Обобщающий урок по лирике Ф.Тютчева и А.Фета.
Подготовка
к домашнему сочинению по творчеству Ф.Тютчева и А. Фета.
Цель:
1. обобщить изученное о жизни и творчестве поэтов
Тютчева и Фета;
2. Найти сходство и различие в изображении природы в
стихах поэтов;
3. Подготовиться к написанию домашнего сочинения по
лирике Тютчева и (или) Фета.
Ход урока
I.
Организационный момент: сообщение темы,
целей и задач урока.
II.
Эпиграф к уроку:
1. Нам не дано предугадать,
Как слово наше
отзовется, —
И нам сочувствие
дается,
Как нам дается
благодать...
Учитель: эпиграфом
к сегодняшнему уроку я взяла слова из небольшого стихотворения Ф.И.Тютчева. Слова
эти имеют глубочайший смысл. А точнее множество смыслов: слова в поэзии, в
отношениях любящих людей, в быту и на работе. Да везде, где человек общается с
окружающими, он произносит слова, влекущие за собой различные последствия.
Сила слова, его
воздействие на …Умы, сердца, души, отношения порой так огромны, а мы бросаемся
словами, не задумываясь об их последствиях.
Иначе относились к
слову великие писатели и поэты: с одной стороны они использовали его как
материал для своих творений. С другой, как тончайший инструмент, позволяющий им
выразить свои мысли и чувства, выплеснуть душу, спрятать в них страдания и
обиды.
Как это им
удавалось, мы узнали на уроках, посвящённых изучению творчества великих русских
поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Сегодня мы обобщим изученное, подберём материал
для домашних сочинений, вспомним гениальные строки из их стихотворений. А
начнём наш урок мы с поэтической разминки.
2. Поэтическая
разминка. Задание: по началу строчки определить автора, тематику и по
возможности закончить четверостишье.
Эти бедные
селенья,
Эта скудная природа -
Край
родной долготерпенья,
Край ты русского народа! (Тютчев)
Умом Россию не
понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная
стать —
В Россию можно
только верить. (Тютчев)
Как беден
наш язык! - Хочу и не могу.-
Не
передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в
груди прозрачною волною.
Напрасно вечное
томление сердец… (ФЕТ)
Нам не дано предугадать,
Как слово
наше отзовется, —
И нам
сочувствие дается,
Как нам
дается благодать... (Тютчев)
О, как убийственно
мы любим,
Как в
буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее
губим,
Что сердцу нашему
милей! (Тютчев)
Я
тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.(ФЕТ)
О, как на склоне
наших лет
Нежней мы любим и
суеверней...
Сияй, сияй,
прощальный свет
Любви последней,
зари вечерней! (Тютчев)
Учись у
них - у дуба, у березы.
Кругом
зима. Жестокая пора!
Напрасные
на них застыли слезы,
И треснула,
сжимаяся, кора. (Фет)
Уж тает снег,
бегут ручьи,
В окно повеяло
весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется
листвою!
Чиста небесная
лазурь,
Теплей и ярче
солнце стало,
Пора метелей злых
и бурь
Опять
надолго миновала. (Тютчев)
Какая
ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май! (Фет)
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и
колыханье
Сонного ручья. (Фет)
О первый
ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая
девственная нега
В душистой чистоте твоей! (Фет)
Неохотно и
несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу,
за тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Тютчев)
Чудная
картина,
Как ты мне родна:
Белая
равнина,
Полная луна, (Фет)
Зима
недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна
в окно стучится
И гонит со двора.( Тютчев)
Не то, что мните
вы, природа:
Не слепок,
не бездушный лик —
В ней есть душа, в
ней есть свобода,
В ней есть любовь,
в ней есть язык... (Тютчев)
Silentium!
Молчи,
скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай
в душевной глубине
Встают и заходят оне .
|
УЧИТЕЛЬ: Сейчас
мы с вами ещё раз услышали строки из стихов великих русских поэтов. Многие из
них вам хорошо знакомы. Другие не очень. Но по слогу вы сумели определить
авторов. А по отдельным строчкам тему стихотворений.
ЧТО общего
вы можете сказать об авторах этих строк? Об их поэтическом даре?
- Гениальные лирики,
- тончайшие мастера стихотворного пейзажа,
- глубокие мыслители
- оба
представители «Чистого искусства»;
Какие
общие темы вы могли бы отметить?
- общие
темы: Любовь, природа;
- оба
представители «Чистого искусства»;
А в чём
отличие?
- Лирика Тютчева -
философская. Его стихи философичны по глубине, по темам:
жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Есть стихи об истории и о
самой России.
- В своей изобразительности Фет близок художникам - импрессионистам, его
темы: любовь, природа и красота. Он стремиться передать то, что «мимолетно,
неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений».
Заключение
Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких
двух крупнейших русских поэтов, как Ф. Тютчев и А. Фет.
1. Будучи близки к идеологии «чистого искусства»,
2. Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в
своем творчестве.
Учитель: А есть
ли различия в изображении природы у Тютчева и Фета?
Для Ф. Тютчева и А. Фета природа является могущественной
силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба,
моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают
состояние человеческой души. Однако для Ф. Тютчева более характерно
отношение к природе с позиций разума, а для А. Фета - с позиций чувства.
Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими
мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для
многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без А. Фета было
бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Ф. Тютчев же
стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразно преломилась за
столетие традиция пейзажной лирики, идущая от В. Жуковского и А. Пушкина.
Не то,
что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный
лик —
В ней есть душа, в
ней есть свобода,
В ней есть любовь,
в ней есть язык...(Тютчев)
III. Подготовка
к домашнему сочинению по творчеству Тютчева и Фета.
Учитель:
А теперь вернёмся к эпиграфу урока:
Нам не дано предугадать,
Как слово
наше отзовется, —
И нам
сочувствие дается,
Как нам
дается благодать...
Возьмём
первую часть этого стихотворения – 2 строчки:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше
отзовётся,
Представьте, что
на экзамене по литературе вам досталось сочинение на подобную тему. Какое
вступление вы бы написали?
- какие слова
стали ключевыми: СЛОВО, ОТЗОВЁТСЯ, НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ КАК.
(зачитывают
вступления к сочинению «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»)
Ребята,
давайте проанализируем эти вступления по такому плану:
1. Отвечает
ли это вступление поставленной в цитате теме (на тему ли);
2. Есть
ли авторская позиция, своё собственное мнение, отношение;
3. Подводит
ли к дальнейшим рассуждениям на эту тему;
4. Объём
сочинения;
5. Какой
проблемный вопрос вытекает из этого вступления? (интересно, какие последствие
стали отзывом на эти слова?)
Учитель:
Я просила вас вспомнить известные вам произведения. Где сказанное и написанное
слово играло бы огромную роль в жизни людей, иногда решающую и даже
трагическую.
(ученики
вспоминают: «Письмо Татьяны Лариной»; слово, данное Машей Троекуровой перед
алтарём; «Красные лапти» Бунина, где Нефёд погиб в буре, доставая красные
лапти больному мальчику; «МУ-МУ» где приказ барыни – сломанные жизни
дворовых).
Но
это стихотворение Тютчева имеет небольшое продолжение с ещё более важным
смыслом:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше
отзовется, —
И нам сочувствие
дается,
Как нам дается благодать…
Учитель:
Какие ключевые слова из двух вторых строчек несут на себе главную смысловую
нагрузку? (СОЧУВСТВИЕ – БЛАГОДАТЬ ДАЁТСЯ как).
Сочувствие
–это (подбираем синонимы)
- Жалость
- благожелательность
- благожелательство
- благосклонность
- соболезнование
- сожаление
- сострадание
- благорасположение
- доброхотство
- симпатия
- участливость
- участие
- отзывчивость
- жаление
Понимаю
так, что сочувствие - такой же дар свыше, который снисходит к тебе не тогда,
когда тебе этого хочется, или когда ты этого ждешь, и тем более не тогда, когда
ты этого требуешь.. . Ведь к благодати надо быть готовым, нужно быть способным
принять ее, т. е. быть НАСТРОЕННЫМ на нее.. . Когда ты исполнен сочувствия, ты
не различаешь, где его пределы и источник, потому ты сам - и источник, и вместилище
этой благодати... .
Из переписки в интернете: «Сочувствие – это когда ты чувствуешь все вокруг,
а все вокруг чувствует тебя.. . когда ты с миром - в гармонии, в идиллии, в
абсолютном единении. Разве это не благодать?» (из переписки в интернете)
«Тот, кто хочет принять более
изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию,
исполняя заповеди и очищаясь от страстей. Благодать Духа Святого дается
верующим по мере их чистоты и веры»
(Максим Исповедник в шестой сотнице богословских глав (гл. 13))
Учитель:
Какая же связь между словом, благодатью, что нам даётся, и сочувствием?
СЛОВО
---- сочувствие ----- БЛАГОДАТЬ
IY.
Работа с планом-схемой сочинения-рассуждения.
Задание на
дом: написать сочинение-рассуждение по типу выпускного на одну из тем:
1. «…нам сочувствие
дается, как нам дается благодать…» (Ф.И.Тютчев)
2. «Нам не дано предугадать,
как слово наше отзовется… (Ф.И.Тютчев)
3. Не то, что мните
вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... (по творчеству
Ф.Тютчева и А.Фета)
4. Покуда на
груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду. (А.А.Фет)
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Silentium!» (МОЛЧИ!) Федор Тютчев
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..
<1829>, начало 1830-х годов
Стихотворение
«Шопену» А.А.Фет
Снова сердце
задрожало,
Под чарующие звуки
То же счастье, те же муки,
Слышу трепетные руки —
Ты ещё со мной!
Час блаженный,
час печальный,
Час последний, час прощальный,
Те же лёгкие одежды,
Ты стоишь, склоняя вежды, —
И не нужно мне надежды:
Этот час — он мой!
Ты руки моей
коснулась,
Разом сердце встрепенулось;
Не туда, в то горе злое,
Я несусь в моё былое, —
Я на всё, на всё иное
Отпылал, потух!
Этой песне
чудотворной
Так покорен мир упорный;
Пусть же сердце, полно муки,
Торжествует в час разлуки,
И когда загаснут звуки —
Разорвётся вдруг!
(Шопен; стихотворение «Шопену».)
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ???
- Что
свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя,
формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом
и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к
литературной славе.
- А знаете ли вы,
что Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него
выпевались из груди, как песня у птицы.
- знаете ли вы,
что Фет всегда особенно дорожил концовкой стихотворений – последним их
аккордом. Например, вот концовка стихотворения “Далекий друг, пойми мои
рыданья…” делает стихотворение не только любовным, но и философским.
Не жизни жаль с
томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
4.
А знаете ли вы, какой художественный прием
помогает поэтам показать природу одухотворенной? (олицетворение)
5.
А знаете ли вы, что в основе пейзажной
лирики Ф.И. Тютчева лежит учение немецкого философа Шеллинга?
6.
А знаете ли вы,
что творчество Фета оказало огромное влияние на творчество таких поэтов, как А.
Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков, К. Ваншенкин и др.
7.
А знаете ли вы,
что А.А. Фет считает вечным источником
красоты? (Природу)
Природа
- сфинкс. И тем она верней
Своим искусом
губит человека
Что, может
статься, никакой от века
Загадки нет и
не было у ней. (Тютчев)
Последний
катаклизм
Когда
пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них! (Тютчев)
ПЛАН-СХЕМА
сочинения по литературе
I. Вступление
(общие рассуждения на предложенную тему со своей
позицией; постановка проблемного вопроса, переход на аргументы).
II. Обращение
к литературе (вспомнить приёмы: спор с
воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое
отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и
обобщения.
Основная часть — это проверка того,
насколько верно понята тема).
Ø
Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию темы? Какие детали,
факты, образы вспоминаются при анализе литературного источника?
( 2 разных
источника; 2 разных примера из одного источника)
Ø
Что можно использовать из других источников (история, жизнь, Интернет,
СМИ).
Ø
По ходу раскрытия темы отвечайте на следующие вопросы:
--- Какие чувства
вызывает поднятая проблема?
--- Задумывались
вы раньше над этой проблемой?
--- Насколько
важным вам кажется поднятый вопрос?
--- Что нового вы
открыли для себя, размышляя над данной темой?
--- Насколько
актуальной она может быть для других людей?
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (подвести
итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое
главное).
Заключительная
часть должна быть: короткой, но емкой; органически связана с предыдущим
изложением.
В заключении может
быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть
изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный
определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Ясный, строго
соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие
недостатки.
Незаконченное сочинение не более
привлекательно, чем недопечённый пирог.
(Вспомните произведения литературы, где
тема сочувствия и сострадания была представлена наиболее ярко)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.