Музейный уголок «Сибирская старина» как средство
формирования духовной культуры в развитии личности
Ф.А. Гареева, Е.В.Нартикоева
г. Ленинск-Кузнецкий,
Кемеровская обл.
Без прошлого нет будущего
Пословица
Каждое современное
учебное заведение ставит своей целью создание благоприятных условий для
самоопределения и самореализации учащихся. Несомненно, для достижения этой цели
необходимы кадровые и материальные ресурсы, готовые работать в этом
направлении. В МБОУ «Гимназия №12» города Ленинска-Кузнецкого на протяжении
двадцати лет создаются все необходимые условия для воспитания и развития
личности, любящей свой народ,
свой край и свою Родину; уважающей и принимающей ценности семьи и
общества; любознательной, активно и заинтересованно познающей мир. Одним
из направлений деятельности в гимназии является музейная педагогика, которая
осуществляется на базе музея истории школы «Назад в будущее», класса-музея им.
А.С. Пушкина, музейного уголка «Сибирская старина».
Музейный уголок «Сибирская
старина» был задуман в 2012 году. Учитель технологии Гареева Ф.А. с группой
учащихся среднего звена на протяжении двух лет собирали экспонаты и изучали быт
сибирской деревни. В июне 2014 года состоялось открытие музейного уголка. Его
целью является формирование
у учащихся интереса к отечественной культуре, познанию истории родного края,
уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений; содействие
развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы в
различных видах музейной деятельности.
Также была
разработана и апробирована программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8
классов «История сибирской старины» [1]. Эта программа способствует воспитанию патриотического сознания школьников,
гражданского самосознания, высокой нравственности;
вовлечению учащихся в общественно-полезные дела,
развитию их инициативы; приобщению к
историческому и культурному наследию малой Родины, формированию представлений о
различных сторонах жизни своего города, края, района; пополнению и обновлению экспозиций музея, изучению быта
как культурного наследия будущих поколений, научно - исследовательской работе
по материалам музейных выставок; формированию у учащихся навыков лекционной
деятельности, навыков работы с выставочным материалом.
Главная задача состоит в том, чтобы максимально
использовать экспонаты музейного уголка в образовательном процессе на уроке
технологии и во внеурочное время.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного
значения в течение года организуется работа учащихся в музее, посещение
музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной
программой и работой над исследовательскими проектами. Работают три
экспозиции: макет русской печи,
быт старинной сибирской избы, декоративно-прикладное творчество.
Документальные материалы, используемые на уроках,
оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием,
способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное
воздействие на учащихся. Много практических навыков приобретают дети в процессе
исследовательской деятельности музея. Учащиеся работают с литературой,
справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за
помощью в сборе материалов, экспонатов к родственникам, учатся наблюдать,
анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской
деятельности, защищают свои проекты в рамках гимназии, муниципалитета, области. Учёт и хранение собранного материала
производится на бумажном носителе. Существует инвентарная книга. Находится в
разработке создание электронного носителя.
В соответствии с требованиями ФГОС музейный уголок
используется и во внеурочной деятельности. Классные руководители имеют
информацию обо всех возможных музейных занятиях, в соответствии с
воспитательными задачами класса планируется работа на год. К формам работы во
внеучебное время относятся беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами,
старожилами, проведение игр, помощь в проведении праздников, народные
календарные праздники.
В рамках работы музея организовано сетевое взаимодействие с городским
краеведческим музеем, выставочным залом, библиотеками города, жителями,
учителями, родителями. В отличие от государственного музея музейный уголок
гимназии позволяет ребёнку выступить в качестве активного создателя.
Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия
на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с
интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать
историю родного края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений,
бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя
воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
В текущем учебном году в нашем музее запланированы мероприятия,
направленные на постижение духовного склада и обихода сибирского народа:
проведение праздников и знаменательных дат православного и народного календаря;
русских посиделок и игр; конкурсов на лучшую творческую работу по проблематике
музея; конкурсов знатоков народных обрядов, обычаев и русского языка; встреч с
представителями национальных обществ города и области. Также разработаны циклы
лекций и лекций-концертов по теме «Крестьянские календарные праздники и
обряды».
Привлекая актив учащихся, совет направляет собирательскую работу для
пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение
существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает
план работы.
Таким образом, музейный уголок «Сибирская старина» помогает
реализовать новые образовательные стандарты, укрепляет связь между учащимися и
их малой Родиной, способствует формированию самосознания, становлению активной
жизненной позиции учащихся. Совместная деятельность педагогов, учащихся и их
родителей формирует доверительные межличностные отношения, основанные на
взаимопомощи, поддержке и общих интересах. Также формируются
проектно-исследовательские умения и навыки учащихся, развивается их речь,
активно пополняется словарный запас.
Литература
1. Гареева, Ф.А. История Сибирской старины:
программа внеурочной деятельности по направлению «духовно-нравственное» для
учащихся 5-8 классов [Текст]/ Ф.А. Гареева. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия
№12», 2014. – 56 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.