Конспект
урока в 4 классе
по
теме:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ .
ОРКЕСТР
РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
(раздел учебника «Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!» 2 урок)
Учитель МБОУ СОШ №4 г.Сатка
Ильяшенко Н.А.
Тема
урока:
«Музыкальные
инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».
Вид:
Урок открытия новых
знаний.
Цель:
Содержательная:
Музыкальное
развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими народными
инструментами входящими в состав народного оркестра.
Деятельностная:
Формирование
умения самостоятельно выполнять проект по теме урока.
Задачи:
Образовательные:
·
Осваивать
знания о музыкальных инструментах России, историей их возникновения
и бытования.
·
Овладевать
элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой
деятельности.
·
Учиться
различать тембровую окраску наиболее популярных в России музыкальных
инструментов и их выразительные возможности.
Воспитательные:
·
Воспитывать
художественный вкус, нравственно-эстетические чувства: уважение к своему
народу, Родине, народному музыкальному творчеству.
·
Формировать навыки эмоционально-осознанного восприятия
музыки.
Развивающие:
·
Расширять
представление о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (музыка,
литература, изобразительное искусство).
·
Развивать
способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных
произведений.
·
Выражать
художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности
(пение, музицирование)
Определения
понятий:
Орке́стр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на
различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения.
Тембр (франц. timbre) - качество звука (его окраска), позволяющее
различать звуки голоса или
инструмента.
Оборудование к уроку:
Доска, магниты, компьютер (презентация), плакат и карточки для
оформления проекта.
Этапы
урока:
1. Вводно-мотивационный
момент.
2. Актуализация
знаний.
3. Постановка
учебной задачи.
4. «Открытие
нового знания» (построение проекта)
5. Включение
нового знания в систему знаний и повторение.
6. Разучивание
песни Свирель да рожок и снятие мультфильма
7. Шумовой
оркестр
8. Рефлексия
деятельности (итог урока).- просмотр мультика и шарики
КОНСПЕКТ
УРОКА
1. Вводно-мотивационный
момент.
Звучит р.н.м.
«Светит месяц», учащиеся входят и рассаживаются на свои места. Учитель в
русском нар.сарафане встречает детей и исполняет «Светит месяц» на
инструментах шумовых. (слайд №2)
-
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдёт
интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить
новые знания и отличные оценки.
2. Актуализация знаний.
-
В начале нашего урока вы услышали музыку. Вы уже слышали подобную
музыку? Она вам нравится? Как вы думаете, композиторская это музыка или
народная? (ответы детей)
-
Правильно! Это русская народная песня «Светит месяц». По каким признакам вы
определили, что это народная музыка? Почему она называется народной? (ответы
детей)
-
Да, она исполнялась народными инструментами, а народная – значит, её сочинил не
композитор, а народ. Есть ли среди всех услышанных инструментов, знакомые вам? (ответы
детей)
-
Мы услышали звучание одновременно многих народных инструментов, значит её
исполнял… (Народный оркестр).
- В нашей стране
проживают разные народы, которые имеют свою культуру, традиции, свои народные
инструменты. Но сегодня мы познакомимся с русскими народными инструментами,
которые входят в состав русского народного оркестра.
Дадим точное определение этому понятию: оркестр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов (12 человек и
более), играющих на различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные
произведения.
(запись
определения в тетрадь).
- Мы с вами знаем
уже некоторые виды оркестров. Назовём их: (ответы детей, слайд№3)
·
симфонический оркестр,
·
духовой оркестр,
·
струнный оркестр,
·
оркестр народных инструментов,
·
эстрадный оркестр,
·
джазовый оркестр,
·
военный оркестр,
·
школьный оркестр и другие.
3. Постановка учебной задачи.
- А теперь, попробуем
определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении
народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют
народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как
звучат некоторые инструменты народного оркестра (дети участвуют в
формулировке цели и задач урока, слайд №4-6.) Чтобы нам было
интересней, и мы лучше всё запомнили, предлагаю создать наглядный проект под
названием «Народный оркестр» (обращаю
внимание на вывешенный на доску плакат с названием и карточки с изображением
народных инструментов).
-
В оркестре русских народных инструментов, как и в симфоническом, три группы
инструментов, поэтому предлагаю разделиться на три группы. Задача каждой
группы среди всех картинок находить музыкальный инструмент, с которым мы будем
знакомиться и определять его в соответствующую группу народного оркестра, таким
образом, в течение урока оформить наш плакат-проект.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта)
Обратите
внимание на иллюстрацию, на ней музыкальные инструменты (слайд №7).
Есть ли среди них знакомые вам? Какие из них мы отнесём к народным? (ответы
детей) Молодцы, а вместе они образуют народный оркестр.
-
Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину,
музыканту, композитору, виртуозу-балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву (слайд
№8,9 ). Он являлся организатором и руководителем первого оркестра
русских народных инструментов в России. Василий Андреевич не только
усовершенствовал многие народные инструменты, но и объединил
их в группы так же, как и в симфоническом оркестре. И хотя
с тех пор прошло уже много-много лет, все
известные в наше время инструменты
делятся на три группы, давайте выясним, какие.
1.- Инструменты, в которых источником звука служат вдуваемый музыкантом воздух –
называются… духовые (учащиеся находят и крепят
соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название
инструмента)
2.- Инструменты, в которых
источником звука служат колебания натянутой струны, звук из которых
извлекается посредством воздействия на струны называются – струнные.
3.
- Осталась ещё одна группа, группа
музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием)
называется: ударные.
5.Практическая
работа.
У
вас на столах цветные картинки и надписи с названием инструментов. Каждая
группа найдет свой инструмент по названию вашей группы и приклеит на лист .
Затем отдадите жюри свой проект. А один человек от группы пойдет к доске и
прикрепит свои карточки в нужное место и защитит свой проект.
6
Закрепление на доске . Проверка на доске:
Остановимся
подробно на некоторых из них.
Жалейка (запись
в тетрадь, на доске карточка, показ звучания)
Жалейку смастерить – простое дело, всего и нужно – бузина да нож.
Но
чтоб она в твоих руках жалела, тут важно, что ты в трубочку вдохнешь. ( И.
Таяновский)
(Слушание
музыки, дети выполняют пластическое интонироние под музыку).
Это небольшая
трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр
жалейки – пронзительный, гнусавый .Вспоминаем определение понятия тембр.
Тембр (франц. timbre) - качество
звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или инструмента ( слайд №11-12, запись понятия в тетрадь).
- Самый близкий ее
родственник - пастуший рожок. К концу дудочки приделан рожок, он делает
звук сильней. На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на
многие километры и они перекликались между собой. (слайд №13)
За лес тихонько солнце село, туман
спустился на лужок,
Жалейка
жалобно запела, грустит о чем-то пастушок.
- Ребята, а из чего можно сделать свистульки? Как из дерева, так и из
глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета.
Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. В середине 18 века в
Тамбовской области своими свистульками славились мастера гончарных дел Епифан
Гриднев и Филипп Алабьев (слайд№ 14).
На крылечке я сидел и в свистульку я
свистел.
Воробей меня услышал- на крылечко прилетел, он чирикал, я свистел (слушание
звучания свистульки).
2.- Инструменты, в которых
источником звука служат колебания натянутой струны, звук из которых
извлекается посредством воздействия на струны называются – струнные.
Русские
гусли
(карточка с названием на доску; показ инструмента).
Пальцы скорые, струны тонкие,
отзываются гусли звонкие.
Песня длинная, песня славная, вся
былинная, стародавняя.
- Это один из
самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем
русские сказки, где упоминаются гусли. С ними Садко - новгородский купец,
замечательно играющий на гуслях, который попав в подводное царство своей игрой
пленяет морскую царевну, и она помогает ему вернуться на землю, домой (слайд
№16-17), слушание и имитации игры на гуслях).
- Что из себя
представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами
– старинные крыловидные гусли.
- Народные
сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна (слайд
№ 18). Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей
рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.
Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная
маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от
древнеславянского слова «густы» - гудеть.
Домра (карточку
на доску, показ инструмента) – струнный щипковый инструмент с овальным
корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да
потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором.
Этот инструмент – основа народного оркестра.
- В древности оркестров
не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех:
и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки
разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления.
Кто знает, как называли таких артистов? Правильно, скоморохи (слайд №19).
Скоморох настроит домру, скоморох
достанет дудку, людей честных и добрых рассмешит веселой шуткой.
- Играли скоморохи
на домре косточкой или перышком. Нравились их выступления не всем, т. к. могли
высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли
себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и
светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а
порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом (царём Алексеем Михайловичем)
повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать.
И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось.
Лишь в самом конце 19 века нашелся инструмент в российской глубинке, да
остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских
народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент.
-Существуют
инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У
русских это балалайка.
Балалайка (показ
инструмента (слайд № 20)).
- Не одну сотню
лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым
распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее
складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный
треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается
звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек
целое семейство, и большие и маленькие. В 1887
г. В.В.Андреев организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на
балалайке», а сейчас он называется « Оркестр народных инструментов имени
Василия Васильевича Андреева». Послушаем звучание этого инструмента в оркестре
народных инструментов ).
Теперь найдём
среди карточек инструменты, относящиеся к этой группе ( дети находят
карточки, размещают их в соответствующем месте плаката).
Струнные — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные,
или звончатые),
домра, балалайка и др.
Какие инструменты
называются струнными? Как можно играть по струнам? (струны натянуты на раму
или резонатор, звук извлекается щипком пальцами или медиатором, или смычком).Запишем
названия инструментов, входящих в группу струнных (слайд№23).
3.
- Осталась ещё одна группа, группа
музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием)
называется: ударные.
Возникли
эти инструменты раньше всех.
Барабан – один из
самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и
малый – уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан
звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому
его часто используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой,
отчетливый звук. Его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку,
иногда вносит тревогу. Играют на нем двумя палочками. Литавры –
очень древние музыкальные инструменты. Они представляют собой медные котлы,
отверстие которых обтянуто кожей. Ударяют по ним специальными палочками с
мягкими наконечниками. Посредством винтов и зажимов, натягивающих кожу, литавра
настраивается на определенную высоту звука. У литавр огромные выразительные
возможности: от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или
гула.
Ложки
- русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их
ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук.
Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются
самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей (слайд №24) .
И щи
хлебают, и «Барыню» играют.
Трещотки - инструмент
из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой
узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному
встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.(показ
инструмента) (слайд №25).
Бубен - просто
встряхивают, треугольник - ударяют палочкой (показ инструмента) (слайд
№26,27).
Все эти
инструменты вам немного знакомы, а что это за инструмент?
- Ребята, это рубель.
В старину его использовали, в первую очередь, как утюг, им гладили белье (показать
как)
Сначала
ложкой съел я кашку, погладил рубелем рубашку, потом на рубеле и ложках я вам
сыграл еще немножко.
Ударные
инструменты - барабан,
литавры,, бубен, погремушки, трещотки, ложки; металлические колокольчики
(трензель), бубенцы, коса (показ инструментов). (записывают
названия инструментов группы ударных, слайд №28-29).
- Теперь
наш плакат заполнен, но почему у нас остались карточки? (ответы детей)
Кроме
названных предыдущих в состав народного оркестра входят также: Гармоники ,
баяны и аккордеоны (общее название гармошки и баяна – они родственники)
- запись в тетрадь, карточка на доску, (слайд № 31,32).
Об этих инструментах
вы расскажите самостоятельно - это д/з и нарисуете их в тетрадь
Баян –
потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.
И
сыплют дробью русские сапожки под чистый звук баяна – молодца.
- Обратите
внимание на доску. Наш проект названием «Народный
оркестр» завершён
6. Разучивание
песни «Свирель да рожок» 1 куплет..
!) слушаем
в исполнении Детского хора и даю задание мультяшкам с сценарием и текстом песни
идти снимать мультик.
2.) Я
показываю интонационно по строчкам
3)
исполнение под музыку
4)
Заходит Валерий Иванович и забирает фотоаппарат в монтажную , а пока идет
монтаж мультфильма мы исполним «Ах вы сени мои сени»
7.. Шумовой
оркестр
-Посмотрите,
среди инструментов на нашем большинство – ударные. Предлагаю организовать свой
оркестр – народный оркестр шумовых инструментов. ( игра на м.ш.и., ).
8. Итог урока - просмотр мультфильма «
Свирель да рожок»
Вам было
интересно? Возьмите шары и оцените себя за вашу работу на уроке?
Красные-
желтые
Синие
Что вы узнали на
уроке? О чем говорили на уроке, чем занимались, что нового узнали? (слайд
№34).
Выставление
оценок,
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.