Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМузейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности

Музейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности

Скачать материал

Музейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности

 

Ф.А. Гареева, Е.В.Нартикоева

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

 

Без прошлого нет будущего

Пословица

 

Каждое современное учебное заведение ставит своей целью создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации учащихся. Несомненно, для достижения этой цели необходимы кадровые и материальные ресурсы, готовые работать в этом направлении. В МБОУ «Гимназия №12» города Ленинска-Кузнецкого на протяжении двадцати лет создаются все необходимые условия для воспитания и развития личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину;  уважающей и принимающей ценности семьи и общества; любознательной, активно и заинтересованно познающей мир. Одним из направлений деятельности в гимназии является музейная педагогика, которая осуществляется на базе  музея истории школы «Назад в будущее», класса-музея им. А.С. Пушкина,  музейного уголка «Сибирская старина».

Музейный уголок «Сибирская старина» был задуман в 2012 году. Учитель технологии Гареева Ф.А. с группой учащихся среднего звена на протяжении двух лет собирали экспонаты и изучали быт сибирской деревни. В июне 2014 года состоялось открытие музейного уголка. Его целью является формирование у учащихся интереса к отечественной культуре, познанию истории родного края, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений; содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы в различных видах музейной деятельности.

Также была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов «История сибирской  старины» [1].  Эта программа способствует воспитанию патриотического сознания школьников, гражданского самосознания, высокой нравственности;
вовлечению учащихся в общественно-полезные дела, развитию их инициативы; приобщению к историческому и культурному наследию малой Родины, формированию представлений о различных сторонах жизни своего города, края, района; пополнению и обновлению экспозиций музея, изучению быта как культурного наследия будущих поколений, научно - исследовательской работе по материалам музейных выставок; формированию у учащихся навыков лекционной деятельности, навыков работы с выставочным материалом.

Главная задача   состоит в том, чтобы максимально использовать экспонаты музейного уголка в образовательном процессе на уроке технологии и во внеурочное время.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения  в течение года организуется работа учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами. Работают три экспозиции: макет русской печи, быт старинной сибирской избы, декоративно-прикладное творчество.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Много практических навыков приобретают дети в процессе исследовательской деятельности музея. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов, экспонатов  к родственникам,  учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках гимназии, муниципалитета, области. Учёт и хранение собранного материала производится на бумажном носителе. Существует инвентарная книга. Находится в разработке создание электронного носителя.

В соответствии с требованиями ФГОС музейный уголок используется и во внеурочной деятельности. Классные руководители имеют информацию обо всех возможных музейных занятиях, в соответствии с воспитательными задачами класса планируется работа на год. К формам работы во внеучебное время относятся беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, старожилами,  проведение игр, помощь в проведении праздников, народные календарные праздники.

В рамках работы музея организовано сетевое взаимодействие с городским краеведческим музеем, выставочным залом, библиотеками города, жителями, учителями, родителями. В отличие от государственного музея музейный уголок гимназии позволяет ребёнку выступить в качестве активного создателя. 

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю родного края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

В текущем учебном году в нашем музее запланированы мероприятия, направленные на постижение духовного склада и обихода сибирского народа: проведение праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсов на лучшую творческую работу по проблематике музея; конкурсов знатоков народных обрядов, обычаев и русского языка; встреч с представителями национальных обществ города и области. Также разработаны циклы лекций и лекций-концертов по теме «Крестьянские календарные праздники и обряды».

Привлекая актив учащихся, совет направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы.

Таким образом, музейный уголок «Сибирская старина» помогает реализовать новые образовательные стандарты, укрепляет связь между учащимися и их малой Родиной, способствует формированию самосознания, становлению активной жизненной позиции учащихся. Совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей формирует доверительные межличностные отношения, основанные на взаимопомощи, поддержке и общих интересах. Также формируются проектно-исследовательские умения и навыки учащихся, развивается их речь, активно пополняется словарный запас.

 

Литература

 

1.     Гареева, Ф.А. История Сибирской старины: программа внеурочной деятельности по направлению «духовно-нравственное» для учащихся 5-8 классов [Текст]/ Ф.А. Гареева. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2014. – 56 с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Музейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Каждое современное учебное заведение ставит своей целью создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации учащихся. Несомненно, для достижения этой цели необходимы кадровые и материальные ресурсы, готовые работать в этом направлении. В МБОУ «Гимназия №12» города Ленинска-Кузнецкого на протяжении двадцати лет создаются все необходимые условия для воспитания и развития личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину;  уважающей и принимающей ценности семьи и общества; любознательной, активно и заинтересованно познающей мир. Одним из направлений деятельности в гимназии является музейная педагогика, которая осуществляется на базе  музея истории школы «Назад в будущее», класса-музея им. А.С. Пушкина,  музейного уголка «Сибирская старина».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 268 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 611
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 328
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нартикоева Евгения Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нартикоева Евгения Викторовна
    Нартикоева Евгения Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 23098
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 649 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 316 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 346 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек