Мультимедийные
презентации как средство информационно – коммуникационных технологий и их роль
в системе дополнительного образования детей и молодёжи
Сергеенко
Сергей Петрович
государственное
учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования
детей и молодёжи»
Характерной
особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в
образовании. Одним из перспективных источников инноваций в сфере
дополнительного образования является развитие информационно – коммуникационных
технологий (ИКТ), формирование цифровой культуры обучающихся, обеспечение
современного уровня насыщенности образовательных программ объединений по
интересам компьютерными технологиями и формирование «блогосферы»
дополнительного образования.
Применение
ИКТ определяется рядом факторов:
- построение
открытой системы образования;
- индивидуализация
учебного процесса;
- рациональная
организация познавательной деятельности обучающихся;
- использование
средств компьютерной графики и моделирования;
- эффективная
проверка знаний обучающихся.
Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды
текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования
изучаемых процессов. Это даёт возможность воплотить на новом качественно более
высоком уровне классический принцип дидактики - принцип наглядности.
Напомню
известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребёнка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и
напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и
ребёнок усвоит их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас
не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает
быстро...».
Одним из
наиболее распространённых инструментов мультимедийных технологий является презентация.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность
слайдов, объединённых одной темой и общими принципами оформления.
Мультимедийную
презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а проектор
или интерактивную доску – как технические средства, позволяющие
продемонстрировать данную презентацию.
В рамках
моей работы мы хотели бы проанализировать использование презентаций в работе некоторых
объединений по интересам (на примере Гомельского городского центра
дополнительного образования детей и молодёжи) и выделить общие рекомендации по
их созданию.
Приобщение
к миру компьютерных технологий в системе дополнительного образования детей и
молодёжи происходит через участие конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Например, с целью формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических
чувств и любви к своей Родине, проводился конкурс «Я здесь живу и здесь учусь».
В ходе
данного конкурса обучающиеся должны были, обработав материал с помощью
редакторов растровой и векторной графики, создать мультимедийную презентацию,
соответствующую данной тематике. Конкурс позволил приобрести дизайнерские навыки
и опыт работы с прикладным программным обеспечением.
Для
реализации этих же целей учащиеся нашего Центра участвовали в конкурсе «На пути
к Олимпу», посвящённому XXII зимним
олимпийским играм, проходившим в городе Сочи.
Перечисленные
выше мероприятия решали глобальный вопрос использования мультимедийных
презентаций в учебном процессе. Давайте перейдём к вопросам более частным.
Рассмотрим некоторые аспекты применения презентаций в работе объединения «Судомоделист»
спортивно-технического направления.
В работе
любого объединения по интересам одним из первых встаёт вопрос о наборе обучающихся.
И здесь на помощь педагогу дополнительного образования приходит рекламная
презентация, с которой он выступает перед обучающимися средних школ и других
учреждений образования.
В данной
презентации раскрывается вся красота судомодельного спорта. Изложение материала
представлено в ключе сопоставления фотографии модели корабля или судна с
фотографическим или видео материалом, отражающими реальный прототип данной
модели, отражены рабочие моменты в жизни объединения, представлены фотографии с
соревнований и фото наград участников объединения, приведены контактные данные
руководителя.
Демонстрация
презентации сопровождается соответствующим звуковым рядом (марши ВМФ), что
способствует созданию нужного эмоционального настроения.
Использование
данного метода существенно упрощает процедуру набора контингента обучающихся в
данное объединение. При использовании мультимедийных обучающих презентаций даже
самые сложные темы программы можно преподнести так, что воспитанники будут
осваивать материал без труда и с интересом.
Тезис, изложенный
выше, применим к презентации, посвящённой основам теории судостроения. Прежде
чем строить любую модель, необходимо научиться понимать язык, на котором
говорят все корабелы.
Познакомится
в общих чертах с тем, какую роль играет сила Архимеда в судостроении
(плавучесть, остойчивость, непотопляемость модели) помогает данная презентация.
Как
известно у каждой медали имеется две стороны. Так и методика применения
презентаций в учебном процессе наряду с преимуществами имеет недостатки. Анализ
имеющейся информации позволил выделить следующие проблемы:
- при
использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения.
Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования
мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора
мультимедиа-программ со стилем пользователя;
- не
учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения.
Введение графики, видео и аудиоинформации не решает проблем обеспечения
эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а,
следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;
- неподготовленность
педагогов дополнительного образования к свободному использованию мультимедиа
вследствие невысокой компьютерной грамотности (умение осуществлять
обоснованный выбор мультимедиа средств для реализации педагогических целей,
знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение
инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения для
сборки мультимедиа модулей);
- одновременная
демонстрация нескольких типов мультимедийной информации может привести к
ситуации, когда обучающийся будет отвлекаться от одной информации, чтобы
усвоить другую. Так можно пропустить важную информацию.
Информатизация
учебного процесса в системе дополнительного образования не может быть
результативной без активного включения педагогов в освоение ИКТ. Адаптация взрослых людей к информатизации аналогична
принятию культуры другой страны, когда нормы, стереотипы затрудняют освоение
нового.
Важнейший
фактор успешной адаптации - «инновационная предрасположенность» или готовность
изменяться, а отсутствие у некоторых педагогов желания совершенствовать свои
компетентности, в конечном результате ограничивает обучающие возможности в
системе дополнительного образования.
В
заключение я хочу обратиться к словам Низамовой Альбины Фаниловны: «Быть с
веком наравне – это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в
том числе – и к образованию. Мультимедийная презентация – один из эффективных
методов организации обучения на занятиях, мощное педагогическое средство,
выходящее за рамки традиционной классно – урочной системы».
И
это средство есть в наших руках, так давайте же не лениться узнавать больше,
совершенствовать свои знания в области создания и использования мультимедийных
презентаций, ведь в результате выиграем мы все!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.