Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Казанское хореографическое училище» (техникум)
Методическая работа
на тему
Музыкальная форма в жанрах
танцевальной музыки
Преподавателя
музыкально-теоретических
дисциплин
Колобовой А.О.
2016
Категория музыкальной формы,
будучи многогранным и емким понятием, подразумевает различные ракурсы
рассмотрения. Музыкальная форма – это воплощение содержания музыкального
произведения, в то же время это и тип музыкальной композиции, структура
произведения. Поскольку музыкальные формы являются результатом организации
звукового материала в единое целое с помощью системы элементов и их отношений,
в качестве формообразующих средств в музыке выступают метр, тематическое и
гармоническое развитие. Музыкальная мысль воплощается в метрической
организации, синтаксической структуре мелодии, аккордике и ладогармонических
особенностях, тембрах и реализуется в музыкальной форме.
Фундаментальные принципы
формообразования воплощаются в изложении тематического материала, его точном
или видоизмененном (варьированном) повторении, его продолжении, его разработке,
сопоставлении с новым контрастирующим материалом. Структурные единицы
музыкальной формы объединяются в разделы формы в соответствии с распределением
тематического материал, а также с выполнением определенных функций в рамках
целого (экспозиция материала, разработка, реприза).
Приобщение детей к пониманию
музыкальной формы желательно начинать с первых же шагов освоения игры на
музыкальных инструментах. Осмысленное восприятие музыкальной формы способствует
более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения и помогает
лучше понять музыкальный образ.
Знакомство с музыкальной формой
следует начинать с изучения музыкального языка. Музыкальный язык представляет собой комплекс
средств музыкальной выразительности, создающих музыкальный образ, настроение,
характер музыкального произведения.
Освоение
простых форм необходимо начинать с осмысления структуры периода, состоящего из
двух, реже из трех построений, называемых предложениями. Очень важно научиться определять
границы периода, опираясь на каденционные обороты. Периоды бывают весьма
разнообразны: повторной и неповторной структуры, единого строения, разомкнутые,
однотональные и модулирующие, квадратные и неквадратые, сложные.
Период чаще всего является
частью какой-либо формы. Если же период представляет собой самостоятельную
форму небольшого законченного произведения, то образуется одночастная форма. Границы
одночастной формы часто расширяются за счет вступления и заключения, а также
дополнения.
Как и вся история
музыкального искусства, история формирования танцевальных жанров, в
соответствии с этапами их эволюции, демонстрирует процессы трансформации
жанров. Особого внимания заслуживает процесс «взаимной» жанровой трансформации,
когда синтетические жанры, продолжая путь своего формирования, перевоплощаются
в жанры чисто музыкальные или сугубо хореографические. Так, например, жанр
танцевальной сюиты, получивший широкое распространение в Европе в XVIII веке, обрел жизнь и в качестве
исключительно музыкального явления. Менуэты, аллеманды, куранты из сюит Баха и
Генделя узнаваемо «танцевальны», поскольку запечатлели моторику движения в
ритмоформулах, структуре.
Классическая танцевальная
сюита: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, дополнительные номера.
Характеристика основных частей сюиты (темповые, метроритмические особенности).
Формы, типичные для старинных танцев:
- простая двухчастная форма (единство
музыкального образа, общность музыкального тематизма, отсутствие контраста).
Примеры: Ж.Ф. Рамо «Менуэт»,
«Ригодон», Ж.Б. Люлли «Гавот», И.С. Бах «Бурре», «Аллеманда».
- форма рондо (многочастность,
несоответствие частей по масштабам, отсутствие резких контрастов между рефреном
и эпизодами). Форма рондо в танцах Ф. Куперена и Ж.Ф. Рамо.
Примеры: Ф. Куперен «Кукушка», Ж.Ф.
Рамо «Тамбурин», «Рондо».
Простая трехчастная форма,
ее связь со стилем венских классиков. Простая трехчастная форма в танцах Й.
Гайдна, В. А. Моцарта.
Примеры: В.А. Моцарт «Менуэт» C-dur, Й. Гайдн «Менуэт» D-dur.
Еще один пример
трансформации жанра из области хореографии – вариации. Вариация – составная
часть вариационной формы, представляющая собой видоизменение темы. Вариация как
широко распространенный музыкальный жанр является частью вариационного цикла,
основным назначением которого является варьирование, развитие первоначального
материала – темы. Вариация, став жанром классического балета, перевоплотилась в
одну из частей балета (дивертисмента или другого составного танцевального
жанра) и утратила свое музыкальное предназначение, получив другое – выступление
солиста-танцовщика.
Примеры: П.И. Чайковский. Балет
«Лебединое озеро» - вариация Принца, «Спящая красавица» - вариация «Авроры».
Вариация в этом качестве
довольно редко воплощает принципы музыкального, и тем более хореографического,
варьирования.
Интегративный характер
фортепианных занятий позволяет не только постигать основы исполнительства, но и
изучать на конкретном и живом материале разнообразные музыкально-теоретические,
музыкально-исторические и эстетические знания в их взаимосвязи.
Эстетически-творческая
деятельность учащихся в процессе анализа музыкальных произведений способствует
их общему интеллектуальному развитию, создает предпосылки для формирования
эстетических чувств, суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.