Региональный
компонент в урочной и внеурочной деятельности
Ахтанаева Лилия
Александровна, заместитель директора по УВР, Шевыряловская основная
общеобразовательная школа имени Д.В. Русинова
«В ком нет любви к стране родной,
те сердцем нищие калеки».
Т.Г. Шевченко.
Как показало время, технический прогресс породил
личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На наш взгляд,
выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных
ценностей своих предков.
А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому
всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и
чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края,
народа, события седой старины, хозяйственную и духовную жизнь наших далеких
предков, все то, что продолжает жить в сознании народа.
Сегодня очень трудно представить нашу школу,
главной задачей которой является развитие личности ребенка, без использования
регионального материала в содержании образования и воспитания. Дети должны
знать историю, культуру, традиции своего края.
Региональное содержание – это усвоение учащимися
определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности
культуры Удмуртии, приобщение к духовным традициям, формирование ценностных
ориентиров школьников.
Использование материала на основе регионального
компонента на уроках и во внеурочной деятельности несет большой объем знаний по
различным темам: природа, фольклор, литература, история края, интересные люди.
Национально-региональный компонент образования предусматривает
возможность введения содержания, связанного с традициями региона, с учетом
потребностей и интересов местного населения и ориентированного на изучение
природных, социокультурных и экономических особенностей региона и национальной литературы.
Цель использования материала регионального
компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие
творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к
историческому и литературному наследию родного края.
Использование национально – регионального
компонента в урочной и во внеурочной деятельности способствует формированию
ключевых компетенций: (познавательной – знать происхождение
названия своего региона, знать названия городов Удмуртии; называть улицы своего
села и города; показывать на карте географические объекты, природные зоны,
места проживаний некоторых народностей, называть охраняемые территории родного
края; информационно - коммуникативной – приводить примеры
природных явлений, которые можно наблюдать на территории Удмуртии; уметь
подбирать дополнительную информацию о природе родного края, о праздниках, о
национальных традициях; рефлексивной - уметь давать оценку
воздействия человека на природу родного края, выполнять изученные правила
охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения, осознавать место своей
малой родины в России).
Наша школа является районной площадкой,
работающей над внедрением регионального компонента в учебный процесс. Разработана
программа - «Региональный компонент в урочной и внеурочной деятельности». Цель
программы: определение стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического
и научно-методического обеспечения реализации программы.
В учебном плане в компонент образовательного
учреждения входят предметы: История и культура народов, Краеведение. Региональный
компонент включен во все предметы начальной школы. Преподавание ведется
диффузно, через блоки регионального компонента в каждом предмете, расширяя
точку зрения постепенно: от родного дома к ближайшей округе и в целом к
республике. Учителями начальных классов созданы электронные и печатные пособия:
«Сборник задач с использованием регионального содержания», «Краеведческий
компонент на уроках русского языка». Для получения простейшей информации о
географии края, о жизни удмуртов в прошлом и настоящем, сведений о знаменитых
гражданах села, города, республики разработаны компьютерные презентации по
удмуртской тематике, также разработаны основные направления и содержание бесед
по реализации регионального компонента на уроках технологии, физической
культуры, музыки, изобразительного искусства и окружающего мира. В каждом
кабинете школы представлен стендовый материал по удмуртской тематике.
Реализация программы осуществляется через
организацию внеурочной деятельности школьников. Разработаны и внедрены
программы модулей: «Народные игры», «Занимательная экология», «Растим
патриотов», «Игрушки народов Удмуртии», «Декоративное творчество удмуртов». Программы
составлены на 1 год, группы учащихся разновозрастные, т.е. их посещают учащиеся
1, 2, 3, 4 классов. Также в школе ведется кружок «Удмуртский театр».
Ежегодно в школе проходят краеведческие чтения,
научно – практическая конференция, дни национальной культуры, дни удмуртского
творчества, единые классные часы, посвященные Удмуртии. Работа школьного музея
направлена на раскрытие истории села и боевой славы земляков.
Мы убеждены, что внедрение программы реализации регионального
в учебный процесс нашей школы создало обучающую среду, способствующую усвоению
содержания обучения регионального компонента и формирования национального
самосознания, толерантного мышления, патриотического воспитания и
гражданственности, проявлению творческого потенциала учащихся.
Кроме того, процесс реализации национально –
регионального компонента дает учителю возможность сочетать коллективную,
групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии
обучения, а учащимся определиться не только с выбором профиля, но и
дифференцировать область своих гуманитарных интересов.
Таким образом, национально – региональный
компонент способствует формированию личности выпускника как достойного
представителя региона (хранителя, пользователя и создателя социокультурных
ценностей Удмуртии), гарантирует право нормированных знаний истории, культуры,
природы республики каждым учеником, повышает статус образования как фактора
развития региона, углубляет знания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.