Инфоурок География Другие методич. материалыНаучно – исследовательская работа «Воспоминанья вновь всплывают» 11 класс

Научно – исследовательская работа «Воспоминанья вновь всплывают» 11 класс

Скачать материал

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

 

 

 

 

 

Научно – исследовательская работа

«Воспоминанья вновь всплывают»

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила:

Штепина Татьяна

ученица 11 класса

Руководитель:

Берикова Надежда Бадаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

Содержание

 

  1. Введение ___________________________________________________________2-3

 

  1. Основная часть ______________________________________________________4-14

 

  1. Калмыки: выселение и возвращение ____________________________________4 – 9

 

  1. Эстафета памяти  ____________________________________________________10

 

  1. Не забыть тех трагических лет  ________________________________________11 -14

 

  1. Заключение  ________________________________________________________15-16

 

  1. Литература   ________________________________________________________17

 

  1. Приложение  _______________________________________________________ 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В этом году отмечается 70 – летие депортации калмыцкого народа. На протяжении многих лет  мы восхищаемся подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне.

Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, деятели науки и культуры, взрослые и дети.

Много было сказано о воинском подвиге, много написано, но больше тех, кто трудился в тылу. «Все для фронта, все для победы», - этот лозунг вдохновлял тружеников тыла, давал им новые силы и надежду.

Из заводских цехов выходили новые танки, самолеты, артиллерийские орудия, снаряды, патроны, военное снаряжение. Трудно поверить, но вся эта сложная техника создавалась руками женщин и детей.

Но у этой войны была и своя непоказная сторона. Нельзя забывать, что сороковые годы были временами сталинских репрессий. Репрессий не только против отдельного человека, но и против целого народа.

Цель  работы исследовать депортацию калмыцкого народа в общем, на основе фактов и цифр, и в частности – на основе личных воспоминаний наших близких  (дедушек, бабушек) и наших земляков.

В своей исследовательской работе я  поставила  следующие задачи:

  • собрать материал о депортации калмыцкого народа;
  • обработать  и обобщить весь собранный материал;
  • подготовить материал для публикации в районной, республиканской прессе;
  • сохранить собранный материал в личном архиве наших семей.

При написании работы использовала следующие  формы и методы исследования:

1.       Изучение событий  по литературным источникам, газетным и журнальным материалам.

2.       Поиск непосредственных участников или свидетелей данного исторического события с целью сбора интересующих данных.

3.       Обработка  воспоминаний, документов, фотографий,  сопоставление полученного материала с архивными документами и литературными источниками.

 Основными источниками написания  данной работы  служат:

      1. Книга Убушаева В.Б. Калмыки «Выселение и возвращение» 1943-1957 гг. изд. «Санан», Элиста 1991 г.

      2. Книга Балакаева А. «Выслан навечно». Советская Калмыкия, 1990, 28 декабря.

      3. Книга В.Ш.Бембеева «Взгляд сквозь времена», М, «Контекст», 1991г.

      4. Книга М.Л. Кичикова «Во имя победы над фашизмом», Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1970 год

      5. Книга «Калмыкия в годы Великой Отечественной войны», Элиста, 2005 год.     

     6. Газета «Искра» № 68, 29 августа 2003 г.

     7.Газета «Искра» №52 от 3 июля 2007

     8. Воспоминания:

      - старейшего жителя с. Яшкуль    Гангуева   Владимира Сангаджиевича    

      - старейшей жительницы с. Яшкуль Штепиной Кемы Шининовны

      - старейшей жительницы с. Гашунский Гаряевой Александры Гаряевны 

      - старейшей жительницы с. Яшкуль Бембеевой Хоня Санжиевны;

      - старейшей жительницы с. Гашунский  Цастаевой Тоулдан Сенглеевны

9.Фото и документы из личного архива

10. Данные из Интернета.

Актуальность темы определяется тем, что чем дальше от нас  события минувшего, тем больше возрастает интерес к ним. Лучшие традиции, в частности, гражданственности и самоотверженности простых граждан, ярко проявившиеся  в истории страны уходящей эпохи, требуют вдумчивого анализа, дальнейшего развития и, самое главное, преемственности в сознании последующих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Калмыки: выселение и возвращение»

                                                                                                     «…средняя наша человеческая память не удержала ни от

XIX, ни от XVIII, ни от XVII

века массовой насильственной

пересылки народов».
А.Солженицын.

Что такое депортация? И что она означает? В словаре Ожегова мы читаем:                                            

«Депортация - (от лат. Deportatio) - изгнание, ссылка, принудительное выселение лица (в нашем случае целого народа) из места постоянного жительства и поселения его в новом месте с ограниченной свободой передвижения»[1]

Депортация калмыцкого народа началась 28 декабря 1943 году. Этот холодный суровый день третьего года жестокой войны каждый калмык запомнили на всю жизнь. Если бы слезы пролитые калмыками скапливались в одном месте, то образовалось бы огромное озеро. Прошло уже почти полвека, а слезы все еще льются.

Задолго до рассвета началась операция под кодовым названием «улусы». Тогда одновременно во всех хотонах, селах, поселках и городах вошли по двое трое военных из войск НКВД и объявили:

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 27 декабря 1943 года

О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР

Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территорий Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

 

1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать.

Совету Народных Комиссаров СССР наделить калмыков в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.

2. Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в гор. Астрахани.

Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР — Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан-Хольский, Черноземельский и Юстинский и гор. Элиста; районы Астраханского округа — Владимировский, Володарский, Енатаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и гор. Астрахань.

Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.

3. Районы бывшей Калмыцкой АССР — Мало-Дербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский — включить в состав Ростовской области; Приютинский — в состав Ставропольского края.

Председатель Президиума

 Верховного Совета СССР

 М. КАЛИНИН

 Секретарь Президиума

 Верховного Совета СССР

 А. ГОРКИН. Москва, Кремль 27 декабря 1943г.

Этот холодный день 28 декабря 1943 года каждый калмык - и стар и млад — запомнил на всю жизнь. Ранним хмурым утром, задолго до рассвета одновременно во всех хотонах, селах, посёлках и городах в дома калмыков вошли по двое-трое военных из войск НКВД и объявили, что по Указу Президиума Верховного Совета СССР, все калмыки как изменники и предатели выселяются в Сибирь. На сборы вещей в далекие стылые края дали всего 20-3О минут. Затем, согнав всех в одном месте, погрузили на большие американские машины «студебеккеры» покрытые брезентом, и повезли под охраной вооруженных солдат к железнодорожным станциям. Сюда подавали поезда, составленные из двухосновных вагонов — «теплушек» в которые загружали по 40-50 человек в каждый, разместив «арестантов» в два яруса. Некоторые поезда на путях простаивали по два-три дня, до тех пор, пока найдут и подвезут калмыков из отдаленных хотонов и затерявшихся в степи чабанских стоянок. За это время в холодных вагонах, продуваемых сквозняками, люди мерзли без пищи и тепла, некоторые старики и просто больные умирали здесь же, еще не тронувшись с места. Медицинской помощи, конечно же, не было. А в пути, особенно к концу  изнурительного «путешествия» погибали сотнями, тысячами: от голода, холода, тифа и т.д. Ввиду большой загруженности Транссибирской магистрали, железнодорожные составы с калмыцкими семьями, задерживались на станциях подолгу, иногда на 2-З дня.

 А в это время Лаврентий Берия  спешил доложить отцу народов о блестяще проведенной операции: «В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета и постановлением СНК от 28 октября 1943 года НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы.

Всего погружено в 46 эшелонов 263359 семей или 93139 переселенцев, которые  отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.  Во время операции происшествий и эксцессов не было.

2 января 1944г. Л.Берия[2]

Горько и обидно было многим калмыкам, когда их повезли в Сибирь по железной дороге Кизляр-Астрахань, построенной за короткий срок их кровавым трудом ради ускорения победы, в чем они были глубоко убеждены, над ненавистным врагом. И было им также невдомек: зачем в разгар  всеобщей беды — этой страшной войны, отнимать от фронта сотни железнодорожных составов, целые  воинские части для охраны ни в чем неповинных людей; в чем повинен весь калмыцкий народ, который, как и все другие народы Советской страны, отдавал все силы для фронта, не щадя жизни своих лучших сынов и дочерей для победы над германским фашизмом. Но на эти вопросы, казалось, ясные и простые, ответа никто, естественно, дать не мог...

Заканчивался третий год войны, которую наш народ справедливо назовет Великой Отечественной. К концу 1943 года Красная Армия сумела прочно закрепить коренной перелом в ходе войны, надежно упрочить военное и политическое положение Советского государства. Поражение гитлеровских войск под Сталинградом, на Курской дуге и в битве на Днепре поставила военную машину фашистской Германии перед неминуемой катастрофой. Хотя в последний день уходящего года Геббельс призывал свой  народ «верить в предстоящую победу нашего оружия» мало кто прислушивался к бравурным речам вождей  гитлеровского рейха. Для многих немцев было ясно, что отступление армии на Восточном фронте вызвано слабостью их Германии, возросшей мощью страны Советов и её Красной Армии.

Плечом к плечу с русскими, украинцами, белорусами, азербайджанцами, казахами и представителями других народов отважно дрались с немецко-фашистскими захватчиками сыны и дочери  Калмыкии, приближая своими ратными подвигами день полной победы над фашизмом. Около 30 тысяч человек направила Советская Калмыкия за период с июня 1941г по декабрь 1943г. включительно в ряды действующей армии. Выбиваясь из сил, трудящиеся Калмыкии сумели сформировать и снарядить за счет народных средств 110-ю Отдельную калмыцкую кавалерийскую дивизию, отважно сражавшуюся в ожесточенных боях на Дону и  Северном Кавказе и внесшую свой вклад в дело разгрома врага. Кроме того, многие калмыки участвовали в партизанском движении на Украине и в Белоруссии, на Смоленщине и Брянщине, в рядах антифашистского Сопротивления в Европе. Имя партизана брянских лесов Героя  Советского Союза Михаила Сельгикова известно сейчас во всей стране.

Сравнительно небольшой по численности калмыцкий народ дал в годы войны 30 тысяч отважных воинов, из них 14 тысяч отмечены  правительственными наградами, многие из них неоднократно. 22 представителя Советской Калмыкии удостоены звания Героя Советского Союза. На вечные времена в памяти  благодарной Калмыкии останутся подвиги воинов 28-й и 51-й армий, освобождавших калмыцкие степи от немецко-фашистских  захватчиков. В рядах частей армий сражались и калмыцкие воины, освобождавшие родную землю.

В книге «Народы Советского Союза»,  изданной в Нью-Йорке в 1945 году, американская писательница и журналистка Анна-Луиза Стронг писала: «По странной истории судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за «сумасшедший героизм» были не русские, а калмыки, представители народности дельты Волги, страдавшей от различных завоевателей на протяжении тысячи лет. Нацистская высшая раса должна признать, что по какой-то непонятной причине из этой низшей расы вышли герои войны».[3]

Самоотверженно, в тяжелых условиях трудились в годы воины рабочие, колхозники и интеллигенция Советской Калмыкии. Передовые предприятия, колхозы и совхозы Калмыцкой АССР неоднократно рапортовали о вкладе материальных и денежных средств, которые они вносят в фонд укрепления оборонной мощи страны. Например, работники рыбной промышленности собрали на строительство танковой колонны «Советская Калмыкия» 1 млн. 35 тыс. рублей. «Проникнутые горячим желанием помочь родной Красной Армии быстрей разгромить врага, - писали в обращении к молодежи Калмыкии комсомольцы колхоза им. Чкалова, - призываем собрать средства на постройку боевых самолетов имени «Калмыцкого комсомола» . . .». И за короткий срок по республике среди молодежи было собрано 4 млн. 422 тыс.  рублей на танковую колонну и 1 млн. 700 тыс. рублей на авиаэскадрилью «Калмыцкий комсомол».

4 апреля 1943 ода на имя секретаря Калмыцкого обкома ВЛКСМ Эрдни Лиджи-Гаряева пришла правительственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего, который благодарил  молодежь Калмыкии. Это было лучшим признанием героических усилий молодежи республики.

Все эти и тысячи других примеров героизма на фронте и в тылу свидетельствовали о том, что для комсомольцев и коммунистов Калмыкии, всего трудового калмыцкого народа, нет интересов выше, чем интересы их великой Советской Родины. Они защищали ее стойко на фронтах Великой Отечественной войны и поэтому решение об упразднении в конце 1943 начале 1944 года Калмыцкой АССР как и некоторых других национальных автономий, явилось грубейшим извращением ленинской национальной политики и стало тяжелой трагедией для репрессированных многострадальных народов. Но решать так, как решили тогда, было нормой, отмечает немецкий писатель Гуго  Ворсбехер, и это подтверждается тем, как выселяли немцев Поволжья, крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Зная сегодня реальности того времени, со всей определенностью могу сказать — выселение этих народов было в те годы логическим продолжением политики репрессий, террора, несправедливости, проводимой отцом народа Сталиным и его окружением. Вообще практики культа личности.

 Остается только удивляться тому, как, несмотря на огромную моральную травму, калмыки-воины, находясь на фронтах войны, храбро сражались с фашистами и участвовали в освобождении  народов Европы от гитлеровского ига. Эта часть истории калмыцкого народа полна героических, порой драматических страниц, которая до сих пор нуждается в подробном освещении.

Расселение калмыков в Сибири и других восточных районах страны происходило в течение 1944 года. Например, в Новосибирскую область было переселено 17,1 тыс. калмыков, в Тюменскую область — 14,2 тыс. человек, в Красноярский край — 114 тыс., в районы Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Тобольского округов 8,6 тыс, человек.

Несмотря на допущенную несправедливость, калмыки, сознавая необходимость помощи фронту, стремились как можно скорее освоиться на новом месте, начать трудиться и внести свой непосильный вклад в дело разгрома врага. Архивы краев и областей сохранили немало примеров трудового героизма лучших сынов и дочерей калмыцкого народа в годы послевоенных пятилеток.

«В годы Отечественной войны и послевоенное время многие калмыки,- отмечали Тюменский обком КПСС и облисполком, - не покладая рук, работали в совхозах и колхозах и на предприятиях нашей области. Тюменцы хорошо помнят и ценят их трудовые подвиги. И эти подвиги совершались, несмотря на жестокий «режим спецпереселения», введенный специальным приказом министра  МГБ С. Круглова. Приведу отдельные выдержки из приказа:  «В целях укрепления режима поселения для высланных определить на вечное поселение выселенцев без права их возврата к прежним  местам поселений. За самовольный побег данным Указом определяется уголовная ответственность в 20 лет каторжных работ[4]».  В таких условиях калмыцкий народ, ошельмованный и изгнанный, смог выстоять в борьбе со своим жестоким роком только потому, что в самую тяжелую годину истории он сумел опереться на помощь и поддержку огромного многонационального советского народа. За годы пребывания в Сибири калмыки крепко подружились с местным населением, которое делило с ними и судьбу, и хлеб.  Уезжая в родные места, многие калмыки оставляли людей, с которыми  сроднились за эти годы и полюбили их.

Однако период пребывания в восточных и северных районах страны  не прошел для калмыцкого народа бесследно. Перепись 1959 года наглядно показала огромные людские потери: 106 тыс, против 150-160 тысяч в 1939 году. По прошествии почти десяти лет с момента выселения, по данным НКВД, на 1 января 1953 года на спецучете находилось 81475 калмыков.

 Здесь следует особо подчеркнуть, что невзгоды и страдания не сломили духа калмыков, их преданности идеалам социализма и коммунизма.

 XХ съезд КПСС восстановил ленинские принципы жизни, вновь возродил национальные  автономии. Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 9 января 1957 г. восстановил автономию калмыцкого народа, образовав Калмыцкую автономную область.

Правительство приняло ряд важных решений по оказанию необходимой  помощи в развитии экономики и культуры Калмыкии В течение 1957 года только совхозам Калмыкии было выделено 9 рублей на нужды строительства, 1000 тракторов, 680 комбайнов, более 350 автомашин и т.д.

Огромная помощь была оказана калмыцкому населению в хозяйственном устройстве. Например, на покупку скота возвращающимся семьям было выделено 32,5 млн. рублей кредита.  В результате такой заботы со стороны партии и правительства существенно облегчено возвращение калмыков на родину и их устройство здесь. К июлю 1958 года возвратилось в Калмыкию 15400 семей с населением в 62 тыс. человек.

Восстановление автономии калмыцкого народа явилось результатом торжества справедливости и правды. Калмыцкая АССР вновь стала одной из равноправных республик в СССР.

 

 

 

Эстафета памяти

В нашем школьном музее  находится большая экспозиция, посвященная  депортации калмыцкого народа. В результате кропотливой поисковой работы учителя и учащиеся нашей гимназии  собрали интересный и достоверный материал о депортации наших односельчан.

В музее открыты экспозиции:

1.       «Широклаг в моей судьбе»

2.      «Дорогой памяти»

3.      «Возвращение»

4.      «Эстафета памяти» (трагедия народа в детских сочинениях и рисунках»

5.      «Yyнд yкл уга» (Размещение переселенцев)

6.      «Судьбу и хлеб» делили пополам.

7.      «Печальные были»

8.      «Как это было»

9.      «Оставлены навечно»

Мы взяли из районного архива  некоторые сохранившиеся данные о том времени. На территории Яшкульского района проживало 15734 человек – из них:

Мужчин…………………………..9495 человек

Женщин…………………………..6239 человек

в том числе 18 лет и старше…….10288 человек

временно проживали…………….3845 человек

временно отсутствовали………...119 человек

мужчин в % к  населению……….60,3

подлежащие к призыву………….6186 человек

потери 30-40%...............................2163 человек.

В книгу памяти занесены 1640 человек, умерших в период депортации калмыцкого народа. (См. в приложении «Перепись населения Черноземельского улуса на 1.01. 1939 г.», «Справка ответственного по Черноземельскому улус полковника госбезопасности Михайлова о количестве выселенных и арестованных»)

Изучая материалы поисковых работ по депортации, мы убедились, что калмыков в одночасье лишили права на жизнь, отобрали самое дорогое – родину.

Эта трагедия коснулась каждой семьи, каждого села. Многие старики со слезами делятся воспоминаниями, об этом пишут сочинения, рефераты их внуки и правнуки.

Не забыть тех трагических лет

(из воспоминаний наших близких и земляков)

Ехали обреченные в далекие студеные края. Счастливцы попадали в Казахстан, Среднюю Азию, а в большинстве своем в Краснодарский и Алтайские края. Томскую, Тюменскую, Новосибирскую область. На северный Сахалин, Таймыр, Заполярье, Якутию.

Судьбы разных калмыков складывалась по-разному.                                                                            

Погибали в пути целыми семьями, никто не оставался в роду, некому было продолжить историю своих предков. Мне врезалась в память трагедия одной семьи. Ужасная и безысходная, семьи имевшей глубокие корни в прошлое калмыцкого народа его военной службы на благо русского государства. Прадед Патиша Пранцузова из станицы Платковской участвовал в составе 2-го калмыцкого полка в войне 1812года. Провожая на войну хотон справили прадеду лошадь, седло, саблю и одежду в добавок отправили с ним белого верблюда который не раз спасал калмыцких воинов разгоняя французов в жарких сражениях, затем верблюд вместе с войнами вернулся в хотон и дожил до старости. Прадед вернувшись к себе женился и сына назвал Пранцузом откуда и пошла их фамилия.

Патиш Пранцузов благополучно пережил 3 российские революции, гражданскую войну, сильный голод 1921 года, всеобщий голод 1932-1933 гг. и т.д. 28 декабря 1943 года семья Патиша с 4-мя голыми и босыми детьми была выселена в Сибирь, в далекое село Масловка Омской области. Слепой глава семьи, его больная жена и заболевшие в пути малые дети, не вынеся лишений в пути, умерли сразу по приезду на новое место один за другим. Некому было даже их похоронить в разваленной, заброшенной избушке, так и пролежали до весны, пока к ним не приехал назначенный новый комендант Петр Горбачев и не заставил местные власти закопать, завалив их вместе с прогнившей избушкой. Так трагически сгинули в неизвестность в сибирских лесах потомки славного героя далекой войны, мужественного защитника России[5].

Печальная участь постигла мою ээжу, Штепину Кему Шишиновну.

« Когда нас выселяли, мне было 16 лет, а брату 7. В то время отец был на фронте. Когда пришли солдаты, началась суета: все начали грузить вещи, варить мясо, собирать побольше теплых вещей. Нас повезли на ст. Дивное и посадили в вагоны, в которых было очень холодно. Вместе с братом нас повезли в Новосибирскую область, Хомутинский район, где сдали в детдом. А так как я была уже взрослая, мне уменьшили возраст, чтобы меня не заставили работать. Когда отца сняли с фронта, он забрал нас с детдома. Жить было тяжело, но все помогали, чем могли. Именно взаимопомощь помогла нам выжить в таких условиях.

 

 

  ИЗ  ВОСПОМИНАНИЙ ГАНГУЕВА ВЛАДИМИРА САНГАДЖИЕВИЧА

«Наша семья попала в Тюменскую область с.Омутинка, нас приютила русская женщина по имени Зоя. Жили в землянке. Семья у нас была многодетной, 11 сестер и я, поэтому, мест не хватало. Спали в коридоре на полу, и может быть, из-за этого часто болели, простывали, да к тому же были суровые холода. Особенно зимой было плохо, собирали мерзлую картошку на поле, ну, а летом спасали ягоды. Одна из сестер шила сапоги, продавала их и покупала немного продуктов. Спасали меня как продолжателя рода. Возвратились на родину из детей только двое: четырехлетняя сестренка Галя и я»

ИЗ  ВОСПОМИНАНИЯ ГАРЯЕВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ГАРЯЕВНЫ.

«Мой отец,  Эрдниев Гаря Батаевич (1897-1977гг.), своим участием в войне с фашистами не смог оградить ни нас, своих детей и жену, ни себя от произвола власти, которую он защищал. В то время как мой отец сражался на фронте, героически сражаясь в Сталинградской битве, его семья, как и весь калмыцкий народ, была выселена в Сибирь. На момент высылки мне было 5 лет, а моему братику Боре не было и года. Мы попали в Алтайский край, Тальменский район, с. Тальменка. Вместе с нами в Сибири, жили и другие  семьи –яшкулян: Адьяновых, Насуновых, Джаваевых, Гаряевых.

Никогда не забуду, как в Сибири через некоторое время после поселения в глухой деревушке медленно умирала, простудившись в дороге моя мама. Мы дети остались одни, жили в землянке, где с одной стороны была огромная дыра в стене. На всю жизнь я запомнила, как ночью мы видели и слышали вой волков из тайги. Присматривали за нами родственники, помогали соседи.

А в это время отец, контуженный под Сталинградской битвой, был снят с передовой по национальному признаку и выслан также в Сибирь. Вчерашний фронтовик оббивал все пороги в поисках семьи  и только в 1945 году вместе с  другой фронтовичкой Насуновой Ялмн Зазыковной (сестренкой жены) нашел своих малолетних детей (жена- Сарва, умерла в 1944 г.). ИЗ  ВОСПОМИНАНИЯ БЕМБЕЕВОЙ ХОНИ САНДЖИЕВНЫ

 «Когда нас выселяли, 28 декабря 1943 года я училась в 6 классе – рассказывает Х.С. Бембеева. – Я тогда жила у дяди – Ц.Т. Балтыкова. Ранним утром я побежала за молоком до тети Айны, а там уже стояли два солдата, которые меня не пустили. Мне стало страшно, и я побежала обратно домой. Возле нашего дома стояла машина, в которую грузили вещи. Вместе с дядей и его женой сели в машину с нами еще два солдата. Мы взяли с собой кастрюлю с мясом, которая варилась на печи, а солдаты его съели и остались голодными. Так  на машинах мы доехали до ст. Дивное, а потом нас посадили в вагоны, было холодно. В вагоне стояла печь, а топить ее было нечем, но кто-то из взрослых взял мои учебники и начал ими растапливать печь. Из еды ничего не было, только теплая вода и чуть-чуть капусты.

Дядя стал искать моих родителей. Я их не видела с лета. Они работали на заготовке камыша, и в день высылки мне так и не удалось их увидеть. Но дядя нашел их в 30-м вагоне, мне разрешили с ними увидеться только на 10-е сутки. Под конвоем меня отвели к ним. Вместе с ними ехали семьи Алтыновых и Майя Гецелова с двумя дочерьми и сестрой. В их вагоне было тепло, печка «буржуйка» была раскалена докрасна, а на ней в ведре варилось мясо. Оказалось, что когда мать с отцом собирались, один из солдат предупредил, что путь дальний и надо запасаться едой и теплыми вещами. Отец успел зарезать бычка и поделил его с Алтыновыми.

Через 13 суток мы доехали до г. Исикуль.  Очир Халгаев предложил отцу поехать с ними. На санях приехали в какой-то самый дальний колхоз. Вместе с нами еще было несколько семей. До весны мы прожили в этом колхозе,а потом поехали на Крайний Север. Осенью работали на сенокосе, зимой валили лес. В 1944 году нас стали отправлять на лесозаготовки. Вставали мы утром рано и работали до позднего вечера. Наша бригада состояла из четырех девчат, у каждой была норма – 5 кубометров. Норму мы выполняли. Сейчас из нас осталось двое: я и Арлтан Бораевна Делеева. На нашей делянке всегда висел красный флажок. Нас всегда хвалили.В 1951 году по весне мы работали на строительстве плотов. Я работала с Дорджи Омгоровым и Эрдни Кензеевым. Готовили плоты, потом переплавлялись по реке Салехард. Мы втроем и с нами еще солдат дотащили плоты к месту назначения. Подплывая на лодке к берегу реки, мы попали в запретную зону, где работали заключенные. Но так как с нами был солдат, нас пропустили на рыбозавод, где увидели яшкульских девчат, Цаган и Кююкчу Шольшиковых, а Дорджи Омгоров встретил свою сестру и дочку Зурган.

Это один из эпизодов нашей ссыльной жизни, большую часть которой я провела в колхозе Чемаши. Здесь приходилось рыбачить, пойманную рыбу складывали в плетенный короб и на санях отвозили в с. Перегребное, что было в 12 км. от нашего колхоза. В Чемашах жили семьи Бораевых, Цатхаевых, Ходжигоровых, Басанговых и многих других, всех уже и не вспомнишь.

Никогда и никому не пожелаю того, что довелось испытать нам. Пусть не повторятся эти трагические годы, о которых мы до сих вспоминаем с ужасом»[6].

ИЗ  ВОСПОМИНАНИЯ ЦАСТАЕВОЙ Т. С.

Я родилась в поселке Чилгир. Матери у меня не было, а отец умер, когда мне было 6 лет. Я воспитывалась у своей авг бергн Мурдина Бокан Хоньн и её мужа Мурдин Бока.

Несмотря на тяжелую жизнь, полную потерь, моя тетя была очень доброй и отзывчивой. Я не помню, чтобы она хоть раз меня поругала. У нее было 13 детей. Помню, как их нянчила, когда тетя уходила. Я брала ребенка, клала на пол и перепрыгивала через него, туда-сюда. Зачем я так делала? (смеется) Вот нянька! К сожалению, всё они умерли...

Наверное, поэтому тетя меня так любила и не отдала меня в детский дом. Я была довольно непоседливым ребенком, но мое детство прервала война. Двое моих дядей ушли на фронт, Моман Боова и Моман Эдля.

Мне было 12 лет, когда нас выслали. Сначала нас повезли в больших машинах, а потом загнали в холодные товарные вагоны поездов. Никто не понимал, что происходит, куда нас везут и за что? Когда мы приехали в Сибирь нас поселили в какой-то маленькой деревушке, в холодном, со всех сторон продуваемом бараке. Питались в основном картошкой, от которой у некоторых от непривычки,  сильно болели животы. Моя тетя укладывала меня на большую русскую печь, а сама уходила добывать еду. Когда наступила весна и потеплело, я стала собирать на улице зерно, молола его в ступке и пекла хлеб. После распределения мы попали в Сургут, там нам начали выдавать морковь, картошку, хлеб, по 400-500 грамм. 500 грамм рабочим, 400 грамм  иждивенцам. В 14 лет я пошла работать в колхоз, где выполняла разные сельхоз работы. Когда мне было 18-19лет, я пошла работать на лесоповал.  Целый год я трудилась на морозе, мы рубили сучки, пилили деревья. От холода наш хлеб застывал и замораживался, и нам приходилось ждать, пока он оттает на костре. На эти работы мы ходили пешком из барака в лес. Я даже не помню, сколько мне заплатили за этот адский труд, но зато хорошо помню, что на эти деньги я купила 5м хорошей, красивой ткани. Вот она тогда обрадовалась!»

И сколько таких трудных судеб. Сколько людского горя, бед и страданий пережили наши матери и отцы, бабушки и дедушки, братья и сестры…

Калмыки из века трудолюбивый народ. И только упорно трудясь, надеясь и веря, наши матери, ээҗи, сестры смогли выжить и вернуться на родину. Долгие 13 сибирских лет стали печальной страницей в истории всего калмыцкого народа и каждого человека.

Горе нашего народа, прошедшего в тринадцатилетней ссылке простить можно, но забыть никогда!

…О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

…Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!...                                                                     Р. Рождественский

 

Заключение.

Проследив это историческое событие в целом из книг и газетных статей и воспоминаний наших близких и земляков, переживших это, у меня сформировалось свое мнение, более глубокое, нежели раньше.

До этой работы я ограничивалась лишь общими фразами, ежегодно повторяющимися на митингах памяти и скорби. Но теперь, когда я знаю,  многие факты, цифры и примеры, когда я видела слезы в глазах своих близких (ээжи) и  земляков, я иначе смотрю не только на это явление, но и вообще на всех старых людей, подвергшихся этой беде.

«Выселены навечно». Почему? За что?

Действительно были ли основания для насильственной депортации Калмыцкого народа в целом?  Обратимся к независимым источникам:

Из книги «Народы Советского Союза», написанной корреспондентом Анной – Луизой Стронг.

«…по странной иронии судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за «сумасшедший героизм» были не русские, а калмыки, представители народности из дельты Волги, страдавшие от различных завоевателей на протяжении тысячи лет. Нацистская «высшая раса» должна была признать что по какой-то непонятной причине из этой «низшей расы» вышли герои войны»[7] Нью-Йорк, 1945 г.

 Государство признало акты репрессий незаконными и преступными. Об этом говорит принятая 14 ноября 1989 года Верховным Советом СССР Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению. В настоящее время жертвам репрессий выплачивают пособия, это так называемые «репрессированные»,  но на наш взгляд одной только оплаты за эти лет недостаточно. Как деньги могут компенсировать такие 13 лет?

На мой взгляд, эта страница истории всегда должна быть открытой, дабы все помнили и никогда не повторяли столь позорной ошибки.

Ни в какие времена человеческой истории мы не найдем геноцида народа внутри страны и дележа его территории. Так, например индейцев Американского континента истребляли пришельцы из Европы, геноциду подвергались жители Южно Африканской Республики, но территории их оставались за ними.

Во стократ прав, известный калмыцкий писатель,  А.Г Балакаев

«Это настоящий геноцид, сознательное истребление древнего народа… Народа некогда храброго и мужественного, со своей самобытной культурой  и  историей, уникальной этикой, эстетикой. Народа, который на протяжении трехсот лет самоотверженно, не  жалея жизни, защищал великую Русь от нашествия турецкого хана и польского шляхта, немецких рыцарей и шведского короля, французского императора и многих других врагов России»[8].

Для того, чтобы вернутся домой, калмыки прошли длинный путь в 13 долгих лет. Эта дорога усеяна прахом наших соплеменников, омыта слезами женщин, стариков и детей.

Историю страны переделать невозможно, остается одно – переосмыслить и все назвать своими именами. Преступление – преступлением, трагедию народа – трагедией и память об этом необходимо увековечить,  чтобы потомки знали и помнили.

Мы, нынешнее поколение, должны приложить максимум усилий, чтобы не проявлялся такой произвол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Убушаев В.Б. Калмыки «Выселение и возвращение» 1943-1957 гг. изд. «Санан», Элиста 1991 г.

2.      Балакаев А. Выслан навечно. Советская Калмыкия, 1990, 28 декабря.

3.      В.Ш.Бембеев «Взгляд сквозь времена», М, «Контекст», 1991г.

4.      М.Л. Кичикова «Во имя победы над фашизмом», Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1970 год

5.      Калмыкия в годы Великой Отечественной войны, Элиста, 2005 год.     

6.      Газета «Искра» № 68, 29 августа 2003 г.

7.      Газета «Искра» №52 от 3 июля 2007

8.      Воспоминания:

9.      - старейшей жительницы с. Яшкуль Штепиной Кемы Шининовны

10.  - старейшей жительницы с. Яшкуль Бембеевой Хоня Санжиевны;

11.  - старейшей жительницы с. Гашунский  Цастаевой Тоулдан Сенглеевны

12.  - старейшего жителя с. Яшкуль    Гангуева   Владимира Сангаджиевича

13.  Фото и документы из личного архива

14.  Данные из Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Словарь Ожегова

[2]  Убушаев В.Б. Калмыки. «Выселение и возвращение» 1943-1957 гг. изд. «Санан», Элиста 1991 г.

 

[3]  В.Ш.Бембеев «Взгляд сквозь времена», М, «Контекст», 1991г.

 

[4] Убушаев В.Б. Калмыки «Выселение и возвращение» 1943-1957 гг. изд. «Санан», Элиста 1991 г.

 

[5] Убушаев В.Б. Калмыки «Выселение и возвращение» 1943-1957 гг. изд. «Санан», Элиста 1991 г.

 

 

[6] Газета «Искра» № 68, 29 августа 2003 г

[7] В.Ш.Бембеев «Взгляд сквозь времена», М, «Контекст», 1991г.

 

[8] Балакаев А. Выслан навечно. Советская Калмыкия, 1990, 28 декабря.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научно – исследовательская работа «Воспоминанья вновь всплывают» 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В этом году отмечается 70 – летие депортации калмыцкого народа. На протяжении многих лет  мы восхищаемся подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне.

Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, деятели науки и культуры, взрослые и дети.

Много было сказано о воинском подвиге, много написано, но больше тех, кто трудился в тылу. «Все для фронта, все для победы», - этот лозунг вдохновлял тружеников тыла, давал им новые силы и надежду.

Из заводских цехов выходили новые танки, самолеты, артиллерийские орудия, снаряды, патроны, военное снаряжение. Трудно поверить, но вся эта сложная техника создавалась руками женщин и детей.

Но у этой войны была и своя непоказная сторона. Нельзя забывать, что сороковые годы были временами сталинских репрессий. Репрессий не только против отдельного человека, но и против целого народа.

 

Цель  работы исследовать депортацию калмыцкого народа в общем, на основе фактов и цифр, и в частности – на основе личных воспоминаний наших близких  (дедушек, бабушек) и наших земляков.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 233 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа "Основы религиозной культуры и светской этики"
  • Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур», Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др.
  • 06.10.2020
  • 449
  • 3
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур», Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 488
    • DOCX 117 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Берикова Надежда Бадаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Берикова Надежда Бадаевна
    Берикова Надежда Бадаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10234
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 206 человек

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 11 регионов