Учитель географии школы- интернат Кашедова Лариса Васильевна
План-конспект урока по географии в 9
классе.
Тема: «Национальный состав
населения России».
Цели: познакомить
обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения
России.
Задачи:
- образовательные:
изучить особенности национального и религиозного состава населения страны,
языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Новосибирской
области, г.Купино;
- развивающие: продолжить
работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с
дополнительными источниками;
- воспитательные: воспитывать
гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и
малой родины, населяющих ее народов, толерантность.
Оборудование:
карты: политико-административная, народы России; учебник В. П.Дронова и В.
Я.Рома «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: Дрофа, 2009;
раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России,
мультимедиа.
Тип урока: урок
изучения нового материала.
Этапы урока:
Организационный
момент. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Изучение новой темы.
Обобщение и закрепление знаний. Домашнее задание. Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент.
( приветствие, проверка готовности
обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).
Учитель: У
вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние
человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему
настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.
Мы
продолжаем изучение раздела «Население России».
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: на
предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и
демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу
по домашнему заданию.
Географический диктант по теме «
Численность населения России».
1.
Численность населения России составляет _______ млн. человек (142,9)
2.
В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)
3.
Численность населения страны зависит от ___________________________
и_________________________________ ( естественного и механического движения)
4.
Естественный прирост – это ________________________________________________
(
разница между рождаемостью и смертностью).
5.
Отрицательный естественный прирост является признаком ________________
населения ( убыли).
6.
Естественная убыль населения называется _____________________ ( депопуляцией)
7.
Переход от одного типа воспроизводства к другому называется
_______________________________________ ( демографической революцией).
8.
Причины демографических кризисов – это ______________________,
________________________, ______________________. ( революции и войны,
эпидемии, голод).
9.
Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при
_________________________ типе воспроизводства ( традиционном).
10.
Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________
(Северный
Кавказ).
( обучающиеся выполняют работу на
листах с печатной основой).
Учитель:
Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.( слайд №1).
Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).(
обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно
воспользоваться словарем).
Как
вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем
говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).
Тема
урока - « Национальный и религиозный состав населения России» ( слайд №2 с
темой урока). (
обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).
3.Актуализация знаний.
Учитель: Как
вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и
вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно
строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).
Сегодня
мы работаем по следующему плану: (слайд №3)
1.
Россия – многонациональная страна.
2.
Национальный и религиозный состав населения России. Языковые семьи и группы.
Религии.
3.
Особенности национального и религиозного состава населения Новосибирской
области, г. Купино.
4.
Закрепление.
4. Изучение новой темы.
1 вопрос. Учитель: Что такое
Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле
проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков
160 разных культур, традиций, обычаев.
Россия
расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны)
Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки
христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и
религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам
известны? ( ответы
обучающихся) ( слайд №5- традиции и обычаи населения Северного
Кавказа).
Северный
Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами
являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).
С
каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир
Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских,
украинцев, немцев, узбеков и других народов.
Взгляните
на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на
многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос –
разнообразие фоновой окраски).
Мы
уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями,
религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)
2 вопрос. Учитель: каждый
народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству
языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи? (обучающиеся анализируют
таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).
(слайд №6 –
языковые семьи и их удельный вес)
-
индоевропейская – 89% населения,
-
алтайская - 7%,
-
уральская – 2%,
-
кавказская – 2%.
( обучающиеся записывают в тетради
языковые семьи и их удельный вес).
Учитель:
каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы (обучающиеся анализируют
таблицу №10 учебника стр.36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы)
-
Какие группы выделяются в индоевропейской семье?
-
Какие народы называют братьями-славянами и почему?
И
так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель
уточняет и дает определение понятию народ.) Народ - это
общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком.
Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).
Какие
же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным
материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и
записывают в тетради) ( слайд №7).
Многочисленные
народы: русские – 80%
татары
– 3.7%
украинцы
– 3%
чуваши
– 1.2%
чеченцы
армяне
Учитель:
Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые
малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.
Какие
это народы? ( обучающиеся
находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).
Малые
народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)
Учитель: но
русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также
является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6%
населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.
Из
текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех
языковых семей (обучающиеся
работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места
проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).
Учитель: одни
народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва,
другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ –
это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записывают определение в тетради).
Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения
республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу
«ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии –
башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.
( обучающиеся работают с таблицей №10
в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).
1.
Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.
2.
Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане).
Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.
3.
Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?
4.
Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?
Назовите
основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на
поставленный вопрос и записывают в тетради)
Население
России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (слайд №7)
Что
же является причиной столь многонационального состава населения на территории
страны? (ответы
обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)
-
историческое формирование и заселение территории страны;
-
внешние миграции.
Итак,
Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный
этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую»
национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции,
статься 46 ( слайд
№8 с текстом статьи).
Однако,
везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)
Одним
из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь
очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых
конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис
привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют
глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся
национально-территориальное устройство региона.
В
последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять
их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера
сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а
помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте
толерантны!».
3 вопрос.
Учитель: мы проживаем на территории Новосибирской области г.Купино . Какие
народы проживают на нашей территории? К какой языковой семье относятся и
группе относятся русские ?( обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленный вопрос).
Какие народы еще проживают на территории Новосибирской области? (слайд №9). Какие
народы проживают на территории нашего города?
Посмотрите
на таблицу в учебнике и определите к каким языковым семьям и группам относятся
народы, живущие рядом с нами (обучающиеся анализируют таблицу и отвечают на поставленный
вопрос).
Какие
же причины определили национальный состав населения области? (обучающиеся отвечают, учитель
обобщает ответы и результаты записывают в тетрадь)
-
сталинские репрессии;
-
освоение и добыча полезных ископаемых;
-
внутренние миграции.
Как
вы думаете, почему в нашем городе не возникают сложные национальные
конфликты? (ответы
обучающихся).
Закрепление
изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю
выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой),
осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии
оценки на слайде
№10).
Содержание
проверочной работы:
1.
Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?
а)
алтайской б) индоевропейской в)
уральской
2.
В славянскую группу вместе с русскими входит народ:
а)
карелы б) белорусы в)
якуты
3.
Второй по численности народ России – это
а)
украинцы б) башкиры в) татары
4.
Народ европейской части России - это
а)
буряты б) тувинцы в) коми
5.
К какой группе относятся коми?
а)
славянской б) монгольской в) фино-угорской
Учитель:
Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».
Итог урока.
Учитель:
сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что
Россия- многонациональное государство?
-
Что нового для себя вы узнали?
-Какие
качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной
напряженности? ( слайд №11)
( обучающиеся отвечают на
поставленные вопросы)
Учитель
задает домашнее задание - ( обучающиеся записывают домашнее задание в дневник).
( учитель выставляет отметки и
комментарует)
Учитель: А
теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец
урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?
Спасибо
за работу.
5.
Домашнее задание §6
Тема: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ГРАНИЦЫ РОССИИ.
Цель урока: -познакомить
учеников с особенностями географического положения страны.
-развитие умений анализа тематических карт.
-выявить страны
граничащие Россией (первого, второго, третьего порядка).
Оборудование: Политико-административная карта России
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
IIАктуализация опорных
знаний
1. Роль и значение географии населения и хозяйства в жизни
людей,
2.
Особенности политико-государственного
устройства России и стран СНГ.
III. Изучение нового материала.
Обобщая ответы учеников, учитель переходит к
постановке целей урока,
объясняя значимость географического положения в развитии хозяйства страны.
Особенности геополитического и
экономико-географического положения России.
Геополитическое положение России- это оценка места страны на политической
карте, ее отношение к различным государствам.
ЭГП – позволяет оценить
положение страны на экономической карте мира по отношению к основным
районам и центрам экономики.
ЭГП - государственная граница РФ (охрана войска)
-стр., сост. Ближнее окружение России.
-столицу России
-моря, крупнейшие порты
Геополитическое положение России, т.е. положение на политической карте мира и отношение к различным
государствам, значительно изменилось по сравнению с бывшим СССР. Советский Союз находился в «двухполюсном» мире. Два экономических и
военных блока (НАТО и Варшавский пакт), возглавляемые сверхдержавами - США и
СССР, находились на стадии противоборства и «холодной» войны. Распад СССР
полностью изменил геополитическую обстановку вокруг независимой России.
В связи с этим геополитическое положение
России определяется:
1.
необходимостью установления новых форм
взаимосвязей со странами СНГ;
2.
огромной протяженностью территории;
3.
с учетом того, что основная территория (64%)
относится к зоне Севера, в связи с этим геополитика России
должна быть ориентирована на многие
группы государств (СНГ, страны Западной и Южной Европы, страны
бассейна Балтийского и Черного морей , страны Азиатско- Тихоокеанского региона, США, Канаду, страны
Северной Европы).
Уровни ЭГП стран:
- макро-Оценка положения страны по
отношению к главным центрам мировой политики, экономики, торговли.
мезо-Оценка положения по отношению к крупным регионам мира,
группам стран.
микро-Оценка
границ, их отдельных участков, отношения с пограничными государствами,
транспортные пути, пересекающие границы, жизнь людей в приграничных районах.
Оценка уровня ЭГП России ( анализ
политико-административной карты).
1.
Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское
сообщество, среди них возрастает роль Германии - лидера нового геополитического
полюса, с которым у России установились прочные связи.
2.
Особое значение для России имеют региональные соглашения со
странами Балтийского и Черного морей.
3.
Для России важны связи со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона.
4.
Особая роль принадлежит укреплению связей с США.
Протяженность сухопутных и морских границ России.
«Сухопутные» и «морские» соседи России. Соседи первого, второго,
третьего» порядка.
Страны,
граничащие
с
Россией
|
Протяженность
границ,
км
|
Страны,
граничащие
с
Россией
|
Протяженность
границ,
км
|
Норвегия
Финляндия
Эстония
Латвия
Литва
Польша
Белоруссия
|
200
1300
440
250
300
240
990
|
Украйна
Грузия
Азербайджан
Казахстан
Монголия
Китай
Северная
Корея
|
1270
250
370
7200
3400
4350
17
|
v Для обеспечения безопасности стран СНГ и по договоренности
Россия имеет военные базы в Армении, Азербайджане,
Таджикистане.
v Имеет торговые отношения со странами Западной Европы
(свыше 20%), 10-15% -Центральной Азией (Китай, Монголия), 5% -США,
Канада, 1 до5% - Африка, Южная Америка, Мексика. Торговая связь со всеми
странами мира необходима для купли – продажи. Это не всегда возможно
из-за транспортно – географического положения.
v Морские связи –через СЛО с
Европой, поэтому крупные порты в Балтийском бассейне Выборг, Калининград,
С-П, Архангельск, Мурманск (стр.22) проект строительства
v Сухопутные связи- с Западной
Европой. Существует проект создания новых автодорог, через Калининград в
Германию.
v Строительство ж –д и
газопровода.
Ш Закрепление изученного материала.
Практическая работа. 1) На контурной карте отметить:
- Соседей первого порядка
-
Соседей второго порядка
-
Соседей третьего порядка
Стрелками (в масштабе) обозначить внешнеторговые связи России со странами
Ближнего Зарубежья.
2) Выполнение заданий:
Используя данные таблииы№2 и картосхемы №1, определите: с какими
странами ранее граничил Советский Союз? С какими из этих стран продолжает
граничить Россия? С какими новыми независимыми государствами Россия граничит на
западе и юге? Какие из них входят в СНГ, а какие нет? Какие страны СНГ не
являются непосредственными соседями 1-го, 2-го и 3-го порядка?
IV Домашнее задание :§ 3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.