Инфоурок Русский язык КонспектыНаречие? Нет ничего проще!

Наречие? Нет ничего проще!

Скачать материал

Тема: «Наречие? Нет ничего проще!» (Степени сравнения наречий. Образование наречий).                             7 класс

Цель:  образовательные – познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий; научить определять синтаксическую роль в наречиях сравнительной и превосходной степени; повторить способы образования степеней сравнения имён прилагательных;

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение разграничивать прилагательные и наречия в сравнительной степени;

 воспитательные – воспитывать интерес к познанию русского  языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности,  формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование:  учебник, карточки, презентация.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Организационный этап

I. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа. 

Ø   Какая часть речи называется наречием?

Ø   Какие грамматические признаки свойственны наречию и деепричастию?

Ø   В чём их сходство и в чём различие?

Ø   Какие разряды наречий вам известны?

 

Слабоуспевающие учащиеся в это время выполняют задания на карточках:

Найти  наречия в тексте, указать, на какие вопросы они отвечают. Подчеркнуть их как члены предложения.

Накануне ураганный ветер оглушительно завыл за стенами замка, а дождь полил еще сильнее, чем прежде.  В коридорах и классах стало так темно, что пришлось дополнительно зажечь факелы и лампы.  Пригнувшись и напряженно всмотревшись в потоки дождя, команда дружно приземлилась в грязь.

 

2. Практическая работа. Синтаксический разбор.

Задание: записать предложение, произвести его неполный разбор, выбрать  словосочетания  с наречиями, 

указать группу  наречий по значению.

 

Окружавшая мгла осе(нн,н)ей ноч.. вздраг..вала и, пугливо отодв..гаясь, открывала на миг слева безгр..ничную

 

степь, справа было  бе..конечное море, а далеко впереди лениво вставало солнце.

 

II.Новая тема: образование наречий.

1.Словарная работа

претензия (сущ), фр. - 1.предъявление своих прав, 2, жалоба.

претенциозный (прилаг).

- Укажите сомнительные буквы в данных словах, которые можно написать неправильно.

- Догадайтесь, какое наречие можно образовать от прилаг. претенциозный. (претенциозно).

- Сделайте вывод, от какой части речи образуются наречия? (от прилаг.)

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок?  (способы образования наречий)

( Запись даты, вида работы, темы урока, словарных слов).

- Сформулируйте цель урока и поставьте задачи.

- Обратите внимание, как могут быть образованы наречия (см. видеоуроки «Образование наречий», «Рецепты образования наречий»).

- Данные слова   претензия          претенциозный          претенциозно образуют словообразовательное гнездо.

2.Чтение статьи учебника (стр.108). Беседа о прочитанном:

- От каких еще частей речи могут быть образованы наречия? (глагол, местоимение, наречие)

- Какие аффиксы (части слова) служат для их образования? (префиксы, постфиксы)

- Какие это способы образования наречий?  (¬, ^, ¬ + ^, ˽+˽ , сложение слов и синонимичных слов.)

 

3. Практическая работа.

Задание: образовать наречия от слов четверо, дружеский, утро, начало, сухой, молодой, весенний

(Четырежды, дружно, по-дружески, поутру, поначалу, сухо, молодо, по-весеннему)

 

III. Новая тема: степени сравнения наречий. Постановка темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

1. Комплексная работа над предложением.

              Сквозь волнистые туманы

              Пробирается луна,

              На печальные поляны

              Льёт печально свет она.

- Кому принадлежат эти строки?  (А.С. Пушкину)

- Какие слова являются однокоренными? К каким частям речи они относятся и почему?

- Обозначьте состав этих слов.    ( печальные,   печально)

 

- К какому разряду относится прилагательное?  (качественное, т.к. м. иметь краткую форму печален, употребляется со словом очень, имеет признаки в различной степени).

- Образуйте от имени прилагательного возможные формы степени  сравнения. Составьте опорную схему.    

                                      

Степени сравнения имён прилагательных

                 сравнительная                                                                                             превосходная

простая                              составная                                            простая                                        составная

печальнее,                  более печальные                                      печальнейшие                                самые печальные,

печальней)                  менее печальные                                                                                            печальнее всех

 

2. Этап усвоения новых знаний. Совместная исследовательская деятельность учащихся.  

Чтение учебного материала и составление в ходе беседы опорного конспекта «Образование степени сравнения нареч»

- Найдите в тексте А. С. Пушкина наречия и определите их принадлежность к группе разрядов.

              Сквозь волнистые туманы

              Пробирается луна,

              На печальные поляны

              Льёт печально свет она.        (как? - способ и образ образования .)

- От какой части речи образовалось наречие печально?

- От прилагательных какого разряда образуются наречия, оканчивающиеся на суффикс –о и –е?   (качественные)

- Прочитайте правило образования степеней сравнения наречий   (стр. 114) и рассмотрите таблицу (стр. 115).

- Образуйте степени сравнения от наречия печально. Отразите это в опорной схеме.

 

Степени сравнения наречий

сравнительная степень                                               превосходная  степень

        простая форма                  составная  форма                  простая форма                          составная форма

  

 (печальнее)                               (более печально)                       (характерна только                       (печальнее всего,

                                                        (менее печально)                      для единичных наречий:                   печальнее всех

                                                                                                           строжайше,нижайше,

                                                                                                                             покорнейше)                                                                                     

 

- Какой вывод можно сделать на основании опорных схем? Есть ли сходство и различие в образовании степени сравнения прилагательных и наречий?

(Способ образования наречий с суффиксами –о, -е  в сравнительной степени, сходно с  образованием простой формы сравнительной степени  имён прилагательных. )

 

3. Выборочное выполнение  тренировочного упражнения: 1-ый ряд –А, 2-ой ряд – Б, 3-ий ряд – В.

Задание: образуйте формы степеней сравнения (простые и составные) от данных  наречий. Поставьте ударения.

А) Бойко, гибко, красиво.       Б) Хорошо, сладко, круто.       В) Упруго, низко, просто.

 

IV. Этап первичной проверки и обобщения изученного.

Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

Дифференцированная организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.

1. Раздаточный дидактический материал (совместная работа с учителем).

Задание: Вставьте по смыслу наречия или прилагательные, выявите их синтаксическую роль и укажите часть речи.

1. Ученик стремится писать … .

2. Сестра … брата.

3. Отец … посадил ребёнка.

4. Лиса … и … других зверей.

5. Погода становилась всё … .

6.Лучи померкли, … тени.

7. С горы … ложится тень.

2. Самостоятельная работа.

Задание: запишите со следующими словами предложения с наречиями и прилагательными в сравнительной степени:

Легче, дружней, громче, ниже, шире, прозрачнее, светлее.

 

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI. Дифференцированное домашнее задание.  Параграфы  30 , 32 (правила)

1. Уровень А. упр.230  стр.109.;   упр 250, стр 116  (по заданию)           

2. Уровень Б. Задание: составить небольшой текст на тему «Мой друг и я» («Моя подруга и я»), употребив  

    прилагательные и наречия в сравнительной или превосходной степени.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Наречие? Нет ничего проще!"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Наречие? Нет ничего проще!» (Степени сравнения наречий. Образование наречий).                             7 класс

Цель:  образовательные – познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий; научить определять синтаксическую роль в наречиях сравнительной и превосходной степени; повторить способы образования степеней сравнения имён прилагательных;

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение разграничивать прилагательные и наречия в сравнительной степени;

 воспитательные – воспитывать интерес к познанию русского  языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности,  формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование:  учебник, карточки, презентация.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Организационный этап

I. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа. 

Ø   Какая часть речи называется наречием?

Ø   Какие грамматические признаки свойственны наречию и деепричастию?

Ø   В чём их сходство и в чём различие?

Ø   Какие разряды наречий вам известны?

 

Слабоуспевающие учащиеся в это время выполняют задания на карточках:

Найти  наречия в тексте, указать, на какие вопросы они отвечают. Подчеркнуть их как члены предложения.

Накануне ураганный ветер оглушительно завыл за стенами замка, а дождь полил еще сильнее, чем прежде.  В коридорах и классах стало так темно, что пришлось дополнительно зажечь факелы и лампы.  Пригнувшись и напряженно всмотревшись в потоки дождя, команда дружно приземлилась в грязь.

 

2. Практическая работа. Синтаксический разбор.

Задание: записать предложение, произвести его неполный разбор, выбрать  словосочетания  с наречиями, 

указать группу  наречий по значению.

 

Окружавшая мгла осе(нн,н)ей ноч.. вздраг..вала и, пугливо отодв..гаясь, открывала на миг слева безгр..ничную

 

степь, справа было  бе..конечное море, а далеко впереди лениво вставало солнце.

 

II.Новая тема: образование наречий.

1.Словарная работа

претензия (сущ), фр. - 1.предъявление своих прав, 2, жалоба.

претенциозный (прилаг).

- Укажите сомнительные буквы в данных словах, которые можно написать неправильно.

- Догадайтесь, какое наречие можно образовать от прилаг. претенциозный. (претенциозно).

- Сделайте вывод, от какой части речи образуются наречия? (от прилаг.)

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок?  (способы образования наречий)

( Запись даты, вида работы, темы урока, словарных слов).

- Сформулируйте цель урока и поставьте задачи.

- Обратите внимание, как могут быть образованы наречия (см. видеоуроки «Образование наречий», «Рецепты образования наречий»).

- Данные слова   претензия          претенциозный          претенциозно образуют словообразовательное гнездо.

2.Чтение статьи учебника (стр.108). Беседа о прочитанном:

- От каких еще частей речи могут быть образованы наречия? (глагол, местоимение, наречие)

- Какие аффиксы (части слова) служат для их образования? (префиксы, постфиксы)

- Какие это способы образования наречий?  (¬, ^, ¬ + ^, ˽+˽ , сложение слов и синонимичных слов.)

 

3. Практическая работа.

Задание: образовать наречия от слов четверо, дружеский, утро, начало, сухой, молодой, весенний

(Четырежды, дружно, по-дружески, поутру, поначалу, сухо, молодо, по-весеннему)

 

III. Новая тема: степени сравнения наречий. Постановка темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

1. Комплексная работа над предложением.

              Сквозь волнистые туманы

              Пробирается луна,

              На печальные поляны

              Льёт печально свет она.

- Кому принадлежат эти строки?  (А.С. Пушкину)

- Какие слова являются однокоренными? К каким частям речи они относятся и почему?

- Обозначьте состав этих слов.    ( печальные,   печально)

 

- К какому разряду относится прилагательное?  (качественное, т.к. м. иметь краткую форму печален, употребляется со словом очень, имеет признаки в различной степени).

- Образуйте от имени прилагательного возможные формы степени  сравнения. Составьте опорную схему.    

                                       

Степени сравнения имён прилагательных

                 сравнительная                                                                                             превосходная

простая                              составная                                                     простая                                        составная

печальнее,                  более печальные                                      печальнейшие                                самые печальные,

печальней)                  менее печальные                                                                                            печальнее всех

 

2. Этап усвоения новых знаний. Совместная исследовательская деятельность учащихся.  

Чтение учебного материала и составление в ходе беседы опорного конспекта «Образование степени сравнения нареч»

- Найдите в тексте А. С. Пушкина наречия и определите их принадлежность к группе разрядов.

              Сквозь волнистые туманы

              Пробирается луна,

              На печальные поляны

              Льёт печально свет она.        (как? - способ и образ образования .)

- От какой части речи образовалось наречие печально?

- От прилагательных какого разряда образуются наречия, оканчивающиеся на суффикс –о и –е?   (качественные)

- Прочитайте правило образования степеней сравнения наречий   (стр. 114) и рассмотрите таблицу (стр. 115).

- Образуйте степени сравнения от наречия печально. Отразите это в опорной схеме.

 

Степени сравнения наречий

сравнительная степень                                               превосходная  степень

        простая форма                  составная  форма                  простая форма                          составная форма

  

 (печальнее)                               (более печально)                       (характерна только                       (печальнее всего,

                                                        (менее печально)                      для единичных наречий:                   печальнее всех

                                                                                                           строжайше,нижайше,

                                                                                                                             покорнейше)                                                                                      

 

- Какой вывод можно сделать на основании опорных схем? Есть ли сходство и различие в образовании степени сравнения прилагательных и наречий?

(Способ образования наречий с суффиксами –о, -е  в сравнительной степени, сходно с  образованием простой формы сравнительной степени  имён прилагательных. )

 

3. Выборочное выполнение  тренировочного упражнения: 1-ый ряд –А, 2-ой ряд – Б, 3-ий ряд – В.

Задание: образуйте формы степеней сравнения (простые и составные) от данных  наречий. Поставьте ударения.

А) Бойко, гибко, красиво.       Б) Хорошо, сладко, круто.       В) Упруго, низко, просто.

 

IV. Этап первичной проверки и обобщения изученного.

Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

Дифференцированная организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.

1. Раздаточный дидактический материал (совместная работа с учителем).

Задание: Вставьте по смыслу наречия или прилагательные, выявите их синтаксическую роль и укажите часть речи.

1. Ученик стремится писать … .

2. Сестра … брата.

3. Отец … посадил ребёнка.

4. Лиса … и … других зверей.

5. Погода становилась всё … .

6.Лучи померкли, … тени.

7. С горы … ложится тень.

2. Самостоятельная работа.

Задание: запишите со следующими словами предложения с наречиями и прилагательными в сравнительной степени:

Легче, дружней, громче, ниже, шире, прозрачнее, светлее.

 

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI. Дифференцированное домашнее задание.  Параграфы  30 , 32 (правила)

1. Уровень А. упр.230  стр.109.;   упр 250, стр 116  (по заданию)           

2. Уровень Б. Задание: составить небольшой текст на тему «Мой друг и я» («Моя подруга и я»), употребив   

    прилагательные и наречия в сравнительной или превосходной степени.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 350 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 612
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 851
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 1001
    • DOCX 36.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капитанова Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капитанова Ольга Михайловна
    Капитанова Ольга Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 18398
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе