Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыНаучно-исследовательская работа на тему "Хочу я говорить стихами" (поэт-земляк)

Научно-исследовательская работа на тему "Хочу я говорить стихами" (поэт-земляк)

Скачать материал

Научно-практическая конференция школьников

«Ученик-исследователь»

 

 

 

Секция «ГУМАНИТАРНАЯ»

 

 

 

 

Хочу я говорить
 стихами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разуваева Ксения Геннадиевна,

ученица 11 класса

МОБУ Ромненская СОШ имени И. А. Гончарова

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Корнеенкова Светлана Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ромны, 2013 год

 

Оглавление

 

1.     Введение. Цели и задачи исследования, проблемные вопросы, актуальность темы.

 

2.     Основная часть. «Патриот своей маленькой родины»

         1) Биография поэта.

         2) Творчество поэта:

                                        Тема природы.

                                        Тема Родины.

                                        Тема любви.

                                        Тема поэта и поэзии.

 

  3.Заключение.

 

  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

         Актуальность: У каждого человека есть своя малая родина. Что мы, в сущности, о ней знаем?! Географические и природные особенности, историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленные земляки. А где душа, каково духовное наследие?   Искать её надо в поэзии. Поэзия открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к родному  краю. Поиск истины, желание высказаться, поделиться самым сокровенным – вот что заставляет многих творить.  Строки, проникнутые теплом и любовью,  способны лечить сердце, давать советы, заставлять верить в светлое и доброе.

                В своей исследовательской работе я  хотела бы рассказать об одном талантливом поэте-земляке Виталии Павловиче Беседине. Исследовательская работа вносит свой вклад  в решение актуального вопроса изучения литературы родного края. В районе нет творческих работ, в которых бы тщательно исследовалось творчество Беседина Виталия Павловича.

 

    Проблема исследования: Важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной литературы.

 

    Формулировка гипотезы: Если сделать анализ стихотворений писателя, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять самобытную культуру, народную мудрость.

 

    Цель исследования: Изучить творчество поэта-земляка В.П. Беседина.

    Задачи исследования:

1.Познакомиться с творчеством В.П. Беседина.

2.Собрать информацию о творчестве и биографии поэта.

3.Определить темы стихотворений В.П. Беседина.

4.Провести классификацию стихотворений.

5. Раскрыть своеобразный мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.

 

    Объект исследования: творчество поэта-земляка В.П. Беседина.

    Предмет исследования: стихи поэта-земляка В.П. Беседин.

    Методы исследования:

1. Метод изучения  литературных источников.

2. Интервьюирование.

3. Анкетирование

4. Анализ стихотворений.

 

    Практическая значимость:  Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, готовый  материал предоставить  в  школьный музей, в районную и школьную библиотеку, выступить   на вечере, посвящённом поэтам-землякам.            

                                                         Основная часть.

Биография.

     Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Так и стихи Виталия Павловича Беседина  несут на себе печать времени – радости и горести прошлого и настоящего.

    Родился  поэт-земляк 10 октября 1934 года в городе Белгороде, где прожил с родителями всего четыре года. В 1937 году отца посадили. Мать уехала с сыном в Уссурийск искать лучшей доли. Немного позже переезжают в Белогорск, где прошли его детские и юношеские годы, встретилась первая любовь, родился сын. Благодаря отчиму освоил ремесло сапожника.

    Со своим отцом случайно встретился в 1966 году, после долгих поисков, писем. «Я очень похож на него, и отец, узнав о моём пристрастии к рифмам, ответил, что тоже баловался рифмами», - вспоминал Виталий Павлович.

    После армии поступил в финансово-кредитный техникум – мать болела, нужно было быстрее зарабатывать деньги. По окончании техникума стал заочно учиться в Иркутском институте народного хозяйства. Жил он, как и сверстники, как все молодые люди, верил тому, чем жила страна.

    В последующие годы Виталий Павлович учился тоже - закончил различные курсы в Ленинграде, Москве, Хабаровске, университет марксизма-ленинизма в Благовещенске.

    В последние годы трудовой деятельности работал в администрации района.

Воспитал  Виталий Павлович двоих сыновей, один их которых работает учителем в Ромненской школе и воспитывает сына Алексея, второй – авиадиспетчер в Магадане, воспитывает двоих детей.

    От природы наделён выносливостью, силой, терпением. По характеру он был человеком общительным, обязательным, если пообещает – выполнит, не любил ложь. В свободное время любил читать, летом – рыбачить. Было у него своеобразное хобби – если видит, что какая-либо вещь сломана, то не может пройти мимо, чтоб не отремонтировать. Этот талант достался и сыну Александру. «Я всегда любил бывать у отца на работе, - вспоминает сын. - Моей страстью был рабочий стол, в котором хранилось огромное количество всяких железячек. Я с особым трепетом и волнением любил их перебирать. В том, что я умею хорошо плавать, тоже заслуга отца. А задачки по математики он щёлкал как орешки». Старший сын любил отца и брал с него пример во всём, даже пытался сочинять стихи, но  «глаголом жечь сердца людей» у него не получилось. А вот рисовал и чертил лучше своего отца.

    В 2003 году на средства Администрации Ромненского района в свет вышел сборник его стихотворений «Когда взволнована душа …».

В 2006 году Виталия Павловича, ко всеобщему сожалению, не стало, но душа его осталась в его замечательных стихах, которые, прочтя один раз, уже никогда не забудешь.

 

 

 

 

Творчество.

                                                                                           И пусть мои стихи плохие

                                                                                  Живут недолгие года,

                                                                                      Их не читает вся Россия,

Но в Ромнах помнят иногда!

    Так писал о своём творчестве Виталий Павлович Беседин. Он создавал свои стихи экспромтом, подолгу не раздумывая над ними, - всё, что волновало, вдохновляло, радовало, тут же складывалось в стихотворные строки.

    А стихи Виталия Павловича интересовали ещё с детства. Литературу полюбил с тех пор, как научился читать.  Стихи были разноплановые, поэтическая  мудрость прибавилась особенно, по словам Виталия Павловича, после книги          М.Исаковского  «О поэтическом мастерстве». Переосмыслив её, он запомнил слова автора, что стихи – это не набор слов, а вдумчивое стремление к истине, чёткое отражение цели стихотворного сюжета.

    Произведения Виталия Павловича Беседина выделяются удивительной простотой, художественным своеобразием. Многим из них присущи глубина мысли, пламенность чувств и  человечность. Его лирика – благозвучная, утонченная, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживая сердца. Скромные творения поэта несут в себе живую силу воли, волшебство доброты и справедливости, вдохновляюще воздействуют на духовные и физические способности вдумчивых, неравнодушных к поэзии читателей и слушателей, обогащают их внутренний мир яркими образами красоты, любви, счастья. Его стихам присущи глубина мысли, пламенность чувств, ясность образов. В творчестве Виталия Павловича можно выделить несколько тем. Это и трепетное отношение к своей родине, и любование родной природой, и, конечно же, любовь.

    Поэт очень любит природу родного края, точно подмечает  рождение утра  и наступление вечера.

Предзакатные сумерки леса,

Нежный пурпур на листьях берёз…

«Предзакатные сумерки леса».

А утрами, поднявшись с Востока,

Солнце реже нам дарит свой взгляд….

                                                         «Август»

    Тема малой родины и природы является ведущей в творчестве поэта. Он создал стихи о каждом времени года. Зима:

В белоснежном пуховом платке,

С полным белого снега лукошком,…

С головы,  вместо тёмных волос,

Снег пушистый на землю струится…

                                               «Зима»

Зима не пугает поэта, а её мороз и холод полезны «для русского сердца настрой И бальзам для поднятия духа!» Осень -  время для подведения итогов:

Чем занимались мы с вами.

Что мы построить сумели,

Вырастить, сделать, влюбиться.  «Итоги» 

Рисуя осень, он использует эпитеты «златокудрая», «багряная», «пожелтевшие поля», «обнажённые  ветви», «неподвижные стылые воды». Прекрасное проявляется в природе. Тихий и величественный лес, утренние росы, река Горбыль, окутанная туманом:

И белёсый туман над водой.

                                                От забот отдыхает земля,

             Вечер к ней, как к любимой, приник

                                                 И к парящей воде Горбыля

Наклоняется гибкий тальник.

                                                                        «На Горбыле».

Любимая жителями нашего района река для Виталия Павловича является не только местом отдыха, но и надёжным причалом  «Чтоб снять усталость, смыть мирскую пыль», в котором «…с некоторых пор Вместилась здесь и вся судьба моя!»

     Поэт очень тонко подмечает, как тихо и красиво «Снежинки при свете искрятся» («Зима»), как  «Пролетает стая журавлей С песней печальной журавлиной» («Журавли») и «Разрезает воздух белый клин»  лебедей («Улетают лебеди»), как «Машут  лилии с тёмной воды» («Август»), как «…в запутанных кудрях кочки Монотонно звенят комары!» («На Горбыле»),  как радует глаз «…на взгорке стройная берёза»

И как невеста, в одеянье чистом,

                                           Она несёт достоинство своё.

И листья серебрятся, как монисто,

                                            На лебединой шее у неё!

                                                  «Берёзка».

     Изменения в природе автор раскрывает с помощью удачных сравнений «Будто снег отшуршал листопад», тайга укрыта снегом «Как невеста в свою фату» («По Амуру идёт шуга…»), вечер приник к реке «как к любимой». Природа у поэта живая: сосна у него грустит, «дико озирает поля», тайга наряжается снегом.

С горечью он замечает, что

                                              Земля скудеет и скудеет

                                               Не потому, что трудно жить,

                                               А просто люди не умеют

                                               Всю красоту её ценить.

                              « «Любители» природы».

Он призывает охранять природу «И с осторожностью большой К ней относиться всей душой». У природы поэт учится жить, она воодушевляет его на создание стихов, она помогает ему идти в ногу со временем.

    Родина! Ни один русский поэт не обошел стороной эту поистине вечную тему. Никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве.  При изучении стихов поэта было выделено три точки зрения на тему родины:                                                    1. Малая Родина- уголок России – село Ромны.

2.Защита родины - священный долг   патриота.

3. Родина- отечество, отчизна, страна - Россия.

    Родина для поэта «большое неразделимое чувство с душой», которое не даёт покоя на чужбине и тянет домой:

Родина – это твои одногодки,

                                            Родина – это и мать, и отец,

Родина – первое плаванье в лодке,

                                           Родина – это лавровый венец!

                                       «Родина».

    Зрелым человеком приехал Виталий Павлович в село Ромны и полюбил его беззаветно и преданно. В своем стихотворении «Ромненский вальс» автор подчеркивает своеобразие родного села:

Скромный и укромный

Наш посёлок – Ромны,

                                                     Вдалеке от  главных

                                                      И больших дорог,

С виду неприметный

                                                     Но такой приветный

                                                      И такой заветный

                                                     Сердцу уголок.

Поэт в стихотворении «Селу родному славный юбилей »  утверждает, что вечная красота родной земли дает человеку силы:

Как хорошо у нас и вольно дышится

                                         Среди лесов и зелени полей.

Мотив крепкой  связи с селом и любви к нему звучит в стихотворении «К 95-летию села Ромны»:

Есть у меня село родное – Ромны,

                                          С которым я свою судьбу связал.

Уж много лет я с ним шагаю в ногу,

                                         Что выпадает нам, переношу:

И боль разлук, и радость, и тревогу,

                                         И лучшего у жизни не прошу.

Стихотворение «Родина»  заканчивается откровенным утверждением в неразрывности связи   жизни человека и судьбы родины, призывом любить и беречь её:

                                        Родина – мать изначально и вечно,

                                        И чтоб её навсегда сохранить,

Нужно трудиться, служить безупречно

                                       И постоянно всем сердцем любить.

    Виталия Павловича интересует общественная жизнь села: юбилей библиотеки   («70-летие Ромненской районной библиотеки»), в которой он являлся активным участником клуба «Посиделки» и написал гимн  клуба («Клубу «Посиделки»»); юбилей Амурских архивов («Былое оживёт»); перемены, происходящие в селе («Процентомания», «О языке», «Мы, начиная перестройку» и др.).

 Он гордится своими земляками:

Никто не плачет и не стонет,

Что тяжело на свете жить.

Такого в Ромненском районе

Не будет и не может быть!

    Человек, беззаветно любящий свою родину, готов защищать ее, если понадобится, ради  свободы  родной страны можно отдать самое дорогое – свою жизнь. В стихотворениях «Дети войны», «Ветеранам войны», «О величии подвига помнит народ», «Сталинград», «Мы дети военных лет», «День победы», «Ко дню победы»  поэт В. П. Беседин вспоминает тяжкие дни испытаний, обрушившиеся на страну  во время Великой Отечественной войны: атаки, кровопролитие , голод, сиротство, «Военную норму делили», «И знали, что главное – труд».

Закончилась Великая Отечественная  война. Но, к сожалению, слово война не ушло из нашей жизни. Огненные дороги Афганистана, Чечни и других «горячих точек»                                                                                                                                                             вновь подвергли испытанию любовь к Родине. Появляются стихи «Афганцам», «Война в Чечне».

    Наше отечество, наша родина –  это  Россия.  У  всех у нас есть общая большая  родина. Это – наша страна. В стихотворении   «Родина»  поэт называет родину матерью и призывает любить её всем сердцем:

  Родина – мать изначально и вечно,

                                            И чтоб её навсегда сохранить,

        Нужно трудиться, служить безупречно

                                            И постоянно всем сердцем любить.

Сила России восхищает, но  беды  любимой  страны волнуют поэта «Господа», «Избранники», «Одурачили». Он верит в стойкость, силу и мощь Родины:

                                            Из пепла мы восстать сумеем,

                                           Как Феникс возродиться вновь,

     Чтоб сильным, вольным Прометеем

                                            Нести к другим свою любовь.

                                                                «Коль будет крепкою Россия».

В. П. Беседин открывает целый мир, который нужно беречь, любить, приумножать его богатства и защищать, если понадобится.         

    О  любви Виталий Павлович  писал стихи чистые, нежные, проникновенные, он вспоминал, как сидели на скамейке, как «В кем-то вырытой бывшей землянке» мечтали у костра. В этих стихотворениях он раскрывается как романтик, мечтатель:

Я подарю тебе зарю вечернюю

                                              И утреннюю тоже подарю,

Свою любовь и сердце верное,

Пока я сам до пепла не сгорю!

                                                               «Я подарю тебе зарю вечернюю».

Любимая для поэта как мечта, как родник любви и сил, «Рядом ты, белоснежной ромашкой, Светишь мне из вечерней поры!» («Предзакатные сумерки леса»), «А ты в моей душе Конфеткой таешь  И сладкою истомою большой» («Ты мне не веришь»).

Виталий Павлович посвящает стихи своей жене, с утратой которой он ощущает глубокую  боль, тоску, отчаяние, скорбь.

Мозг и нервы устали.

Нет ни счастья, ни сил.

Ты прости меня, Галя,

                                                        Что тебя пережил.

                                                   Лучше б нам поменяться,

                                                   Чтоб не ждать этих встреч

                                                   Иль навечно обняться,

                                                   Чтобы рядышком лечь.

                                                  «Галине».

Вот и кончились все надежды,

                                                Отгорела моя звезда,

                                                Ты надела свои одежды,

                                                И ушла от меня навсегда….

Но осталась лишь только боль.

                                                          «Жене Галине».

    Не обойдена поэтом и вечная тема творчества, тема «поэта и поэзии». В своих стихах В. П. Беседин задумывается о назначении своих стихов, он признает, что «поэзия – тяжелый труд»:

         Стихи писать, скажу, совсем не просто,

                                            Тем более, хорошие стихи.

                                           Они природой не даны по росту,

                                            И не зависят от цены дохи.

                                                                     «О стихах»».

 и не переживает:

И пусть мои стихи плохие

                                                 Живут недолгие года.

                                                 Их не читает вся Россия,

Но в Ромнах помнят иногда!

    Разнообразны темы стихотворений Виталия Павловича, но всё его творчество пронизано высоким чувством патриотизма, светлым чувством любви, порой – грусти, глубоким философским осмыслением жизни.

Догорает свеча.

Иногда сгоряча выбивает сплеча,

Из седла нас судьба выбивает,

Догорает свеча, догорает свеча,

Догорает свеча, догорает!

Износилась парча, меркнет свет кумача,

Срок отмеренных лет убывает,

Догорает свеча, догорает свеча,

Догорает свеча, догорает!

Чуть блестит огонёк, почернел фитилек,

И последняя капля стекает,

Догорает свеча, догорает свеча,

Догорает свеча, догорает!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    Творчество поэта  Виталия Павловича неразрывно связано с его жизнью,  он искренен,  когда пишет о том, что его волнует. Темы природы,  родины, любви являются главными в его лирике, следовательно, творчество поэта  способствует воспитанию чувства любви к родине.

Стихи Беседина В. П. могут нравиться, могут не нравиться, но одно бесспорно – они никого не оставляют равнодушными. Творчество Беседина В. П. является достоянием Ромненского района. У поэта есть яркие, удивительно точные образы, мотивы, указывающие на оригинальность стиля и глубину таланта. Красота и обаяние лирики  В. П. Беседина в ее правдивости, искренности и  задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

    Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомилась с творчеством и биографией поэта-земляка.

Его творчество заставляет задуматься о роли поэзии в современном мире и о том влиянии, которое она может оказать на формирование взглядов читателя.

 

Список используемой литературы:

 

1. Виталий Беседин. «Когда взволнована душа …» ; Благовещенск, 2003год.

2. В. П. Беседин. «Моя дорога устлана поэзией»; составитель Е. С. Шакурова, Ромны, 2009год.

3. Газета «Знамя победы», статьи «Стихи рождаются сами собой …» 2004год, «Посильный вклад в создание сборника» 2004год.

4. С. П. Ильина  «Наполним лирикой сердца: поэтическая тетрадь»; Ромны, 2007год.

5. Папка «Творчество наших читателе»; Районная библиотека.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научно-исследовательская работа на тему "Хочу я говорить стихами" (поэт-земляк)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Актуальность данной темы в том, что учащиеся мало знакомы с творческим наследием родного края, которое воспитывает любовь к Родине. Учащиеся плохо  знают поэтов нашего региона, а об односельчанах, пишущих стихотворения, не знают ничего. Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной литературы.

    В ходе выполнения данной исследовательской работы  систематизировались и обобщались знания, связанные с анализом лирического произведения, интерпретацией текста. Была собрана информация о жизни и творчестве поэта-земляка, определены темы стихотворений и проведена классификация их.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 852
    • DOCX 101.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Корнеенкова Светлана Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 30010
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 33 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 34 регионов

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов