта

биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания

социальные связанные с отношениями людей и жизнью в обществе. Браконьерство.

Проведя данную работу с информационными источниками можно сделать вывод, что большее влияние на численность сайгаков оказывает именно человек. Браконьерство наносит огромный ущерб. В результате бесконтрольной добычи взрослых самцов нарушилась половозрастная структура популяции сайгаков, что привело к значительному увеличению яловости самок.

Глава №4

Тема сайгака как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов.

          Перед тем как написать  данную главу, мной при помощи руководителя проекта было проведено тестирование среди учащихся 5-6 классов в школе. Основными вопросами были:

1.      Кто такие сайгаки?  Из 80 пятиклассников 95% процентов ответили правильно, а из 65 шестиклассников 90%, что позволило сделать вывод , что учащиеся интересуются животным миром Казахстана.

2.      Где обитают сайгаки? Все учащиеся дали правильные ответы.

3.      Знаете ли вы произведения в которых затронута тема сайгака, как уникального творения природы? 5% от общей массы учащихся 5-6 классов назвали роман Ч.Айтматова «Плаха».

4.      Слышали ли вы из средств массовой информации о том что на территории Казахстана происходит сокращение численности сайгаков? Только 21% от общей массы учащихся интересуются проблемами, связанными с развитием и сохранением биоразнообразии в Казахстане.

 Исходя из полученных данным можно сделать вывод, что нужно отводить больше времени на проведение разъяснительной работы среди школьников, проводить в библиотеках выставки книг, в которых есть произведения связанные с описанием сайгаков.

При работе над проектом, мы с родителями и руководителем проекта просмотрели много произведений. Конечно,  есть немало произведений, в которых воспевается красота и величие этого священного животного. С особенной теплотой и любовью пишет о сайгаках поэт Егор Буджалов в стихотворении «Сайгаки». Для него родная степь немыслима без этих древних животных, без тюльпанов: «Где бы ни был я, Степь вспоминаю И сайгачьи стада на бегу. В сентябре ли, В тюльпановом мае Степь представить без них не могу»… Подчеркивая их легкость, стремительность, поэт сравнивает их бег с летящей стрелой. Для Е. Буджалова очень важно, что уже тысячи лет, кочуя из «древней дали», эти животные продолжают свой бег и в нашем веке. Так неужели мы те, на ком должна оборваться эта нить? В концовке стихотворения слышится беспокойство поэта, его обращение к нам: «Чтоб они из степей не умчали, Помоги им в беде, Человек!» Написав слово «человек» с большой буквы, автор верит в высший разум и благородство человека.

Говоря о гармоничности, цельности природного мира, нельзя не  сказать о поэтической сказке Дольгана Шанаева  «Сказка о сайгачонке». Степь для сайгачонка как огромная мама, которая согревает, оберегает его. Здесь он спокоен, беззаботен, здесь всюду у него друзья. Это и Зайчишка Длинные Ушки, и Суслик, и цветы, и птицы. Все с ним приветливы, ласковы. Когда сайгачонок Резвые Ножки, заигравшись, не может в темноте найти дорогу домой, когда ему угрожают хищный Орел, Серый Волк, Змей, все вокруг ему помогают. Это Солнце, Венценосный Удод, ЕЖ Меняневозьмешь, Тушканчик. Мир этот полон добра, всем хватает места. Ну а если грозит беда, сильный всегда приходит на помощь слабому.

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле? «…Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской  саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями,

гикая, скакали туда- сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время ,и

человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь– в- точь как  волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и , высмотрев вначале с воздуха сайгачьи  стада в степи ,шли на окружение животных  в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться,а вертолёты корректировали сверху цель и движение…» Ч.Айтматов в своем произведении показал страшную картину уничтожения сайгаков людьми. Еще очень много встретилось нам различных поэтических произведений по данной теме: Д .Н. Кугультинов в стихотворении «Смерть сайгака, или расстрелянное  утро», Г.Кукареки « Сайгаки» и  А.Л.Дагаев обращается к нам со словами :  «Люди, сайгаков спасайте!»

Человечество должно задуматься о братьях наших меньших и о том, что сохранить наследие предков, животный и растительный мир в Казахстане , это прямая обязанность каждого гражданина Республики Казахстан.

Заключение.  Выводы и перспективы.

      Изучение данной темы  открыло для меня много неизведанного, особенно в области народных традиций и обычаев, раскрыло красоту и богатство родной степи и её  обитателей . Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения и с людьми занимающимися охраной окружающей среды. Поэты и писатели  в своих произведениях поднимают актуальные вопросы современности. Это:

-      бережное, ответственное отношение к природному миру;

-  защита и сбережение сайгака как одного из уникальных представителей степной фауны;

-  формирование нравственных качеств личности, стремления сохранить  этот природный мир для потомков.

Думаю, что перспективой моей дальнейшей деятельности будет продолжение  изучения этой темы на примере других поэтических и прозаических произведений, ознакомление с ними своих  одноклассников, младших школьников. А так же дальнейшее изучение материалов о сайгаках.

Список использованных источников и литературы.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://saigak.biodiversity.ru/

3. http://www.acbk.kz/

4. http://kaz-ekzams.ru/

5. http://dic.academic.ru/

6.  С. Каляев. Гимн степи. Стихи и поэмы. Москва. «Современник», 1977г.

7. Г. Кукарека. Белая дорога. Стихи. Элиста, 1976 г.

8. Д. Шанаев. Сказка о сайгачонке. Элиста, 1986 г.

9. Чингиз Айтматов, "Плаха", роман. Москва, "Молодая  гвардия", 1987

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научный проект по теме: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный научный проект был представлен на первом Республиканском детском конкурсе "Сайгак -символ Казахстанской степи" в номинации научный проект. Конкурс проводила Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК) и данный проект занял 3 место.

Привлечение внимания  общественности  к проблеме сокращения численности сайгаков, через ведение разъяснительной работы с учащимися школ и населением  помогут привести к развитию чувства долга человека перед природой, своей Родиной Казахстан, а поэтические произведения, призывают к ответственному, нравственному поведению человека в природе. Мы очень мало знаем о сокращении численности сайгака на территории Казахстана. Люди стали равнодушны к данной проблеме .«Сайгак- современник мамонта?», «Для чего браконьеры охотятся на сайгаков?», «Почему сокращается численность сайгака?» и «Как данную ситуацию изменить». Вот на эти вопросы можно получить ответы в данном проекте.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 495 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 877
    • DOCX 820.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федорова Наталья Владимировна
    Федорова Наталья Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25310
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 459 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек