Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
КГУ: Лермонтовская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района
Тема: Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина
2 слайд
Автор: Мукужанова Наргиз
3 слайд
Оценка жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина , раскрытие литературной ценности и педагогической деятельности его творчества.
Цель научной работы :
4 слайд
1 ) Ознакомиться с жизнью и творчеством Ибрая Алтынсарина;
2) Раскрыть духовный мир поэта;
3) Гордиться за историко- литературное наследие казахской литературы;
Развивать интерес к творчеству и личности писателя.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
5 слайд
Если жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина значима для нашего края, то память о нём сохранится в сердцах Казахстанцев.
Гипотеза:
6 слайд
Ыбырай Алтынсарин
Если будете учиться, дети.
Свет, как в светильниках, зажжется.
Все желания ваши
Без поисков сбудутся...
Давайте, дети, учиться.
И выученное в памяти
Внимательно закрепим!
7 слайд
БИОГРАФИЯ
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, фольклорист. Родился и вырос в Аракарагае Костанайского района Костанайской области. Учился в школе, открытой Оренбургской пограничной комиссией для казахских детей (1850).
8 слайд
БИОГРАФИЯ
После окончания школы работал секретарем у деда, Балгожи Жанбыршыулы, работал переводчиком в Оренбургском областном управлении. В 1860 году ему поручили открыть в Оренбургском укреплении (Торгай) школу для казахских детей, заодно определили его преподавателем русского языка в этой школе.
9 слайд
В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных)
10 слайд
Литературное наследие и педагогическая деятельность
Ибрай Алтынсарин занимался не только открытием школ, он обращал особое внимание на воспитательную работу в школе и сам учебный процесс. Он использует труды русских просветителей, пишет учебные пособия на казахском языке.
11 слайд
«Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине.
В«Руководстве» дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни.
12 слайд
Создавая учебники, Ибрай, в то же время, стал одним из замечательных детских писателей. Его детские книжки очень полюбились детям. Его бессмертные стихи «Давайте, ребята, будем учиться», «Искусство и знания народа», вошли в сборник литературных трудов просветителя
13 слайд
Памятник Ибраю Алтынсарину
14 слайд
Музей Ибрая Алтынсарина
15 слайд
Исследование
было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермонтовской средней школы
16 слайд
Исследование
было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермонтовской средней школы
17 слайд
Исследование
было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермонтовской средней школы
18 слайд
Итоги исследования:
В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 классов выяснилось, не все учащиеся смогли ответить когда была издана казахская хрестоматия, в каком городе была открыта школа для девочек, Но радует то что все учащиеся знают биографию, круг научных интересов писателя, а так же, то, что Ибрай Алтынсарин внес наибольший вклад в педагогику и культурное наследие народов.
19 слайд
20 слайд
Итоги исследования № 2
Социологический опрос.
Кем является Ибрай Алтынсарин ?
С какими произведениями писателя Вы знакомы ?
Какие известные люди нашей области были последователями его идей?
Как повлияла роль Ибрая Алтынсарина на жизнь знаменитых деятелей Казахстана ?
21 слайд
Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его произведения переводы стихотворения, а также отвечали на сложные вопросы о последователях его идей которыми являлись наши земляки Бекет Утетлеуов, Ильяс Омаров, Ахмет Байтурсынов , Чокан Уалиханов на жизнь и деятельность которых сильно повлияли наследие и идеи просветителя.
22 слайд
23 слайд
3.Заключение
«Школы – главные пружины образования казахов, … в них же будущность казахского народа».
Ибрай Алтынсарин
Более века назад, так сказал о школе Ибрай Алтынсарин. Именно от этих «пружин», зависит воспитание казахстанского патриотизма.
Имя И.Алтынсарина знакомо каждому казахстанцу.
24 слайд
Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина:
Строит дивные - дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверено живёт.
О достоинстве коня
Не узнаешь без байги.
Пусть услышит мир большой
25 слайд
Наши смелые шаги.
Пусть пословица живёт
В каждой ясной голове
«Честь джигита, красота –
В совершенстве, мастерстве».
Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив,
Так примите в добрый час
Пожелания мои.
26 слайд
Спасибо за внимание
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім бөлімінің
« Лермонтов орта мектебі» КММ-сі
КГУ «Лермонтовская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района »
Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина
Секция: История
Выполнила: Мукужанова Наргиз
Лермонтовская средняя школа
Костанайская школа
Алтынсаринский район
Научный руководитель: Абдрахманова Маржан Султанбековна
Учитель истории и географии
Классный руководитель
Село им. И.Омарова 2014 год.
Оглавление
1. Введение_____________________________________________стр.4
2. Исследовательская часть________________________________стр.5-7
2.1 Биография____________________________________________стр.5-6
2.2 Литературное наследие_________________________________стр.8-11
2.3 Исследование_________________________________________стр.12-15
Анкетирование_____________________________________________стр.12-14
3. Заключение___________________________________________стр.16-17
4. Список литературы_____________________________________стр.18
Абстракт
Цель исследования: В оценке жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина , в раскрытии литературной ценности и педагогической деятельности его творчества.
Гипотеза: Если жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина значима для нашего села, то память о нем сохранится в сердцах Казахстанцев.
Процедура исследования состояла изанкетирования, с целью выявления у учащихся 5- 11 классов знаний о жизни и творчестве казахского писателя.
Новизна исследования заключается в значимости творческой деятельности Ибрая Алтынсарина для будущего поколения.
На основании полученных данных я пришла к следующему выводу, что Ибрай Алтынсарин сыграл огромную роль в становлении просветительской деятельности Казахстана.
Область практического использования результатов работы – используя данные исследования я провела беседу и анкетирование для учащихся 5-11 классов, выступила на школьной конференции, и планирую выступление перед родителями.
Абстракт
Зерттеудің мақсаты: Ыбырай Алтынсаринның өмірі мен шығармашылық мұрасына баға беру, оның педагогикалық қызметінің және шығармашылығының әдеби құндылығын айқындау.
Гипотеза: Ыбырай Алтынсариның өмірі мен қызметінің жерлестері үшін маңызы зор. Оның бұл - есімі қазақстандықтардың есінде сақталып қалады деген сөз.
Зерттеудің жаналығы Ыбырай Алтынсаринның шығармашылық қызметінің келер ұрпақ үшін маныздылығы. Алынған деректердің негізінде мен Ыбырай Алтынсарин Қазақстандағы оқу-ағарту ісінің қалыптасуында өлшеусіз зор рөл атқарған деген қорытындыға келдім.
Жұмыс нәтижелерінің іс жүзінде қолданылу аясы төмендегідей: Зерттеу нәтижелерін пайдалана отырып, 5-11 сынып оқушылары арасында әнгіме, сауалнама жүргіздім, мектепшілік конференцияда сөз сөйледім және ата-аналар алдында сөз сөйлеуді жоспарлап отырмын.
1. Введение
Если будете учиться, дети.
Свет, как в светильниках, зажжется.
Все желания ваши Без поисков сбудутся...
Давайте, дети, учиться.
И выученное в памяти
Внимательно закрепим!
Ибрай Алтынсарин
Я назвала данную работу «Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина» и посвятила ее первому учителю, переводчику, просветитель, этнографу, общественному деятелю, нашему земляку Ибраю Алтынсарину.
Цель данной работы:
Оценка жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина, раскрытие литературной ценности и педагогической деятельности его творчество.
Задачи исследования:
Ознакомиться с жизнью и творчеством Ибрая Алтынсарина, раскрыть духовный мир поэта; познакомиться с жанровым разнообразием
2) Исследовательская часть
2.1 Биография
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, фольклорист. Родился и вырос в Аркарагае Костанайского района Костанайской области. Ибрай Алтынсарин - великий просветитель, педагог, открывший первую школу в казахской степи. Выдающаяся личность, всю свою сознательную жизнь призывал свой родной народ к знаниям и просвещению.
Ибрай Алтынсарин, с детства, стремился к знаниям и не удивительно, что он выбрал путь учителя. Отец его - Алтынсары Балгожы умер, когда Ибраю не исполнилось и четырёх лет. Алтынсары воспитывался у своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, состоявшего на службе в Оренбургской пограничной комиссии. Он заранее записал 9-летнего Ибрая в Оренбургскую казахскую школу. Здесь обучались дети, родители которых были не просто образованной элитой, но и занимали определенные посты, будучи имперским ставленниками.
После окончания учёбы, Ибрай успешно работает переводчиком. Таким образом, когда в начале 1860 года открывается начальная школа для казахских детей, Ибрай сам просит разрешения преподавать в ней. Именно тогда он написал: « Школа даёт казахам знания, будущее казахского народа связано с просвещением».
Вот так началась просветительско-педагогическая работа, которой он посвятил всю свою жизнь. На средства, собранные народом, при его непосредственном участии были построены школа и интернат, и 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие нового здания.
Вместе с просветительской и педагогической работой на Ибрая были возложены и другие обязанности. По прямому поручению Оренбургского генерал-губернатора он 4 раза был уездным судьей (1868-1874), а также старшим помощником начальника Торгайского уезда.
Приступив к инспекторской службе, Ибрай еще больше оживил учебно-просветительскую работу. В Елекском, Костанайском, Торгайском, Иргизском уездах были поочередно открыты двуклассные русско-казахские школы. Ибрай Алтынсарин помогал в снабжении этих школ книгами.
Учитывая кочевой образ жизни народа, Ибрай предложил Российской системе народного просвещения новые оптимальные методы и формы работы. В результате 10 апреля 1888 года в Омске была открыта учительская школа по подготовке преподавателей из числа казахской молодежи.
Ибрай продолжил эту работу, он приложил много усилий, чтобы открыть училища, готовящие необходимых специалистов по экономике, сельскому хозяйству, различным отраслям художественного ремесла. Он оставил даже завещание, по которому принадлежавшая ему земля могла быть использована под постройку сельскохозяйственного училища, открываемого в Костанае. Исторически важное значение имело открытие Ибраем Алтынсариным женских школ-интернатов в Торгае, Костанае, Карабутаке, Актобе.
И. Алтынсарин занимался не только учебно-просветительской работой. Он живо участвовал в общественно-политической жизни, писал статьи, имеющие отношение к науке, образованию, труду, искусству, религии, этнографии. Его художественные работы оказали особое влияние на формирование казахской литературы. Имя Ибрая Алтынсарина встречается во всех уголках Казахстана, его именем названы районы, аулы, учебные заведения, улицы.
И. Алтынсарин с учащимися Кустанайского
двухклассного русско-казахского училища 1889г.
Первая школа
Школа—интернат для одаренных детей имени Ибрая Алтынсарина
2.2 Литературные наследие и педагогическая деятельность
Ибрай Алтынсарин занимался не только открытием школ, он обращал особое внимание на воспитательную работу в школе и сам учебный процесс. В 1876 годы он посещает Петербург, Казань. Он использует труды русских просветителей, пишет учебные пособия на казахском языке.
С этой целью он написал учебник в 1879 году "Қазақ хрестоматиясы", дидактическое учебное пособие "Начальное пособие по обучению казахов русскому языку". Ибраем Алтынсариным были написаны произведения, воспитывающие у детей любовь к родине, трудолюбие, благородство. Они не потеряли своей актуальности до сегодняшнего дня.
Учёный, просветитель, двадцать лет своей жизни посвятил открытию школ для казахских детей, их обучению, воспитанию, созданию методических и учебных пособий. Создавая учебники, Ибрай, в то же время, стал одним из замечательных детских писателей. Его детские книжки очень полюбились детям. Его бессмертные стихи «Давайте, ребята, будем учиться», «Искусство и знания народа», вошли в сборник литературных трудов просветителя «Казахская хрестоматия», который и сегодня актуален в наших школах.
Одним из жанров, где Ибрай Алтынсарин является проза. В его произведениях «Сын богача и сын бедняка», «Кыпшак Сейткул», «Дом из кошмы и дом из дерева», «Невежество», «Хаким Лукпан» и других, описана жизнь во всех ее проявлениях.
В своих литературных произведениях, посвящённых народному образованию, Ибрай и в своих небольших произведениях воспевает о достижения науки и техники, призывает казахскую молодёжь к знаниям, к освоению новых культурных традиций.
Ибрай Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет. На месте захоронения великого просветителя построен мавзолей, в городе Костанае открыт музей. В Алматы есть Казахская Государственная академия имени Ибрая Алтынсарина. В 1992 году гимназии № 159 присвоено имя Ибрая Алтынсарина. В этих стенах, в каждом классе, проходят циклы уроков, посвящённые Ибраю Алтынсарину и его наследию. Материалы по ибраеведению собраны в библиотеке гимназии.
Талантливый педагог-писатель Ибрай занял достойное место среди русской интеллигенции, был уважаем, пользовался авторитетом. Находясь в близком знакомстве с известным учёным востоковедом, профессором В.В.Григорьевым, Ибрай перечитал из его библиотеки произведения русских писателей и труды видных учёных. Таким образом, формированию педагогических взглядов Алтынсарина повлияли труды русского педагога Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского.
В 1864 году, в год открытия школы в Торгае, в письме известному востоковеду Н.И. Ильминскому он пишет: « В этом году 8 января исполнилась моя заветная мечта, осуществилось дело, которого я долго ждал - наконец открыли школу. Туда поступило учиться 14 казахских детей. Все сознательные, хорошие дети. Я приступил к процессу обучения детей, как «голодный волк, нападающий на баранов».
И. Алтынсарин был всесторонне образованным человеком.
Ибрай Алтынсарин был широко известен и как учёный-этнограф, поэт. Он был полноправным членом Русского географического общества в Оренбурге. По заданию этого общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии. Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям.
Обращение к педагогическому наследию И.Алтынсарина сегодня как никогда актуально. В наше время необходимо обращение к исторической основе воспитания, ибо без осмысления исторического педагогического наследия невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам. Жизненный и творческий путь Ибрая Алтынсарина, отдельные страницы его биографии, отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений вызывают особый интерес и способствуют духовно - нравственному развитию современной личности. Судьба Ибрая Алтынсарина - нравственный пример для всех, кто жил и живет после него. Это пример служения своему народу. Его педагогические идеи используют лучшие учителя области, его стихи и проза любимы народом.
Ибрай Алтынсарин - талантливый сын своего народа, гордость нации. Он внёс большой вклад в развитие культуры казахского народа, его труды и все его творчество вошло золотой фонд нашей истории, оставив последующим поколениям неисчерпаемое богатое наследие.
Жайсанбек Молдагалиев написал роман «Первый учитель», посвящённый Ибраю Алтынсарину, роман был экранизирован
К 170-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина сотрудники ОУНБ им. Л.Толстого подготовили мультимедийное методическое пособие «Ибрай Алтынсарин: выдающийся казахский педагог-просветитель». 5 декабря 2011 года в рамках 20-ти звездных дней – «Двадцать Вершин Независимости» была проведена презентация мультимедийного пособия.
Отдавая дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа, Приказом от 20 ноября 2007 года № 373-к в целях поощрения и морального стимулирования работников в сфере образования и науки был утвержден нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин».
Нагрудным знаком награждаются педагогические работники органов и организаций образования:
· за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов, обеспечении единства обучения и воспитания, реализации образовательных и воспитательных программ;
· за успехи в практической подготовке учащихся, воспитанников, в развитии их творческой активности;
· за достижения в областных (районных), республиканских международных образовательных программах и проектах.
Идеи И. Алтынсарина и в наши дни не теряют своей актуальности, когда школа развивается в условиях новых реалий суверенного Казахстана. Еще почти полтора столетия назад он в системе школьного образования главное место отводил естествознанию, обучению русскому и казахскому языку. Именно такая постановка вопроса актуальна сегодня, когда говорится об утверждении полиязычия, как нормы жизни в нашей стране.
Вывод для меня:
1. Любить свой народ! Быть полезным своему народу!
2. Горячо любить детей! "Зажигать их, как свет в светильниках"!
3. Не считаясь со временем, прилагая максимум усилий, энергии, ума, опыта и творчество заниматься просвещением!
4. Учиться, учиться и учиться самой!
2.3 Исследование
Анкетирование:
1. Область науки, в которую в которую внес И. Алтынсарин наибольший свой вклад:
А) педагогика
Б) математика
В) ИЗО
Г) география
2. Год издания казахской хрестоматии:
А) 1875
Б) 1879
В) 1880
Г) 1889
3. Где в 1887 И. Алтынсариным была открыта первая школа для девочек;
А) В Торгае
Б) В Иргизе
В) В Оренбурге
Г) В Костанае
4. Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:
А) 550
Б) 500
В) 600
Г) 1500
5. Произведения в которых И.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев:
А) «Лицемерному судье»
Б) «Давайте, дети, учиться»
В) «Друзьям и молодежи»
Г) «Кобланды Батыр»
6. Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал :
А) Разнорабочим
Б) Судьёй
В) Учителем
Г) Преводчиком
7. Область в которой родился И. Алтынсарин :
А) Кызылординская
Б) Костанайская
В) Торгайская
Г) Актауская
8. Как звали деда И. Алтынсарина:
А) Батырбек
Б) Адильхан
В) Балгожа
В) Байсултан
9. Алтынсарин изображает кочевой быт казахов в произведении:
А) «Милосердная лиса»
Б) «Кипчак Сейткул»
В) «Лицемерному судье»
Г) «Паук, муравей и ласточка»
10.
6 663 403 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Абдрахманова Маржан Султанбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.