Мультимедийный интегрированный урок математики и природоведения
"Путешествие в космос"
4-м класс
Цели и задачи
урока:
Закрепление
изученного материала: запись и чтение многозначных чисел, арифметические
действия над ними, решение задач на движение, решение уравнений.
Развитие
познавательной активности учащихся.
Воспитание
активности, любознательности, умения работать сообща.
Оборудование: Компьютер,
проектор, экран, презентация “Путешествие в космос”, фигуры Пифагора у каждого
ученика, рисунок солнца, лучи по числу учеников.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
- Как зовут первого космонавта?
- Кто из вас знает как называлась ракета, на которой
полетел в космос Ю.А.Гагарин?
- Правильно.
- А вы любите путешествовать?
- Давайте представим, что каждый из вас космонавт и я
предлагаю вам отправится на ракете «Восток» в космическое пространство. По
пути мы будем делать остановки, а какие именно вы узнаете позже. ( слайд 1)
- Чтобы полет прошел успешно нам нужно следовать
определенным правилам. Давайте вспомним их. (слайд 2)
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным,
познавательным. Космические полеты тесно связаны с математическими точными
расчетами, миром чисел. Поэтому сегодня мы закрепим то, что знаем, а именно
многозначные числа и арифметические действия над ними, величины и задачи на
движение.
- Космонавты, отправляющиеся в полет, выполняют
различные задания, проводят исследования, научные опыты. И все это они
записывают в бортовые журналы. У нас тоже они есть – это ваши тетради. Поэтому
откройте свои бортовые журналы и запишите дату полета – 12 апреля.
Байконур – первый космодром в мире, расположенный на
территории Казахстана.Байконур сохраняет лидирующее место по числу запуска
ракет: отсюда за год была запущена 21 ракета – носитель. (слайд 3)
II. Путешествие в космос. (Слайд 4)
- Какие планеты солнечной системы вы знаете?
- Предлагаю вам совершить путешествие по этим планетам
на космическом корабле Восток. (Слайд 5)
1. Остановка - Меркурий. (Слайд 6)
- На Меркурии сутки в два раза больше года. Новый год
можно праздновать два раза в день. День длится 3 месяца. Температура на
поверхности достигает 300 градусов тепла.
Устный счет – гимнастика для ума.
1. 142800, 120500, 50540, 12100
- назвать числа в порядке возрастания;
- назвать числа в порядке убывания;
- назвать самое большое число;
- назвать самое маленькое число.
- уменьшите числа в 10 раз.
2. - Найти
закономерность, продолжить ряд.
58, 68, 78,
160, 80, 40,
2, 3, 5, 8, 12,
2. Остановка
“Венера”. (Слайд 7)
- Венера имеет
слой плотной атмосферы. В ней так много облаков, что кажется, вся окутана
ватой. Температура достигает 450 градусов. Воздух там, в десятки раз гуще
нашего и совсем другой по составу.
Чистописание
- Дети отгадывают
загадки. Считают количество букв в отгадках и увеличивают в несколько раз.
1. Он не летчик,
не пилот,
Он ведет не
самолет,
А огромную ракету,
дети, кто скажите это? (космонавт) (9)
- Посчитайте.
Сколько букв в слове «космонавт», увеличьте полученное
число в 70 раз и
пропишите его 1 раз.
2. Крыльев нет у
этой птицы,
Но нельзя не
удивится:
Лишь распустит
птица хвост_
И поднимется до звезд.
(ракета) (6)
- Увеличьте
полученное число букв в 90 раз и пропишите 2 раза.
3. В голубой
станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится-
В зеркало
глядится. (луна) (4)
- увеличьте
полученное число в 80 раз и пропишите 3 раза.
3. Остановка
“Сатурн”. (Слайд 8)
- Сатурн -
огромный облачный шар, окруженный кольцом. Но кольцо не твердое, оно состоит из
мелких осколков, которые мчатся вокруг планеты.
Математический
диктант:
1.
В отряде космонавтов было
94 мужчины, а женщин на 66 меньше. Сколько всего людей в отряде? (94-66=28;
28+94=122)
2.
Камень на Земле весит 18
кг, а на Луне в 6 раз меньше. Сколько весит камень на Луне? (18:6=3)
3.
Первый искусственный
спутник Земли весил 83 кг, а второй – 508 кг. На сколько второй спутник тяжелее
первого? (508-83=425)
4.
Температура Солнца очень
высокая. Снаружи 3000 градусов, а внутри – в 5 раз больше. Какова температура
Солнца внутри? (3000∙5=15000)
-
Взаимопроверка.
4. Остановка
“Юпитер (Слайд 9)
- Планета состоит
почти из одних облаков. Сама планета небольшая. Юпитеру выпала «судьба»
остаться навсегда планетой и светить не своим собственным светом, а отражать
свет Солнца. Юпитер ярко сияет в ночном небе, не заметить его даже
невооруженным глазом просто невозможно.
Работа с
величинами.
1.
- Расположите
величины в порядке возрастания.
Дециметр,
километр, сантиметр, метр.
Грамм, тонна,
килограмм.
Секунда, час,
минута, сутки.
2.
Преобразовать
величины
300 км= _______ м
- Эта величина
обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 3оо ООО метров
Ю.А.Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой Земле)
6
кг_________ г
( Эта величина
обозначает вес собаки – космонавта, летавшей в космос. Их было много – Белка,
Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они благополучно вернулись на
Землю.)
3 года =
_________ мес.
Эта величина
обозначает возраст собаки, которая летала в космос)
108
мин.=__________ час.__________ мин.
( Эта величина
обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Ю.Гагариным на
борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты)
5. Остановка
“Уран”. (Слайд 11).
- Уран – самый
холодный из всех планет Солнечной системы, самая минимальная температура -224
градуса. Причина этому – грандиозная
удаленность от Солнца. Очень часты на планете ураганные ветра, что в десятки
раз превосходит силу земных ураганов.
Работа у доски
Решить примеры :
Проверка.
Физминутка.
Не зевай по
сторонам (повороты в сторону)
Ты сегодня –
космонавт.
Начинаем
тренировку (наклоны вперед)
Чтобы сильным
стать и ловким.
Ждет нас быстрая
ракета (приседают)
Для полета на
планету.
Отправляемся на
Марс (кружатся)
Звезды в гости
ждите нас.
6. Остановка
“Марс”. (Слайд 10).
- Марс -
красная планета, холодная пустыня. Днем температура 27 градусов, а ночью -123
градуса. Ученые считают, что если живые организмы были на Марсе, то они погибли
от сурового климата.укутан легкой прозрачной атмосферой. Облаков нет. Цвет –
песчано-красный. Планета холодная (до -100 градусов), постоянно дуют холодные
ветры.
Решить задачу:
Два лунохода
отправились навстречу друг другу и через 3 часа встретились. Первый шел со
скоростью 4км/ч, второй - 3км/ч. Какое расстояние было между ними сначала?
Проверка.
7. Остановка
“Нептун”. (Слайд 12).
- Нептун совершает
оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет 1 спутник.
Решить
уравнения:
Х*13=52
|
х:12=100
|
1000:х=25
|
Проверка.
8. Остановка
“Плутон”. (Слайд 13)
- Плутон покрыт
льдом и снегом, когда плутон отдаляется от Солнца, то остывает до -238
градусов. Чтобы нам не замерзнуть, давайте составим из геометрических фигур
ракету и продолжим свое путешествие.
Геометрическое
задание:
Из фигур Пифагора
составить фигуру ракеты.
Проверка.
III. Итог
урока. (Слайд 15).
- Мы завершаем
наш полет и готовим ракету к возвращению на Землю.
- Что нового вы
узнали о космосе?
- Чем занимались
на уроке?
- Внимание! Наша
красавица Земля! (слайд 14)
- Гагарин,
вернувшись из полета, сказал: « Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша
планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее»
(слайд 15)
- Как актуальны
эти слова и сейчас.Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.
Рефлексия:
- Центр нашей
вселенной - Солнце. Оно большое и теплое. У каждого из вас на столе лежит
солнышко. Если вам урок понравился, то прикрепите его на полях своего бортового
журнала .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.