Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств им. В.В.Толкуновой »
Музыкальная гостиная
Современные композиторы – детям
«В мире музыки и красок»
Подготовили: Игнатова И.В., преподаватель
изобразительного искусства
Жаворонкова Н.В.,
преподаватель по классу фортепиано
Демьянова В.В.
преподаватель по классу виолончели
2 слайд
“Художник – это тот, для кого мир прозрачен,
кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде
светится сознание взрослого человека”.
(А.Блок)
3 слайд
Сергей Слонимский
Жанна Металлиди
Владимир Коровицын
4 слайд
Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1956 году. В 1981 году окончил с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию им.Н.А.Римского-Корсакова.
Член Союза композиторов России.
В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.
5 слайд
«Каждый раз, когда до меня доносится музыкальный голос Сергея Слонимского, я испытываю почти детское чувство: „Пока что всё в порядке, мы еще не заблудились”».
София Губайдулина
Сергей Михайлович Слонимский (род. 12 августа 1932, Ленинград) — советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог.Народный артист РСФСР (1987).
6 слайд
Жанна Лазаревна Металлиди
(1 июня 1934, Ленинград) — советский и российский композитор, музыкальный педагог, автор камерных сочинений, произведений для юных пианистов а также пособий по сольфеджио и композиции.
7 слайд
В. Коровицинын
Пьесы:
“Кот Василий”,
“Куклы сеньора Карабаса”,
“Первая проталинка”
8 слайд
С. Слонимский
Пьесы:
“Лягушка”,
“Принцесса разучилась плакать”,
“Рок – ансамбль крокодилов и бегемотов”
9 слайд
Ж. Металлиди.
Пьесы:
“Дом с колокольчиком”, “Упрямый ослик”,
“Спит луна”.
10 слайд
Звучит пьеса В.Коровицина «Куклы сеньора Карабаса»
11 слайд
Звучит пьеса В. Коровицина «Кот Василий»
12 слайд
Звучит пьеса В. Коровицына «Первые проталины»
13 слайд
Звучит пьеса С.Слонимского «Лягушка»
14 слайд
Звучит пьеса С.Слонимского
«Принцесса разучилась плакать»
15 слайд
Звучит пьеса Ж. Металлиди «Упрямый ослик»
16 слайд
Звучит пьеса Ж.Металлиди «Дом с колокольчиком»
17 слайд
Звучит пьеса Ж.Металлиди «Спит Луна»
18 слайд
Вот и подошла к концу наше с вами путешествие по стране Музыки и Красок.
Теперь вы знаете, что
музыку можно не только слушать, но и рисовать.
19 слайд
Сергей Слонимский
Жанна Металлиди
Владимир Коровицын
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Музыкальная гостиная
Современные композиторы - детям
«В стране музыки и красок»
Подготовили:
Жаворонкова Н.В.,
преподаватель отделения фортепиано
Игнатова И.В.,
преподаватель
изобразительного искусства
Интегрированное внеклассное мероприятие в классах фортепиано и изобразительного искусства.
Разработан преподавателями ДШИ Жаворонковой Н.В., Игнатовой И.В.
“Художник – это тот, для кого мир прозрачен,
кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде
светится сознание взрослого человека”. (А.Блок)
Цели:
- развитие интереса к современной музыке на примере творчества композиторов В. Коровицина, С. Слонимского, Ж. Металлиди;
- развитие творческих способностей учащихся через восприятие музыкально-художественного образа.
Задачи:
- научить детей понимать музыкальный язык конкретного композитора через музыку, поэзию, живопись;
- пробуждать и развивать у детей художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, помочь ощутить себя художником и музыкантом через умение слушать, представлять и изображать.
- воспитание любви к современной музыке, совершенствование эстетического вкуса.
- стремления к разностороннему развитию личности.
Предварительная работа:
- разработка сценария, презентации;
- подбор музыкального материала, иллюстраций, стихов;
- раздача стихов ученикам (выучить наизусть);
- разучивание пьес детьми и преподавателями.
Используемая методическая литература:
Сборники пьес: В.Коровицын «Детский альбом», С.Слонимский «В мире животных», Ж.Металиди «Дом с колокольчиком», Ж. Металиди «Лунная дорожка».
Стихотворения поэтов:И.Левченко,Н.Родивилин, И.Гурина, И.Снежный, Н.Бацанова, Ю.Верамей, Л.Кузьмина.
Используемое оборудование: компьютер, мольберты;
Музыкальные инструменты: фортепиано, виолончель;
Оборудование для учеников: альбом, краски, кисти, баночка для воды.
(Сл.2) (Пр.Ф-но.)Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они — лицо современной России.
Однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как вы, ребята, должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей.
Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение, сегодня в нашей музыкальной гостиной состоится встреча с творчеством композиторов
(Сл.3.) Владимира Коровицына, Сергея Слонимского, Жанны Металлиди. Они живут и сочиняют в настоящее время.
Почему эта музыка так нравится?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, в котором нет места серости, унынию, где живут эмоциональная открытость, мечтательность и детская непосредственность.
“Принцесса разучилась плакать”, “Дюймовочка”, “Куклы сеньора Карабаса”, “Дом с колокольчиком”, “Кот Василий”… Какие красочные, яркие названия! Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки и вы, ребята, становитесь её подлинными соавторами.
Как вы думаете, что мы будем учиться делать на сегодняшней встрече? (слушать музыку и рисовать её) Сегодня в нашей Музыкальной гостиной мы будем соединять с вами два вида искусства: музыку и живопись. Слушая музыкальное произведение, мы можем представить определённую картину, изобразить услышанный образ.
Сегодня войдём в сказочный мир музыки, в котором есть много стран с её жителями и они между собой не ссорятся, не воюют, потому что у них общее дело – творить прекрасное (музыку).
Для нашей сегодняшней встречи мы выбрали три страны. В двух странах правят короли, а в третьей – королева.
Ребята, о ком я говорю? Догадались? (композиторы)
Да! Правильно! Это композиторы. И я хочу вас с ними познакомить.
Владимир Коровицын
(Сл.4.) Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. В этом же городе окончил музыкальную школу, а позже музыкальное училище (по классу баяна). С отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов.
В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, циклы фортепианных пьес.
Сергей Михайлович Слонимский
(Сл. 5.) Сергей Слонимский родился 12 августа1932 в Санкт-Петербурге в семье писателя. Заниматься начал игре на фортепианос 11 лет у А.Атроболевской (фортепиано).По сегодняшний день преподаёт в консерватории музыкально-теоретические дисциплины. Принимал участие в фольклорных экспедициях, собирал русские народные песни. Как педагог Слонимский воспитал многих известных советских и российских композиторов.
Жа́нна (Жаннэ́та) Ла́заревна Металли́ди
(Сл. 6.) Родилась 1 июня1934, Ленинграде (происхождение греческое). Окончила Ленинградскую консерватории по классу композиции.Советский и российский композитор, музыкальный педагог, автор камерных сочинений, произведений для юных пианистов а также пособий по сольфеджио и композиции.
Ребята, что между композиторами общего? (Ответ: они все окончили Ленинградскую консерваторию)
А теперь, ребята, давайте займёмся творчеством. И, как я уже говорила, в этом нам поможет музыкальные жители этих трёх стран!
Кто же это жители? (Ответ: пьесы)
(Пр.Изо.)Пьес будет девять. Но будем не только слушать эти произведения, но и попробуем их нарисовать. Соединяйте музыку и краски! Музыкальное настроение пьесы можно передавать и с помощью цветовых пятен, точек, линий и т.д.
Ваша задача: слушая музыку, работайте сразу цветом, используя различные краски, изображая настроение. Выбирайте тот цвет, который, по вашему мнению, соответствует музыке. Вы можете соединить несколько красок, использовать разнообразие цветов и образов.
(Сл.7.) (Пр.Форт.) Послушайте название пьес: “Кот Василий”, “Куклы сеньора Карабаса”, “Первая проталинка”,
(Сл.8.) “Лягушка”, “Принцесса разучилась плакать”, “Рок – ансамбль крокодилов и бегемотов”,
(Сл.9.) “Дом с колокольчиком”, “Упрямый ослик”, “Спит луна”.
Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. На нашем пути встретятся прекрасные и удивительные пьесы.
Входим в первое государство.
(Сл.10.)Вот видим уютный домик вдалеке. Какой красивый и милый! Давайте заглянем в него. Да он оказывается сказочный – в нём живут куклы сеньора Карабаса.
1 уч-к:Я, ребята, Буратино! Папа Карло из дубка
Или, может, из осины Смастерил себе сынка.
Непоседа и проказник, Всюду суну длинный нос.
Я приехал к вам на праздник И веселье вам привез!
2 уч-к:Привет, меня зовут Мальвина! Я подружка Буратино.
Мне послушен Артемон, А Пьеро в меня влюблен.
У меня чудесный домик На лесной опушке.
Приглашаю в гости всех Вас, друзья-подружки!
Звучит пьеса В.Коровицина «Куклы сеньора Карабаса»
(Пр. Изо.)Какие цвета вы использовали, чтобы показать настроение прослушанного произведения?
(Пр. Форт.) В доме, который мы сейчас нарисовали, живёт ещё один герой, он любимец многих ребят. У вас у многих, ребята, дома тоже есть такой дружочек.
(Сл. 11.) А звать его Василий! Послушайте, что это за Кот.
Уч-к: Наш соседский кот Василий – Нет охотника смелей!
И его мы пригласили Нас избавить от мышей.
А за это обещали Дать ему сметаны литр!
Дали колбасы, вначале, И ещё - Швейцарский сыр!
Так прошла почти неделя Котик только ел и спал.
О своей первичной цели Он уже не вспоминал!
А когда мы попросили Чтоб мышей ловил уже,
Рассердился кот Василий "Мне сейчас не до мышей!
Звучит пьеса В.Коровицина «Кот Василий»
(Пр.Изо.) Какие цвета вы использовали, чтобы показать услышанную музыкальную картинку?
(Сл.12.) (Пр.Форт.) Нам пора войти в сказочный лес. Ах, как красиво в чудесном царстве природы. Человек должен понимать язык цветов, язык зверей, лишь тогда на земле будет вечная красота. Как свежо и красиво – ведь наступила весна и появились первые проталины.
Уч-к:Проталинки, проталинки -
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима все упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну!
Все началось с проталинок,
И каждый солнцу рад,
Ботинки вместо валенок
Подковками стучат!
Звучит пьеса В.Коровицына «Первая проталина»
(Пр.Изо.) Какие цвета (теплые или холодные? насыщенные или полутона?) вы использовали, чтобы показать это настроение?
(Пр.Форт.) Теперь пришло время заглянуть во второе государство, в котором живут пьесы композитора С.Слонимского. Продолжаем путешествие и весело идем дальше.
(Сл.13.)Ой, кто это! Это лягушка скачет нам навстречу. Какая она забавная.
Уч-к.: В саду под розовым кустом жила-былалягушка.
Был там её, лягушкин, дом с кроваткой и подушкой.
Варила суп из комаров и жарила котлеты,
Когда отличный был улов дождливым, тёплым летом.
Любила мутный водоём, закаты там встречала,
Но так как песня не о нём, начни читать сначала
Звучит пьеса С.Слонимского «Лягушка»
(Пр.Изо.)Какие цвета характеризуют это настроение?
(Пр.Форт.) Я сейчас хочу спросить вас, ребята. Какие вы знаете ансамбли и кто в них играет? (инструментальные, джазовые, камерные, рок- ансамбли. Играют люди.) Послушаем очень необычную пьесу С.Слонимского “Рок-ансамбль Крокодилов и Бегемотов”. Послушайте, что из этого получилось!
Уч-к.: В зоопарке – бегемот, у него огромный рот!
И однажды крокодил в этот ротик угодил.
Покрутился, повертелся, почаевничать уселся,
Чай попил, потом зевнул и, нечаянно уснул.
Рано утром бегемот свой открыл огромный рот,
Крокодильчика достал, только есть его не стал.
Знаю тайну я одну – бегемотик ест траву!
Удивительное дело – крокодильчик может смело
С бегемотами дружить, в гости к ним на чай ходить.
Звучит пьеса С.Слонимского «Рок-ансамбль Крокодилов и Бегемотов»
(Пр.Изо.) Какие цвета вы использовали, чтобы показать это произведение? (Сл. 14.) (Пр.Форт.) На этот концерт Король по совету придворных привёз свою дочь, Принцессу, т.к. она всё время плакала и её никто не мог вылечить. И, о чудо! Все увидели, что Принцесса больше не плачет – она выздоровела, побывав на таком концерте!
Уч-к.: - Девочка-Принцесса в платьице из роз,
Девочка-Принцесса, кто тебя привёз?
- Резвые лошадки мчались через лес
из страны Печали в этот край Чудес.
Здесь, в краю Чудесном, я останусь жить,
чудную корону буду я носить.
Дорогих каменьев солнечный узор
будет ежедневно услаждать ваш взор.
Девочка-Принцесса в платьице из роз,
Девочка-Принцесса из волшебных грёз!
Звучит пьеса С.Слонимского «Принцесса разучилась плакать»
(Пр.Изо.) Какие цвета (теплые или холодные? насыщенные или полутона?) вы использовали, чтобы показать это настроение?
(Пр.Форт.) Вот мы дошли до третьего страны, в которой живут пьесы Ж.Металлиди.
И на пути нам сразу встречается… Отгадав загадку вы найдёте ответ.
Загадка: Не гигант он – карапуз.
Конь ушастый, низкорослый
На спине огромный груз
Тащит в гору бодро … (ослик)
(Слайд 15.) Стих.: В деревне жилосликупрямый
Он травку щипал без забот.
Кушал овёс, но не слушался маму
И делал всё наоборот.
Маму ослушаться - разве возможно?-
Был удивлён даже слон,
Но ослик упрямый не слушался маму,
Поэтому вырос ОСЛОМ.
Звучит пьеса Ж.Металлиди «Упрямый ослик»
(Пр.Изо.) Какими цветами вам захотелось изобразить эту пьесу?
(Пр.Форт.) Вот и подходит к концу наше с вами путешествие, вдалеке, на лесной опушке домик, домик с колокольчиком! Солнце спряталось за лесом. На небе одна за другой зажигаются звёздочки. Все легли спать: Принцесса спит, кот Василий, Ослик спят и Луна тоже уснула.
(Слайд 16.) Уч-к.: Стоит небольшой старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если,
Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга.
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Звучит пьеса Ж.Металлиди «Дом с колокольчиком»
(Слайд 17.) Уч-к.: Спит луна, она устала.В прятки с звездами играла:
то зайдет за облака, то бочком одним видна.
В небе темном блещут звезды, им луну найти не просто,
а она клубком скрутилась, белым облаком накрылась
и тихохонько сопит, верно, очень крепко спит.
Тише, звезды, не звените, вы луну не разбудите!
Даже ей, такой большой, нужен отдых и покой!
Звучит пьеса Ж.Металлиди «Спит Луна»
(Сл. 18.) (Пр.Изо.) Вот и подошла к концу наше с вами путешествие по стране Музыки и Красок. Теперь вы знаете, что музыку можно не только слушать, но и рисовать.
(Пр.Форт.) Хочу попросить назвать имена техкомпозиторов, чьи произведения мы слушали
(Сл.19.) (Уч-ся) (Ответ: В. Коровицын, С.Слонимский, Ж.Металлиди). Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы композиторов будут звучать со сцены нашей школы. До новых встреч!
6 660 666 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Игнатова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.