Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / История / Научная работа по истории "Работа Поместного собора Русской Православной Церкви в 1917 г."

Научная работа по истории "Работа Поместного собора Русской Православной Церкви в 1917 г."

Работа Поместного собора Русской Православной Церкви в 1917 г.

Начало ХХ века с его революционными настроениями и резкими изменениями во всех сферах жизни общества поставило перед Церковью множество острых и болезненных вопросов. И разрешить их старыми методами было просто невозможно. В связи с этим в начале XX столетия с новой силой зазвучали призывы ликвидировать синодальный строй и возродить допетровский институт управления церковью – Поместный Собор. Необходимость созыва Собора, который мог бы в духе традиции реформировать церковную жизнь и дать ей правильные ориентиры, обсуждался еще в 1906 году.

16 января император Николай II учредил Предсоборное Присутствие, которое должно было в кратчайшие сроки подготовить почву для реформы церкви. Орган преимущественно состоял из духовенства. Однако, согласно Высочайшему повелению, председатель Присутствия получил право по мере необходимости привлекать к работе представителей общественности [6]. В частности, по приглашению митрополита Антония (председателя Присутствия), к организации Собора были привлечены Л.А. Тихомиров, Н.П. Аксаков, Е.Н. Трубецкой и др.

Работа Присутствия проходила в семи отделах и в общем собрании. Предполагалось рассмотренные в отделах вопросы, выдвинуть затем на обсуждение общего собрания. Однако для этого не хватило времени. Полностью были рассмотрены только работы первого и второго отделов, занимавшихся проблемами преобразования церковного управления, а также вопросами о составе Поместного собора и о митрополичьих округах.

Работа Предсоборного Присутствия, по результатам которой императору был предоставлен подробный доклад, не завершилась открытием Поместного Собора. Николай II, ознакомившись с материалами деятельности Присутствия, отложил решение этого вопроса на неопределѐнный срок.

Подготовка Поместного Собора возобновилась в 1912 г. По инициативе Синода был учрежден специальный орган – Предсоборное совещание, задачей которого стала разработка материалов присутствия 1906 г. и подготовка к «имеющему быть Собору».

В начале 1913 г. общественность и церковь выражали надежду, что Собор откроют к 300-летию дома Романовых. В этот же период в Синоде и Предсоборном совещании всерьез заговорили о восстановлении патриаршества, также приурочивая это событие к памятной дате. Однако чаяниям лиц, сочувствующих церковной реформе, снова не суждено было сбыться.

За два года работы Предсоборного совещания не удалось добиться созыва Собора, а с началом Первой мировой войны вопрос об организации органа церковного управления, окончательно был отложен в долгий ящик. В итоге созыв Собора стал возможен уже после отречения Николая II. Однако в своих деяниях Собор плодотворно использовал материалы Предсоборного Присутствия и Предсоборного Совещания 1912-1914 годов.

Открытие Поместного Собора состоялось 15 августа 1917 г. и проходило в обстановке особенной торжественности. Заседания продолжались с перерывами в течение трёх сессий с августа 1917 по сентябрь 1918 года.

За это время Собор обсудил и выработал решения по целому комплексу вопросов от сугубо институциональных, касающихся, например, выбора нового патриарха, определения статуса старообрядчества, или реорганизации системы церковного образования, до общегосударственных. К последним относился вопрос об отношении церкви к государству.

Собор должен был высказаться о том, какими Церковь желала видеть свои отношения с новым государством, окончательная организация которого была отложена до Учредительного собрания. Ещё до официального открытия Собора весной-летом 1917 г. данный вопрос обсуждался в церковной и светской печати, на многочисленных епархиальных съездах духовенства и мирян. После открытия Собора в августе-октябре 1917 г. его участники получили десятки писем от монархистов, большинство из которых были непосредственно адресованы митрополитам Московскому Тихону и Киевскому Владимиру.

В письмах высказывалось определённое смятение, которое возникло среди мирян после отречения императора Николая II от престола. Говорилось о неминуемом излиянии на Россию гнева Божьего за свержение монархии и фактическое отвержение православными помазанника Божия. Собору предлагалось объявить о неприкосновенности личности Николая II, вступиться за находящегося в заточении государя и его семью, а также исполнять положение грамоты Земского собора 1613 г. о необходимости верности народа России династии Романовых. Автор одного из писем призывал Поместный Собор объявить царское правление в качестве единственно возможной для Православной Церкви формы власти в стране.

Не менее актуальным был вопрос о правовом статусе религиозных институтов и тесно связанная с ним проблема отделения церкви от государства. Дискуссии по этому поводу проходили как на самом Поместном Соборе, так и в предшествовавший ему период. Единства во взглядах на желательную перспективу развития отношений церкви и государства общественности достичь не удалось. Однако большинство представителей церковной интеллигенции, духовенства и мирян выступили принципиальными сторонниками союза Церкви и государства, рассматривая проблему церковно-государственных отношений как ключевой вопрос государственного строительства в новой России. Принцип полного отделения Церкви от государства был неприемлем для церковного сознания и с практической, и с принципиальной точек зрения [4].

Таким образом, обсуждение взаимоотношений Церкви и государства стало одним из основных направлений работы I сессии Поместного Собора, продолжавшейся до 9 декабря 1917 г. Выработкой конкретного постановления занимался VI отдел Собора. Всего им было проведено 17 рабочих заседаний, последнее из которых состоялось 6 ноября. Итогом деятельности стал доклад «Правовое положение Православной Церкви в России», обсуждавшийся на 4-х пленарных заседаниях Собора 15-17 ноября. После одобрения Совещанием епископов и обработки в Редакционном отделе, он был с незначительными изменениями окончательно принят 2 декабря 1917 г. как «Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви».

На протяжении столетий церковная и государственная власть в России были связаны столь неразрывно, столь прочно, что казалось: крушение Российской империи неминуемо повлечет за собой и крушение Русской Церкви. Однако под натиском революционной смуты государство пало, а Церковь — выстояла. Это стало возможным лишь благодаря Поместному Собору Русской ЦерквиПоместный Собор стал настоящим переворотом в церковной жизни. Соборные постановления вернули Русскую Церковь к подлинно каноническому строю. Ни одна из проблем, обсуждавшихся соборянами, не устарела до сих пор.



Список литературы:

1. Бабкин М. Поместный Собор 1917–1918 гг.: "О присяге правительству вообще и бывшему императору Николаю II в частности".

2. Бабкин М. - " Письма монархистов Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. (август – октябрь 1917 г.)".

3. Государственный архив Российско Федерации (ГАРФ). - Ф. 3431/ Всероссийский поместный церковный собор. - Оп. 1. Д. 4. Протоколы заседаний первой сессии собора.

4. Досекин E.С. - Монография. - " Евгений Николаевич Трубецкой – общественный и политический деятель", 4 глава 1 параграф: Общественно-политическая деятельность Е.Н. Трубецкого после революции 1917 года. " Е.Н. Трубецкой в период подготовки и деятельности Всероссийского Поместного Собора Русской Православной церкви 1917-1918 годов".

5. Ковырзин К.В. Поместный собор 1917-1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции. 2008.

6. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание III-е. – СПб., 1909. – Т. XXVI. № 27271; Т. XXVI. № 27424; Т. XXVI. № 27425.

7.Трубецкой, Е.Н. К предстоящей церковной реформе [Текст]/ Е.Н.Трубецкой // Московский еженедельник. –1906. –№ 3.




  • История
Описание:

Работа Поместного собора Русской Православной Церкви в 1917 г.

Начало ХХ века с его революционными настроениями и резкими изменениями во всех сферах жизни общества поставило перед Церковью множество острых и болезненных вопросов. И разрешить их старыми методами было просто невозможно. В связи с этим в начале XX столетия с новой силой зазвучали призывы ликвидировать синодальный строй и возродить допетровский институт управления церковью – Поместный Собор. Необходимость созыва Собора, который мог бы в духе традиции реформировать церковную жизнь и дать ей правильные ориентиры, обсуждался еще в 1906 году.

16 января император Николай II учредил Предсоборное Присутствие, которое должно было в кратчайшие сроки подготовить почву для реформы церкви. Орган преимущественно состоял из духовенства. Однако, согласно Высочайшему повелению, председатель Присутствия получил право по мере необходимости привлекать к работе представителей общественности [6]. В частности, по приглашению митрополита Антония (председателя Присутствия), к организации Собора были привлечены Л.А. Тихомиров, Н.П. Аксаков, Е.Н. Трубецкой и др.

Работа Присутствия проходила в семи отделах и в общем собрании. Предполагалось рассмотренные в отделах вопросы, выдвинуть затем на обсуждение общего собрания. Однако для этого не хватило времени. Полностью были рассмотрены только работы первого и второго отделов, занимавшихся проблемами преобразования церковного управления, а также вопросами о составе Поместного собора и о митрополичьих округах.

Работа Предсоборного Присутствия, по результатам которой императору был предоставлен подробный доклад, не завершилась открытием Поместного Собора. Николай II, ознакомившись с материалами деятельности Присутствия, отложил решение этого вопроса на неопределѐнный срок.

Подготовка Поместного Собора возобновилась в 1912 г. По инициативе Синода был учрежден специальный орган – Предсоборное совещание, задачей которого стала разработка материалов присутствия 1906 г. и подготовка к «имеющему быть Собору».

В начале 1913 г. общественность и церковь выражали надежду, что Собор откроют к 300-летию дома Романовых. В этот же период в Синоде и Предсоборном совещании всерьез заговорили о восстановлении патриаршества, также приурочивая это событие к памятной дате. Однако чаяниям лиц, сочувствующих церковной реформе, снова не суждено было сбыться.

За два года работы Предсоборного совещания не удалось добиться созыва Собора, а с началом Первой мировой войны вопрос об организации органа церковного управления, окончательно был отложен в долгий ящик. В итоге созыв Собора стал возможен уже после отречения Николая II. Однако в своих деяниях Собор плодотворно использовал материалы Предсоборного Присутствия и Предсоборного Совещания 1912-1914 годов.

Открытие Поместного Собора состоялось 15 августа 1917 г. и проходило в обстановке особенной торжественности. Заседания продолжались с перерывами в течение трёх сессий с августа 1917 по сентябрь 1918 года.

За это время Собор обсудил и выработал решения по целому комплексу вопросов от сугубо институциональных, касающихся, например, выбора нового патриарха, определения статуса старообрядчества, или реорганизации системы церковного образования, до общегосударственных. К последним относился вопрос об отношении церкви к государству.

Собор должен был высказаться о том, какими Церковь желала видеть свои отношения с новым государством, окончательная организация которого была отложена до Учредительного собрания. Ещё до официального открытия Собора весной-летом 1917 г. данный вопрос обсуждался в церковной и светской печати, на многочисленных епархиальных съездах духовенства и мирян. После открытия Собора в августе-октябре 1917 г. его участники получили десятки писем от монархистов, большинство из которых были непосредственно адресованы митрополитам Московскому Тихону и Киевскому Владимиру.

В письмах высказывалось определённое смятение, которое возникло среди мирян после отречения императора Николая II от престола. Говорилось о неминуемом излиянии на Россию гнева Божьего за свержение монархии и фактическое отвержение православными помазанника Божия. Собору предлагалось объявить о неприкосновенности личности Николая II, вступиться за находящегося в заточении государя и его семью, а также исполнять положение грамоты Земского собора 1613 г. о необходимости верности народа России династии Романовых. Автор одного из писем призывал Поместный Собор объявить царское правление в качестве единственно возможной для Православной Церкви формы власти в стране.

Не менее актуальным был вопрос о правовом статусе религиозных институтов и тесно связанная с ним проблема отделения церкви от государства. Дискуссии по этому поводу проходили как на самом Поместном Соборе, так и в предшествовавший ему период. Единства во взглядах на желательную перспективу развития отношений церкви и государства общественности достичь не удалось. Однако большинство представителей церковной интеллигенции, духовенства и мирян выступили принципиальными сторонниками союза Церкви и государства, рассматривая проблему церковно-государственных отношений как ключевой вопрос государственного строительства в новой России. Принцип полного отделения Церкви от государства был неприемлем для церковного сознания и с практической, и с принципиальной точек зрения [4].

Таким образом, обсуждение взаимоотношений Церкви и государства стало одним из основных направлений работы I сессии Поместного Собора, продолжавшейся до 9 декабря 1917 г. Выработкой конкретного постановления занимался VI отдел Собора. Всего им было проведено 17 рабочих заседаний, последнее из которых состоялось 6 ноября. Итогом деятельности стал доклад «Правовое положение Православной Церкви в России», обсуждавшийся на 4-х пленарных заседаниях Собора 15-17 ноября. После одобрения Совещанием епископов и обработки в Редакционном отделе, он был с незначительными изменениями окончательно принят 2 декабря 1917 г. как «Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви».

На протяжении столетий церковная и государственная власть в России были связаны столь неразрывно, столь прочно, что казалось: крушение Российской империи неминуемо повлечет за собой и крушение Русской Церкви. Однако под натиском революционной смуты государство пало, а Церковь — выстояла. Это стало возможным лишь благодаря Поместному Собору Русской ЦерквиПоместный Собор стал настоящим переворотом в церковной жизни. Соборные постановления вернули Русскую Церковь к подлинно каноническому строю. Ни одна из проблем, обсуждавшихся соборянами, не устарела до сих пор.

Список литературы:

1. Бабкин М. Поместный Собор 1917–1918 гг.: "О присяге правительству вообще и бывшему императору Николаю II в частности".

2. Бабкин М. - " Письма монархистов Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. (август – октябрь 1917 г.)".

3. Государственный архив Российско Федерации (ГАРФ). - Ф. 3431/ Всероссийский поместный церковный собор. - Оп. 1. Д. 4. Протоколы заседаний первой сессии собора.

4. Досекин E.С. - Монография. - " Евгений Николаевич Трубецкой – общественный и политический деятель", 4 глава 1 параграф: Общественно-политическая деятельность Е.Н. Трубецкого после революции 1917 года. " Е.Н. Трубецкой в период подготовки и деятельности Всероссийского Поместного Собора Русской Православной церкви 1917-1918 годов".

5. Ковырзин К.В. Поместный собор 1917-1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции. 2008.

6. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание III-е. – СПб., 1909. – Т. XXVI. № 27271; Т. XXVI. № 27424; Т. XXVI. № 27425.

7.Трубецкой, Е.Н. К предстоящей церковной реформе [Текст]/ Е.Н.Трубецкой // Московский еженедельник. –1906. –№ 3.

Автор Шишкина Алиса Алексеевна
Дата добавления 18.09.2017
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 501
Номер материала MA-071718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы