Память о Бородино. 1912. 2012.
Введение
2-3
Глава I
5
Глава II
1.
Деятельность
Городской думы по подготовке празднования 6-8
юбилея в 1912 году.
2.
Патриотическое
воспитание учащихся. 9
3.
Архитектурное
наследие.
10
·
Празднование
двухсотлетия Бородино в 2012 году: 11-13 - ГДО
СМиД ;
- МОБУ СОШ №26.
Введение.
Бородинское сражение является
одной из героических страниц русской истории. Участники Отечественной войны 1812
г. вспоминали об этом событии с особым чувством. «Всё испытано в сей день, до
чего может возвыситься достоинство человека!» — много лет спустя утверждал
генерал Ермолов, прошедший Аустерлиц, Бородино, воевавший под Лейпцигом и у
стен Парижа. Бородинское сражение всегда было символом патриотизма, чести,
мужества.
Актуальность темы
исследования, таким образом, состоит в новом исследовании памяти о
Бородинском сражения, выяснении вопроса о роли государственной власти в
сохранении этой памяти. Назревшей и актуальной является проблема
отношения к исторической памяти, отношение между памятью и историей и
наиболее назревшей проблемой является роль и отношение органов государственной
власти к сохранению исторической памяти.
Цель:
Выяснить роль Государственной
думы по подготовке к празднованию юбилея Бородино в городе Благовещенске.
Задачи:
·
Собрать
документы по данной теме.
·
Проведя
анализ материала, дать оценку деятельности Городской думе
г. Благовещенска
в проведении данного мероприятия.
·
Показать
роль Городской думы в патриотическом воспитании учащихся школ.
Объект исследования: Празднование столетия
Бородинского сражения в городе Благовещенск.
Предмет: роль органов государственной
власти в праздновании юбилея Бородино в Благовещенске.
Методы исследования:
·
Теоретические:
критический, системный, анализ, обобщение.
·
Практический: опрос.
В связи с тем, что исследователю не удалось найти
печатные работы по данной теме, можно предположить, что данный вопрос,
возможно изучался, но в рамках подготовки и празднования 100-летнего юбилея.
Новизна работы заключается в рассмотрении
вопроса о роли органов власти в сохранении исторической памяти.
Исследование проводось в два
этапа:
1 этап: октябрь-ноябрь 2011 года.
Исследование проводилось по теме «Празднование 100-летия Бородино в
г.Благовещенске». На данном этапе
интерес представляло следующее:
территория российского государства, связанная с событиями Бородино,
торжественно отмечала данный юбилей. Возник вопрос: а как его отметил город
Благовещенск?
2 этап: октябрь - декабрь 2012
года. На данном этапе предстоит собрать и проанализировать материал о
подготовке и праздновании 200-летия Бородино в г.Благовещенске.
Практическая значимость работы заключается в
возможности использования ее на уроках истории, внеклассных мероприятиях,
уроках краеведения.
Глава I
Государственным архивом
Амурской области были предоставлены документы по празднованию 100-летия
Бородино в городе Благовещенске. Исследователь распределил документы по
следующим критериям:
·
Официальные
документы городской думы;
·
Циркуляры
Министерства Просвещения;
·
Фотографии
празднования.
Официальные документы позволяют
раскрыть вопрос о том, какие решения принимались органами власти по
празднованию юбилея в городе Благовещенске, какие предложения и в чей адрес
вносились, какие прошения были отправлены в вышестоящие инстанции.
Циркуляр Министерства Просвещения
дает подробное описание мероприятий, которые необходимо было провести для
учащихся школ города.
Фотографии позволяют прикоснуться к
историческому событию и не только познакомиться с информацией письменной, но и
увидеть события минувших дней, сделать выводы о массовости участия горожан в
данном мероприятии.
5
Глава III
1.Деятельность Городской думы по подготовке
празднования юбилея.
Деятельность Городской Думы по
подготовке празднования юбилея началась с Доклада Городской управы Городской
Думе. В документе говорилось о том, что в августе месяце текущего года
исполнится столетие со дня Бородинского сражения. Праздновать столетие этого
события теперь будет так же вся Россия. Городу Благовещенску, как одному из
русских городов, следует присоединиться к общероссийскому торжеству и, как
город всегда горячо отзывавшемуся к нуждам народного образования и просвещения,
необходимо увековечить празднуемое событие какими либо мероприятиями
в области народного просвещения.
В поддержку этого Городская
управа предложила ряд следующих мероприятий, которые можно было провести в
честь празднования:
·
Вновь
открываемую, согласно плану школьной сети всеобщего обучения в текущем году
школу, наименовать школой в память столетия Бородинского сражения.
·
Произвести,
согласно плана школьного строительства в день Бородинского сражения 26 августа,
закладку районного каменного здания для трёх школ в первом районе – для вновь
открываемой школы, для школы имени Жуковского и для школы имени Кольцова.
·
Учредить
за городские средства две стипендии для лиц, желающих продолжить высшее
образование, при чем одну для женщин, а другу для мужчин. Одну из этих
стипендий наименовать стипендией имени Императора Александра I и другую, стипендией в память
столетия Бородинской битвы.
·
Украсить
в день Бородинской битвы 26 августа все городские здания флагами, вечером
устроить иллюминацию и просить жителей города украсить флагами свои дома.
Решением думы от 5 апреля было
ассигновано 1724р. 35 к. на выписку юбилейных изданий, картин, портреты героев
. Постановлением думы от 17 августа 1912 года было решено ассигновать одну
тысячу рублей на угощение гарнизона. В августе рассматривается и вопрос о
проведении бесплатных спектаклей для учащихся школ.
Позже, пришло положение, в
котором глава Городской думы обращается к господину Военному Губернатору
Валуеву А.М с прошением о награждении свидетельством на право ношения Высочайше
учреждённой, в память столетию Бородинского сражения 1812 года,
светло-бронзовой медали на груди на Владимирской ленте следующим лицам:
·
Городскому
Главе, Губернскому Секретарю П.П Попову;
·
Членам Городской Управы: Благовещенскому мещанину И. А. Ефремову и
коллежскому секретарю В. А Мунгалову, бывшим Членам Управы: Благовещенскому
мещанину А. Е Попову и отставному коллежскому регистратору В. А Щеголову;
·
Директору Благовещенского Городского Общественного Банка
крестьянину Амурской области И. П. Ядыгину;
·
Товарищам Директора Городского Банка гражданину А. Д. Шипулину и
благовещенскому мещанину М. И. Хворову;
·
Распорядителю Городского Ломбарда, благовещенскому мещанину
А М
Баженову;
·
Благовещенскому Мещанскому Старосте Е. И. Ефимову
·
Секретарю Городской управы, Губернскому Секретарю Д.И.Корсаку;
·
Городского Секретаря , коллежскому регистратору А. А.Нилову;
·
Брандмейстеру , благовещенскому мещанину С.Ф. Бориско;
·
Бухгалтеру Городской Управы, казаку Полтавской губернии А. Г.
Семененко;
·
Городскому технику, местному инженеру Н. Н. Скипетру;
·
Городскому чертежнику, сыну коллежского советника С.А. Копанскому;
·
Регистратору и архивариусу Городской Управы, личному почетному
гражданину Л .П. Ядыкину;
·
Делопроизводителю воинского отдела Городской Управы крестьянину
Амурской области Е.О. Сыченку;
·
Смотрителю городских зданий, крестьянину Вятской губернии В.Ф.
Козлову.
Всего было награждено
68 человек этой же медалью, независимо от его ранга и статуса.
По всей России
проходили торжества в честь Великого Бородинского Сражения. В Москве должно
было состояться Торжественное возложение венков. По этому поводу пришла
телеграмма от Министра Внутренних Дел Господину Военному губернатору Амурской
области, в которой оповещалось
о командировании
представителей на торжество по поводу столетия Бородинской битвы.
В связи с этим 19
июля 1912 года Городская Дума в соответствии с телеграммой Министра Внутренних
дел принимает решение о направлении в Москву на празднование юбилея трёх
Почётных граждан города Благовещенска: А.В Касьянова – известного благотворителя,
Г.П. Ларин – врача, А.М. Клосса – члена Городской Думы.
13 октября 1912 года А.В Касьянов
отправил отчёт Главе Благовещенской Городской Думы, в котором отчитался о
возложении венка и отправил его фотографический снимок, возложенного от имени
города Благовещенска на Бородинском поле во время Августовских Юбилейных
торжеств.
Выводы: анализ архивных
документов позволяет сделать вывод о том, что городская дума г.Благовещенска в
течение полугода неоднократно рассматривала вопрос о праздновании юбилея
Отечественной войны в
городе, составила план мероприятий,
выделила деньги для их проведения и провела данные мероприятия.
2. Патриотическое воспитание
учащихся.
16 января 1912 года в Амурскую
область поступил циркуляр из Министерства народного просвещения, в котором
предлагалось 26 августа, накануне дня Бородинского боя во всех учебных заведениях
провести панихиду во славу императора и всех на поле брани павших в
Отечественную войну. 26 августа во всех учебных заведениях должны быть
проведены торжественные мероприятия, на которых директора должны выступить с
речью, разъясняющей значение Отечественной войны. Необходимо показать картинки
– иллюстрации событий войны. Учащиеся должны принять участие в параде.
Отличники имели право на награждение юбилейными медалями для сохранения в их
сердцах благоговения к памяти о тех событиях. В дни празднования учебные
здания должны быть украшены флагами, гирляндами. Для увековечивания памяти
потомков о войне предлагалось учредить особые стипендии.
В августе на заседании думы
рассматривается вопрос об участии учащихся школ и училищ в праздновании
юбилея. Было принято решение о проведении 27 и 28 августа восьми бесплатных
спектаклей. Городская управа составила и направила в школы расписание
спектаклей с указанием времени посещения и училищ. В дополнении к расписанию по
школам и училищам был разослан циркуляр, рекомендующий провести работу с
учащимися о необходимости являться во время на спектакли и о сопровождении
учащихся. Интерес факт, что в циркуляре предписывалось: «…чтобы не происходило
запаздываний, лучше явиться за несколько минут до начала спектакля, в противном
случае вы не успеете побывать на спектакле». Видимо, опаздавших на спектакли
не допускали.
Были учреждены две стипендии.
Школы и училища были украшены. Учащиеся приняли участие и в параде, и в
праздновании.
Вывод: В начале 20 века
государственная власть понимала значимость патриотического воспитания и
серьезно подходила к решению данного вопроса.
3. Архитектурное наследие.
Городская Управа предложила
вновь открываемую школу наименовать школой в память столетия отечественной
войны. 26 августа решено было произвести закладку районного каменного здания
для трех школ в 1-м районе: для вновь открываемой имени Жуковского и для школы
имени Кольцова. Данное решение было исполнено. Городское училище в память 100-летия
Отечественной войны было заложено 26 августа 1912года, освящено 14ноября 1914
года. Построено по проекту архитектора Р.И.Блюма. Здание было двухэтажное,
кирпичное. Земляные работы и кладку фундамента осуществлял подрядчик Комаров.
Устройство водопровода и канализации произвела техническая контора Торгового
Дома «Кунст и Альберс». В годы Гражданской войны здание было занято японцами. В
1930-е годы в здании училища располагалась школа имени Ленина, позже школа
№6. Сейчас это один из корпусов педагогического университета. На здании убрана
надпись о том , что это школа в честь юбилея Отечественной войны.
Вывод: В начале 20-го века
власть понимала и стремилась сохранить в потомках благодарную память о
героических событиях, но изменилась эпоха, и изменилось отношение к
исторической памяти.
4.Празднование двухсотлетия
Отечественной войны в 2012 году.
В данной части работы кратко представлены
предварительные результаты исследования. Период поиска и сбора материала еще
не завершен, но уже позволяет сделать некоторые выводы.
Мне не удалось найти документ,
где бы городская дума рассматривала вопрос о праздновании 200-летия юбилея
Отечественной войны, Бородино в нашем городе. Указ Президента был подписан в
2007 году. Разработана эмблема празднования. Анализ информационных источников,
размещенных в Интернете, позволяет сделать вывод о том, что районы, по
территории которых прошла война, это событие отмечали торжественно. В городе
Благовещенске общегородских мероприятий проведено не было.
Были проведены мероприятия по
инициативе отдельных граждан и организаций города.
Весной 2012 года на базе Центра
Эстетического Воспитания детей им. В.В. Белоглазова, Городская Детская
Организация «Союз Мальчишек и Девчонок» (ГДО СМиД) проводила городскую
Конкурсную акцию, которая посвящена юбилею Бородинского сражения «Бородино –
200 лет!». В акции принимали участие дети с 6-9 классы всех школ города
Благовещенска. Примерно всего принимало участие около 100 ребят.
С 10 сентября по 22 сентября 2012
года МОБУ СОШ№ 26 был реализован проект «Виват героям Великой битвы!»,
прошел исторический марафон, посвященный 200 – летию Бородинского сражения.
Основные мероприятия представлены в таблице.
Дата
|
Мероприятие
|
Класс
|
10.09
|
Репортаж с места события
|
2-11
|
11.09
|
Открытие выставки – презентации
«война 1812 года», выпуск дайджеста «Как Русь боролась с исполином»
|
Информационный центр
|
12.09
|
Интерактивное занятие «И будет помнить
вся Россия…»
|
3-4-е классы
|
13.09
|
Историческое ориентирование
«Знатоки истории Отечественной войны 1812 года»
|
5-6-е классы
|
14.09
|
Конкурс чтецов «О тех, кто пал за
честь Отчизны»
|
5-9-е классы
|
15.09
|
Конкурс художественного творчества.
-виртуальная экскурсия «Бородинская
панорама»
|
2-8-е классы
6-7-е классы
|
17.09
|
Благовещенск – Бородино – 1912-2012
– Летопись поколений.
-круглый стол «Героизм и жесткость
Отечественной войны 1812 года»
|
8-е классы
9-10-е классы
|
18.09
|
Военно-историческая викторина
«Отечественная война 1812 года»
-И постоим мы головою за Родину
свою.
|
9-е классы
10-11-е классы
|
19.09
|
«Рана моя не заживала
никогда»
|
11-е классы
|
20.09
|
Защита презентаций «Про год,
запечатлённый кровью»
|
10-11 классы
|
21.09
|
Аллея героев (памятники воинской
славы)
|
10-е классы
|
29.09
|
Торжественное закрытие
|
Актовый зал
|
Таким объёмным проектом МОБУ СОШ№ 26 отметила юбилей
Бородинского сражения и способствовала патриотическому воспитанию учащихся
После проведения всех мероприятий я устроила
мини-опрос для участников данного марафона. Был задан один вопрос: « Понравился
ли Вам проект «Виват героям великой битвы» и был ли он Вам интересен?»
Результаты представлены на диаграмме.
Вывод: в 1912 году Государственная власть и граждане России
понимали значение Бородинского сражения в судьбах русского народа. В 2012 году
Государственная власть принимала минимальное участие в проведении мероприятий в
честь празднования двухсотлетия Бородинского сражения. Видимо, чем далее
событие во времени, тем менее на него обращают внимание и вспоминают его.
Хотелось бы почувствовать заботу власти о нашем воспитании.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.