Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМузейная педагогика на уроках русского языка и литературы

Музейная педагогика на уроках русского языка и литературы

Скачать материал

   Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно  с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.

Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно,  является наиболее востребованным современной школой.  В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов

 В широком понимании  музейная педагогика – это наука о воспитании средствами музея.   Главное в музейной технологии - уроки доброты.

     Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов. 

            НО основная форма работы  музея - экскурсии

Экскурсии, как одна из форм организации учебного процесса, возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе.

     С момента внедрения новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

     Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:

·         литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;

·         литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;

·         историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;

·         литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;

·         обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.

 

Использовать  форму работы в виде  виртуальной экскурсии на уроке можно по-разному.

Сейчас в системе интернет можно найти уже готовые  к использованию на уроке виртуальные экскурсии. http://ria.ru/video/20110518/375496713.html

http://www.youtube.com/watch?v=Ib9dsMr54EU

http://www.youtube.com/watch?v=W01jUg6sTKA

Эти и подобные материалы можно использовать на уроках литературы ,когда мы ведем разговор о биографии писателя, знакомимся с его творчеством  в целом, а также на уроках развития речи по русскому языку. Эти экскурсии носят характер наглядности и обеспечивает видеоряд к той информации, которую мы хотим сообщить ученикам.

    В мультимедийной  копилке нашего Методического объединения собрано большое количество сайтов, где можно  найти готовые экскурсии по различным музеям и местам, связанным с жизнью великих людей.

Следующий способ применения  метода виртуальной экскурсии на уроке – это  работа с ресурсами интернет . Конечно, это возможно только при наличии  подобного подключения и необходимого количества компьютеров.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Здесь педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

Подготовка экскурсии осуществляется по определенному плану:

1. Определяется цель экскурсии;

2. Выбирается объект изучения;

 3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4. Формулируются проблемы;

5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;

6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для  

   учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов);

7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии

На втором этапе учащиеся  знакомятся с материалами на сайтах.

1. Сбор информации. Обмен информацией.

2. Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению изучаемого материала.   В подготовке отчетности об экскурсии  гораздо ценнее  умение учащихся  работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных сообщениях, находить дополнительную информацию в различных источниках, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы. Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости  от типа, темы и целей урока завершающий этап  может быть разным. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе.

 

В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем.   И это уже   третий способ применения данной формы организации учебного процесса.     Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.( пример экскурсии о Грибоедове) пример Андерсен, Грибоедов.

Что касается уроков русского языка, то применять элементы музейной технологии можно и здесь.

 

Так, изучая тему «Лексика» на уроках русского языка, мы говорим о замечательном человеке, составителе «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Дале. Однако не каждый знает, что многие страницы жизни собирателя слов связаны с Петербургом: в Морском кадетском корпусе он  учился, также В.И. Даль был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. У смертного ложа великого поэта на Мойке,12 был до  последнего часа,  стараясь облегчить страдания друга (во время урока показать презентацию, слайды о местах в Петербурге, связанных с именем В.И. Даля).  Учащимся можно предложить побыть в роли  В.И. Даля, т.е. составить свой словарь некоторых слов и понятий: игра «Кто больше?». Ребятам предлагается назвать как можно больше слов-описаний настроения, утра, улыбки и т.д.

Так же использовать виртуальные экскурсии можно на уроках развития речи, когда речь идет о работе с картинами . Здесь можно обратиться как к биографии художника, так и к экспонатам  того музея, где находится картина.      

 

Таким образом, использование элементов музейной педагогики   делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным

Адреса литературных музеев.

 

1. http://www.museum.ru

2. Литературные места

3.  Литературные памятники Москвы

 

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова Хмелита

 

 

http://ria.ru/video/20110518/375496713.html

http://pushkin.novgorod.ru/

Всероссийский музей А.С.Пушкина

Государственный музей А.С. Пушкина 

Музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское"

Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьбы Захарово и Вяземы)

 

Главная  Государственный музей-заповедник Тарханы

Государственный музей-заповедник  М.Ю.Лермонтова

http://www.tarhany.ru/about

 

 

http://museum.prometey.org/

http://www.museum.transconsulting.ru/Московский литературный музей-центр Константина Георгиевича Паустовского

 

www_school_edu_ru  Александр Николаевич Островский (1823-1886)

 

 

http://www.goncharow.net.ru/,

 

Музей Тютчева – Овстуг

Музей-усадьба Мураново_The Feodor Tyutchev State Museum

http://www.youtube.com/watch?v=Ib9dsMr54EU

http://www.youtube.com/watch?v=W01jUg6sTKA

 

Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" 

http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

http://www.turgenev.org.ru/museum/bougeval.htm

http://www.turgenev.org.ru/museum/moskva.htm

Литературный музей И.С. Тургенева

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник  И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново

 

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник  Н.А.Некрасова Карабиха

 

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского

 

Государственный музей Л.Н. Толстого 

http://www.yasnayapolyana.ru/index.html

 

Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого

Ясная Поляна

 

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник  А.П.Чехова (Мелихово)

 

www_school_edu_ru  Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

 

Государственный музей А.М. Горького 

www_school_edu_ru  Максим Горький (1868-1936)

Экспозиции - Государственный музей А_М_Горького

 

www_school_edu_ru  Андрей Белый

www_school_edu_ru  Валерий Яковлевич Брюсов

www_school_edu_ru  Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

 www_school_edu_ru  Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)

http://www.brusov.net.ru/

 

www_school_edu_ru  Александр Александрович Блок

http://shakchmatovo.amr-museum.ru/

Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А_А_Блока

 

www_school_edu_ru  Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

 http://www.museum-esenin.ru/

Музей-заповедник С.А. Есенина 

 

E-mail: museum@mayakovsky.info

www_school_edu_ru  Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

 

www_school_edu_ru  Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)

 

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 

The Anna Akhmatova Museum at The Fountain House  Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

www_school_edu_ru  Анна Андреевна Ахматова

 

Thwww_school_edu_ru  Борис Леонидович Пастернак

Музей Бориса Пастернака

 

www_school_edu_ru  Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Дом-музей Марины Цветаевой

 

www_school_edu_ru  Андрей Платонович Платонов

 

www_school_edu_ru  Алексей Николаевич Толстой

 

www_school_edu_ru  Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Культурный центр "Булгаковский дом"

http://www.museum-bulgakov.iatp.org.ua/russian/bulgmus0.html

Museum of M_A_ Bulgakov in Moscow

Булгаковский Дом, музей Булгакова в Москве. Дом Булгакова, клуб, кафе 302-бис

Литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова в Киеве

 

www_school_edu_ru  Александр Трифонович Твардовский

 

Шолоховский район _ Станица Вешенская

 

www.shukshin.museum.ru

 Музей В_М_ Шукшина в Сростках -  Василий Макарович Шукшин  

Всероссийский мемориальный музей-заповедник В_М_Шукшина

www_school_edu_ru  Василий Макарович Шукшин

 

www_school_edu_ru  Валентин Григорьевич Распутин

 

www_school_edu_ru  Виктор Петрович Астафьев

 

www_school_edu_ru  Александр Исаевич Солженицын

 

www_school_edu_ru  Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)

 

 

Музеи и сайты писателей и поэтов

Информационные страницы сайтов любых музеев России можно найти с помощью поисковой системы на портале Музеи России – www.museum.ru.

 

Музеи и сайты А.С. Пушкина. В России их несколько. Основные – два. Государст-венный музей А.С. Пушкина в Москве: www.museum.ru/M291/ - справочная страница; www.pushkinmuseum.ru -. собственный сайт. Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге: справочная страница - www.museum.ru/M101/;. собственный сайт – www.pushkin.ru, поддерживается компанией "Петерлинк" с 1996 г. Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский дом") – www.museum.ru/M188/. Пушкин Александр – www.online.ru/sp/eel/russian/Pushkin.Alexander/.

 

Музеи М.Ю. Лермонтова. Государственных музеев –два: Дом-музей М.Ю. Лермон-това в Москве – www.museum.ru/M313/ и Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске (Ставропольский край) – www.museum.ru/M1837/. По музеям М.Ю. Лермонтова в Сети есть много справочных и рекламных страниц. Электронные вер-сии экспозиций пока отсутствуют.

 

Музей Н.В. Гоголя. Виртуальный Миргород – Н.В. Гоголь, - страница Н.В. Гоголя в Сорочинцах на сайте Миргорода (Украина) - mirgorod.virtualave.net/tree/rtop/gogol.htm.

 

Музеи И.С. Тургенева. Музей И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" – www.spasskoye-lutovinovo.ru. Сайт Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – turgenev.org.ru. Сайты Государственного литературного музея И.С. Тургенева в Орле (три версии) – www.valley.ru/~art/lit_main.htm, www.media.orel.ru/lit_museum/, www.art.oryol.ru/lit_main.htm.

 

Музей А.С. Грибоедова – www.museum.ru/M682/. Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" – пока единст-венный в России музей А.С. Грибоедова. Располагается в селе Хмелита Вяземского рай-она Смоленской области.

 

Музеи и сайты Л.Н. Толстого. Государственный Музей Л.Н. Толстого в Москве – www.museum.ru/M299/. Другие музеи: Государственный мемориальный и природный за-поведник Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" – www.museum.ru/M531/; Музей Л.Н. Толстого на станции "Лев Толстой" в Липецкой области – www.museum.ru/M1791/. Это бывшая станция "Астапово", где Л.Н. Толстой провёл последние 7 дней жизни и скончался 7(20) ноября 1910 г. Толстой Лев: жизнь и творчество – users.aol.com/Tolstoy28/.

 

Сайты и музеи А.П. Чехова. Антон Чехов – www.online.ru/sp/eel/Chechov.Anton/. Дом-музей А.П. Чехова в Москве – www.museum.ru/M309/. Государственный литератур-но-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в д. Мелихово Чеховского района Мос-ковской области – www.museum.ru/M447/.

 

Музеи А.М. Горького. Их более 10. Основной - Государственный музей А.М. Горького – www.museum.ru/M1886/. Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде – www.museum.ru/M1891/. Литературно-мемориальный музей А.М. Горького в Казани – www.museum.ru/M1813/. Музей А.М. Горького Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве – www.museum.ru/M347/.

 

Сайты и музеи С.А. Есенина. Есенин Сергей – www.online.ru/sp/eel/russian/Esenin.Sergey/. Государственный музей С.А. Есенина в Мо-скве – www.museum.ru/M1122/. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в с. Константиново Рыбновского района Рязанской области – www.museum.ru/M1644/.

 

Государственный музей В.В. Маяковского – www.museum.ru/M292/.

М. Булгаков. Булгаковская энциклопедия – www.bulgakov.ru. Страницы Михаила Булгакова на Mediapolis.Com.Ru – mediapolis.com.ru/alphabet/b/bulgakov_mihail/.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Музейная педагогика на уроках русского языка и литературы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

Расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств можно  с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.

 


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 984 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1186
    • DOCX 37 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анохина Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анохина Елена Юрьевна
    Анохина Елена Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8125
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе