Тема:
«Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их
роль в произведении».
Цель: Развитие
навыков сбора, анализа, синтеза, обобщения, оценивания, навыков
коллаборативной работы,
морально-нравственных качеств в процессе
формирования знаний учащихся по
героям повести, мифическим образам и их роли
в произведении Н.В.Гоголя «Ночь
перед Рождеством».
Прогнозируемый результат. Знать основные понятия по изучаемой теме. Уметь
применять
полученные знания на практике.
Тип урока:
изучающий.
Вид урока: нестандартный.
Оборудование, нагл. пособия: ИКТ, презентация, постеры, маркеры, стикеры, текст
произведения.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, деятельностный, словесный, поисковый,
информационно-коммуникативный.
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
Создание коллаборативной среды. Разминка. «Какое качество, по вашему
мнению, главное в характере человека?»
- Деление на МГ при помощи конфет.
- Вызов: О чем будем говорить на уроке? Слайд
№ 1
- Постановка темы и целей урока перед
учащимися.
Сегодня наш урок, посвящен произведению Н. В.
Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы
будем говорить с вами о героях повести, об использовании Н. В. Гоголем
мифических образов и их роли в произведении.
- Запись числа и темы урока учащимися. Слайд №
2
II. Подготовка
к основному этапу урока учащихся. Слайд № 3 (Заставка)
1. Упражнение «Конверты». Группам раздаются вопросы. Каждая из групп
задает
остальным свой вопрос. Выслушивает
ответы, дополняет. Слайд № 4-9
Что вы знаете о христианском празднике
Рождестве Христовом?
Как называется вечер накануне рождества?
Чем занимаются православные в рождественскую
ночь?
Какой символ несет в себе звезда, носимая
православными во время колядования?
Что такое колядка?
Каким образом связаны между собой христианство
и язычество?
Что такое в вашем представлении фантастика?
Что такое в вашем представлении реальность?
Какие существа относятся к низшей мифологии?
Дать определение термину «мифологема.
2. Взаимооценка.
III.
Основной этап урока. Слайд № 10
Слово учителя.
Назовите героев произведения. Какие из них являются мифологическими существами,
а какие – реальными? Слайд № 11
1. Задание по МГ. Отобразить на постере все, что вы знаете о персонаже:
Вакуле,
Оксане, Чубе,
Черте, Солохе. Анализ образов-персонажей. Слайд № 12
2. Защита постеров учащихся у доски.
3. Взаимооценка.
4. Предварительное задание. Составить небольшое сочинение-рассуждение по
образам героев. «Нравится ли герой и почему?» Защита своих работ
учащимися по
группам.
5. Взаимооценка.
Каково отношение сельчан к потусторонней силе?
Слайд № 13
Почему чёрт именно в эту ночь должен был «выучивать
грехам добрых людей»? Кого из образов-персонажей можно назвать главными? Как
влияют на судьбу главных героев представители сил зла? Слайд № 14
IV. Закрепление полученных
знаний.
1.
«Кто быстрее?» Слайд № 15
Используя
данные иллюстрации, найдите их отображение в тексте.
Можно ли
по иллюстрациям и цитатам из текста сделать вывод о внутреннем
перерождении
героини.
2.
Задание по группам. Охарактеризовать двух
противоположных героев по стратегии « Даймонд - бриллиант».
1. Вакула
2.
Добрый, набожный
3. Работает,
любит, путешествует, ненавидит, мешает
4.
Злой, коварный
5. Чёрт
3. Игра
« Путешествие по страницам произведения». Слайд № 16-25
Вопросы-ответы
Перечень вопросов:
Как называлось
село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула?
Кем по родству
приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?
Назовите
«транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.
Как зовут отца
Оксаны в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
Сколько
персонажей повести «Ночь перед Рождеством» оказалось в мешках в доме у
Солохи?
Какая царица в
повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» пожаловала Вакуле
черевички?
Кто и зачем украл
месяц?
За что черт мстил
кузнецу?
Что ведьма
собирала в рукав в ночь перед Рождеством?
Как можно
укротить черта?
Куда и зачем
отправился Вакула, оседлав черта?
V.
Подведение итогов урока.
1.
Какой вывод можно сделать, проанализировав
образы произведения? Слайд № 26
Оксана
Красота, Любовь, Вера Вакула
Побеждают зло.
Чёрт
2. Просмотр видеоролика фильма «Ночь перед
Рождеством» (1961г). Слайд № 27
3. Просмотрев видеоролик, проанализировав образы героев произведения,
какой
можно сделать вывод? «Ночь перед Рождеством» - красивая сказка о любви,
где
несмотря на
трудности герои обретают счастье. Слайд № 28
Можно ли
связать повесть Гоголя с нашей современной жизнью?
4. Слайд № 29. Высказывание Гоголя о своём творчестве.
VI. Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание». Слайд № 30 (Заставка)
VII. Домашнее задание. Перечитать эпизоды, рассказывающие о
взаимоотношениях
Вакулы и Оксаны. Слайд № 31
VIII. Оценивание.
IX. Напутственное слово. Звезда – это символ счастья, удачи, надежды на
лучшее и
пусть каждый, уходя с урока унесёт с собой в душе звёздочку – частичку
нашей
любви
и веру, что в конечном счете Любовь, Красота и Доброта спасут мир.
Слайд
№ 32 (Заставка)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.