- Учебник: «Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Тема: Музыка вокруг нас
- 01.10.2020
- 312
- 7
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока: «Музыка в рассказах К.Паустовского»
Цели и задачи: показать значение музыки в прозе, помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее и углубленное ее восприятие; воспитывать интерес к литературе и самостоятельному чтению, развивать кругозор, речь, мышление, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.
Оборудование: музыка и портрет В.Моцарта, видеоматериалы (слайды), мультимедийный проектор, музыкальный синтезатор.
^ Ход урока.
Работа по теме урока.
На экране слайд № 1. (Оркестр эпохи Просвещения)
Звучит «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта.
- Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то узнал, может быть, слышал раньше. Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе, сочинившем эту музыку. Но хотела бы, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она? О чем можно рассказать такой музыкой, какие чувства выразить? (Ответы).
-Эта музыка прозвучала сегодня на уроке на случайно, и мы с вами поговорим о ней.
- Напомните, пожалуйста, какова была тема 1четверти? А как звучит тема 2 четверти? Значит, в этом полугодии мы говорим о связи каких видов искусства? (Музыки и литературы)
- Какими жанрами обогатилось искусство в слиянии музыки и литературы? Как они связаны между собой? Назовите мне музыкальные жанры, для которых нужны стихотворный текст или либретто.(Появились такие жанры, как песня, опера, балет. Самое важное, что в этих жанрах литература и музыка имеют равноценное значение)
- А теперь, вспомните жанры литературных произведений, в которых главным персонажем является музыка. (Былины, сказки, басни, рассказы)
Действительно, музыка всегда с нами и тому свидетеле стихи…
^ На экране слайд № 2. (Сказка в музыке)
Послушай: музыка вокруг.
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней.
Повторение
- А сейчас послушаем музыку.
(Звучит фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига.)
Что это за музыка и кто ее автор? (Ответы)
- Рождение этого музыкального произведения повлекло за собой появление литературного. Как называется замечательный рассказ о Э.Григе и кто его написал? (Ответы)
^ На экране слайд № 3. (портрет К.Паустовского)
- Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.
- И сегодня вы послушаете рассказ К.Паустовского «Старый повар»
Слушание.
На экране слайд № 4 (Вена, клавесин)
- Вот старая Вена, где жил тот старик, вот клавесин, а в ушах все звенит то имя…
^ Вольфганг Амадей Моцарт.
И удивителные слова: «Слушайте и смотрите!».
- Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем ее сила? (Ответы)
-Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе…
- Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным героем которого является музыка. Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта.
^ На экране слайд № 5. (Портреты В.Моцарта)
- Перед вами портреты австрийского композитора 18 века В.А.Моцарта, музыку которого вы слышали в начале урока и в рассказе К.Паустовского.
- Моцарт прожил всего 35 лет. Он был большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, и музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в най опору и утешение.
^ Слайд № 6. (Произведения В.Моцарта)
- На экране далеко не все музыкальные произведения, написанные композитором. Это лишь часть того, что исполняют во всех музыкальных театрах мира.
^ Слайд № 7.(Венский оперный театр )
- Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе. чтобы находить в музыке радость, утешение и опору, не обязательно играть на каком либо интсрументе или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая всей душой и верить в чудеса, которые всегда рядом. А поможет нам в этом замечательная песня «Музыкальная страна»
Пение: «Музыкальная страна» сл. и муз. Н Тороповой – работа над распевами, высокой певческой позицией, кантиленой.
Обобщение.
- Какова связь музыки и литературы?
- Какие жанры включают в себя музыку и литературу?
- С творчеством каких музыкантов, писателей, поэтов познакомились?
^ Домашнее задание: прочесть повесть А.Гайдара «Судьба барабанщика», найти музыкальные эпизоды книги, принести на урок.
Оценка работы учащихся
Музыкальная страна.
^ Слова и музыка Н. Тороповой.
1.
Неприятности все позабудь
Мы с тобой отправляемся в путь.
Есть на свете такая страна,
В которой нет горя и зла.
Припев.
И только музыка звучит,
Ясным днем звучит в ночи,
Звукам музыки подвластны
Все движения души.
Посмотри, как интересен
Мир из музыки и песен,
Мир гармонии и счастья,
Дружбы и любви.
Другом музыка вам станет,
Не предаст и не обманет,
Красотою несравненной удивит.
2.
Пусть дорога порой не легка,
Нежно клавиш коснется рука,
И струна пропоет под смычком –
Утихнет гроза за окном.
6 626 748 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гасанова Диана Мазгаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.