Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Настольные игры как средство развития речи.
Понятие о родовой принадлежности, практическое употребление падежных окончаний единственного и множественного числа существительных, правильное употребление предлогов легко формировать через настольные игры: «Лото», «Домино», «Парочки», «Чего не стало?». В игре участвуют несколько детей, уровень развития речи у всех разный. Речь детей с более высоким уровнем развития грамматического строя речи благотворно влияет на речь детей с выраженными речевыми недостатками. Роль ведущего во время игры «лото» сначала выполняет педагог, а затем сами дети. Игры можно подобрать по лексическим темам, что служит уточнению, расширению и активизации словарного запаса.
Настольная игра «Лото»
Ведущий: Чья лиса?
Игрок: Моя лиса (И.п). Я закрываю лису (В.п) лисой (Т.п).
Ведущий: Чей бобер?Игрок: Мой бобер (И.п). Я закрываю бобра (В.п) другим бобром (Т.п).
В безударной позиции:
Ведущий: Чей волк?
Игрок: Мой домик (И.п). Я закрываю волка (В.п) волк[ам] (Т.п).
Ведущий: Чья белка?
Игрок: Моя белка (И.п). Я закрываю белку (В.п) другой белк[ай] (Т.п).
Игру «Лото» можно проводить и по другим правилам. Здесь уже отрабатывается практическое употребление предлога «на» и только окончания Винительного падежа:
Ведущий: Чья лиса?
Игрок: Моя лиса. Я кладу лису на лису.
… волка на волка.
Настольная игра «Домино»
В игре «Домино» удобно отрабатывать падежные окончания Винительного и Дательного падежей.
Например: Я кладу лису к лисе. Я кладу домик к домику.
Здесь же отрабатывается практическое употребление предлога [к].
Настольная игра «Парочки»
В игре «Парочки» удобно отрабатывать практическое употребление Винительного падежа и окончаний множественного числа существительных.
Игрок: Я нашел жука и жука. У меня жуки. Парочка получилась.
Игрок: Я нашел козу и козу. У меня козы. Парочка получилась.
Настольная игра «Чего не стало?»
Окончание Родительного падежа существительных удобно отрабатывать в игре «Чего не стало?». В этой игре формируется понятие «ряд», необходимое для фонематического анализа.
Какая картинка первая? … последняя?
Покажи вторую картинку.
Например:
- Кого не стало? Лисы.
- Кого не стало? Кота.
Во всех этих настольных играх развивается фонематический слух. Даже если ребенок не удерживает слоговую структуру слова, этого не надо требовать, главное, чтобы он правильно произнес окончания:
белку белк[ай],
домик домик[ам],
лису лисой,
кладу собаку к собак[и], змею к зме[йэ],
нет дома (кота лисы белки).
Как видите, развитие фонематического слуха тесно связано с формированием грамматических обобщений.
Также обязательно, нужно развивать ВПФ, так как, у детей с речевыми нарушениями они бывают недостаточно развитыми. Перечислю некоторые из них.
Например: Игра «4 лишний». Логопед показывает ребенку карточку и говорит: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?
Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает на столе разные игрушки, и просит ребенка запомнить их. Затем ребенок закрывает глазки, а в это время логопед меняет расположение игрушек, далее закончив менять их, он просит повернуться ребенка, и сказать что изменилось.
Игра «Найди ошибку». Логопед предлагает детям прослушать стихотворение – путаницу и сказать, что в нем неправильно.
6 653 902 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шилова Шария Мунишовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Мини-курс
4 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.