Инфоурок Литература Другие методич. материалыНаучный коллективный исследовательский проект. Тема: Волшебные числа в произведениях устного народного творчества и во фразеологизмах.

Научный коллективный исследовательский проект. Тема: Волшебные числа в произведениях устного народного творчества и во фразеологизмах.

Скачать материал

КГУ  «Средняя  школа  №3» акимата города  Рудного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный     коллективный  исследовательский    проект.

 

Тема: Волшебные  числа в  произведениях  устного  народного

                         творчества   и   во  фразеологизмах.

 

 

 

Направление:  языкознание.

 

Исполнители:  учащиеся   6 - 7   классов

                                                                                                                                                        

                         Матвеева   Ангелина

                  Ефремова Светлана             

                  Юровская  Кристина             

                  Кайгысызова Дарига

                  Тимонина   Дарья

                

 

 

Научные   руководители:  ЕвгеньеваГалина  Ивановна

                                                 Стрижак  Нина  Шайкеновна

                                              

                                             

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

Аннотация.

 

        Актуальность темы: В данной работе мы исследовали  произведения

устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки  и  фразеологизмы, в  которых  события  связаны  с   определёнными  числами.

       Дали   краткое  описание  прочитанных  сказок, составили  классификацию  употребления  чисел  в   сказках  и  фразеологизмах  в  сравнении.

Выделили наиболее часто встречающиеся цифры. Установили магическую связь чисел с событиями, проанализировали и обобщили полученные результаты. Все народы мира придавали большое значение числам. Символические значения чисел дошли до наших дней в их первозданном виде. Несмотря на то, что мир перешёл в новое тысячелетие, а общество стремительно развивается, представление о некоторых числах, как о чём-то неизведанном, волшебном и мистическом ,сохранилось в сознании почти  каждого человека, независимо от культуры и традиции его страны. А в наши дни в современном обществе даже стало популярным связывать события в жизни людей, явления природы, исторические факты  с магическими сочетаниями чисел.

        Читая произведения устного народного творчества, мы заметили, что в фольклорных текстах: сказках, пословицах, загадках и др. присутствие чисел наблюдается очень часто. Случайно ли это? С чем это связано? Какие числа в древности считались магическими, и как это отображено в произведениях устного народного творчества? Нам стало интересно, поэтому  мы и  выбрали тему для   своего исследования«Волшебные числа в произведениях устного народного творчества  и  во  фразеологизмах».

Предметом  исследования являются числа, встречающиеся в произведениях устного народного творчества, во  фразеологизмах.

Цель: раскрытие тайной сущности чисел в произведениях устного народного творчества, фразеологизмах.

Задачи:

- познакомиться с произведениями устного народного творчества, в которых события имеют связь с числами;

- проследить и  сравнить: какие числа чаще встречаются в произведениях устного народного творчества, а  какие  -  во  фразеологизмах.

- проанализировать и обобщить полученные данные.                                            

Материалом для наблюдения послужили произведения устного народного творчества, фразеологический  словарь.        

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется методы: описание,  анализ, сравнение, сопоставление.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы при изучении произведений устного

народного  творчества   на  уроках  русского  языка  при  изучении  имени  числительного, для  расширения  кругозора.

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

1.Введение…………………………………………………………………………………4

2.Основная  часть.

Волшебные  числа  в  русской  духовной  традиции, произведениях  устного народного  творчества, фразеологизмах…………………………………………………5

 

1) Сакральные  числа  в  религиозной  символике.

2) Роль  волшебных  чисел  в  произведениях  устного  народного  творчества ……..8

 

3)Значение  чисел  во  фразеологизмах………………………………………………...15

4) Материалы   исследования  ……………………………………………………….....16

3.Заключение……………………………………………………………………………..18

 

4.Список использованной литературы…………………………………………………19

 

5.Рецензия  ……………………………………………………………………………….20    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

В незапамятные времена, научившись считать, люди познали меру количества – число. Вглядываясь в сочетания чисел, они с изумлением увидели, что числа имеют какую-то самостоятельную жизнь, удивительную и полную тайны; тайны необъяснимой и поэтому загадочной и многозначительной...                       Священные, волшебные, загадочные, таинственные, совершенные.… 
С числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев и часов, 12 колец Израилевых и 12 апостолов, 12 присяжных и 12 сыновей Владимира Киевского (не в жизни, а по летописи), а также много производных от этих чисел. Вообще же цифровая “магия” была обнаружена еще в клинописных памятниках Ассиро-Вавилонии, распространена во всех цивилизациях Древнего мира, была значительно развита древними греками и вновь расцвела в средневековой Европе.

Понемногу стала проявляться связь между числами и буквами, числами и энергетикой звука. Путём долгих наблюдений люди  исследовали эти связи и проникали в их тайны.

Русская народная духовная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от  предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. По этой же причине в текстах устного народного творчества встречаются определённые числа.  

                        

2. Основная    часть.

Волшебные  числа  в  народной  духовной  традиции,произведениях  устного  народного  творчества,фразеологизмах.

 

           1)  Сакральные  числа  в  религиозной  символике.

             Русская народная духовная традиция пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, былинах, христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается очень часто, и почти всегда числа выступают как священные и глубоко символические.

Число          1

          Число один встречается в русской народной традиции крайне редко. Например, образ Аники - воина, который выезжает в чисто поле, чтобы биться с врагом одному, а также символы копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних преданий. Однако в христианской культуре число один - это символ единства, совершенной целостности: един Бог, един космос (Вселенная).

 

Число             2

 

           Идея и символика числа два чрезвычайно интересна и охватывает очень многие  стороны жизни человека.  Двойственность  изначально была характерна для народной культуры. Например, она проявляется в образах Чернобога и Белобога, И в  духовной  традиции    Ивана и Купалы, олицетворявших собой две половины года.  Идея чёта и нечета выражала собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую мифологию пронизывала идея борьбы таких начал, как Жизнь (Жива, Род) и Смерть (Навь, Морена), живая и мёртвая вода, Правда и Кривда. Можно привести многочисленные примеры парности, определяющие во многом сознание и современного человека:

- симметрия тела человека и животного;

- день и ночь; утро и вечер;

- антонимы в языке;

- небо и земля;

- добро и зло.    

 

Число   3

     Русская традиция с точки зрения числовой символики посвящена числу три. Это проявляется не только в почитании одного из самых высоких христианских понятий Троицы,но и даже в предельно сниженных чертах национального бытия .Троичностью пронизаны и дохристианские русские символы и понятия - культовые образы « трёх солнц », три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, образ Трояна из « Слова о полку Игореве », которого многие исследователи отождествляют с Триглавом.

     В христианской традиции число три считается совершенным числом, это символ божественного совершенства, это число, являющееся основой жизни и мышления. А кто не помнит картину В. Васнецова «Три богатыря», созданную по мотивам русского народного эпоса. Илья-Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - три богатыря, охраняющих русскую землю от недругов. И тверской купец Афанасий Никитин ходил за три моря и вернулся с удачей и прибылью.

 В православной религии бог един, но выступает в трёх лицах: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Дух Святой.

 Магическая сила тройки у русских столь велика, что с этим числом связаны и некоторые неблагоприятные приметы.

Нельзя втроём застилать одну постель, нельзя третьим прикуривать от одной спички.      

 

Число     33.

 

Число 33 также является священным во многих духовных традициях, в том числе и русской: тридцать три богатыря, тридцать лет и три года. Возраст этот также считается священным, к нему у человека, который правильно развивается, раскрываются все духовные силы и возможности. Столько лет прожил Христос для того, чтобы выполнить свою миссию на Земле.

 

Число   4.

         Число четыре - символ максимальной устойчивости. Стоит только перечислить  то, что в нашей жизни связано с четвёркой, и станет ясно, насколько это число значимо, например:

- четыре стороны света;

- четыре конца креста;

- четыре стихии мира: огонь, вода, земля, воздух;

- четыре времени года.  

Число  5.

 

           Почитание числа пять опиралось в русской традиции не только и не столько на языческие корни, сколько на христианские истоки. Пятёрка воспринималась как  знак таинственного соединения земной церкви с Богом. Число пять постоянно присутствует в тексте Евангелия, например, в евангельской легенде о пяти хлебах, насытивших пять тысяч человек, в притчах о пяти мудрых и пяти неразумных девах и о слуге, умножившем данные ему пять талантов на другие пять. В богослужении  Русской  православной церкви можно наблюдать ритуал благословления пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор. На российской земле часто строили храмы о пяти главах и создавали иконостасы в пять рядов.

 

Число   6.

         Число 6 встречается в русской мифологии и традиции значительно реже пятерни. Его присутствие можно заметить не только в арифметическом, сколько в пространственно-геометрическом плане. Так, ученые говорят о "громовом знаке", посвященном древнеславянскому богу грозы (в качестве которого выступали как Перун, так и Роз) и представляющему собой как шестилучевую звезду, вписанную в окружность, так и знак в виде колеса с шестью спицами. Также число шесть считается дьявольским числом.                                                                                                                                  

Число  7.

         Число семь символизировало целостность мироздания и опиралось не только на языческую, но и на православную числовую символику. Число семь - символ святости, здоровья, разума. Символ тайны и тайного мистического знания.  Семь дней недели, семь тонов музыкальной шкалы, семь добродетелей, семь смертных грехов. Чувственное выражение всеобщего порядка (семь цветов радуги и семь небес).

Число        8.

        

         Число восемь также встречается в древнерусских текстах, хотя его наиболее важное проявление - графическое. Восьмилучевая  звезда Богородицы относится к сакральным славянским раннехристианским символам. Известное святилище Перуна окружено восьмью кострищами, расположенными по четырём основным и четырём промежуточным сторонам света.

 

Число         9.

          Число девять весьма часто встречается в русской народной культуре. Русская народная сказочная традиция украшала демонического змея тремя, но гораздо чаще трижды тремя, т.е. девятью головами, которые должен срубить добрый молодец булатным мечом. Этот девятиглавый демонический змей, тождественный образу Чёрного Бога Земли, практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трёх голов вырастают три другие. Лишь вмешательство высших сил и смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогает победить непокорную перевёрнутую шестёрку и утвердить единство.

 

Число   12.

 

        Число двенадцать - образ народа Божия (12 апостолов), полноты и счастья мира (12 месяцев). В русской культуре и некоторые другие числа

                                  

Число   13.

 

имели свой смысл. Число тринадцать  (12+1) символизировало собой горе, несчастье, неудачу, потерю.

 

Число  40.

 

       Число сорок в Священном Писании и христианской практике связано с молитвой, очищением (считается, что душа после смерти покидает землю на 40-й день).

 

        2)  Роль   волшебных  чисел   в  произведениях  устного  народного  творчества. 

                           

            Почему же в сказках, да и в других жанрах фольклора чаще всего                                                                               встречаются числа «3» и «7»?

Действительно ли числа 3 и 7 обладают магическими свойствами? Мы решили обратиться к истории чисел.            

     Тройка - первое в магическом ряду число. По мнению В. Фирсова, автора книги «Тайная жизнь чисел», оно открывает настоящий магический счёт, с ним появляется что-то действительно новое.

    Тройка - это основа всех духовных феноменов. Время и пространство принято делить на три: время на прошлое, настоящее и будущее, пространство - на длину, ширину и  высоту. Доказательством священной сущности числа три у древних греков является количество богов. Их всего 33 и великое множество второстепенных существ. По индийской мифологии Вселенная была разделена на нижний, средний и верхний миры - Подземелье, Землю и Небо. Для китайцев тройка также является магическим числом, к великому сожалению, не всегда благоприятным. У арабов тройка также носит магический характер.

     Корни числовой мистики  уходят в глубокую древность. Первые эталоны счета были естественными. Каждый знал, что на небе Луна одна и Солнце одно, что у человека две руки и два глаза. А все, что выходило за пределы этих двух чисел, называлось множеством. В языке многих древних народов сначала было только два числительных, а все остальные образуются при помощи их сочетаний: 3 - один - два, 4 - два - два и так далее. Этот способ счета положил начало и древнейшей из всех систем исчисления - двоичной. Следы этой системы мы находим и в языке. Так, в старославянском языке, наряду с  единственным и множественным числами, есть и двойственное число.

Со временем из множества стало выделяться еще одно множество, состоящее из трех предметов. На этой ступени развития числовых представлений человечество оставалось довольно долго. Недаром по грамматическому строю первые три числительных во многих языках резко отличаются от всех прочих. Всё это отразилось в произведениях устного народного творчества «Он пытался познать учение Моисея, Иисуса и Мухаммада, отказываясь от воды в течение трёх дней».

 Мы увидели, что тройку любят многие народы, а русские особенно. «Бог любит Троицу». Подобная поговорка есть и у немцев, и у французов. По английским поверьям и традициям, предстоящая свадьба должна была оглашаться в местной церкви три раза - в три воскресенья перед свадьбой, если этого не происходило, то это считалось дурной приметой. Не случайно и французский писатель А. Дюма назвал роман «Три мушкетёра», хотя на самом деле их было Видимо, магия этого числа оказала влияние и на него.

 Семёрка - это самое сакральное число у всех народов. Вавилонские мистики полагали, что оно содержит в себе тройку, как символ неба и души , и четвёрку, как символ земли и тела, охватывая таким способом и духовный, и земной мир.

 У древних греков семёрка считалась счастливым, магическим числом. Были известны семь чудес света:

Египетские пирамиды

Висячие сады в Вавилоне

Храм Артемиды в Эфесе

Статуя Зевса в Олимпии

Мавзолей в Галикарнассе

Колосс Родосский

Фаросский маяк.

До наших дней сохранились только египетские пирамиды. И древнегреческих мудрецов насчитывалось семь, но лишь двое из них известны нашим современникам: Соломон Афинский и Фалес Милетский.

В поэме Гомера «Илиада» упоминается семикожный щит греческого героя Аякса. Считалось, что подобный щит обладает магическими свойствами. А в «Одиссее» Гомера говорится, что на острове Тринакрии бог солнца Гелиос пасёт на злачных равнинах тучных быков и баранов: «…семь стад составляют быки, и бараны столько ж, и в каждом их стаде числом пятьдесят, и число то вечно одно…». Семь стад Гелиоса - мифологический образ пятидесяти семидневных недель, составлявших лунный год греков.

 И у мусульман семёрка также была в почёте. Согласно священной книге мусульман, Корану, Аллах сотворил семь небес и поместил их одно за другим.

     Выражение «семь аятов» (аят- буквально « чудо, знамение, знак », так называется каждый стих Корана) означает совершенство. «Семь аятов красоты твоей» - так часто обращаются к женщине в мусульманском мире, желая подчеркнуть её красоту.  

Волшебные  числа  в  устном  народном  творчестве.                    

    Магические числа в малых жанрах фольклора.

 

          Колыбельные  песни.

 

    Красота фольклора открывается уже в старинных колыбельных песнях:

« Котик серенький,

Хвостик беленький,

Он по улице ходил,

Ночевать к нам приходил,

Лешенку попросил:

«Пусти меня ночевать,

Я стану всю ночь качать!

Уж я тебя, коту,

За работу заплачу:

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю,

И дам тебе папы

В обе лапы.

Ты ешь, котик, не кроши,

Ещё папы не проси »

 

               Потешки.

  За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребёнка пестушками  (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь) и потешками:  

« Поди,  утушка, домой,

 Поди, серая,

 Домой: у тебя семеро детей,

 Осьмой селезень,

 Девятая утка, десятая шутка »

 В первые годы жизни пелись песенки и более сложного содержания                (прибаутки, маленькие сказочки в стихах).

 

                                   Заклички, приговорки.

 

Подрастая,ребёнок  рано  привыкал  делить  заботы  взрослых. ОН  выучивался  закличкам  и  приговоркам.                               

Закличка-обращение  к  солнцу, радуге, дождю, птицам.

Приговорка - обращение    к  живым  существам  при  скакании  на  одной  ноге:к  мыши,улитке  и  т.  д.

                   Считалки  и  игры.

Далее  появляются игры, считалки:

« Раздватричетырепять –

буквой вздумали пугать;

тричетырепять и шесть-

 вы не верьте, что он есть;

пятьшесть, а дальше семь –

буки, братцы, нет совсем».

Счётом решали кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в силу чисел.

                     Загадки,пословицы,поговорки.     

Разные числа также встречаются в  народных загадках, поговорках и пословицах:

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос

Да брюхо.

           ( Самовар)                                                                                                                                      

Три телёнка,

Один хвост.

           ( Вилка)

 

Жили три брата:

Один любилзиму,

Другой - лето,

А третьему всё равно.

             ( Телега, сани, мужик )

                                                                                                                                             

Семь раз примерь-

Один раз отрежь.

Двум господам

Не служат.

Битая посудина

Два века живёт.

Из семи печей

Хлебы едал.

Двум смертям не бывать

Одной не миновать.

В осеннее ненастье

Семь погод на дворе:

Сеет,

Веет,                                                                                                                                        Крутит,

Мутит,

Рвёт,

Сверху льёт

И снизу метёт.

Шесть дней рабочих,

А седьмой для охочих.

В лес идут,

А на троих один топор берут.

Семь раз отмерь - один раз отрежь                                                                           

    Семь бед – один ответ.        

    Семеро одного не ждут. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

У семи нянек дитё без глазу.

                    
    Магические числа в сказках

   Какое место занимали числа в судьбах русских людей, как нумерология влияла на традиции русского народа? Мы решили выяснить это, прочитав и проанализировав русские народные сказки.

 За основу было взято 10 русских народных сказок:

1. « Несмеяна-царевна »

2. « Елена Премудрая »

3. « Марья Моревна »

4. « Три царства - медное, серебряное и золотое »

5. « Сказка о молодильных яблоках и живой воде »

6. « Царевна-отгадчица »

7. « Семь Симеонов »  

8. « Звериное молоко »                                                                

9. « Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке »

10. « По щучьему веленью »

 Прочитав эти сказки, мы сделали вывод, что чаще всего в сказках встречается число 3.  

 В сказке «Несмеяна-царевна» число 3 встречается 2 раза (работник работал 3 года и получил 3 монеты) и они положительные, так как они помогли работнику рассмешить Несмеяну.

  В сказке « Елена Премудрая » число 3 встречается 3 раза: солдат шёл 3 дня и 3ночи. На 3 день встретил чёрта, у чёрта было 3 дочери, после 3 поцелуя Елена Премудрая ожила. Число 3 принесло в этой сказке солдату удачу так как он женился на Елене Премудрой.

  В сказке « Марья Моревна » у Ивана царевича было 3 сестры, 3 дня шёл Иван царевич разыскивая Марью Моревну, на 3 день увидел дворец Марьи царевны, погостил у неё 3 дня и пошёл дальше, через следующие 3 дня увидел дворец Ольги царевны у неё погостил 3 дня и пошёл дальше. Ещё через 3 дня пришёл ко дворцу Анны царевны у неё погостил 3 дня, а после пошёл дальше. Через следующие 3 дня Иван царевич дошёл до дворца Марьи Моревны.

  В русских народных сказках наряду с цифрой 3 часто встречается число 33. Например в сказке « Три царства - медное, серебряное и золотое » у царя Гороха было 3 сына. Третий сын, Иван-царевич, пустился в чужеземную страну к синю морю. Вдруг прилетели на море 33 колпицы. Подсказали они Иван-царевичу где матушку искать. 3 года спускался он в подземелье, встретились ему по пути 3 царства: медное серебряное и золотое. В этой сказке цифра 3 также принесла удачу Ивану – царевичу. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь, и было у неготри сына: старшего звали Фёдором, второго Василием, а младшего Иваном», - так начинается «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Иван-царевич оказался самым умным и привез отцу молодильных яблок и живой воды.Три дня и три ночи гуляли они с Синеглазкой, затем обручились и перстнями обменялись.

  В сказке «Царевна-отгадчица» число 3 встречается два раза: три сына у старика и три загадки. В этой сказке числотри оказало положительное влияние на судьбу Ивана-дурака, так как после третьей загадки он женился на Царевне-отгадчице.

 6 раз число три встречается в сказке «Семь Симеонов». Один раз число 3 имеет негативное значение, потому что царь дал три дня брату, чтобы он покинул его земли и пять раз положительно повлияло на судьбу братьев.

 В сказке « Звериное молоко » Иван -королевич пел 3 песни Змею Змеевичу после которых Змея Змеевича растерзали звери, а Иван- королевич остался жив и здоров.

 В «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» у царя также было три сына. Младший сын Иван - царевич, достал для отца Жар-птицу, но старшие братья закололи его насмерть. Ровно тридцать дней лежал Иван-царевич мертв на том месте, пока не набежал на царство за живой и мертвой водой. На третий день ворон прилетел и принёс два пузырька. Серый волк оживил Ивана-царевича. Он отомстил своим братьям и женился на прекрасной Елене.

 В известной сказке - « По щучьему веленью », Емеля тоже был третьим сыном у  старика. По сюжету сказки он был дурачок, но, несмотря на это ему удалось жениться на Марье-царевне и стать правителем царства.  

               

                       Фразеологизмы.

 Особенности  значения  числительных  во  фразеологизмах. Одним   из  компонентов  образного  выражения  является  имя  числительное. Имя  числительное -  часть  речи, которая  обозначает  число, порядок  предметов  при  счёте  или  количество  предметов. Во  фразеологизмах    числительное  утрачивает  своё  прямое, т.е.  числовое   значение  и  приобретает  смысл  неопределённого  количества. Чаще  всего  количественное  значение  вообще  отсутствует  или  переосмыслено. Например, используя  фразеологизм  «опять   двадцать  пять», мы  выражаем  недовольство  по  поводу  чего-  либо  повторяющегося  много  раз, а  вовсе  не  пытаемся  утверждать, что  этих  повторений  было  именно  25.

        

Значение  числительного  во   фразеологизме.    

Число  (один)  1

А) ничтожно  малое  количество.

Б) одиночество,незначительность,беспомощность.

В) Одинаковость,похожесть.

Г) единство.

Например:  «один.как  перст» - одинокий,

                    «одного  поля  ягода» - похож

                    «одной  верёвочкой  связан» - объединён

   Число  «первый» - главный, лучший.

Например:  «по  первое  число»,  «первое  слово»,  «первый  сорт».

   Число    2=

А) мгновенность, быстрота, близость в  расстоянии;               

Б) малое  количество;

Г) разделение;

Например:  «на  два  фронта» -  действовать  в  2-х  разных  направлениях;

 «в  двух  шагах» - близко; «вызвать  на  2  слова»-  коротко поговорить  о  чём-то. 

Число     3-значение степень  экспрессивности  действия.

  «Рыдать  в  три  ручья» - плакать  безудержно  

  «Наврать  с  три  короба»  -  много  врать                 

  «согнуться  в  три  погибели» - очень  низко.

 

 Число   7=неисчислимо  большое  множество  

  Например 
      «За семь верст киселя хлебать»идти  куда-то  далеко

  «Семи  пядей  во  лбу» -  очень  умный.

  «семь  пятниц  на  неделе» -  очень  непостоянный,

  «седьмое  небо» - высшая  степень  блаженства.

  «за7-ю  печатями»  -  очень  тайно.

 

                  Материалы  исследований.

                              №1

               Волшебные  числа   в   сказках

 

 

Число    7

Число    2

Сказка

Другие  числа

33

«Несмеяна-царевна»

0

0

2

0

0

«Елена Премудрая»

0

0

3

0

0

«Марья Моревна»

0

0

9

0

0

«Три царства - медное, серебряное и золотое»

0

0

4

0

1

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

0

0

3

0

0

«Царевна-отгадчица»

0

0

2

0

0

«Семь Симеонов»

1

0

6

0

0

«Звериное молоко»

0

0

1

0

0

«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»

0

1

2

1

0

«По щучьему веленью…»

0

0

1

0

0

 

Вывод

Итак, в  сказках  чаще  всего  употребляется  число  3, немного  реже -7.

Числа     во  фразеологизмах.

Числа  7,3

Число 2

Число 1

Число  «первый»

        8

            19

   35

    32

         Анализ   «Школьного  фразеологического   словаря   русского  языка» под  редакцией  В.П.Жукова (1980г.) показал, что  из2000фразеологизмов, помещенных  в  словаре,110  содержат  в  своём  составе   числительные. Самое  употребительное  числительное -   «один» (количественное) -32%, т.е.35  числительных. Числительное  «первый» - (порядковое)  составляет  10%,т.е.11  числительных. Немало   случаев  употребления  числительного  2-17%,т.е.-19  числительных. Числительные 3 и 7  составляют всего 7 %,т.е.-8  слов.

                       

                                                   Вывод

Итак,  во  фразеологизмах  преобладает  числительное  1(один), а  также  2,реже  3 и 7. Итак,  анализ  использования  фразеологизмов  с  числительными позволяет  сделать  вывод:  в  русском  языке  распространены  фразеологизмы, в  которых  присутствуют  числительные, имеющие  сакральный, т.е.  магический  смысл. Это  волшебные  числа;1,2,3,4,5,6,7,8,9,12,13,40.Часто  встречаются;1,2,3,7.Наиболее  упупотребимы:1,2.

 

Заключение. Наша  гипотеза  подтвердилась, что  в  сказках, как и  в  малых  жанрах  устного  народного  творчества, так  и  во  фразеологизмах , прослеживается  присутствие  тех  же  магических  чисел, что  и  в  религиозной  символике, берущей  начало  в  духовной  народной    традиции. Это  свидетельствует  о  преемственности  славянской  символики  в  русской  языковой  культуре. Анализ  данных  показывает,  что  прослеживается  единство  в  употреблении  данных  числительных  как  в  религиозной  символике, так  и  в  народной  духовной  традиции, а  также   в  малых  жанрах  фольклора  и во  фразеологизмах, данная  тенденция  характерна  и  для  русских  народных  сказок.

 Числа сопровождают человека от самого рождения и до его смерти. В современном обществе человек находится в постоянном круговороте чисел: номеров, кодов, дат, количеств чего-либо. Числа становятся символом чего- то, приобретая некую власть над сознанием субъекта. В поисках удачи, успеха люди пытаются связать свои действия с определёнными числами. И мы видим, что люди с древних времён вкладывали в числа определённый смысл. Всё это нашло отражение в Устных народных сказках, пословицах, поговорках.  В своей работе мы  постарались дать полное представление о числах,  которые чаще всего встречаются в произведениях устного народного творчества. Это числа три и семь.

Работ на эту тему написано немало, но споры о том, почему в своем сознании люди  выделили эти числа, продолжаются и поныне. Как ни странно, большинство исследователей склонны искать некий мистический смысл в довольно простых вещах.

Идут века, исчезают царства и целые народы, а вместе с ними отходит в прошлое их культура. Наука не стоит на месте, и то, что когда - то было непознанным и пугающим, становится понятным и само собой разумеющимся. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и таинственную тройку, забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история.

Насколько серьёзно следует относиться к числу как мерилу бытия? Каждый делает выбор самостоятельно.       

 

Список    использованной литературы.

 

1. В. Алексеенко «Нумерология для начинающих»  М.,  «Просвещение»,2010 г.

2. В. Фирсов «Тайная жизнь чисел» М., «Просвещение», 2004 г.

3. Н. Сазонова «Русские народные сказки» М.,  «Детская  литература»,1997 г.

4. В. Аникин «Русские народные сказки» М., «Детская  литература»,2002 г.

 

5. Ю. Круглов « Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М., 

   «Просвещение»,1990 г.

6. О. Зайцева « Уроки истории русского языка в школе»М.,  «Дрофа»,2005 г.

7. Г. Канакина  « Язык русских пословиц»  М., «Устное  народное  творчество»,

     2006 г.

8. В.П.Жуков  «Школьный  фразеологический    словарь» М., «Просвещение»,

    1980г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

Данная  работа  является  коллективным  исследовательским  проектом, в  основе которого  - темы, изучаемые в 5-7  классах  на  уроках  литературы, русского  языка, истории. Поэтому  группа  учащихся  6 -7 классов, работавшая  над  проектом,  выстраивала  свои  исследования, исходя  из  знакомого  для  них  материала, привлекая  изучение  дополнительной  литературы  по  данной  проблеме, тем  самым  углубляя  свои  познания  по  выдвинутой  проблеме. Охват  изучения  дополнительной  литературы , прежде  всего, касался  обращения  к  произведениям  устного  народного  творчества  и   школьному  фразеологическому  словарю  под  редакцией В.П.Жукова, включающего 2000 фразеологизмов.110  фразеологизмов, включающих  числительные, были  проанализированы  группой. Для  рассмотрения  были  взяты  произведения  малых  жанров  фольклора: колыбельные, заклички, потешки, прибаутки, игры, считалки, т.е. материал, знакомый  с  детства, но  мало  изученный  учащимися  по  программе, а  также  пословицы, загадки, поговорки, с  которыми  дети  хорошо  знакомы  ещё  с  начальной  школы   и  детского  сада. Особое  внимание  было  уделено  изучению  текстов     10 русских  народных  сказок, в  которых  необходимо  было  найти  и  подсчитать  количество  употреблённых  числительных  и  на  основе  собранного  материала  проанализировать  частоту  употребления  определённых  чисел. Группа  проявила  изобретательность   и  самостоятельность  в  создании  классификации использованных  числительных  в  произведениях  устного  народного  творчества  и  во  фразеологизмах. Результатом  исследования  стали таблицы  классификации  частоты  употребления  числительных  в  сказках и  фразеологизмах. Для  исследования использованы  методы: описание, анализ,  сравнение, сопоставление. Результаты  были  обобщены. Они  позволили  подтвердить исследовательским  путём  выдвинутую  гипотезу, сделать  определённые  выводы. Исследовательская  часть  работы  выполнялась  группой  самостоятельно. Работа  по  изучению  дополнительной  литературы    также  завершена  учащимися  самостоятельно. Результатом  этого  этапа  работы  группы  стало  создание  презентации, где  были  привлечены  интернет ресурсы. Данный  этап  работы  значительно  обогатил  учащихся  новыми  познаниями  в  таких  областях, как  живопось, религиозная  символика  чисел, духовные  традиции  русского  народа, фольклор, история  ,языкознание. Коллективная  работа  над  проектом  научила дружно работать  в  команде, подчинять  свои  интересы  общим  требованиям, распределять  обязанности, лидерствовать  и уважать  мнение  товарищей. Группа  работала  под  руководством  двух  опытных  педагогов,  что  позволило  подобрать  тему, соответствующую  возрастным  особенностям учащихся, заинтересовать, продумать  композицию  работы  и  отобрать  материал, необходимый  для  создания  исследовательского  проекта. Работа  под  руководством  учителей-  предметников  позволила  учащимся  познать  азы  научного  труда. Приобретённые  навыки   помогут  ребятам  в  дальнейшем  самостоятельно  разрабатывать  научные  проекты, что  способствует  их   развитию.

 

Руководители    творческой  группы:   Учителя  русского  языка  и  литературы                                          Стрижак Н.Ш.

Евгеньева Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научный коллективный исследовательский проект. Тема: Волшебные числа в произведениях устного народного творчества и во фразеологизмах."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Научный коллективный исследовательский проект. Тема: Волшебные числа в произведениях устного народного творчества и во фразеологизмах. Направление: языкознание. Исполнители: учащиеся 6 - 7 классов Матвеева Ангелина Ефремова Светлана Юровская Кристина Кайгысызова Дарига Тимонина Дарья Научные руководители: ЕвгеньеваГалина Ивановна Стрижак Нина Шайкеновна Аннотация. Актуальность темы: В данной работе мы исследовали произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки и фразеологизмы, в которых события связаны с определёнными числами. Дали краткое описание прочитанных сказок, составили классификацию употребления чисел в сказках и фразеологизмах в сравнении. Выделили наиболее часто встречающиеся цифры. Установили магическую связь чисел с событиями, проанализировали и обобщили полученные результаты. Все народы мира придавали большое значение числам. Символические значения чисел дошли до наших дней в их первозданном виде. Несмотря на то, что мир перешёл в новое тысячелетие, а общество стремительно развивается, представление о некоторых числах, как о чём-то неизведанном, волшебном и мистическом ,сохранилось в сознании почти каждого человека, независимо от культуры и традиции его страны. А в наши дни в современном обществе даже стало популярным связывать события в жизни людей, явления природы, исторические факты с магическими сочетаниями чисел. Читая произведения устного народного творчества, мы заметили, что в фольклорных текстах: сказках, пословицах, загадках и др. присутствие чисел наблюдается очень часто. Случайно ли это? С чем это связано? Какие числа в древности считались магическими, и как это отображено в произведениях устного народного творчества? Нам стало интересно, поэтому мы и выбрали тему для своего исследования: «Волшебные числа в произведениях устного народного творчества и во фразеологизмах». Предметом исследования являются числа, встречающиеся в произведениях устного народного творчества, во фразеологизмах. Цель: раскрытие тайной сущности чисел в произведениях устного народного творчества, фразеологизмах. Задачи: - познакомиться с произведениями устного народного творчества, в которых события имеют связь с числами; - проследить и сравнить: какие числа чаще встречаются в произведениях устного народного творчества, а какие - во фразеологизмах. - проанализировать и обобщить полученные данные. Материалом для наблюдения послужили произведения устного народного творчества, фразеологический словарь. Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется методы: описание, анализ, сравнение, сопоставление. Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества на уроках русского языка при изучении имени числительного, для расширения кругозора.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 990 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.04.2020 490
    • DOCX 62 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Софронова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Софронова Ольга Владимировна
    Софронова Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71767
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе