СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА учителя истории МБОУ «СОШ
№22» АГО Т.А.Черемискиной
Мониторинг успеваемости и качества
обучающихся осуществляется на основе и в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
•
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта
общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004
г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию.
•
Образовательная программа МБОУ СОШ № 22, утвержденная приказом
директора от
17.05.2012 г. № 277.
•
Примерная программа основного общего образования по истории,
Министерства науки и образования Российской Федерации, 2004.
•
Программы общеобразовательных учреждений: История,
Обществознание. //А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программа: Россия в XX в. -
М.: Просвещение, 2007.
•
Рабочая программа педагога.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: МЕТОДЫ, ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Ведущими при изучении истории являются следующие типы
уроков:
комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки
закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки
умений и навыков, семинары, обобщающие уроки.
Формы
обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная. Используются
методы обучения: по уровню активности учащихся:
o
пассивные методы обучения, при которых учащиеся только слушают и
смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение);
o активные методы
обучения, организующие самостоятельную работу учащихся, главное назначение
которых -- формирование практических умений и навыков (упражнение, лабораторный
метод, практические методы, работа с книгой, другие).
по источнику получения знания: o словесные методы, при которых
источником знания является устное или печатное слово (беседа, учебная
дискуссия, работа с учебником и книгой);
o наглядные
методы, когда источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия (метод демонстраций и метод иллюстраций);
o
практические методы, когда знания и умения формируются в процессе
выполнения практических действий (упражнения, практические и лабораторные
работы).
•
по дидактической цели:
o
методы приобретения новых знаний;
o методы
формирования умений и навыков; o методы применения знаний; o
методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
•
по характеру познавательной деятельности учащихся:
o объяснительно-иллюстративные
(информационно-рецептивные); o репродуктивные; o
проблемного изложения; o частично-поисковые (эвристические);
o
исследовательские.
•
на основе целостного подхода к процессу обучения Бабанского Ю.
К.:
o
методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
§
словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
§
наглядные (демонстрация, иллюстрация);
§
практические (выполнение заданий);
§
логические, т. е. организация и осуществление логических операций
(индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
§
гностические (исследовательские, проблемно-поисковые,
репродуктивные);
§
самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с
книгой, др.); o методы стимулирования и
мотивации учебно-познавательной деятельности:
§
методы формирования интереса к учению: (познавательные игры,
учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
§
методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение,
одобрение, порицание и др.); o методы контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-познавательной деятельности (различные методы устной,
письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы
самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Объектом оценки предметных результатов является
способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи.
Используются три типа контроля: внешний
контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому
что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение
совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Функции контроля: контролирующая,
обучающая, диагностическая, прогностическая, развивающая, ориентирующая,
воспитывающая.
Виды контроля:
•
Вводный; проверяется уровень знаний и умений школьников, общая
эрудиция. Текущий контроль успеваемости
- систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в
соответствии с рабочей учебной программой.
•
Коррекция - имеет целью ликвидацию пробелов.
•
Итоговый контроль выполнения поставленных задач через
представление продукта на разных уровнях.
•
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 класса
является обязательной. При проведении государственной (итоговой) аттестации
выпускники 9 класса сдают два экзамена по выбору из числа предметов,
изучавшихся в 9 классе, в том числе, историю. Методы контроля:
Устный опрос: фронтальный и индивидуальный; письменный
контроль, нетрадиционные виды контроля.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
контрольных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются в электронном журнале.
Отметка за полугодие не может быть
выше средней арифметической работ, имеющих контрольный характер.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Задания базового уровня, используемые
для оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации, в которых
учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют
планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся.
Они описаны в блоке планируемых результатов «Выпускник научится». Это такие
учебные ситуации и задания, алгоритмы и способы действия в которых
целенаправленно формируются и отрабатываются со всеми учащимися в ходе всего
учебного процесса. Поэтому ожидается, что подавляющее большинство учащихся не
будет испытывать особых затруднений при их выполнении.
Виды и методы (средства) контроля:
•
Вводный - методы тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения.
•
Текущий контроль успеваемости - диагностические задания: опросы,
практические работы, тестирование, самостоятельные работы, индивидуальные
задания, выполнения творческих заданий, тематические зачеты и тесты по
разделам программы, мультимедийный материал, карточки с индивидуальными и
проблемными заданиями.
•
Коррекция. Повторные тесты, индивидуальные консультации.
•
Итоговый контроль – представление обучающимися продукта на разных
уровнях.
•
Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) выпускников 9 класса
проводится в форме тестирования.
Устный опрос: фронтальный опрос,
индивидуальный устный опрос по вопросам темы.
Письменный контроль: диктант
(терминологические, хронологические и др.), сочинения, ответы на вопросы,
составление тезисов, плана, чертежей, схем, контрольная работа, домашняя
контрольная работа, проверочная работа, лабораторная работа, самостоятельная
работа, тестирование, рефераты, доклады.
Нетрадиционные виды контроля: кроссворд, викторина, др.
В учебном процессе оценка предметных
результатов и общеучебных знаний, умений, навыков проводится с помощью
диагностических работ (входных, промежуточных и итоговых в виде контрольного
тестирования), направленных на определение качества освоения знаний, умений,
навыков обучающимися.
Мониторинг результатов выполнения
работ влечет за собой последующую коррекцию педагогической деятельности для
достижения целей и задач.
Сроки контроля
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
Год (итого)
|
Диагностическая контрольная работа
(тест)
|
1 (входная)
|
1
(промежут очная)
|
-
|
1
(итоговая)
|
3
|
Объект
мониторинга - ряд показателей из числа изложенных в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников»:
«В результате изучения истории ученик на базовом уровне должен: знать/понимать
•
основные этапы и ключевые события истории России и мира с
древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
•
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития;
•
изученные виды исторических источников; уметь
•
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с
веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
•
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
•
показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
•
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических
событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала
учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания
при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях,
рефератов;
•
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины
и следствия важнейших исторических событий;
•
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям
и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной
и мировой культуры;
В качестве примера
приводятся контрольно-измерительные материалы для проведения входной и
промежуточной диагностики качества подготовки» в одном из 9-х классов в
параллели.
Диагностика проводится по показателям из списка
«Требований (в списке «Требований» они выделены жирным шрифтом).
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСТОРИИ 9 КЛАСС
Контрольная работа включает 7 заданий. Время выполнения –
45 минут
|
1. Задание
на знание понятий, терминов – 4 балла
|
1
|
Период перехода от мануфактур к фабрикам и заводам
называют….
|
1
|
Скачок, приводящий к смене общественного строя,
называют ….
|
2
|
Колония – это ….
|
2
|
Метрополия – это…
|
3
|
Большие группы людей, передающие по наследству свои права и
обязанности, называют…
|
3
|
Участников освободительного движения в России,
выступивших 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, назвали...
|
4
|
Временнообязанные крестьяне появились после… (какого
события?)
|
4
|
«Вольные хлебопашцы» появились после указа 18… года
|
2. Задание
на знание, понимание ключевых событий истории – 2 балла
|
1
|
В чем историческое
значение либеральных реформ 60-70-х гг. 19 века?
|
1
|
В чем историческое значение отмены крепостного права?
|
3. Задание
на соответствие процессов и отдельных фактов – 2 балла
|
1
|
Бородинская битва состоялась в ходе … войны 18... года.
|
1
|
Венский конгресс 18… закрепил победу России и ее
союзников в ходе…
|
4. Задание
на определение собственного отношения к событиям, личностям –
2 балла
|
1
|
Найдите «минус» и «плюс» в
деятельности Александра Первого
|
1
|
Найдите
«минус» и «плюс» в деятельности Александра Второго
|
5. Задание
на умения соотносить даты мировой и отечественной истории – 2 балла
|
1
|
В США было отменено рабство благодаря победе севера в
гражданской войне. Какое равное по значению событие произошло в это время в
России?
|
1
|
В 1848 г. в Европе произошли буржуазные революции. кто
в это время сидел на российском престоле?
|
2
|
В 1853-1856 гг. шла Крымская война, в которой Россия
воевала против…
|
2
|
В 1877-1878 гг. проходила русскотурецкая война, в ходе
которой Турцию поддержала….
|
6. Задание
на умение определять последовательность и длительность событий – 2 балла
|
1
|
Раньше было выступление декабристов или победа над
Наполеоном?
|
1
|
Раньше было «хождение в народ» или убийство Александра
Второго?
|
2
|
Народники или марксисты раньше начали свою деятельность?
|
2
|
Народовольцы или марксисты раньше появились на
политическом небосклоне?
|
7. Задание
на умение группировать явления по заданному признаку – 2 балла
|
1
|
Не относится к сфере внешней политике: Тильзитский мир,
битва при Ватерлоо, арест Игнатия Гриневицкого
|
1
|
Не относится к сфере внешней политике: присоединение Кавказа к России,
споры западников и славянофилов, заключение Сан-Стефанского мира
|
«5»
|
17- 15 баллов
|
«4»
|
11 – 14 баллов
|
«3»
|
10 – 8 баллов
|
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС
Контрольная работа включает 7 заданий. Время выполнения –
45 минут
|
1. Задание
на знание понятий, терминов – 4 балла
|
1
|
Либеральная оппозиция
использовала
… (какие?) Методы борьбы с царизмом
|
1
|
Радикальная оппозиция использовала … (какие?) Методы
борьбы с царизмом
|
2
|
Стачка – это…
|
2
|
Забастовка – это …
|
3
|
Большие группы людей, передающие по наследству свои права и
обязанности, называют…
|
3
|
Монополия, при создании которой предприятия одной отрасли
лишаются производственной и коммерческой самостоятельности, называется...
|
4
|
Главная движущая сила революции называется ..
|
4
|
Слои населения, принимающие участие в революции, называют …
|
|
2. Задание
на знание, понимание ключевых событий истории – 2 балла
|
1
|
Почему историки называют события октября 1917 года «Великой
октябрьской социалистической революцией»?
|
1
|
Почему историки называют события октября 1917 года
«большевистским переворотом»?
|
|
3. Задание
на соответствие процессов и отдельных фактов – 2 балла
|
1
|
Двоевластие в России установилось в результате... (какого
социального явления?)
|
1
|
Падение самодержавия произошло в результате … (какого
социального явления?)
|
2
|
Героическая оборона Порт-Артура происходила в ходе …
(какого социального явления?)
|
|
Кровавое воскресенье
явилось поводом к …… (какому социальному явлению?)
|
|
4. Задание на определение
собственного отношения к событиям, личностям –
2 балла
|
1
|
Найдите «минус» и
«плюс» в деятельности Николая Второго во время Первой мировой войны
|
1
|
Найдите «минус» и
«плюс» в деятельности Николая Второго во взаимоотношениях с государственной
Думой
|
|
5. Задание
на умения соотносить даты мировой и отечественной истории – 2 балла
|
1
|
Какое последствие для экономики страны имел экономический
кризис на Западе в конце 19 века?
|
1
|
Почему Россию считали страной «второго эшелона»? Приведи
одно доказательство.
|
2
|
Германия, готовясь к переделу колоний, создала Тройственный
союз. Какова была реакция России на создание военного блока?
|
2
|
В связи с каким событием на
Балканах в 1914 г. Россия
объявила военную мобилизацию?
|
|
6. Задание
на умение определять последовательность и длительность событий – 2 балла
|
1
|
Раньше был второй съезд РСДРП или вышел царский Манифест 17
октября?
|
1
|
Что было раньше и на сколько лет? Возникновение первого
совета или выступление Ленина с
«Апрельскими тезисами»?
|
2
|
Восстанови последовательность:
1/гибель крейсера «Варяг»,
2/отречение Николая,
3/восстание на броненосце «Потемкин»
|
2
|
Восстанови последовательность:
1/образование партии октябристов,
2/начало Первой мировой войны,
3/создание временного правительства
|
|
7. Задание на умение группировать
явления по заданному признаку – 2 балла
|
1
|
Что объединяет этих людей? В.Ленин, Ю.Мартов, В. Чернов.
|
1
|
Что объединяет этих людей?
П.Столыпин, И.Горемыкин,
С.Витте
|
2
|
К методу «пряника» относится: 1/созыв Думы, 2/арест
участников стачек, 3/обещание царя даровать
|
|
К методу «кнута» относится: 1/подавление карателями
декабрьского восстания в Москве, 2/создание Всероссийского
|
|
гражданские свободы,
4/встреча царя с «лампадными старостами»
|
|
крестьянского союза, 3/ИвановоВознесенская стачка,
4/роспуск 1-й и 2-й Думы
|
«5»
|
17- 15 баллов
|
|
«4»
|
11 – 14 баллов
|
|
«3»
|
8 – 10 баллов
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.