Инфоурок География Другие методич. материалыНаучно-исследовательская работа: «Человек, не затеряется в Истории» (10"в"класс)

Научно-исследовательская работа: «Человек, не затеряется в Истории» (10"в"класс)

Скачать материал

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

 

 

 

Республиканская научно-практическая

 конференция школьников

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Направление:

«ИСТОРИЯ»

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа:

 

«Человек, не затеряется в Истории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнил: ученик 10 «в» кл.

                                         Омгоров   Дорджи

                                                Руководитель: учитель

                                                 истории Берикова Н.Б.

 

 

 

 

 

                                                   2013 г.

 

 

Оглавление

 

 

I. Введение___________________________________________  1-2

 

 

II. Основная часть______________________________________3-14

 

1. Детство, юность маленького Дорджи______________________3

 

2. Трудовая  деятельность_______________________________   4-5

 

3. В годы Великой Отечественной войны___________________6-9

 

4. Связь поколений _____________________________________   9

 

5. В Сибирь на долгие годы____________________________ 10-11

 

6. Возвращение домой________________________________  12-14

 

 

III. Заключение______________________________________  15-16

 

 

IV. Список использованной литературы____________________  17

 

 

V. Приложение__________________________________________ 18   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой моей исследовательской работы «Человек, не затеряется в Истории» является жизнь одного из представителей старшего поколения – моего прадеда, Омгорова Дорджи Манджиевича.

Актуальность темы определяется тем, что как любого молодого человека, меня волнует будущее. Как известно, будущее не может быть без настоящего и прошлого. И меня, как любого представителя подрастающего поколения волнует вопрос кто я такой, каковы мои корни, кто мой предок. Родословная нашей семьи начинается с моего прадеда, личности интересной и неординарной, поучительной в отношении познания истории нашей страны.

Именно это, а также предложение моего учителя истории  рассказать о своем прадеде, который был, по словам его дочери, проводником 28 Армии, и тоже внес свою лепту в  приближении победы, явилось причиной написания данной работы. Данное утверждение заинтересовало моего учителя истории, Берикову Н.Б. и меня. Мы занялись поиском  документов, подтверждающим данный факт.

 Анализ имеющих сведений показывает,  что практически нигде в официальной литературе не даются сведения относительно того, что он был проводником 28 Армии.

Поиск ответа на этот вопрос привел меня к убеждению, что не все еще изучено, и в моих силах сделать так, чтобы одним белым пятном» в истории Калмыкии стало меньше. Мною был сделан анализ всех имеющихся сведений, документов. Воссоздание образа моего прадеда осуществлялась буквально по крупицам из воспоминаний дочери, воспоминаний коренных яшкулян, воспоминаний жителей Калмыкии, которые помнят Омгорова Д.М., сведений найденных в Книге Памяти Яшкульского района, в книге калмыцкого писателя Сян-Белгин Хасыра на калмыцком языке «Улан хотн». Работа в Национальном архиве РК дала только косвенные доказательства данного утверждения, и в то же время я нашел материал о  жизни, трудовой деятельности Омгорова Д.М (автобиографию, регистрационный бланк члена КПСС и др. документы)

Цель исследования – увековечить память своего прадеда, восстановить справедливость по отношению к моему прадеду, сохранить его имя для будущих потомков, как пример для подражания, символ гражданственности, принципиальности, мужества и героизма.

Гражданский долг живущих — восстановить справедливость по отношению к нашим предкам, отстоявшим сегодняшнюю мирную жизнь для своих потомков, а внукам и правнукам бережно хранить воспоминания о них и гордиться ими.

 В своей исследовательской работе я ставил  следующие задачи:

-   собрать материал о жизни моего прадеда Омгорова Дорджи Манджиевича;

-      обработать  и обобщить весь собранный материал;

- подготовить материал для публикации в районной, республиканской прессе;

- сохранить собранный материал в личном архиве семьи Омгоровых.

При написании работы использовал следующие  формы и методы исследования:

1.       Изучение событий  по литературным источникам, газетным и журнальным материалам.

2.       Установление связей с работниками архивов и музеев с целью получения консультаций, уточнения сведений, необходимых справок, проверки достоверности  фактов, передачи им найденных документов, фотографий и других материалов.

3.       Изучение фактов и событий по документам архивов, экспонатов музеев, первоисточникам.

4.       Поиск непосредственных участников или свидетелей различных исторических событий с целью сбора интересующих данных.

5.       Обработка писем, воспоминаний, документов, фотографий,  сопоставление полученного материала с архивными документами и литературными источниками.

 Основными источниками написания  данной работы  служат:

1.      архивные данные:

- Личное дело Омгорова Д.М,  П-1, опись 6, дело 3730;

- отдельные страницы из персонального дела Омгорова Д.М., П-1, опись 5, дело 363

2.      Книга Памяти Яшкульского района. Элиста: ЗАОр «НПП» «Джангр», 2010.

3.      Книга Сян – Белгин Хасыра «Улан хотн», г.Элиста, 1978г.

4.      Книга В. Скоробогатова «На Астраханском направлении», Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1975 г.

5.      воспоминания:

-   моей гаги, Омгоровой Байр Дорджиевны - дочери моего прадеда;

- старейшей жительницы с. Яшкуль Бембеевой Хоня Санжиевны;

- старейшей жительницы с. Яшкуль Гаряевой Цаган Саранговны,

- старейшего жителя с. Гашунский Уруджанова Бады Чокнаевича.

6.      фото и документы из личного архива

7.      данные из Интернета

Мною был сделан анализ всех имеющихся сведений, документов. Конечно, на данном этапе работы работа проделана не до конца. Предстоит еще найти документальные подтверждения некоторых сведений жизни моего прадеда (Работа в национальном архиве,  в военном архиве, подан запрос в районный архив)

 

 

 

Основная часть

Детство, юность маленького Дорджи

 

Мой прадед, Омгоров Дорджи Манджиевич  родился в 1904 г. в селе Яшкуль, Икицохуровского улуса Калмыцкой степи в семье крестьянина-бедняка.

Родителей своих не помнит, так как мать умерла при родах, а спустя два года умер и отец. Были ли у него родные сестры и братья, и сколько их было, такими данными мы не располагаем. Хотя по воспоминаниям дочери и Бембеевой Хони была у него старшая сестра, с которой он встретился в Сибири. Воспитывался  в детском приюте с 1906 года. Горя хватил с лихвой. Нетрудно представить положение круглого сироты в те трудные годы. Как и все дети тех лет, он рано познал  «прелести» тяжелого физического труда. Практически с восьмилетнего возраста он батрачил по найму у кулаков, пас телят. В трудностях и в беде закалился его характер. С детства маленький Дорджи был от природы умен, любознателен. Его интересовало буквально все. Он часто обращался за советами  к взрослым. По мере возможности занимался самообразованием. Заметив его старания, родственники определили его учиться.  В 1912 год поступил в Яшкульскую интернатную школу, как круглый сирота, окончил начальную школу в 1916 г., перед самой революцией 1917 года. Природная одаренность, способности к учебе способствовали тому, что он продолжил обучение в Астраханском педтехникуме. Каких усилий это требовало от родственников,  история умалчивает. Но он всегда был благодарен судьбе, своим родственникам, которые дали возможность получить образование. В Астраханском педтехникуме он обучался с  1921 по 1926 год. Он учился вместе с такими известными людьми Калмыкии как Санджи Каляев, Сян-Белгин Хаср. Несмотря на столь звездное окружение, мой прадед не затерялся среди столь талантливых людей и даже пользовался уважением и авторитетом. Именно в годы учебы он формируется как личность.

О том, что он поддерживал теплые дружественные отношения, со своими однокурсниками, говорит следующий факт. В 60-х годах в нашем университете учился младший сын моего прадеда, Долан. Там он встретился с Сян-Белгин Хасыром, который узнав, что он сын  Омгорова Дорджи, очень огорчился, узнав о его смерти и впоследствии написал рассказ «Простые степные люди» («Теегин эгл улс») об одном эпизоде из жизни моего прадеда, Омгорова Дорджи Манджиевича. Героев своих Х. Сян-Белгин не случайно называет «простыми степными людьми», они ему дороги как современники. Чаще всего – это его земляки,  степняки-труженники. Поэт близко воспринимает их боль и радость. Х. Сян-Белгин, с детства остро чувствующий человеческие беды, чуток к человеку, его судьбе и так он отреагировал на несправедливость по отношению к своему товарищу, однокурснику.

 Трудовая  деятельность

После окончания педтехникума вернулся в Яшкуль, работал по распределению пионервожатым в нашей Яшкульской средней школе №1. По воспоминанию, старейшей жительницы с. Яшкуль, Цаган Саранговны Гаряевой, он был ее первым пионервожатым.  Данный факт подтверждается  удостоверением о том, что слушатель IV-го курса Калмыцкого Педагогического Техникума тов. Омгоров командируется в Икицохуровскую районную школу для прохождения весенне-летнего практикума.

Примерно к 1926г. он женился на Манкировой Кююкча Дорджиевне ( Салактаевне). Жили дружно. Молодая жена родила ему шестерых детей: Бокта – 1927г., Антон – 1930г., Арвн – 1933г., Баир – 1938 г., Очир - 1941г, самый младший сын Долан был рожден уже в Сибири в 1946г. Молодой грамотный специалист не мог быть не замечен, ведь в те годы мало было специалистов с образованием. В эти годы он работал на разных должностях. Педагог, пионервожатый, ответственный секретарь  улускома ВЛКСМ, в свободное  время учил грамоте  взрослое население. Как и вся молодежь того времени, он вступил в комсомол, а позднее в партию. Ячейка, в которой состоял Дорджи Манджиевич, выезжала в самые отдаленные хотоны и аймаки. В них комсомольцы создавали пункты по ликвидации неграмотности, проводили политбеседы. На моего прадеда, как на политически грамотного и владеющего в совершенстве калмыцким языком, возлагалось громкое чтение газет, журналов, разъяснение советских законов. Его отличают активная жизненная позиция, справедливость, принципиальность, внимательность, чуткость к людям и постоянная жажда учиться. Это было отмечено руководством и  в период с 1928 – 1929 гг. его посылают учиться в Москву на курсы колхозных кооперативных работников при ЦК ВКП.  После учебы мой прадед работает заместителем председателя улусного исполкома,  директором совхоза №111 «Ревдольган». По сути, он был первым директором совхоза «Гашунский». Работая руководителем  хозяйства, Дорджи Манджиевич уделял большое внимание личному общению с людьми. Это был удивительно энергичный человек, всегда весь в работе. Мой прадед был крепким хозяйственником с широким кругозором, государственным видением, справедливым и порядочным человеком. Старожилы совхоза «Гашунский» до сих пор с уважением вспоминают моего прадеда. «Это был настоящий руководитель», - говорят они. Знания и опыт, приобретенные им в это время, пригодились ему в дальнейшей работе. В те годы было особенно трудно с квалифицированными специалистами в республике и его, как опытного  административно-хозяйственного работника, направляют работать в разные уголки  республики. В период с 1933 по 1935 год он работает старшим секретарем областного суда г. Элисты. Затем  заведующим улусного земельного управления в с. Долбань Долбанского улуса. Но где бы он ни работал его всегда тянуло в родные места  и он снова возвращается в свой Яшкуль.

Опорой и надежным тылом для Дорджи  Манджиевича  была семья – жена и дети.

В годы второй пятилетки успешно развивалось животноводство Калмыкии, совхозы республики удвоили посевные площади Д.М. Омгоров вел активную партийную работу в улусе по выполнению заданий второй пятилетки, являясь работником райисполкома активно участвовал в преобразовании Калмыцкой автономной области в автономную ССР и строительство социализма  в Калмыкии.    

Эти факты биографии воссозданы мной на основе воспоминаний дочери, воспоминаний коренных яшкулян и сведений из регистрационного бланка члена КПСС. Но внимательное чтение регистрационного бланка члена КПСС  дало мне следующую информацию: «Привлекался в 1934г. к уголовной ответственности за проявление антигосударственной тенденции, приговорен к 1 году принудительно трудовых работ»[1]. Серьезное обвинение и нелепость наказания, учитывая время, когда это происходило. Поиск  более полной  информации об этом факте из жизни моего прадеда, привел меня к нахождению следующих фактов из жизни Омгорова Д.М., он дважды исключался из членов КПСС: первый раз, за антигосударственное разбазаривание скота, когда он был директором совхоза «Ревдольган», второй раз по обвинению как враг народа в 1936 г. Еще  более серьезные обвинения, значит должны быть какие то последствия, но детальное изучение документов не дало каких-то объяснений по данным эпизодам. Что это? Случайность или бог действительно оберегал круглого сироту и выхватывал из  жернов Судьбы. Ведь  в то время человек изчезал из жизни за малейшие проступки. Если имели место данные факты в биографии, почему карьерный рост моего прадеда идет в дальнейшем по нарастающей. Или эти обвинения ничто иное как домыслы, беспочвенные обвинения. Просто позиция человека, имеющего свое собственное видение на ход развития страны, не всегда соответствующее власть придержащим. Изучая в архиве материалы так называемой особой папки «Персональное дело Омгорова Д.М.», я  в этом убедился твердо. Возмутительно то, что серьезных документов и материалов, на основе которых можно было обвинить и подвергнуть наказанию Омгорова Д.М., не было абсолютно и не могло быть. Безусловно, материалы подбирались тенденциозно и не выдерживали какой-либо серьезной проверки.

Механизм принятия решения о наказании человека был довольно прост. На каждого человека, которого необходимо было «наказать» в порядке назидания другим заводилась специальная папка с компрометирующими документами.

В годы Великой Отечественной войны

 

Годы Великой Отечественной войны тяжким бременем легли на плечи нашего народа. На борьбу с врагом встали и мирные жители, каждый как мог, приближая светлый миг Победы. Чей вклад в военную историю пока еще не нашел достаточного отражения в исторической литературе. Так, по воспоминаниям моей гаги, Омгоровой Байр Дорджиевны, во время  войны мой прадед был проводником 28 Армии, так как хорошо знал местность, ориентировался по местности в ночное время по звездам. По ее словам, была книга на калмыцком языке,  в котором говорилось о данном факте. Эту книгу она передала в Яшкульский музей в 70-х годах. Долгие поиски этой книги в Яшкульском музее не дали никакого результата. Тогда мы (я и мой учитель истории) решили пойти по другому пути: просмотреть и изучить произведения Сян-Белгин Хасыра на калмыцком языке, и наконец,  долгожданный результат, найдена книга Сян-Белгин Хасыра на калмыцком языке «Улан хотн» (киилвр, тоодлмуд) и в рассказе «Эгл – теегэ улс» в переводе на русский « Простой  народ степи» на странице 123 мы находим строки: «Нужен был человек, который до мелочей знает  дорогу. Им любым способом нужно было добраться до места до 4 часов, таким человеком оказался  разведчик Омгоров Дорджи»[2] Более того из рассказа Сян-Белгин Хасыра мы узнаем, что он не просто был проводником, но и участвовал в боевых действиях. Перед группой стояла определенная задача: «Встретить и задержать любой ценой немецкий танковый полк СС, направляющийся из Моздока в Элисту в районе с. Олинг у «Хуурла зуух». Вот описание боя «В начале пятого, когда начало светать, не замечая впереди притаившихся наших танкистов, появились немецкие танки. Один, два, три, четыре… Десять танков друг за другом появились перед нашими танкистами. Они подошли близко, наступило время начинать бой… Чего же ждет экипаж? Пусть подойдут поближе, на расстояние выстрела.

Первый выстрел подбил первый танк и поджег его, следующий танк тоже подбили и он начал гореть.

Враг испугался, двигаясь спокойно и без страха, вздрогнув, они рассыпались, потеряли строй. Бронированная автоколонна решила вырваться вперед, 15 машин с солдатами. Наши танкисты выстрелили подряд пятью снарядами. Попали в цель, с подбитых машин стали убегать немецкие автоматчики. В бой вступили пулеметчики и один единственный автоматчик Дорджи Омгоров. Силы немцев стали угасать под натиском наших солдат: справа появились танки полковника Кирчмана, с левой фланги моряки-каспийцы, немцы встретились с железным кулаком наших солдат»[3]

Группа свою задачу выполнила, именно благодаря моему прадеду, его умению ориентироваться в степи ночью. Заканчивает свое повествование известный калмыцкий писатель Сян-Белгин Хасыр, следующими словами: «Омгоров Дорджи до сих пор был жив. В 1957 году он умер в кругу своей семьи и друзей. Умер он тихо и спокойно, без мучений, с улыбкой на губах. Так я хотел увековечить его скромный жизненный путь.

Такова повесть этой короткой дороги жизни, повесть о жизни простого народа степи»[4]. Элиста,1957 год

У нас нет основания не верить словам известного калмыцкого писателя, тем более, что сам Сян-Белгин Хасыр пишет, что в своих рассказах он описывает реальные события о реальных людях. Он говорил: «Написанное мною нисколько не выдумано, я пишу только о пережитом, о том, что подсказано жизнью»[5]

Что подтверждается также строками из книги  М.Л. Кичикова «Во имя победы над фашизмом» на странице 106 «Исключительную отвагу и мужество проявляли воины 28 и 51 армий в боях за освобождение оккупированной части Калмыкии. Солдаты этих армий проявляли массовый героизм. Много сказано о них в мемуарах Н.В. Калинина и В.П. Скоробогатова. Есть что сказать и повторить в данной книге».

«Полковник в отставке К. Корнилов в своем воспоминании пишет о храбром и волевом командире 6 гв. танковой бригады полковнике М.Н.Кричмане, который, получив сведения о танковой атаке фашистов в районе Яшкуля, немедленно принял решение контратаковать их. Он отлично руководил контратакой и победил врага. Несколько фашистских танков остались на поле боя. Танковая бригада потерь не имела»[6]

Данный факт также косвенно подтверждается  архивными данными из автобиографии самого Омгорова Дорджи: «С августа 1942 по январь 1943 год жил с группой работников  в Нарын-Худуке вместе с передовой частью Красной Армии, исполняя должность второго секретаря Яшкульского РК КПСС»[7].

В книге В. Скоробогатова мы читаем: «В калмыцких степях в то время шли ожесточенные бои. Фронт нуждался в боеприпасах, горючем, продовольствии. Усилился поток раненых, которые из передвижных полевых госпиталей направляли на стационарное лечение в Астрахань. Как и всегда, в это тяжелое время для 28-й Армии, ей на помощь пришли партийные и советские органы, трудящиеся Астраханского округа и Калмыцкой АССР»[8]

Другая сторона истории Калмыкии в годы Великой Отечественной войны — тыл, трудовой вклад народов республики в достижение Победы. «Все для фронта — все для победы» — этот лозунг, вдохновлявший тружеников тыла, давал им новые силы.

В трудовой обстановке первого периода войны советский народ под руководством партии превращал страну в единый боевой лагерь. Во имя победы над фашизмом самоотверженно помогало фронту и население Калмыкии. В том числе и мой прадед, Дорджи Манджиевич. Когда началась война, он подал заявление  с просьбой об освобождении от занимаемой должности и отправке на фронт… Ему отказали и выдали «бронь». С 1941 по 1943 год работал вторым секретарем Черноземельского райкома партии. Вот что я вычитал из Книги Памяти: «В тылу нужны были опытные, авторитетные, заслуживающие доверия, ответственные люди по эвакуации всего населения района, скота за Волгу, которые бы возглавляли важные участки работ. Активными участниками этого фронта были: Хаглышев Кюкен Ширикович, занимавший пост заведующего Яшкульского райфо, был направлен на работу заместителем председателя Юстинского райисполкома, Бембеев Зурган Няминович, заведующий районным финансовым отделом, Сергей Андреевич Коломейцев был вторым секретарем РК ВКП (б), Дорджи Манджиевич Омгоров, Дорджи Нюрюпович Сергеев, Буча Ковершикович Боктаев, заведующий отделом РК ВКП(б), Гаря Малзанович Малзанов, председатель местного потребсоюза, Сангаджи Авяевич Авяев, заведующий Улусным торговым отделом, Хечи Инджиевич Наранов, работник политотдела по комсомольской работе Яшкульской МТС и Апуш Олдунович Олингов и другие.

Они были активными членами штаба по спасению людей и скота не только нашего района, но и оказанию содействия эвакуации скота из других краев и областей, проходящего через территорию Яшкульского района в Казахстан и в Астрахань от немецко-фашистских захватчиков. Также решались организационные вопросы: мобилизация имеющегося автотранспорта, а также гужевого, и верховых лошадей для нужд фронта. Проведена большая работа по спасению населения и общественного поголовья, чтобы немцы не воспользовались нашим богатством»[9].

Из воспоминаний Зурган Няминовича Бембеева в газете «Искра» от 22 октября 1967 года: «Мы в составе 9 человек, верхом на лошадях, во главе с председателем исполкома Сергеем Андраевичем Коломейцевым, вторым секретарем РК ВКП(б) Дорджи Манджиевичем Омгоровым въехали на оккупированную территорию.

В нашу группу входили Дорджи Нюрюпович Сергеев, Буча Ковершикович Боктаев. Заведующий отделом РК ВКП(б), Гаря Малзанович Малзанов, председатель местного потребсоюза, Сангаджи Авяевич Авяев, заведующий Улусным торговым отделом, Хечи Инджиевич Наранов, работник политотдела по комсомольской работе Яшкульской МТС и Апуш Олдунович Олингов, секретарь улусного отдела НКВД.  В населенных пунктах мы собирали овец, крупный рогатый скот и переплавляли за Волгу. Многие  наши активисты эвакуировались вместе с перегоняемым скотом в Казахстан и работали там чабанами и гуртоправами.

Мы, друзья-товарищи, дали клятву – служить Родине до последней капли крови, не щадя силы и энергию в борьбе со злейшим врагом нашей страны. Мы сделали большую работу по спасению населения и общественного поголовья, чтобы немцы не воспользовались нашим богатством»[10]

 

                                               Связь поколений

 

Сегодня в нашей стране продолжается борьба за то, каким путем идти в III тысячелетии. Есть такие силы, которые хотят принизить величие нашей победы, поэтому и по сей день вспыхивают войны на земле: Афганистан, Чечня, Югославия... Все эти войны вошли в историю. Мы должны извлечь урок из истории Великой Отечественной войны.

На этой чужой земле за чужое мирное небо воевали наши, тогда еще советские солдаты. Из нашей республики через 40-ую армию в Афганистане прошли 705 ребят, в том числе 54 воина- интернационалиста с Яшкульского района. В эти войны были вовлечены внуки и правнуки тех солдат — солдат Великой Отечественной войны. И ни один из них не нарушил присягу, не сдался в плен, не бежал с поля боя. Каждый второй удостоен государственной награды.

В том числе и внук моего прадеда и мой дядя Омгоров Юрий Антонович.

 

 

 

 

 

 

 

В Сибирь на долгие годы

В суровые годы Великой Отечественной войны в СССР продолжались политические и национальные  репрессии. Вслед за упразднением  Республики  немцев Поволжья и Карачаевской автономной области была ликвидирована Калмыцкая АССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»

В преамбуле Указа читаем: «Учитывая, что в период оккупации немецкими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступая в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан...

1. Всех калмыков переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать...”[11]

28 декабря 1943 года – черный день для всего калмыцкого народа, началась операция «Улусы» по насильственному выселению калмыков с их исторической родины в обширные восточные районы страны.

На сборы каждой калмыцкой семье давалось 20-30 минут. Согнанных на площадь калмыков вталкивали  по несколько семей в кузова «студбеккеров», покрытых брезентом. Везли «спецпоселенцев» - арестантов до железнодорожной станции. Те же советстские солдаты 3-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД СССР прямо из кузовов американских «студебеккеров» выталкивали калмычек, стариков-калмыков и калмычат в «теплушки» для перевозки металлического лома и скота по 40-50 семей. В «теплушках» в два яруса были установлены нары. Посередине «теплушки» была установлена «буржуйка». Вместо туалета для хождения по надобности в конце теплушки был пробит пол, т.ё. сделана небольшая дыра.

Ехали обреченные в далекие студеные края. Счастливцы попадали в Казахстан, Среднюю Азию, а в большинстве — в Красноярский и. Алтайский края, Томскую, Тюменскую, Новосибирскую области, на Северный Сахалин, Таймыр, в Заполярье, Якутию.

По неполным данным, приводимым профессором Р.В.Убушаевым, в Новосибирскую область попало 17,1 тыс., Тюменскую — 14,2 тыс., в Красноярский край — 14 тыс., в районы Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Тобольского округов — 8,6 тыс.человек

Судьба каждого калмыка складывалась по-разному. Омгоровы попали в число счастливчиков, если это можно так назвать.

 По воспоминаниям дочери Байр: «Несмотря на свой малый возраст, мне было пять лет, я четко помню, как нас выселяли. Отец пришел рано утром и сказал, что надо собираться, а сам пошел известить соседей. Впоследствии отец рассказывал «Хороший солдат попался, сказал, берите теплые вещи и продукты, что помогло многим в пути».

Первые ссыльные годы семьи Омгоровых проходили в с. Кондинское Микояновского района Ханто-Мантийского национального округа. Был уполномоченным, ездил по колхозам, курировал колхозы. Будучи образованным человеком, мой прадед как никто другой понимал безвыходность своего положения, звериную сущность политики правительства тех лет в отношении калмыков и других репрессированных народов. Дорджи Манджиевич, рискуя жизнью, пояснял калмыкам и всем односельчанам несправедливость принятого решения по выселению его народа в Сибирь. Верил, что справедливость восторжествует. Как мог,  старался облегчить жизнь своим землякам. По словам моего учителя истории, об этом периоде жизни моего прадеда ей рассказывал ее отец, Уруджаев Бада Чакнаевич.  В Сибири о моем прадеде ходили легенды, многие обращались к нему за помощью. Будучи образованным, он писал письма, благодаря которым многие семьи  нашли своих родных и воссоединились. Впоследствии, грамотного, умного специалиста заметил председатель одного из колхозов и переманил к себе в колхоз имени «13 лет Октября». Возможно, это и спасло его от ареста в те сложные годы. Кем только не работал он в эти годы: зампредседателя, завхоз, кассир, рыбак, лесоруб.

По воспоминаниям Бембеевой Хони Санджиевны: «В 1951 году по весне мы работали на строительстве плотов. Я работала с Дорджи Омгоровым и Эрдни Кензеевым. Готовили плоты, потом переплавлялись по реке Салехард. Мы втроем и с нами еще солдат дотащили плоты к месту назначения. Подплывая на лодке к берегу реки, мы попали в запретную зону, где работали заключенные. Но так как с нами был солдат, нас пропустили на рыбозавод, где увидели яшкульских девчат, Цаган и Кююкчу Шольшиковых, а Дорджи Омгоров встретил свою сестру и дочку Зурган.»[12]

 Опорой и надежным тылом для Дорджи  Манджиевича в эти годы  была семья – жена и дети. Старший сын Бокта женился на хантийке, впоследствии он остался со своей семьей в Сибири. У него двое детей. Он работал на севере бригадиром грузчиков, жена его член КПСС работала на рыбзаводе. Второй сын, Антон, мой дед,  кандидат в члены КПСС, работал на севере  бригадиром рыболовецкого колхоза, старшая дочь, Арвн, замужем, работала с мужем на севере на лесоучастке. Младшие сыновья, Очир и Долан, учились в школе. Особенно трепетно относился мой прадед к своей младшенькой, Ане, Анечке как называл ее отец (Байр по документам) Наставлял ее «Учись, дочка, учись. Грамотные люди  нужны всегда».Долгие 13 сибирских лет стали печальной страницей в истории всего калмыцкого народа и каждого человека.

Возвращение.

Как только был обнародован Указ Верховного Совета СССР, разрешающий возвращение калмыков на родину, многие калмыки,  не задумываясь  о предстоящих трудностях, поспешили домой, побросав все нажитое,  даже не получив расчета по месту работы. Люди истосковались по родным местам, где они родились, росли, где покоится  прах их предков… Двинулись в дорогу и Омгоровы.

В начале 1958 года Омгоровы вернулись в свой родной Яшкуль. Дорога домой не была легкой для семьи Омгоровых, в один год они «потеряли» старшую дочь Арвн и сына Очира.  Возвратившись на родину, мой прадед занимал различные должности,  показывая повсюду образцовое отношение к труду. В приложении к данной работе прилагаются документы, подтверждающие образцовое отношение к работе и  его активную деятельность.[13]

Вот слова из характеристики данной на члена КПСС Омгорова Д.М., партбилет № 00998740 в марте 1958 г. «Тов. Омгоров Д.М. политически грамотный, морально устойчив, идеологически выдержан. В должности зав. Орг. Отделом Яшкульского РК КПСС соответствует»[14]. Он радовался, что прибыл на землю своих предков, строил, как говорится далеко идущие планы.  К сожалению всего планы  остались только мечтой. Так как судьба готовила ему еще одно испытание. Именно на родной земле в конце 50-х годов на него было состряпано дело. Его и нескольких его коллег (Кичикова Т. Л, Аршиева, Цандыкова обвинили в национализме, исключили из партии и сняли с работы. На члена КПСС с 1926 года, Омгорова Д.М.,  было заведено персональное дело. Формулировка исключения звучала так: «за непартийное поведение, выразившееся в вербовке коммунистов-делегатов II-райпартконференции для голосования против нового состава бюро и секретарей РК КПСС, за неискренность перед партией, за систематическую пьянку, за развал работы орготдела РК КПСС, потерю революционной бдительности»[15]  Был широкий резонанс в обществе. Во всех газетах писали: «антипартийная группировка». Несмотря ни на что мой прадед верил в справедливость и продолжал доказывать свою невиновность. Он не сложил руки, а написал письмо Н. С. Хрущеву. В национальном архиве мной обнаружено копия письма моего прадеда  первому секретарю ЦК КПСС тов. Хрущеву Н.С.[16]

Я приведу некоторые выдержки из нее:

«1. 1-го ноября 1958 года шла районная партконференция, которая прошла в обстановке зажима критики.

2. Выборы состава райкома проходили из 92 делегатов с решающим голосом, голосовало против кандидатуры 33 делегата. Надо сказать, что тайное голосование проходило в тяжелой обстановке. Не было условий для сохранения тайны. И было организовано наблюдение за ходом голосования, в результате …. Знал всех тех, кто голосовал против него»[17]

Далее Дорджи Манджиевич пишет, что в результате все, кто голосовал против …, были обвинены  в антипартийной, фракционной, националистической и местнической группировке и исключены из партии, сняты с работы.

Читая письмо-жалобу, которому около полувека я обратил внимание на стиль письма, умению четко излагать суть вопроса. По стилю письма можно сделать вывод, что Дорджи Манджиевич был человеком волевым, уверенным в себе, достойно принимавшим удары судьбы…

В письме он просит Никиту Сергеевича  принять меры по пересмотрению его дела, не боится назвать вещи своими именами.

« В районе  царит ужасная обстановка, все запуганы, боятся встретиться друг с другом, боятся говорить между собой…»[18]

«Каково мое положение? С 1920 года я комсомолец, с 1926 года член КПСС, всю свою жизнь я посвятил делу Ленина, делу партии. За что меня исключили из партии, какое я совершил преступление против партии? Почему мне не дают возможности остаться в партии, с которой я связал всю свою жизнь и молодость…

Никита Сергеевич! Эти оскорбления и обида не дают мне спать по ночам. Прошу прислать работника партийного контроля для разбора этого дела»[19]

К счастью, письмо Омгорова Д.М.  дошло до адресата. Разбираться пришлось довольно значительное время, почти целый год.

По воспоминанию дочери, Омгоровой Байр Дорджиевны: « Я четко помню большой серый конверт, в котором было написано: «Восстановить в партии, на прежнюю должность». Но мой отец не стал работать там, ни одного дня после восстановления. Он устроился работать заведующим страховым отделом.

К сожалению, в личном архиве не сохранился  ответ Н.С. Хрущева на письмо моего прадеда, а поиски в Национальном архиве РК  не дали результата. Но имеются другие документы, удостоверяющие  факт проверки по данному письму. Вот выдержки  из документа:  «Направляем Вам для рассмотрения письмо тов. Омгорова. О результатах проверки просим сообщить в ЦК КПСС и поставить в известность автора»[20] 

В документе под грифом «Секретно»: «В декабре 1958 года Яшкульский РК КПСС необоснованно исключил  из рядов партии членов партии КПСС тов. Омгорова, Аршиева и Кичикова по политическим мотивам, как участников так называемой «антипартийной группы», которая якобы в период подготовки и в момент проведения райпартконференции вербовала делегатов с целью забаллатировать секретарей райкома, намечавшихся в новый состав райкома партии»[21] 

«29 января 1959 года бюро обкома КПСС рассмотрев аппеляции тов. Омгорова, Аршиева и Кичикова на постановления Яшкульского РК КПСС, отменило эти постановления, как неправильные…»[22] (См. П-1, опись-5, дело 363, листы 81-82)

Вот так закончилось это чудовищное дело, издевательства и надругательства над ни в чем неповинными людьми, которых обвинили в национализме, антипартийной группировке. И только благодаря действиям моего прадеда, Омгорова Д.М., не только он, но и другие люди были восстановлены на работе и в своих правах.

Потеря в один год двоих детей, сибирская ссылка, неприятности на работе  сыграли свою роковую роль в жизни моего прадеда. Он тяжело заболел и ушел из жизни, не достигнув пенсионного возраста. Несмотря на то, что судьба его не баловала, а больше создавала трудностей, он их мужественно преодолевал, невзгоды не сломили  моего прадеда, лишь закалили его характер, укрепили его нравственную позицию. Оценивая его жизненный путь, товарищи по работе писали: «Был непримирим к недостаткам, требователен к себе и другим»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Перед временем все равны, у каждого поколения свой черед творить, но память об их делах должна непременно сохраниться, ибо они творят историю народа, которая предстает в конкретных человеческих судьбах и их деяниях.

В ходе написания исследовательской работы я постарался по крупицам собрать и систематизировать все сведения о своем прадеде, Омгорове Дорджи Манджиевиче.

В результате написания данной работы, встретившись со многими людьми, знающими моего прадеда, я понял, сделал для себя следующий вывод, сильного человека ничто не может сломить. Жизненный путь моего прадеда был нелегким, а может даже трагическим, но он выстоял, не потерял силу духа, не озлобился, любил людей, любил свое дело, отдал ему немало сил. Я считаю, что в моем прадеде, Омгорове Дорджи Манджиевиче, проявились черты национального характера калмыцкого народа: стойкость, мужество, целеустремленность. У калмыков есть пословица: «Алтн шорад даргддго» дословный перевод, которого означает, что как золото не покроется пылью, так и Человек не затеряется в Истории.

Мой прадед, Омгоров Дорджи Манджиевич, был ровесником века. XX век вошел в историю и запечатлелся в памяти народов как радостными, счастливыми, так и трагическими событиями.

Сила созидательная и сила разрушительная были сторонами одной медали. Характерные черты века отразились на жизни и деятельности не одного поколения людей.

Его судьба – полотно истории Отечества, а мы, потомки, обязаны свято относиться к тому, кому мы обязаны нашим мирным детством, юностью, молодостью.

Биография моего прадеда, благополучно пережившего 3 российские революции, гражданскую войну, сильный голод 1921 г., всеобщий голод 1932-1933гг., коллективизацию, индустриализацию, 2 мировые войны, депортацию отражает историю нашей страны.

Судьба моего прадеда – это судьба калмыцкого народа, изведавшего  в своем развитии все катаклизмы времени.

Изучая его биографию, воссоздавая его жизнь буквально по крупицам, я совсем по-другому стал относиться к истории своей страны, многие исторические процессы стали более понятны через жизнь моего предка. Некоторые факты из жизни моего прадеда, как-то, обвинение в антипартийной деятельности, «враг народа» не имеют доказательств и отражают реалии нашей страны, периода тоталитарного государства. Нужно заметить, что первоначально данная работа писалась на основании воспоминаний, но многие факты из жизни моего прадеда требовали документальных подтверждений, что способствовало дальнейшей работе в архивах, что оказалось  довольно увлекательным делом. Важность  и ценность этой работы неоспоримы. Во-первых, работа в архиве  - надежный путь сбора  историко-краеведческого материала.

Во-вторых, работа с архивными документами вырабатывает навыки  и умения исследовательской деятельности, воспитывает  уважение к историческому факту, любовь к истории. «История – точная наука», как любит повторять мой учитель истории.

Хотя мой прадед прожил не так много, он оставил после себя глубокий след. Как человек чувствующий сопричастность к истории страны, остро чувствующий несправедливость, возможно несколько идеолизированный, но кто посмеет сегодня обвинить его в том, что молился «своим богам», жил и руководствовался  своими принципами,  смелый и принципиальный,  борец по натуре, он снискал уважение у яшкулян.  Его помнят односельчане, все те, кто с ним работал, как человека строгого, прямолинейного, чрезвычайно принципиального. Дорджи Манджиевич не умел льстить, угодливо улыбаться и поддакивать вышестоящим по службе.

Сверстники хорошо понимали его, ценили за целенаправленность, уважали за прямоту, искренность, умение отстаивать свои взгляды

 Вот что о нем говорят яшкуляне: «Отличался трудолюбием, скромностью, принципиальностью, внимательностью и чутким, сердечным отношением к людям, настойчивостью в достижении к цели, за что снискал уважение сельчан».

По воспоминаниям Бембеевой Х.С.: «Дорджи Омгоров был грамотным человеком, я все время думала, почему о нем никогда не пишут и его имени нет нигде».

Мой прадед давно ушел  из жизни, но остался в памяти своих родных и близких, тех, кто его знал.

В нашей большой семье мой прадед был и есть пример для подражания. Когда мы совершаем какие-то поступки, мы мысленно оглядываемся на него и думаем, как бы оценил это или одобрил ли этот поступок наш прадед.

Я считаю, что он может гордиться своими детьми, внуками и правнуками, потому что они люди ответственные, добросовестные, честные, работают в разных сферах, но, где бы они не работали, все делают на совесть, потому что этому научил их он, Человек  с большой буквы. Те уроки добра и справедливости, человечности, любви к окружающему миру, уважения к старшим, полученные с малых лет, помогли и помогают его детям, внукам и правнукам оставаться людьми в любой ситуации, найти верное решение. Его внуки и правнуки сегодня работают учителями, юристами, военными, строителями, продавцами, животноводами, предпринимателями.

В настоящее время в Яшкуле проживают его дочь, внуки и правнуки, которые стремятся во всем быть похожими на своего отца, деда и прадеда. Род Омгоровых продолжается и увеличивается. Это и есть истинный памятник нашему прадеду.

Список использованной литературы

 

1.      Архивные данные:

- Личное дело Омгорова Д.М,  П-1, опись 6, дело 3730;

- отдельные страницы из персонального дела Омгорова Д.М., П-1, опись 5, дело 363

2.            Воспоминания:

-   моей гаги Омгоровой Байр Дорджиевны - дочери моего прадеда;

- старейшей жительницы с. Яшкуль Бембеевой Хоня Санжиевны;

- старейшей жительницы с. Яшкуль Гаряевой Цаган Саранговны;

- старейшего жителя с. Гашунский Уруджанова Бады Чокнаевича.

3. Книга Памяти Яшкульского района. Элиста:ЗАОр «НПП «Джангр», 2010г.

      4. Сян –Белгин Хаср «Улан хотн», г. Элиста, 1978 г.

      5.Сян –Белгин Хаср «Любовь и песня», г. Элиста, 2009 г.

      6. Убушаев В.Б. Калмыки «Выселение и возвращение» 1943-1957 гг. изд. «Санан», Элиста 1991 г.

      7. Балакаев А. Выслан навечно. Советская Калмыкия, 1990, 28 декабря.

      8. В.Ш.Бембеев «Взгляд сквозь времена», М, «Контекст», 1991г.

         9. М.Л. Кичикова «Во имя победы над фашизмом», Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1970 год

      10. Калмыкия в годы Великой Отечественной войны, Элиста, 2005 год.

      11. В. Скоробогатов «28-я в боях за Калмыкию», Калмыцкое книжное издательство, 1968 год

      12. В. Скоробогатов «На Астраханском направлении», Калмыцкое книжное издательство, 1968 год

      13. Мемориал Славы воинам 28-й Армии, Республика Калмыкия, 2005 год

      14. Загладин Н.В., Козленко С.И,Минаков С.Т, Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века. Учебник 11 класс, Москва «Русское слово», 2010 г.

     15. Борисенко И.В. Времен минувших отраженье. Элиста. 1990 г.

     16. Газета «Искра» № 68, 29 августа 2006 г.

       17.Газета «Искра» №52 от 3 июля 2007

18.Фото и документы из личного архива

19. Данные из Интернета.

 

 

 

 

 



[1] Отдельные страницы из персонального дела Омгорова Д.М., П-1, опись 5, дело 363, лист 43

 

[2] Сян – Белгин Хаср «Улан хотн», г.Элиста, 1978г.

 

[3] Сян –Белгин Хаср «Улан хотн», г. Элиста, 1978 г.

 

[4] Там же

 

[5] Сян –Белгин Хаср «Любовь и песня», г. Элиста, 2009 г.

 

[6] М.Л. Кичикова «Во имя победы над фашизмом», Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1970 год

[7]  Личное дело Омгорова Д.М. П-1, опись 6, дело №3730, лист 5

 

[8] В. Скоробогатов «На Астраханском направлении», Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1975 г.

 

[9] Книга Памяти Яшкульского района, с.8

[10] Газета «Искра» №52 от 3 июля 2007

[11] Убушаев В.Б. Калмыки «Выселение и возвращение» 1943-1957 гг. изд. «Санан», Элиста 1991 г.

 

[12] Газета «Искра», 2003 г

[13] П-1, опись 5, дело 363, лист 5

 

[14] П-1, опись 6, дело 3730, лист 7

[15] П-1, опись 5, дело 363, лист 50

 

[16] П-1, опись-5, дело 363, листы 39-42

 

[17] Там же

[18] Там же

[19] См. П-1, опись-5, дело 363, листы 39-42

 

[20] См. П-1, опись-5, дело 363, лист 78

 

[21] См. П-1, опись-5, дело 363, листы 81-82

 

[22] См. П-1, опись-5, дело 363, листы 81-82

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научно-исследовательская работа: «Человек, не затеряется в Истории» (10"в"класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Темой моей исследовательской работы «Человек, не затеряется в Истории» является жизнь одного из представителей старшего поколения – моего прадеда, Омгорова Дорджи Манджиевича.

Актуальность темы определяется тем, что как любого молодого человека, меня волнует будущее. Как известно, будущее не может быть без настоящего и прошлого. И меня, как любого представителя подрастающего поколения волнует вопрос кто я такой, каковы мои корни, кто мой предок. Родословная нашей семьи начинается с моего прадеда, личности интересной и неординарной, поучительной в отношении познания истории нашей страны.

Именно это, а также предложение моего учителя истории  рассказать о своем прадеде, который был, по словам его дочери, проводником 28 Армии, и тоже внес свою лепту в  приближении победы, явилось причиной написания данной работы. Данное утверждение заинтересовало моего учителя истории, Берикову Н.Б. и меня. Мы занялись поиском  документов, подтверждающим данный факт.

 

 Анализ имеющих сведений показывает,  что практически нигде в официальной литературе не даются сведения относительно того, что он был проводником 28 Армии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 164 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 598
    • DOCX 132.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Берикова Надежда Бадаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Берикова Надежда Бадаевна
    Берикова Надежда Бадаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10344
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе