Карамзин в Остафьеве
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) − историк, журналист, издатель, писатель. Среди замечательных деятелей отечественной и зарубежной культуры, прославивших подмосковную усадьбу Остафьево князей Вяземских, ему по праву принадлежит первое место как автору 12-томной «Истории государства Российского».
В конце 1803 г. указом императора Александра I Карамзин был назначен на должность историографа. Женившись вскоре на дочери владельца усадьбы Андрея Ивановича Вяземского, он 12 лет (1804–1816) жил в Остафьеве. Благодаря уединению и спокойствию Николаю Михайловичу здесь хорошо работалось. В Остафьеве Карамзин написал 8 томов главного труда своей жизни – это «История государства Российского». Сюда привозили необходимые ему для работы архивные материалы и книги. Сюда же к Карамзину приезжали его добровольные помощники – известные историки и коллекционеры −Александр Иванович Тургенев, Иван Иванович Дмитриев, Дмитрий Васильевич Дашков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин.
В Остафьеве Николай Михайлович Карамзин работал также над запиской «О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811). К 100-летию написания записки перед окном кабинета историографа ему был установлен и торжественно открыт памятник, сохранившийся до наших дней. На постаменте памятника высечены слова, которые Карамзин написал одному из друзей в 1819 г.: «Остафьево достопамятно для моего сердца… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…».
Памятник Н.М. Карамзину
Памятник историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину открыт в усадьбе Остафьево графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1911 г. к 100-летию написания Карамзиным «Записки о древней и новой России».
Автор проекта академик Николай Захарович Панов. Автор идеи установки и концепции памятника князь Павел Петрович Вяземский.
На пьедестале - отлитая в бронзе композиция из семи томов «Истории государства Российского», написанных Карамзиным в Остафьеве, свитка, символизирующего начатый здесь восьмой том, и чернильницы с пером. На лицевой грани - рельефный портрет историка. На задней грани - строки из письма Н.М.Карамзина Н.И.Кривцову. Все бронзовые элементы памятника отлиты в петербургской мастерской Гвидо Нелли.
Реставрацию памятника осуществляет фирма «ВИОЛе-М».
К открытию памятника был приурочен выход из печати книги «Карамзин в Остафьеве. 1811–1911» Павла Сергеевича Шереметева, правнука поэта Петра Андреевича Вяземского.
Кабинет историка на втором этаже главного дома впоследствии стал называться Карамзинской комнатой. Ёе обстановка с мемориальными вещами Николая Михайловича сохранялась и после его отъезда из Остафьева. В конце XIX века в ней был открыт музей.
Усадебный дом
Перед Вами карта-схема первого этажа усадебного дома. Для того, чтобы увидеть фотографии и описание отдельных частей, кликните мышью на интересующий Вас элемент.
Карамзинская комната
Карамзинской комнатой, «святилищем русской истории» (историк М.П.Погодин) стали называть в Остафьеве рабочий кабинет историка, написавшего здесь с 1804 по 1816 гг. восемь томов «Истории государства Российского». Кабинет находился на верхнем этаже, в угловой комнате по северному и западному фасадам дома.
Сюда после 1884 года П.П.Вяземский, выполняя волю отца, перевез из Петербурга реликвии А.С.Пушкина, подаренные его вдовой Натальей Николаевной Петру Андреевичу Вяземскому и завещанные им сыну. Среди них – письменный стол поэта, на котором в кипарисовой витрине-футляре лежал жилет из черного тонкого сукна со следами крови. Этот жилет, простреленный пулей Дантеса, был снят с раненого Пушкина. Здесь же была приложена записка П.А.Вяземского: «Для хранения в Остафьеве. Жилет А.С.Пушкина, в котором он дрался 27 января 1837 г. ...»
В этой витрине лежала перчатка П.А.Вяземского (другая, парная к ней, была положена в гроб А.С.Пушкина), свеча с панихиды и кора с березы, возле которой Александр Сергеевич стоял во время дуэли. В стеклянную крышку витрины Павел Петрович вставил карандашный рисунок места дуэли, выполненный художником Красницким.
Рядом на столе находилась камышовая трость Пушкина и небольшой чугунный бюст поэта работы А.И.Теребенева, отлитый в 1830-е годы. На столе стояли также литографический портрет В.А.Жуковского, подаренный им Пушкину в 1820 году, с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя ...» и акварельный портрет жены поэта кисти В.Гау.
В комнате висело несколько портретов поэта, в том числе хорошая копия с работы О.Кипренского, выполненная Г.Арбеньевым и приобретенная П.П.Вяземским у Н.П.Барсукова, и изображение Пушкина в гробу, написанное А.А.Козловым для П.А.Вяземского.
Хранилась здесь и бронзовая медаль работы Чукмасова, на одной стороне которой был изображен А.С.Пушкин, а на другой выбито четверостишие из его стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ...».
Особенно ценными экспонатами были тринадцать автографов поэта, в числе которых были его письма к П.А.Вяземскому, В.А.Жуковскому, П.А.Катенину и другим.
Свято, как память, хранил Павел Петрович и ящичек с пятью щепами, подобранными А.С.Пушкиным и П.А.Вяземским в 1828 году на месте казни декабристов в Петропавловской крепости.
Наряду с пушкинскими реликвиями в этой же комнате были собраны вещи, принадлежавшие Н.М.Карамзину: письменный стол, за которым он писал «Историю государства Российского», конторка, полосатый жилет, кровать, на которой он скончался, бюст Карамзина.
В комнате были также две аллегорические картины на темы Отечественной войны 1812 года – «Слава Кутузова» и «Слава Александра I» и гравированные портреты некоторых героев войны.
В 1899 году, в день столетнего юбилея А.С.Пушкина, в карамзинской комнате был открыт один из первых в России музеев, связанных с именем великого поэта.
Память о Карамзине хранят два красавца-дуба, посаженных в 60-х годах XIX века в честь историографа, и любимые места его прогулок в усадебном парке, среди которых берёзовая роща, названная его именем.
Карамзинские дубы
Дубы были высажены во второй половине XIX века княжной Александрой Павловной Вяземской из желудей, привезенных дочерью Н.М.Карамзина Елизаветой Николаевной.
В память об историографе, работавшем над «Историей государства Российского», они были названы «карамзинскими». Неизвестным мастером садово-паркового искусства кронам деревьев специально была придана бокаловидная форма.
По символике XIX века дубы, растущие у входа в дом, означают гостеприимство.
Берёзовая роща
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.