Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Направленность урока на планируемый результат
круглый стол
21 ноября 2012 г. Людмила Витальевна Кукарева, учитель изобразительного искусства
высшей категории, тьютор
ФЦПРО
2 слайд
В чем заключается
смысл введения ФГОС?
3 слайд
Ориентация системы образования
на достижение качественно новых
результатов образования
посредством реализации парадигмы
деятельностного развития
ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОРИЕНТАЦИЯ
НА РЕЗУЛЬТАТ
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТНОГО ПОДХОДА
НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
КАК ЭЛЕМЕНТ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ:
ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ
«КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА»
Смысл введения ФГОС
Из презентации
О.Б. Логиновой
4 слайд
В чем заключаются
новые
образовательные результаты?
5 слайд
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Результаты освоения
образовательной программы
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
= «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ» (совокупность способов,
приемов овладения уч. материалом)
6 слайд
Каким образом
можно достичь новый
образовательный результат?
7 слайд
Создать новую модель обучения?
Научиться строить образовательную деятельность на уроке с нуля?
8 слайд
Какими свойствами
должна обладать
новая модель обучения?
9 слайд
3) Новая модель обучения должна обладать следующими свойствами:
− иметь в основании мощную теоретическую базу (теорию деятельности);
− обладать свойством технологичности;
− быть понятна массовому учителю;
− затрагивать все звенья образовательной системы;
− быть методически обеспечена;
− обеспечивать преемственность с предыдущими моделями и решать на более высоком уровне все, что решали предыдущие модели.
10 слайд
Какова структура
учебной деятельности,
исходя из психологической версии
теории деятельности?
11 слайд
Структура объяснительно-иллюстративного метода обучения (ОИМ):
Контроль
Сообщение
темы и цели
Актуализация знаний
Проблемное объяснение
Закрепление
Учебные мотивы
Учебная цель
Учебная задача
Учебные действия и операции
(ориентировка, преобразование,
контроль, оценка)
Структура учебной деятельности, исходя из психологической версии
теории деятельности (Д.Б. Эльконин − В.В. Давыдов)
12 слайд
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение учебной цели.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.
13 слайд
Исходя из чего ставятся
дидактические цели урока?
14 слайд
Цель обучения – мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от направленной взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества: знаний и умений, науки, морали, труда, литературы, искусства, общей и физической культуры.
15 слайд
Проверяемость достижения цели
рассказать…
раскрыть…
показать…
объяснить…
доказать и т.д.
Воспитать… ,
добиться понимания… подвести к выводу…
сформировать знания…
научить…
закрепить…
вызвать чувство удивления и гордости … и т.д.
«выявить в произведениях традиционных промыслов принципы единства материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментального»
«научить учащихся выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментального как принципа изобразительной композиции
цели урока лежат в сфере деятельности учащихся
16 слайд
Воспитательные задачи урока
Смыслообразование
вызвать чувство удивления и гордости …
показать учащимся…
дать учащимся почувствовать…,
увидеть, что… и т.д.
17 слайд
Задачи обучения – усвоение общеобразовательных, политехнических, специальных знаний, умений и навыков (всех видов, качеств и уровней), формирование способов творческой деятельности, нравственных отношений и научного мировоззрения.
18 слайд
Каким образом строится
дидактическая структура урока?
19 слайд
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Цель:………………………………………………….
Тип урока: ...........................................
20 слайд
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока.
21 слайд
Принципы обучения.
Есть ли необходимость
в их соблюдении?
22 слайд
Принципы развивающего обучения (по Л.В. Занкову):
ведущая роль теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установление взаимосвязей, открытием закономерностей, построение логики мышления;
обучение на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности ученика;
осознание процесса учения школьником, не только с пониманием изучаемого, но и с анализом хода познания и овладения умениями;
продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание полученных новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи;
целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых;
создание атмосферы сотрудничества.
Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.
23 слайд
Психологические принципы развивающего обучения (по З.И. Калмыковой):
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности школьника;
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;
специальная организация мнемической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знаний, в которой память и мышление выступают в неразрывной связи.
24 слайд
Система дидактических принципов
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
25 слайд
Принципы обучения – это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.
26 слайд
Какие средства
следует использовать на уроке
с целью достижения
планируемых результатов:
педагогическую технологию,
активные методы или приемы?
27 слайд
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Дидактические средства – средства, с помощью которых реализуются цели обучения; подразделяются на материальные (оборудование,ЭОР, таблицы и т.д.) и средства нематериального характера (методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности).
Метод (от греч. methodos – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
28 слайд
Методический прием – элемент, деталь метода обучения, его составная часть или отдельный шаг в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода.
В процессе обучения, как методы, так и методические приемы переплетаются, взаимодействуют.
29 слайд
Педагогическая технология – набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая технология –это содержательная техника реализации образовательного процесса, а именно: выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность по средствам конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов.
Материализация педагогической технологии – учебник, методика обучения, деятельность учителя, направленная на достижение планируемых результатов.
30 слайд
Модульное обучение – технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.
31 слайд
Технология проблемно-диалогического обучения
Технология оценивания планируемых результатов
Технология продуктивного чтения
Технология уровневой дифференциации
32 слайд
Метод обучения -
(словесные: рассказ, сообщение, лекция, работа с книгой, беседа, дискуссия, аудирование, объяснение, инструктаж и т. д.;
наглядные: демонстрация наглядных пособий, способов изготовления, техники выполнения, видеоматериалов, показ приемов работы и т.д.;
практические: решение задач, упражнение, проведение опытов, проектирование, выполнение практической работы, выполнение работы по алгоритму (образцу) и т.д.;
игровые: ситуации, деловая игра, дидактическая игра и т.д.;
проблемные: ситуации, проблемная беседа, проблемная лекция, проблемное изложение и т.д.;
частично-поисковые: эвристическая беседа, эксперимент, методы решения творческих задач (мозговой штурм, аналогия, ассоциация и др.);
исследовательские: проектный метод, проблемно-поисковые упражнения (формулирование проблемы, анализ данных и др.), эксперимент, разработка проекта, изделия и т. д.)
33 слайд
34 слайд
Так трудно находить
на каждый урок
проблемную ситуацию, а затем
Столько времени
тратить на решение проблемы!
Неужели нельзя
обойтись без
проблемности обучения?
35 слайд
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
Проблемная ситуация в педагогике рассматривается как состояние умственного затруднения, которое всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск.
Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляет учебную проблему.
Выход из проблемной ситуации всегда связан с ее осознанием, формированием и решением.
36 слайд
Типы проблемных ситуаций по М.И.Махмутову:
при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
при организации практической работы обучаемых;
при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;
при формулировании гипотез;
при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;
при исследовательских заданиях.
37 слайд
Каким образом способствуют достижению планируемых результатов формы организации учебной деятельности?
38 слайд
Организационные формы обучения
39 слайд
Что может
побудить учащихся
к деятельности?
40 слайд
Когда урок можно
назвать эффективным?
41 слайд
Верно ли утверждение,
что с введением ФГОС
репродуктивные задания
потеряли свою эффективность
и следует использовать
только продуктивные задания?
42 слайд
Навыки в обучении – учебные действия, приобретающие в результате многократного повторения автоматизированный характер. По мере того, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, в их речи (письменной, устной), при решении учебных задач появляются элементы автоматизма; элементы умений (сознательное действие) переходят в навыки, которые в свою очередь способствуют совершенствованию умений, а иногда и предшествуют их формированию.
43 слайд
Факторы
побуждающие
учащихся
к активности
Познавательный
интерес
Творческий
характер
деятельности
Состязательность
Игровой характер
44 слайд
Критерии оценки эффективности урока в соответствии с требованиями ФГОС
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
45 слайд
«Мы проводим на работе лучшую
часть своей жизни.
Нужно научиться работать так, чтобы
работа была легка и чтобы она была
всегда жизненной постоянной школой»
А.К.Гастев
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой»
А.К. Гастев
· В презентация построена по принципу «вопрос-ответ» на следующие, волнующие каждого учителя вопросы:
· Каким образом можно достичь новый образовательный результат в рамках урока?
· Какими свойствами должна обладать новая модель обучения?
· Какова структура учебной деятельности, исходя из психологической версии теории деятельности?
· Какова структура учебной деятельности, исходя из психологической версии теории деятельности?
· Каким образом строится дидактическая структура урока?
· Какие средства следует использовать на уроке с целью достижения планируемых результатов: педагогическую технологию, активные методы или приемы?
· Так трудно находить на каждый урок проблемную ситуацию, а затем. Столько времени тратить на решение проблемы! Можно ли обойтись без проблемности обучения?
· Каким образом способствуют достижению планируемых результатов формы организации учебной деятельности?
· Что может побудить учащихся к деятельности?
· Верно ли утверждение, что с введением ФГОС репродуктивные задания потеряли свою эффективность и следует использовать только продуктивные задания?
6 663 973 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кукарева Людмила Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.