Инфоурок География Другие методич. материалыНаучный проект. Анализ потенциала молодёжи в перспективе развития села на основе социально-экономической модернизации общества в рамках населённых пунктов Кайранкольского округа Жамбылского района Северо-Казахстанской области.

Научный проект. Анализ потенциала молодёжи в перспективе развития села на основе социально-экономической модернизации общества в рамках населённых пунктов Кайранкольского округа Жамбылского района Северо-Казахстанской области.

Скачать материал

Қазақстан Республикасы білім және ғылым  министрлігі

Солтүстік Қазақстан облысы Жамбыл ауданының білім бөлімі

Украин орта мектебі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Отдел образования Жамбылского района Северо-Казахстанской области

Украинская средняя школа

 

 

 

Ғылыми жоба. Научный проект.

Анализ потенциала молодёжи в перспективе развития села на основе социально-экономической модернизации общества в рамках населённых пунктов Кайранкольского округа Жамбылского района

Северо-Казахстанской области.

Зерттеу жұмысы Исследовательская работа

Бөлімі –Өлкетану Раздел – Краеведение

 

Автор: Оршлет Антонина  Членова Татьяна 10 сынып оқушылары. 

Автор: Оршлет , Членова Татьяна ученицы 10 класса

Жетекшісі: Дитюк И.В.тарих пәнінің мұғалімі

Руководитель: Дитюк И.В. учитель истории

 


 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………..с.3

         I.Сущность и содержание молодежной политики в условиях социально-экономической модернизации

1.1. Изменения государственной молодёжной политики  в Республике Казахстан………………………………………………………...................с.5                                                                                          

1.2. Государственные программные меры поддержки молодежи и молодежных инициатив в сельской местности…………………………...с.9                                 

    II.      Молодёжь как особая социально- демографическая группа населения в сёлах Кайранкольского сельского округа.

2.1. Изучение проблем местной  молодёжи. …………………………….с.13                                     

2.2. Социальный портрет молодёжи сёл Кайранкольского сельского округа на основе эмпирического исследования…………………………с.17

 III.  Реализация потенциала инновационного ресурса молодых селян  на благо Родины.                                  

3.1. Инновационный ресурс молодёжи сёл Кайранкольского сельского       округа……………………………………………………………………….с.21                                                                                             

      3.2. Предложения по использованию потенциала

сельской молодёжи. …………………………………………………………...с.25                                                                              

Заключение ……………………………………………………………….с.29                                                                                      

Список использованной литературы……………………………………с.31                                                  

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Введение.

В контексте исследуемой проблемы мы рассматриваем инновационный потенциал сельской молодежи как степень ее готовности выступать актив-ным участником социально-экономических преобразований. Мы решили вы-яснить: во что верят и как планируют строить своё будущее молодые люди, которым сейчас 14-29 лет?  Ведь они будут определять судьбу Казахстана (в частности села) через 10-15 лет.

Анализ проблем молодёжи в селах Кайранкольского сельского округа показывает, что поставленные в этой сфере вопросы, актуальны для многих регионов Казахстана.

Сегодня познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи является необходимым условием станов-ления гражданского общества. Перед обществом и государством стоит задача посредством продуманной научно - обоснованной молодежной политики соз-дать благоприятные предпосылки для использования энергии молодых, создать механизмы поддержки молодежи, её социальных инициатив и по-мочь молодым людям определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы. Эти проблемы молодого поколения не обошли вниманием социологи, историки, юристы, исследовавшие вопросы молодежной политики Республики Казахстан.

Разработка вопросов молодежной политики является объектом изу-чения казахстанского исследователя Зайниевой Л.Ю., впервые охарактери-зовавшей молодежь как политическую и социально активную группу насе-ления [1]. Она рассмотрела аспекты реализации государственной молодеж-ной политики в Казахстане с учетом опыта зарубежных стран в данной области  [2].     Другим источником по этой теме является научный труд Уразова Н.Н. и Шойкина Г.Н. «Государственная молодежная политика Республики Казахстан: опыт законодательного обеспечения», в котором дан анализ законодательного регулирования молодежной политики Казахстана[3].

Но данные исследования затрагивают молодёжную политику в целом, изучение сельского рынка труда применительно к реализации потенциала молодёжи остаётся мало освещённым.  

Целью настоящей работы является анализ социально- экономических и культурных проблем и перспектив сельской молодёжи на примере Кайран-кольского сельского округа.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

·     проведен анализ источников (периодическая печать, нормативно - правовые документы, статистические данные) по проблеме  исследования;

·     собран и изучен нормативно - правовой материал по государственной молодёжной политике;

·     на основе анкетирования и бесед с местными жителями раскрыты социально-экономические и культурные проблемы молодёжи на селе;

·     проведено исследование воздействия на успешную  социализацию сельской молодёжи реализации государственных проектов в данной сфере.

Гипотеза исследования: Несмотря на социально-экономические и культурные проблемы сельской молодёжи, а это: проблема организации до-суга; проблема алкоголизма и курения; проблема профессионального само-определения и трудоустройства; проблема национального и духовно-нравст-венного самосознания, сельская молодёжь имеет и инновационный потен-циал. Это образование, воспитание, способность к труду, интеллектуальные и творческие возможности, личностные качества человека, необходимые для развития инновационной деятельности.

Таким образом, объектом исследования является молодёжь в возрасте 14-29 лет сёл Украинское, Новое, Кайранколь; предметом – социально-экономические и культурные проблемы молодёжи.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ.

Структура: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

I.         Сущность и содержание молодежной политики в условиях социально-экономической модернизации

1.1.     Изменения государственной молодёжной политики  в Республике Казахстан.

Государственная молодежная политика - одно из специфических нап-равлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхожде-ния ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики являются граждане Республики Казахстан в возрасте от 14 до 29 лет, молодые семьи, а также мо-лодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации.

«Государство должно создать все условия для того, чтобы каждый юноша или девушка, вступающие во взрослую жизнь, своим трудом и ста-ранием имели возможность для реализации четырех своих основных прав и обязанностей: получить хорошее профессиональное образование; иметь ста-бильную  работу с достойным уровнем оплаты; иметь собственное жилье для создания семьи; иметь возможность вести здоровый образ жизни. Это четыре базовых элемента. Их достижение является важнейшей целью нашей стра-тегии роста конкурентоспособности нации..» [4].

Молодёжная политика в Казахстане строится на основе  Закона «О госу-дарственной молодежной политике  в Республике Казахстан»,  положений Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегического плана разви-тия  Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программы форси-рованного индустриально-инновационного развития. Вопросы реализации молодежной политики включены  в Стратегический план развития МОН на 2011-2015 гг. и в Государственную программу развития образования на 2011-2020 годы, утвержденную Указом Президента №1118 от 7 декабря 2010 г.

Большое внимание уделяет Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев молодому поколению в своих  ежегодных посланиях   народу. В свете социально-экономической модернизации знаковой для молодёжи стала статья  Нурсултана Абишевича  «Социальная модернизация Казах-стана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», где Президент признаёт молодёжь двигателем прогресса.

Сегодня сотни болашаковцев, научные и педагогические работники, прошедшие стажировку в рамках Программы «Болашак», возглавляют на-учные инновационные центры, преподают в ВУЗах страны, участвуют в уп-равлении государством, развивают бизнес.

Совершенствовалась система и структура высшего образования – откры-лись новые университеты, развивается сотрудничество между научными и образовательными центрами Казахстана и крупнейшими зарубежными уни-верситетами. Самые способные, трудолюбивые студенты могут получить качественное образование в отечественных высших учебных заведениях, ис-пользовать возможности студенческих обменов, стажировок в крупнейших университетах мира.

В настоящее время представители мировой научной элиты считают за честь преподавать и работать в крупнейших казахстанских образовательных и научных центрах, в первую очередь «Назарбаев университете», открыв-шемся в Астане в 2009 году.

В республике создана сеть интеллектуальных школ будущего, в которых юные граждане могут проявить свои способности и таланты, получить дос-тойное образование.

В настоящее время в Казахстане функционируют более 1000 различных молодежных объединений. Наиболее известными из них являются: "Конгресс молодежи Казахстана", движение "Альянс студентов Казахстана",  ОО "Союз сельской молодежи Казахстана", Молодежное крыло "Жас Отан" НДП "Нур Отан", ОО "Развитие гражданских инициатив", учреждение "Республикан-ский штаб студенческих строительных молодежных отрядов",  движение "Будущее без наркотиков» и другие.

В 2011 году 14 % молодежных организаций приняли участие в реализации социально-значимых проектов.

До 2020 года в стране планируется построить миллион 200 тысяч квадратных метров жилья для молодых семей.

Еще одно направление, которое тоже в приоритете,- это вовлечение ребят в спорт. К примеру, только в прошлом году открыто более 1,5 тысяч спортивных объектов [5].

Особые надежды молодёжь связывает с принятием новой концепции государственной молодежной политики до 2020 года. Существующая была принята 13 лет назад и уже морально устарела, она не отвечает требованиям сегодняшнего дня, поскольку изменилось и время, да и молодежь не стоит на месте. Также в республике ожидается принятие нового закона о молодежной политике.

Для того чтобы молодой человек имел возможность реализоваться, Пре-зидент предложил формировать социальные лифты для молодежи, чтобы таланты могли раскрыть свой потенциал [6].

Для качественной реализации молодежной политики во всех регионах создаются уполномоченные органы по вопросам молодежной политики. Их работа направлена на осуществление молодежных программ и поддержку молодежных инициатив. Таким образом, усилено взаимодействие между госорганами и молодежными организациями.

В Северо-Казахстанской области для реализации государственной мо-лодежной политики, повышения социально-политической активности моло-дежи создан Совет как консультативно-совещательный орган при областном  акимате.  В состав Совета входит 23 человек, из них 13- лидеры молодежных организаций.

Молодежными общественными объединениями в Северо – Казахстанской области только за 2011 год реализовано 8 проектов в сфере молодежной политики.

За период 2011 года в областных электронных и печатных СМИ опуб-ликовано более 960 статей, вышло 700 сюжетов, 20 социальных роликов, посвящённых реализации государственной молодежной политики [7].  

Результатами плодотворной работы  за 2012 год являются:

·        Внедрение  социально-значимых проектов «С дипломом в село», «Молодежный кадровый резерв», «Молодежная практика»;

·        создание на базе Евразийского национального университета научно-исследовательского центра «Молодёжь»;

·        содействие в трудоустройстве 95-ти тысячам молодых казахстанцев;

·        разработка Концепции государственной молодежной политики до 2020 года и законопроекта, касающегося  данной проблемы. Его планируется принять уже в первой половине будущего года.

В Казахстане работают 11 крупнейших молодежных организаций, включая «Жас Отан».

В структуре Министерства образования и науки создан Комитет по молодежной политике, а в регионах – акимы областей лично возглавили Советы по делам молодежи.

Президент и Правительство уделяют большое внимание духовно-нравственному, общеполитическому росту молодёжи. Разрабатываются  и реализуются общенациональные инициативы и проекты, направленные на поддержку наиболее перспективной части населения, продолжается поиск эффективных  форм, методов и ресурсов осуществления молодежной политики; ставятся новые задачи в условиях модернизации общества.

 

 

 

1.2.     Государственные программные меры поддержки молодежи и молодежных инициатив в сельской местности.

Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономи-ческие и социальные структуры общества. Вместе с тем она является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.  Село испытывает дефицит социальных институтов. Поэтому многие молодые люди не хотят жить и работать в селе и уезжают в город, даже когда в селе есть работа. Какую политику проводит государство, чтобы привлечь молодёжь на работу в сельскую местность?

Поддержку значительного числа молодежи получил социальный проект молодежного крыла партии «Нур Отан» «С дипломом – в село». В рамках этой программы на 2012-2014 годы в республиканском бюджете предус-мотрено 21,6 миллиарда тенге для привлечения более 16-ти тысяч молодых специалистов. Меры социальной поддержки молодых специалистов в сельской местности способствовали тому, что за последние три года в села уже вернулись более 16 тысяч молодых специалистов – педагогов, врачей, спортивных тренеров, работников сферы культуры, социальных работников [8]. Самое главное, есть конкретный социальный механизм, первые подъемные пособия, когда молодой специалист приезжает работать в село. Это более 100 тысяч тенге на сегодня. Кредит по очень низкой процентной ставке в размере 16 тысяч долларов - это очень хорошая возможность для молодого человека, нежели он будет ходить в городе безработным, без жилья. Т.е. сразу несколько вопросов решаются - это расцвет села, привлечение молодежи на село, вопрос трудоустройства и вопрос обеспечения жильем – комплекс мер.

Улучшение качества жизни в сельской местности, социальная поддержка в виде получения подъемных, льготного кредита на получение жилья, 25 процентная надбавка к заработной плате, почет и уважение земляков и односельчан является неплохим социальным стартом и альтер-нативой неустроенной жизни и непостоянным заработкам в городе для сельской молодежи.

Главная цель проекта « С дипломом в село» — реализация Закона Республики Казахстан «О мерах социальной поддержки и стимулирования работников социальной сферы сельских населенных пунктов». С 2009 года в Северо-Казахстанской области трудоустроено в селе: 16 134 специалиста социальной сферы, 76 % -педагоги, 19%– специалисты здравоохранения, 516 – культуры, 133 - социального обеспечения и 166 - спорта. На выплату подъемного пособия - 1,6 млрд. тенге, бюджетные кредиты на приобретение жилья - 3 953 специалистам  на сумму 4,7 млрд. тенге[9].

Данный проект проводится совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и организациями-партнерами МК «Жас Отан» — Союзом сельской молодежи Казахстана и Альянсом студентов Казахстана.

Организаторы проекта информируют население через все виды СМИ: публикуются статьи и интервью в газетах, выпущен видеоролик, который в данный момент транслируется на республиканских каналах, размещена информация на сайте Министерства сельского хозяйства и НДП «Нур Отан».

С целью разъяснения населению правил переезда и мер социальной поддержки на базе региональных филиалов МК «Жас Отан» ведутся консуль-тации и проводятся мероприятия, призванные агитировать молодежь ехать жить и работать в селе.

Другой программой, принятой в 2009 году для поддержки сельской молодёжи, является «Ауыл жастары», реализуемой по следующим направлениям:

·        мониторинг и анализ проблем,

·        повышение лидерских навыков,

·        обеспечение социальных прав и гарантий,

·        формирование навыков здорового образа жизни среди сельской молодежи,

·        снижение информационного неравенства на селе,

·        поддержка молодых специалистов, прибывающих на село,

·         развитие и поддержка сельских молодежных НПО и молодых талантов.     

По проекту «Ауыл жастары» 12 тысяч молодых специалистов приехали работать во благо села. Из республиканского и местных бюджетов на реализацию программы в 2009-2011гг. выделено 10738,10 млн. тенге [10].

Из года в год казахстанские выпускники вузов и колледжей сталкиваются с одной и той же проблемой - трудоустройство. Поиск работы затягивается на месяцы. В свете этого проект «Молодежная практика» в рамках государственной программы «Дорожная карта» выглядит спасатель-ным кругом для тех, кто нуждается в первичном трудовом опыте и деньгах. Конечно, государство не может предложить большую оплату труда - в прошлом году 15 тысяч тенге, в этом году 20 тысяч. Но работодатель по своему желанию может производить какие-то доплаты практиканту.

 Недостатком является то, что подавляющее большинство вакансий открыто именно в государственных органах. Производственные предприятия не проявили энтузиазма в создании рабочих мест - зачем обучать тех, кто уже должен быть обучен? Вот и получается, что в стране опять плодятся чинов-ники, а реальным производством заняться некому. А в настоящее время аграрный сектор экономики страны испытывает острый недостаток в высококвалифицированных кадрах. В государственных сельскохозяйст-венных организациях наиболее востребованы ветеринары, агрономы, зоотехники, фермеры-менеджеры, агроинженеры, организаторы лесного хозяйства и специалисты по переработке сельхозпродукции.

Каждый выпускник, который имеет проблемы с трудоустройством, может пройти «Молодежную практику». Для этого ему нужно обратиться по месту своей регистрации в районный отдел занятости, подготовив пакет документов: диплом о полученном образовании, удостоверение личности, РНН, СИК. Его поставят на учет и постараются подобрать работу по специ-альности. Стажировка рассчитана на шесть месяцев. Единственное условие - претендент должен быть выпускником вуза или колледжа 2007-го, 2008-го или этого года и нигде после учебы не работавшим, соответственно не имеющим трудовой книжки. По проекту «Молодёжная практика» трудоустроены около 50 тыс. выпускников на постоянную работу.  За  2011 год нашли работу только в Северо- Казахстанской области  915 выпускников, из них 493 на постоянные рабочие места. На общественные рабочие места направлено 1418 человек из числа молодежи, 610 человек из числа молодежи зарегистрированы как частные предприниматели.

«Молодёжная практика» - это хороший шанс молодым людям, окончив-шим учебные заведения, начать трудовую деятельность, пройти стажировку.

Значимым для Казахстана молодёжным проектом, направленным на трудоустройство молодёжи, является «Жасыл Ел». На его реализацию выде-лено 308,1 млн. тенге. С 2005 года привлечено на работу 139 517 молодежи и студентов.  В 2011 году запланированный объем выполненных работ соста-вил более 12 900 га [11].

Изучив материал по теме: «Сущность и содержание молодежной политики в условиях социально-экономической модернизации», мы делаем вывод, в Казахстане проблемам молодёжи уделяется большое внимание.  Государственная молодежная политика в Республике Казахстан в сфере труда и занятости сельской молодёжи осуществляется посредством реализации программ занятости молодежи, развития общественных работ и обучения молодежи на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации.

 

 

 

 

 

 II.          Молодёжь как особая социально - демографическая группа населения в сёлах Кайранкольского сельского округа.

2.1. Изучение проблем местной  молодёжи.

Несмотря на усилия государства в области модернизации молодёжной политики, в село молодёжь едет неохотно. Почему? В Кайранкольском сель-ском округе проживает 1 725  человек, из них 25,6% молодёжи [12].  Изучив данные о проживании выпускников 2003-2007 годов сёл Кайранкольского сельского округа, мы выяснили, что 46 % из них проживают на данный момент в сельской местности, но в родной деревне из них остались только 34%. 12% молодёжи прописаны в селе, но находятся на временных за-работках в строящейся столице. Те, кто устроился в городе, составляют  42 % от всех выпускников.  Исходя из  этого, мы делаем вывод, что  в родном селе осталась третья часть выпускников. Причины того, что молодёжь либо вернулась в село, либо не уезжала:

-желание самореализоваться на родной земле;

-ответственность за близких;  
-известные материальные трудности проживания в городе
.

Чем занята молодёжь сёл Кайранкольского сельского округа?  Какие проблемы испытывают молодые люди, оставшиеся в сельской местности?

Кайранкольский сельский округ - один из самых отдалённых от област-ного центра. Расстояние от центра округа, села Кайранколь, до Петропав-ловска равно 285 километров, а до районного центра- 105 километров. Ка-чество отрезка дороги Кайранколь – Благовещенка очень низкое, что вызы-вает трудности с выездом в административные центры и места учёбы. По этой же причине автобусное сообщение неудобно для населения. Стоимость поездки на такси финансово довольно ощутимо. Цена проезда до Петро-павловска колеблется от 1500 тысячи до 2000 тысяч. Особо остро в связи с этим встаёт вопрос получения медицинской помощи в случае её экстренной необходимости. В округе работает санитарная амбулатория  в селе Кайран-коль и фельдшерский акушерский пункт в селе Украинское.  Акушер и зуб-ной врач один на три села. А для получения более квалифицированной по-мощи приходится ехать за сто километров. Этот факт является проблемой как для стариков, так и для молодёжи. Многие из тех, с кем мы беседовали, отмечают фактор отдалённости от города и райцентра - одной из основных причин того, что молодёжь не закрепляется в селе, мечтает поменять место жительства.

Село Кайранколь - одно из тех сёл, которые более стабильны в плане занятости населения. Это происходит потому, что в здесь работают элева-торы, строится мощный комплекс хранения и переработки зерна, действует железная дорога. Село имеет статус стратегического, и социальный уровень  здесь на порядок выше. Два действующих элеватора и один строящийся обеспечили рабочими местами   почти 100 сельчан, половина из которых молодёжь.

 Молодёжь работает в ТОО «Кайранколь Астык», ТОО «Атамекен Агро», в фермерском хозяйстве «Кристина». В 2012 году  количество рабо-тающих в селе Кайранколь значительно превышает сравнительные данные с другими сёлами.

Из числа опрошенной молодёжи данного села материальное состояние своей семьи называют вполне удовлетворительным, « мы ни в чём не нуждаемся» – 50%;  «нормальное, но больших покупок не делаем» – 46%. В то время, как в селах Новое и Украинское эти показатели значительно ниже.  В данных населённых пунктах действует по одному ТОО и нет крупных фермерских хозяйств, вопрос трудоустройства стоит остро. Низкая оплата труда и сезонность работ создают социально- экономические трудности. В село приходит современная  техника с компьютерным управлением - это уменьшает количество работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Трудоспособная часть населения вынуждена либо вести домашнее хозяйство, либо выезжать за пределы округа на временные заработки. Но в беседе с руководителями хозяйств было выяснено, что хозяйства нуждаются в агрономах, бухгалтерах со знанием компьютера, агрономах. На село приезжают по программе «С дипломом в село» в основном учителя, а других специалистов нет, или они недолго задерживаются в селе.

Но сельчане по-своему решают свои проблемы.  Многие заняты на личном  подворье, выращивая КРС, лошадей, овец, птицу. Местные ТОО помогают селянам в заготовке кормов. Но в этом году из-за низкой урожайности ощущается недостаток зерноотходов. Вечным вопросом остаются низкие закупочные цены на мясо, которое крестьяне продают не сами конкретным потребителям, а перекупщикам. Эти факторы приводят к тому, что у селян редко бывают излишки, которые они могут отложить, например, на учёбу своим детям или съездить отдохнуть всей семьёй на курорт. А в селе Новое нет даже продовольственного  магазина. За товаром население едет в соседние сёла.

Остро на селе стоит вопрос организации досуга. На три села действует один клуб и одна библиотека в селе Украинское. В селе Кайранколь открыли бар после того как в феврале 2011 года акиму района Ибраеву С. было нап-равлено коллективное письмо от 230 человек. Письмо отражало желание  молодёжи иметь культурное учреждение для организации досуга. Старое из-ношенное  здание клуба 1985 года постройки   принадлежит местному крес-тьянину А. Байкенову, который заявил, что хочет продать его. Ремонтировать клуб он не намерен и отдавать здание государству бесплатно не хочет. Вли-вание же государственных средств в частный сектор невозможно, поэтому этот вопрос пока не решён. Бар предполагает наличие спиртных напитков и в таком учреждении не всем категориям молодых людей интересно.

Большой проблемой на селе остаётся употребление и злоупотребление многими жителями села и, к сожалению, молодежью спиртных напитков. Из-за того, что многие молодые люди не имеют перспектив на будущее, а по телевидению видят «красивую жизнь», возникает депрессивное состояние, поэтому часть этой молодёжи тянется к спиртному.  Нами было выяснено, что большая часть пьющей молодёжи – это юноши. Непропорциональность в соотношении на селе девушек и молодых людей ведёт к тому, что парни, вовремя не создав семью, опускаются. Хотя многие из них, в принципе, хорошие простые и трудолюбивые люди.

В ходе исследования все три группы молодёжи (учащиеся, рабочая мо-лодёжь и безработная или самозанятая молодёжь) единодушны во мнении  и  называют основными негативными факторами на селе: безработицу и пьян-ство. Рабочую молодёжь волнует, помимо обозначенных проблем , бездухов-ность населения-16%. На важность проблемы занятости на селе указывает и тот факт, что все группы молодёжи отметили необходимость создания, в ка-честве помощи, молодёжных бирж и служб трудоустройства.

Время не стоит на месте. Благодаря функционированию  национальных проектов по развитию АПК Казахстана, молодёжных проектов, сельский житель сегодня может частично разрешать  трудности, оказывающие непосредственное влияние на социально-культурную сферу села, проблемы, которые были трудно разрешимы в период становления независимости государства.  Предстоит колоссальная работа всех государственных и социальных структур, прежде чем условия проживания в сельской местности будут соответствовать духу времени, будут способствовать привлечению молодых, креативных  юношей работе на земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социальный портрет молодёжи сёл Кайранкольского сельского округа на основе эмпирического исследования.  

Чтобы создать социальный портрет молодёжи Кайранкольского сельского округа, был проведен ряд бесед с местным населением и  социологический опрос молодых людей в возрасте 14-29 лет. Для этого была разработана анкета, состоящая из 24 вопросов, касающихся темы исследования. В анкетировании принимали участие 107 человек. (макет анкеты представлен в приложении). Всего было обработана 61 анкета учащихся, 21- рабочей и 25 анкет, принадлежащих безработной или самоза-нятой молодёжи. Согласно исследованиям, 19,6% молодежи работает на постоянной основе, 57,0% учатся, численность молодых предпринимателей составляет около 0,0%, не имеют постоянной работы и не учатся около 23% молодежи.

Основные выводы по результатам исследования следующие.

Несмотря на проблемы в сельской местности округа, отрадно заметить, что 93% участников исследования любят своё село, 7%- не  задумывались над этим  и никто из участников опроса не ответил, что не любит свою малую Родину. Как видим, уровень социального оптимизма у сельской молодежи высокий, но нужно учитывать тот факт, что только 6% будущих выпускников 2013 года не собираются менять свое место жительства на город, будет продолжать жить и трудиться на благо родного села, к ним присоединяется 3% тех, кто хочет вернуться после учёбы. Целых 78 % выпускников хотят выучиться и остаться в городе.

 «После школы необходимо ехать учиться в город, работы в селе нет, все стараются найти работу в городе и остаться там жить», – подчеркивают многие респонденты.

 Поистине национальной угрозой становится проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не только сокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но и преобладанием семей с одним ребёнком. Но согласно опросу, в Кайранкольском округе несколько иная ситуация.  60,0% молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет планируют иметь двоих, 30% троих детей, 8,0% - одного ребенка, и только 2% вообще не хотят иметь детей. Иметь больше трёх детей не хочет ни один из опрошенных респондентов.  Молодежь называет такие причины неже-лания иметь более трёх детей: материальные затруднения, необходимость завершить учебу, жилищные проблемы.

В нынешних условиях молодежь ориентирована на материальные ценности. На вопрос « почему Вы выбрали именно эту профессию?» 65 % учащихся ответили, что она обеспечивает хорошие перспективы в будущем (заработная плата, карьера), 20%- эта профессия интересна мне. А большинство же рабочей молодёжи- 54% ответила на этот вопрос - « у меня есть способности к этой профессии».

Результаты исследования показывают, что получение образования является важным для 67,0% опрошенных молодых людей. При этом совре-менная социально-экономическая ситуация такова, что система професси-онального образования не гарантирует получения желаемой работы по профессии. Да и предпринимательство как вид деятельности, приносящей дополнительные доходы, для 59,7% молодежи не представляет интереса, в связи с отсутствием стартового капитала и должных условий для занятия им.

Современные молодые люди, живущие на селе, надеются в жизни прежде всего на себя, свои знания, упорство-49% и своих родителей- 25%. Выбор образования, профессии, места жительства сельская молодежь осуществляет, исходя из собственных возможностей, реальной ситуации, возможностей родителей, не столько надеясь на государство, сколько на собственные силы.

Анализ ситуации, сложившейся в молодежной среде, свидетельствует о том, что ослабление внимания общества к проблеме организации свободного времени подростков и молодежи ведет к негативным последствиям: 66,8% молодежи всем видам активного организованного досуга предпочитают про-слушивание музыки, просмотр телевизора, компьютерные игры. Основной формой общения молодёжи являются: переписки по SMS, «зависание» в АГЕНТЕ. Пропадает живое общение. В списке расходов молодежи на «ду-ховную пищу» приоритетными являются аудио и видеозаписи. Ныне телеви-дение формирует у молодежи неадекватное, искаженное восприятие окружа-ющей нас реальной действительности.

В настоящее время многие каналы телевидения заполнены празднич-ными шоу, карнавалами и шумными презентациями. Все это приучает моло-дежь к легкой, беспроблемной жизни. Отдыхать, ничего не делая, предпочитает 4,2% молодежи. 50% рабочей молодежи не имеют свободного времени и нуждаются в организации летнего отдыха.

Посещение дискотек – это своеобразная отличительная черта молодежи возраста 14-18 лет. Так проводят свой досуг порядка 30% молодежи этого возраста. Достаточно популярным среди молодежи младшей возрастной группы является занятие хобби, занятие спортом.

Характер проводимого молодежью досуга во многом определяет и их информационные предпочтения. Основным информационным источником для большинства молодых людей является телевидение (87,4%). Второй по популярности источник получения информации в молодежной среде – газеты, их читает 40,4% молодых людей. Каждый третий молодой человек получает интересующую его информацию в Интернете (34,1%), каждый пятый – от родственников и друзей (21,1%). Менее распространены такие источники получения информации как иллюстрированные журналы и радио (8,8% и 6,2% соответственно). У рабочей молодёжи высок интерес к  Интернету (89%)  и из-за активной социализации, отмечается рост интереса к социальной, политической жизни общества, значительно увеличивается доля читающих газеты, а для  безработной молодёжи главным источником информации является телевидение (91 %).

Среди сельских молодых людей есть так называемая сельская интеллигенция, которая на фоне преобразований на селе, в условиях экономической независимости от сельскохозяйственного производства, стремится участвовать в проведении социальных акций (благоустройство приусадебного участка, улиц и парков, помощь ветеранам и др.), проявляя инициативу и ответственность.

Большая часть сельской молодежи обладает определенными знаниями, особенно сельскохозяйственными, интересом к жизни, способностями, но при этом сталкивается с трудными условиями для их эффективной реализации на селе.

Сельская молодежь, как и городская, стремится использовать открывшиеся в условиях рынка большие возможности в образовании, в карьерном росте, в получении новых профессий, в модной одежде, в путешествиях.

В нынешней среде сельской молодежи имеются группы социально активных молодых людей, стремящихся действовать, чтобы занять определенное место в жизни.

Немногочисленная социально пассивная часть молодежи не желает и не видит возможности противостоять жизненным трудностям. Большинство молодых людей хотят быть самостоятельными, желают не зависеть от родителей в материальном плане, самостоятельно зарабатывать деньги, чего-то добиться в жизни.

Делаем вывод, что,  несмотря на трудности, патриотизм молодых людей очень высок, они любят свою малую Родину и хотели бы принести пользу селу. Большая часть молодёжи понимает, что успех в жизни невозможен без получения хорошего образования и   трудолюбия и ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

III.      Реализация потенциала инновационного ресурса молодых селян  на благо Родины.

3.1. Инновационный ресурс молодёжи сёл Кайранкольского сель-ского  округа.

Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культур-ными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней. Сельские жи-тели сегодня являются носителями исторической памяти, социального тру-дового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия. Воз-можность реализации инновационного потенциала современной сельской мо-лодежи в социально-экономических преобразованиях сельского социума обусловлена уровнем готовности молодежи к организации своей жизни и обустройству села; к работе по полученной профессии, к работе на земле; к организации собственного дела в условиях села, своей семейной жизни, досуга.

Важным критерием инновационного потенциала сельской молодежи являются, на наш взгляд, образовательный потенциал (знания, умения, навыки). Из всех выпускников, сдававших ЕНТ в 2012 году, 80% поступили в ВУЗы и средне-специальные заведения Республики Казахстан на бюджетной основе. Кроме того, учащиеся школ принимают активное участие во всех районных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, добиваясь хороших результатов. Проведение в 2012 году скоростного Интернета позволило учащимся школ ещё активнее включиться в процесс интеграции образовательного процесса, пробуя силы в республиканских интерактивных интеллектуальных конкурсах. Средние школы округа оснащены компьютерными классами, есть интерактивные доски, а качественный состав учителей соответствует требованиям и нормам современного образовательного процесса.

Другим важным критерием инновационного потенциала сельской молодежи являются, на наш взгляд, ее главные жизненные цели.

В числе главных жизненных приоритетов выпускники сельских школ назвали такие, как дружная, крепкая семья (21,2%); желание стать высококвалифицированным специалистом (15,7%); стать богатым, материально независимым человеком (12,7).

Молодёжь также желает иметь крепкое здоровье, заниматься спортом, сделать карьеру, добиться высокого положения в обществе, встретить любовь, реализовать свои способности, достичь высокого уровня культуры, жить в свое удовольствие, овладевать знаниями, служить людям.

Как видим, главные жизненные приоритеты выпускников сельских школ в основном свидетельствуют о приоритете у молодежи социально одобряемых целей.

Значимым критерием инновационного потенциала сельской молодежи является, на наш взгляд, жизненный выбор села как места жительства. Согласно оценкам молодых селян, практически вся молодежь стремится покинуть свое село, перебраться в районный центр, в другое село, но поближе к городу, а в лучшем случае – в областной центр.

И все-таки определенная часть молодых людей хотела бы остаться в деревне, трудиться на земле, но отсутствие рабочих мест, низкая оплата труда, невысокий уровень социально-бытовых условий заставляют молодых людей уезжать в Петропавловск.

Среди опрошенных каждый третий молодой респондент считает, что желание жить и работать на селе у молодежи есть. При этом называются раз--ные мотивации. В их числе – желание самореализоваться на родной земле, ответственность за близких, известные материальные трудности проживания в городе.

Важный критерий инновационного потенциала сельской молодежи,  как мы считаем, представляет собой готовность молодых людей работать на земле. Согласно результатам исследования, половина учащихся старших классов сельских школ Кайранкольского сельского округа (47,9%) не заинтересованы в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю; 32,5% – заинтересованы в получении знаний, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ); 10,5% – хотят получить знания, которые помогут им поступить в сельскохозяйственные учебные заведения; еще 9,1% – заинтересованы в сельскохозяйственной профессии и соответствующем документе. Как видим, многие учащиеся старших классов сельских школ заинтересованы в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю.

В числе критериев инновационного потенциала сельской молодежи мы рассматриваем ее готовность к организации своего дела. Исследование показало, что в сельском социуме есть молодые люди, которые могут организовать свое дело на селе.

Условия, при которых молодежное предпринимательство возможно, определили сами участники исследования: «если есть определенные знания»; «если поставить такую цель и получить возможность приобрести стартовый капитал»; «если у молодых людей есть состоятельные родители, которые могут помочь своим детям».

Важным критерием инновационного потенциала сельской молодежи является отношение сельской молодежи к выбору профессии. Большая часть молодежи села стремится к получению профессии. Наибольшее влияние на выбор сельскими молодыми людьми профессии оказывают реальные условия жизни. И среди них – доступность поступления, близость учебного заведения от дома, возможность найти работу по этой профессии, спрос на эту профессию. Главные мотивы выбора профессии выпускниками– интересная работа, возможность сделать карьеру, престижность профессии, а также тот факт, что она приносит пользу людям.

Следующим важным критерием инновационного потенциала сельской молодежи является отношение молодежи к созданию семьи. Ориентация сельской молодежи на создание семьи имеет ярко выраженный характер. Большинство молодых людей планируют создавать семью после получения высшего и среднего профессионального образования. В целом, сельская молодежь не спешит с бракосочетанием, понимая, что для семейной жизни нужно иметь образование, хорошую работу, жилье, постоянный доход.

Основная часть молодежи на селе – это учащиеся школ и студенты. Несмотря на то, что село – небольшая административная единица, в ней просматривается, правда, не так ярко выраженное, социальное расслоение людей, молодежи в том числе.

Молодежная сельская среда имеет свои отличительные особенности. В ней по-прежнему значимы традиции, особенно такие, как создание семьи, уважение общественного мнения, авторитет родителей. Жизнь на селе, по-прежнему, человека ко многому обязывает: большинство людей знают друг друга не в одном поколении, поэтому сохранилась традиция общественного контроля, «людской молвы», которая нередко предостерегает молодых людей от необдуманных поступков, формирует искреннее чувство стыда и ответственности перед собой и своей семьей.

Молодые люди – выпускники сельских школ, согласно их оценке, в большей степени обладают следующими качествами: готовностью постоять за себя, уважением к людям, общительностью, доброжелательностью.

Многие молодые люди из села не уверены в себе, обладают заниженной самооценкой, нуждаются в моральной и материальной поддержке взрослых.

Современная сельская молодежь, вопреки общему мнению, вооружена знаниями, решительна, устремлена к созданию личного капитала, а значит, способна к самостоятельной деятельности.

Она более информирована, социально активна, адаптивна к новым условиям социальной жизни, достаточно реалистично смотрит на жизнь, в сравнении с молодыми людьми предшествующего поколения.

 

 

 

 

 

      3.2. Предложения по использованию потенциала сельской молодёжи.

Инновационный потенциал сельской молодежи включает в себя: личностный потенциал в виде соответствующих качеств, способностей, интересов личности; образовательный – знания, умения, навыки; трудовой – трудовые умения, обезличенные трудовые ресурсы; интеллектуальный – способности к мышлению, созиданию, созданию интеллектуальных продуктов; творческий – креативные компетентности.

О ценности учёбы в школе говорят полученные данные, 61% к числу опрошенных хотели бы, чтобы учёба позволяла приобрести профессию. Это указывает на тот факт, что у подростков господствует ориентация на приобретение с помощью школьных знаний профессии. Идёт интуитивное, неосознанное деление приобретаемых в школе и вне её знаний на нужные для будущей профессии и лишние. Но если не придётся по ней работать, как же без общей широкой подготовки молодые люди смогут приспособиться к жизни? Обнаружилось, что чем старше учащиеся, тем ярче у них выражена ориентация только на  те знания, которые дают возможность поступить на желаемую специальность. Этот подход господствует уже в 7-9 классах, а к выпускному ещё усиливается. В этой ситуации жизненно необходимо усилить работу по профориентации учащихся и принять государственную концепцию развития сельской школы в условиях рыночной экономики. Настало время обновить нормативную базу трудовой подготовки школьников. Необходимо, чтобы соответствующие инстанции утвердили новые положения о пришкольном учебно-опытном участке, ученической производственной бригаде. Многие школьники хотели бы подработать во время летних каникул. Учащиеся с завистью слушают рассказы старшего поколения о производственных бригадах, и о том, что члены этих бригад в августе формировали группы для поездки в какой-нибудь город СССР по путёвке. Хотелось бы возродить эту практику. Или в условиях рыночной экономики это уже невозможно?

За последние три года ни один из выпускников нашей школы не смог организовать свое дело, так как для этого нет условий, но работать на земле умеют многие. В сельской среде, бесспорно, есть молодые люди, которые могут организовать свое дело, но сельское предпринимательство и фермерство в силу отсутствия стартового капитала и необходимых профессиональных навыков не притягивают молодежь. Молодёжь ничего не знает о имеющихся отдельных примерах успешного хозяйствования на селе, молодежного предпринимательства в аграрной и социальной сферах. Их опыт не распространяется и не пропагандируется. Кроме того, для того чтобы решиться на своё дело, нужна информация о том, какие нужны документы, справки, как составить бизнес-план, где лучше взять кредит, какие есть государственные механизмы защиты начинающих предпринимателей. А для этого полезно проводить выездные встречи с профессионалами из бизнес-центров, из ресурсного центра сельской молодёжи, которые могли бы дать конкретные советы. Повысить интерес к труду на селе помогли бы показательные семинары с теми молодыми крестьянами, кто имеет успехи в бизнесе. Интересно было бы организовать круглые столы, по этой теме с работниками акимата, предпринимателями, ра-бочей, самозанятой и безработной молодёжью, учениками старших классов.

Очень важно поднимать авторитет и социальный статус работника сельскохозяйственного труда, культивировать идею о том, что по своей значимости труд сельского работника даже превосходит труд горожанина. Ведь не каждый день мы покупаем холодильник, диван, телевизор. А вот без мяса, молока, яиц - и дня не прожить! Это должны остро сознавать сегодняшние выпускники школ, выбирающие путь сельского труженика. Им есть чем гордиться, им предстоит кормить Казахстан. Кормилец и в семье, и в стране - самый уважаемый статус. К сожалению, это пропагандистское звено пока слабо работает. Вот когда парень или девушка с гордостью скажут: "Мы деревенские!", значит, прогресс есть, меняется их самоощущение, а значит, и уважение к своему селу, своему делу. Наше государство успешно реализует многие инновационные проекты, строятся новые промышленные комплексы, расширяются и модернизируются старые. Мы считаем жизненно необходимым наладить производство мини-тракторов у нас в стране и на льготных условиях кредитовать их крестьянам. На своей технике селянин сможет не только свою семью прокормить, но и город. Государство многие периоды своей истории всё выжимало из села - это время гражданской войны, индустриализация, военное и послевоенное время, девяностые годы. А если вспомнить НЭП, то деревне не много- то и надо. Возможность крестьянину почувствовать себя хозяином на селе, установленные приемлемые налоги,  разумный контроль государства, свободная торговля – вот, что спасёт деревню.

Самая трудная социальная ситуация для сельской молодежи складывается тогда, когда молодые люди завершили свое обучение в образовательном учреждении и оказываются без какой-либо организованной социальной поддержки. Хорошо было бы ввести в постоянную практику брать шефство над выпускниками сельских школ администрации района, обеспечивать молодых людей целевыми направлениями в учебные заведения, а потом способствовать их трудоустройству в селе.

Деятельность местной власти, молодежных структур в большинстве сельских поселений не является столь значимой и продуктивной, чтобы способствовать закреплению молодежи на селе, реализации инновационного потенциала группы социально зрелой молодежи, которая имеет образование, профессию, семью.

В связи с данной ситуацией инновационный потенциал сельской молодежи работает на город, тем самым обедняя трудовые ресурсы села, оставляя село без надежды на изменение демографической и социальной ситуации, школы – без новых учеников. За годы реформ, новой экономи-ческой и социальной политики молодежь не стала опорой государства в модернизации агропромышленного производства, в развитии социальной сферы села, включая развитие малого и среднего предпринимательства.

В условиях модернизации страны государство не игнорирует инновационный потенциал сельской молодежи в социально-экономических преобразованиях на селе, но слабо использует энергию и устремления молодых людей в развитии агропромышленного комплекса страны.

Вместе с тем именно в молодежном возрасте потребность в само-реализации выражается особенно ярко. Предлагаем  молодёжи тоже не си-деть на месте. Сейчас открываются новые возможности Интернета в поиске информации, общении. Появились сайты акима и РОО Жамбылского района. Пришло время молодёжи Жамбылского района создать свою страничку на данных сайтах, где можно было бы получить информацию о трудоус-тройстве, профориентации, новых программах, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах.  В будущем можно объединиться и создать свой сайт.

Несмотря на углубляющуюся тенденцию миграции сельской молодежи в город, у определенной части молодежи имеется желание работать и жить на селе. Но для этого необходимо в нашем конкретном случае, хотя бы отремон-тировать дорожное покрытие трассы Благовещенка – Кайранколь. Дорога имеет стратегическое значение, по ней с хозяйств тяжёлые машины везут зерно на Кайранкольские элеваторы, и под колесами большегрузных машин  асфальт приходит в негодность.

И второй момент, необходимо  признать, что социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей.

В каждом своем выступлении или послании Нурсултан Абишевич всегда акцентирует свое внимание на развитии казахстанской молодежи, формировании ее конкурентоспособных преимуществ. Но это не должно быть только заботой государства. Каждый молодой житель нашей страны должен сам в первую очередь задумываться о своем будущем. Высокие знания, профессионализм, честный труд — вот к чему должен стремиться каждый казахстанец

 

Заключение.

Подводя итоги сказанному, сделаем следующие выводы.

Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая треть населения республики, – это большая социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства.

Современная сельская молодежь формируется в условиях противоречивого общества: с одной стороны, для нее открылись возможности, которых ранее не было у родителей, с другой – социальные условия жизни на селе являются сложными, непривлекательными, неперспективными для молодых людей.

Важнейшим фактором трудоустройства молодых специалистов с начальным и средним профессиональным образованием является высокий уровень заработной платы, обеспечить который сельский социум сегодня не может. В последние годы в производственной сфере села резко увеличился спрос на рабочие кадры высшей квалификации. Однако среди сельской молодежи престиж рабочих профессий, как и сельскохозяйственных, невысок.

За годы построения современного общества село стало сферой жизнедеятельности людей, которую государство стремится развивать. Осознание данного факта порождает конструктивные модели поведения молодых людей.

Активная часть молодежи предпочитает обратиться к инициативным действиям, направленным на отъезд из села. Незначительная часть молодых людей выбирает созидательно-преобразующую деятельность на селе, работая в государственных, либо в коммерческих структурах, либо организуя свое дело.

Социально пассивная часть молодежи, проживающей на селе, не стремится получить какое-либо профессиональное образование, ведет социально-пассивный образ жизни, перебиваясь временной работой или случайными заработками. Имеется на селе группа безработной молодежи, занимающейся воровством, мошенничеством, пьянством, попадающая под влияние асоциальных элементов.

Большая часть молодых людей, живущих на селе, обладает инновационным потенциалом, но, чтобы он был реализован, требуется поддержка села со стороны государства и общества, а она сегодня значимая. Решающая роль в реализации инновационного потенциала учащейся молодежи сегодня принадлежит образованию.

Выдвинутая нами  гипотеза, что несмотря на социально-экономические и культурные проблемы сельской молодёжи, а это: проблема организации до-суга; проблема алкоголизма и курения; проблема профессионального само-определения и трудоустройства; проблема национального и духовно-нравст-венного самосознания, сельская молодёжь имеет и инновационный потен-циал, была доказана. На основе исследования мы выделили у сельской молодёжи сёл Кайранкольского сельского округа  следующие качества - это стремление к образованию, воспитание, способности к труду, интел-лектуальные и творческие возможности, личностные качества человека, необходимые для развития инновационной деятельности и внесли некоторые практические предложения по реализации данного потенциала. Реализация этих мер, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности управления молодежной политикой на местном уровне.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.   Зайниева Л.Ю. Международная практика в области молодежной политики // Государственная молодежная политика. – Астана: МКИОС РК. 2003. - 113 с

2.   Зайниева Л.Ю. Государственная молодежная политика в содружестве независимых государств  Астана: МКИОС РК. 2003. - 303 с.

3.   Н.Н. Уразов, Г.Н. Шойкин и др. « Государственная молодёжная политика Республики Казахстан: опыт законодательного обеспечения. В 4-х частях. Часть 2.. – Астана: МКИОС РК. 2003. - 208 с.

4.   «Казахстанская правда» Выступление Президента Н.А. Назарбаева на съезде молодежного крыла «Жас Отан»(Астана, от 16 мая 2008г.) с.1-2

5.http://www.khabar.kz- Выступление Президента Казахстана на II съезде    

 Молодежного крыла «Жас Отан»

6.http://www.zhastar.kz/-Программная статья Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

7. http://petropavl.sko.kz/- Отчёт акима Северо-Казахстанской области за      

    2011 год

8. http://www.edu.gov.kz/- Аналитический отчет о ходе реализации

    государственной молодежной политики

9. http://www.zhastar.kz/- Реализация программы « С дипломом в село»

10. http://www.edu.gov.kz/- Аналитический отчет о ходе реализации

     государственной молодежной политики

11.http://www.edu.gov.kz/- Аналитический отчет о ходе реализации

     государственной молодежной политики

12. Социально - экономический паспорт Кайранкольского сельского  

     округа.

 

 

Приложение 1

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью выявления проблем молодёжи на селе. Большинство предлагаемых вопросов содержат варианты ответов: отметьте те из них, которые соответствуют вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свой вариант.

Благодарим за участие!

1. Что Вы слышали о социальных службах (телефон доверия, биржа труда и трудоустройства, служба знакомств и др.) для молодежи?

•        Обращался сам, или знакомые

•        Знаю, что есть такая служба

•        Ничего об этом не слышал

2.Самые важные направления работы служб помощи молодежи:

•        развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства

•        психологическая помощь молодежи и молодым семьям

•        психологическая помощь подросткам

•        юридическая служба для молодежи

•        развитие клубов по интересам

•        подготовка молодежи к браку, семейной жизни

3. Знаете ли о молодежных программах реализуемыех в республике

•        да, знаю

•        нет, не знаю

4. Если знаете, то назовите эти программы

_______________________________________________________

5. Как часто вызывает интерес тема трудоустройства?

•        интересует постоянно

•        интересует периодически

•        не интересует

6. Для достижения успеха важно:

•        хорошее образование

•        состоятельные родителя

•        одаренность, талант

•        высокая трудоспособность

•        необходимые знакомства, связи

•        обладать сильной волей, целеустремленностью

•        Другое _________________

8. . Знете ли Вы в каких работниках нуждаются хозяйства вашего села?

•        да

•        нет

•        мне это не интересно

9. Сколько детей в семье планировали бы?

•        одного

•        двоих

•        троих

•        ни одного

•        больше трёх

10. Источники информации об интересующих событиях и проблемах

•        местные газеты

•        радио

•        телевидение

•        другое _________________

11. Как Вы проводите свободное время?

_______________________________________________________ _______________________________________________________

12.Есть ли у вас дома:

•        компьютер

•        телевизор

•        музыкальные инструменты (какие) ________________________

•        фотоаппарат, кинокамера

•        спортивный инвентарь (какой)

•        машина, мотоцикл, лодка с мотором

•        телефон, мобильный телефон

•        библиотека более 100 книг

•        выписываемая периодика (газеты и журналы – какие)________________

13. Выбрал ли ты свою будущую профессию (да/нет), какую____________________

14.Почему ты выбрал именно эту профессию? (подчеркни не более 3-х вариантов):

•        Она обеспечивает хорошие перспективы в будущем (заработная плата, карьера)

•        Она не требует высокого образования

•        Это очень нужная профессия

•        Она не трудная, не будет разрушать здоровье

•        Это наша «семейная» профессия

•        Эта профессия интересна мне

•        По ней легко получить образование

•        Это распространенная простая профессия

•        С ней легко устроиться в городе и уехать из села

•        Она востребована в нашем селе

•        У меня есть способности к этой профессии

•        Мне советуют педагоги

•        Мне советуют родители

•        Мне советуют друзья

•        Другое (что именно)____________________________________

•        Я не задумывался над этим

15. Как ты думаешь, какие качества или условия сегодня необходимы молодому человеку, чтобы добиться успеха в жизни (выбери не больше трех):

•        способности, талант

•        хорошие знания, профессионализм

•        трудолюбие, ответственность

•        положение, помощь родителей, связи, знакомства с нужными людьми

•        удача, везение, случай

•        стремление сделать карьеру, здоровый эгоизм

•        умение общаться с людьми, коммуникабельность

•        другое (что именно) _____________________________________

•        никогда не задумывался над этим

16.Твои планы относительно будущего:

•        планирую выучиться и устроиться в городе

•        планирую отучиться и вернуться в родное село

•        пойти работать в селе (куда, кем) _______________________________

•        служба в армии

•        выйти замуж (жениться)

•        другое (что именно) _____________________________________

17.Каково твое отношение к подготовке школьников по сельскохозяйственному профилю:

•           Считаю это нужным и полезным, это всегда пригодится в жизни

•           Она мешает учебе, и никогда не будет нужна мне в будущем

•           У нас она не ведется, и мне нечего сказать

•           Я бы хотел, чтобы она помогала в организации своего подсобного или фермерского хозяйства в будущем

•           Другое ____________________________________________

18. Какие твои социально-культурные потребности нуждаются в удовлетворении в первую очередь? (выбери не более 3-х)

•           получение дополнительного образования (какого)_____________

•           получение дополнительной информации о событиях в стране и мире

•           повышение (получение) компьютерной грамотности

•           выход в Интернет, услуги компьютерной и множительной техники

•           бытовое обслуживание (парикмахерская, ателье, магазины)

•           доступность литературы (библиотека, книжный магазин)

•           работа спортивных секций, оздоровительная работа

•          работа кружков (каких) ___________________________

•           возможность получения качественного образования

•           культурный отдых, работа учреждений культуры, развитие самодеятельности

•           организация летнего отдыха

•           другое (что именно) __________________________________

19.Как бы ты оценил материальное положение своей семьи:

•        вполне удовлетворительное, мы почти ни в чем себе не отказываем

•        нормальное, особой нужды нет, но крупные покупки делать не в состоянии

•        трудное, не хватает на хорошую одежду, но питаемся нормально

•        трудное, не хватает даже на хорошее питание

•        мы относимся к малообеспеченным, и получаем материальную помощь в школе

•        малообеспеченные, но материальной помощи не получаем

•        другое _____________________________________

20.Что для тебя значит понятие «жизненный успех» (выбери не более 3-х ответов):

•        материальное благополучие

•        хорошая, дружная семья

•        высокое общественное положение, служебная карьера

•        уважение окружающих, верность друзей

•        здоровье важнее всего на свете

•        любимая работа

•        принести пользу обществу, другим людям

•        получить от жизни все удовольствия, жить без забот

•        жить как все

•        слава, известность

•        другое (что именно)_______________________________

•        никогда не задумывался над этим.

21.Что в окружающей жизни тебя больше всего беспокоит?

•          нестабильность

•           угроза безработицы

•           бездуховность населения

•          пьянство

•           развал экономики

•           угроза войны, террористических актов

•           равнодушие, жестокость людей

•           материальные проблемы

•          преступность

•          межнациональные отношения

•          наркомания

•           угроза СПИДа

•        экология

•          личные проблемы

•           другое (напишите)_________________________________

22.Как Вы считаете, где лучше жить?

•        в городе

•        в деревне

23.Любите ли Вы родное село?

•        да

•        нет

•        не думал

24.Что Вы хотели бы поменять в родном селе?

___________________________________________

Благодарим за честные искренние ответы

Сообщите, пожалуйста, данные о себе:

Возраст

Образование

Род занятий

Приложение 2                             

Таблица 1.

Наиме-нование населен-ного пункта (все села)

Рас-е до рай-центра

Раст-е до ц-ра сельского округа

Раст-е до центра соседнего сельского округа

Автобусное сообще-ние

Количество дворов

Населения в нас. пунктах

Избирателей

Кайран-коль

100

 

40

1

252

930

568

Новое

 

12

25

0

38

147

91

Украин-ское

 

25

15

1

214

648

435

Диаграмма 1.                                 Диаграмма 2.

Таблица 2.

Населенные пункты

Количество трудоспособного населения

всего

в том числе безработные 

уровень безработицы  %

Кайранколь

930

11

1,18

Новое

147

12

8,16

Украинское

648

12

1,85

Итого:

1725

35

11,19

 

 

Диаграмма 3

Приложение 3

Таблица 3.

Населённый пункт

Коли-чество хоз-субъектов

В них работает всего

ТОО

в них работает

крестьянских хозяйств

в них работает

фермерских хозяйств

в них работает

Кайранколь

8

43

3

134

25

29

1

4

Новое

1

4

1

4

 

 

 

 

Украинское

5

41

1

27

4

5

 

 

Итого:

14

88

5

165

29

34

1

4

 

Диаграмма 4.

Диаграмма 5

Приложение 4

Таблица 4.

Нас. пункты

Гос-слу-жащие

Работники с/х

Раб. Пром-ти и др. от-раслей

Раб. образов, и здрав.

Пред-прини-матели

Безра-ботные

Сту-денты

Само-занятые

Ка-коль

4

43

176

75

7

11

32

152

Новое

 

4

1

25

 

 

3

55

Укр-ое

 

41

9

59

6

12

18

228

Итого:

4

88

186

159

13

23

53

435

 

Диаграмма 6                                                      Диаграмма 7

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 8

Приложение 5

Выпускники Украинской средней школы с 2004-2007 года.

Всего: 69 человек                                                                                                 Таблица 5

Место проживания

Количест-во человек

В селе Украинское

17

В другом селе

6

В городе Петропавловске

44

Временные заработки в Астане

2

 

Отучились и вернулись в с Украинское: 10 человек

 

 

                                                                                       Диаграмма 9

Выпускники Украинской средней школы 2009-2012 года.

Всего: 52 человека.

Таблица 6                                       

Место проживания

Количество человек

В селе Украинское

10

В другом селе

0

В городе Петропавловске

6

В других городах

2

Студенты

35

 

 

 

                                                           

                                                                   Диаграмма 10.

Приложение 6

Негативные факторы окружающей жизни по мнению сельской

Таблица7                                                       молодёжи

Негативные факторы

 Ответы учащихся

УСШ

Ответы

рабочей

молодёжи

с Украин.

Ответы безработной молодёжи

с Украин.

нестабильность

5

 

 

угроза безработицы

8

 

 

бездуховность населения

2

 

 

пьянство

10

 

 

развал экономики

3

 

 

угроза войны, террористических актов

1

 

 

равнодушие, жестокость людей

6

 

 

материальные проблемы

1

 

 

преступность

8

 

 

межнациональные отношения

0

 

 

наркомания

6

 

 

угроза СПИДа

6

 

 

экология

1

 

 

личные проблемы

0

 

 

 

Диаграмма 11.

 

Приложение 7

Таблица8

Информированность о социальных службах для молодёжи.

Обращался сам или знакомые

2

Знаю, что есть такая служба

17

Ни чего об этом не слышал

9

Диаграмма12

Таблица9

Самые важные направления служб для помощи молодёжи села

развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства

33

38

46

психологическая помощь молодежи и молодым семьям

17

12

20

психологическая помощь подросткам

28

11

9

юридическая служба для молодежи

22

6

20

развитие клубов по интересам

26

12

20

подготовка молодежи к браку, семейной жизни

8

25

22

Респонденты

учащиеся

трудящаяся молодёжь

безработная молодёжь

Диаграмма 13

Приложение 8

Таблица10

Любите ли Вы родное село?

Ответы респондентов

·        да

99

·        нет

0

·        не думал

8

Как Вы считаете, где лучше жить?

 

·        в городе

67

·        в деревне

40

Твои планы относительно будущего:

 

·        планирую выучиться и устроиться в городе

25

·        планирую отучиться и вернуться в родное село

1

·        пойти работать в селе (куда, кем) _______________________________

2

·        служба в армии

3

·        выйти замуж (жениться)

1

·        другое (что именно) _____________________________________

 

 

Таблица 11

 Как ты думаешь, какие качества или условия сегодня необходимы молодому человеку, чтобы добиться успеха в жизни (выбери не больше трех):

Учащиеся

Рабочая молодёжь

Безработная молодёжь

·        способности, талант

38

2

2

·        хорошие знания, профессионализм

69

7

8

·        трудолюбие, ответственность

49

4

5

·        положение, помощь родителей, связи, знакомства с нужными людьми

7

1

4

·        удача, везение, случай

3

1

3

·        стремление сделать карьеру, здоровый эгоизм

7

2

1

·        умение общаться с людьми, коммуникабельность

 

3

2

·        другое (что именно) _____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Таблица12

 Какие твои социально-культурные потребности нуждаются в удовлетворении в первую очередь? (выбери не более 3-х)

Учащиеся

Рабочая молодёжь

Безработная молодёжь

получение дополнительного образования

1

5

3

получение дополнительной информации о событиях в стране и мире

4

 

1

повышение (получение) компьютерной грамотности

7

4

2

выход в Интернет

35

6

3

бытовое обслуживание (парикмахерская, ателье, магазины)

1

2

6

доступность литературы (библиотека, книжный магазин)

1

 

 

работа спортивных секций, оздоровительная работа

38

 

1

работа кружков

8

 

 

возможность получения качественного образования

43

 

3

культурный отдых, работа учреждений культуры, развитие самодеятельности

15

 

6

организация летнего отдыха

20

8

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научный проект. Анализ потенциала молодёжи в перспективе развития села на основе социально-экономической модернизации общества в рамках населённых пунктов Кайранкольского округа Жамбылского района Северо-Казахстанской области."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В контексте исследуемой проблемы мы рассматриваем инновационный потенциал сельской молодежи как степень ее готовности выступать актив-ным участником социально-экономических преобразований. 

Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Исследования затрагивающие молодёжную политику в целом в Казахстане есть, но изучение села применительно к реализации потенциала молодёжи остаётся мало освещённым. 

 

Структура: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Материалы исследования могут быть использованы специалистами отделов по делам молодежи в сельской местности;

собранная информация по молодёжной политике может быть использована при проведении внеклассных мероприятий по данной тематике и профориентационной работы в школах сельского округа;

 

работа имеет практическую значимость для работников акиматов сельских округов при планировании системы взаимодействия с молодёжью.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 712 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Адаптированная образовательная программа по истории для обучающегося с РАС 5 класс
  • Учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.
Рейтинг: 1 из 5
  • 01.10.2020
  • 1207
  • 82
«Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 680
    • DOCX 1007.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дитюк Ирина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дитюк Ирина Витальевна
    Дитюк Ирина Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 3775
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 438 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе