Инфоурок Музыка Другие методич. материалыМузыка в рассказах К. Паустовского.

Музыка в рассказах К. Паустовского.

Скачать материал

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Музыка в рассказах К.Паустовского»

Цели и задачи:
 показать значение музыки в прозе, помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее и углубленное ее восприятие; воспитывать интерес к литературе и самостоятельному чтению, развивать кругозор, речь, мышление, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.

Оборудование:
 музыка и портрет В.Моцарта, видеоматериалы (слайды), мультимедийный проектор, музыкальный синтезатор.

^ Ход урока.

Работа по теме урока.

На экране слайд № 1. (Оркестр эпохи Просвещения)

Звучит «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта.

- Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то узнал, может быть, слышал раньше. Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе, сочинившем эту музыку. Но хотела бы, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она? О чем можно рассказать такой музыкой, какие чувства выразить?
 (Ответы).

-Эта музыка прозвучала сегодня на уроке на случайно, и мы с вами поговорим о ней.
 

- Напомните, пожалуйста, какова была тема 1четверти? А как звучит тема 2 четверти? Значит, в этом полугодии мы говорим о связи каких видов искусства?
 (Музыки и литературы)

- Какими жанрами обогатилось искусство в слиянии музыки и литературы? Как они связаны между собой? Назовите мне музыкальные жанры, для которых нужны стихотворный текст или либретто.(Появились такие жанры, как песня, опера, балет. Самое важное, что в этих жанрах литература и музыка имеют равноценное значение)

- А теперь, вспомните жанры литературных произведений, в которых главным персонажем является музыка. (Былины, сказки, басни, рассказы)

Действительно, музыка всегда с нами и тому свидетеле стихи…

^ На экране слайд № 2. (Сказка в музыке)

Послушай: музыка вокруг.

Она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск воды,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

И сказки тоже рядом с ней.


Повторение

- А сейчас послушаем музыку.

(Звучит фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига.)

Что это за музыка и кто ее автор? (Ответы)
 

- Рождение этого музыкального произведения повлекло за собой появление литературного. Как называется замечательный рассказ о Э.Григе и кто его написал?
 (Ответы)

^ На экране слайд № 3. (портрет К.Паустовского)

- Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.

- И сегодня вы послушаете рассказ К.Паустовского «Старый повар»

Слушание.

На экране слайд № 4 (Вена, клавесин)

- Вот старая Вена, где жил тот старик, вот клавесин, а в ушах все звенит то имя…

^ Вольфганг Амадей Моцарт.

И удивителные слова: «Слушайте и смотрите!».

- Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем ее сила? (Ответы)

-Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе…
 

- Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным героем которого является музыка. Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта.

^ На экране слайд № 5. (Портреты В.Моцарта)

- Перед вами портреты австрийского композитора 18 века В.А.Моцарта, музыку которого вы слышали в начале урока и в рассказе К.Паустовского.

- Моцарт прожил всего 35 лет. Он был большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, и музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в най опору и утешение.

^ Слайд № 6. (Произведения В.Моцарта)

- На экране далеко не все музыкальные произведения, написанные композитором. Это лишь часть того, что исполняют во всех музыкальных театрах мира.

^ Слайд № 7.(Венский оперный театр )

- Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе. чтобы находить в музыке радость, утешение и опору, не обязательно играть на каком либо интсрументе или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая всей душой и верить в чудеса, которые всегда рядом. А поможет нам в этом замечательная песня «Музыкальная страна»
 

Пение:
 «Музыкальная страна» сл. и муз. Н Тороповой – работа над распевами, высокой певческой позицией, кантиленой.

Обобщение.

- Какова связь музыки и литературы?

- Какие жанры включают в себя музыку и литературу?

- С творчеством каких музыкантов, писателей, поэтов познакомились?

^ Домашнее задание: прочесть повесть А.Гайдара «Судьба барабанщика», найти музыкальные эпизоды книги, принести на урок.

Оценка работы учащихся

Музыкальная страна.

^ Слова и музыка Н. Тороповой.

1.    
Неприятности все позабудь


Мы с тобой отправляемся в путь.

Есть на свете такая страна,

В которой нет горя и зла.

Припев.

И только музыка звучит,

Ясным днем звучит в ночи,

Звукам музыки подвластны

Все движения души.

Посмотри, как интересен

Мир из музыки и песен,

Мир гармонии и счастья,

Дружбы и любви.

Другом музыка вам станет,

Не предаст и не обманет,

Красотою несравненной удивит.

2.    
Пусть дорога порой не легка,

 


Нежно клавиш коснется рука,
 

И струна пропоет под смычком –

Утихнет гроза за окном.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1543
    • 33.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гасанова Диана Мазгаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гасанова Диана Мазгаровна
    Гасанова Диана Мазгаровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8731
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 26 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 188 человек из 57 регионов

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов