Министерство Образования
Республики Саха (Якутия)
МОУО МР «Сунтарский улус
(район)»
МБОУ «Сунтарская
средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова».
Мой
успешный опыт воспитания
(самоанализ)
Выполнила:
Данилова Анна Николаевна,
учитель
Сунтарской СОШ№1 им.А.П.Павлова
Сунтарского
района Республики Саха (Якутия)
2014
Вопросы воспитания, обучения и
развития личности остаются одной из главных проблем современного
общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и
развития личности - высококультурной, интеллектуальной, социально активной,
успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой
личности составляет одну из главных задач современного общества и общество
возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем
хоть кому-то есть дело.
В работе каждого учителя есть
трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный
руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного
учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание
детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества.
Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К
воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных
профессий.
Основное назначение классного руководителя
– создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их
максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика,
для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Работа классного руководителя -
целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность
классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного
учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно
принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что
воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность
применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.
Система воспитательной работы «Я нашел себя»
Детство – важнейший период
человеческой жизни. Это период развития и становления личности ребенка, когда
формируются основы его мировоззрения. В мой класс дети пришли из разных
классов, из разных «миров», по-разному воспринимают новую школу, учителей,
одноклассников. Я постоянно задаю себе вопросы: «Как я должна строить
воспитание, чтобы каждый маленький человечек в моем классе чувствовал себя
комфортно, был здоров, успешно обучался и подготовился к современной жизни? Как
организовать процесс воспитания, адекватный возрастным особенностям младшего
школьника?». Увидеть в каждом ученике личность, его неповторимость и
индивидуальность, учить доброте и честности, любить и оберегать природу,
уважать мысли и чувства ребенка – что может быть лучше этой миссии на земле?
В каждом человеке солнце, только
помоги ему проявить себя, поверив в свои собственные силы. Из опыта работы
знаю, что, встретив на своем пути трудности, многие ученики ищут способы их
преодоления, пытаются всеми силами решить возникшую проблему, но есть и такие,
которые пугаются сложности, пасуют перед ними. И поэтому я стараюсь помочь
ребенку почувствовать в себе уверенность, поддерживать в их делах и начинаниях,
найти то лучшее, что есть в них и стараюсь развить. Суть моей педагогической
философии – воспитывать гуманную и творческую личность, стремящуюся найти
себя.
Гипотеза:
если вовремя поддержать ребенка и направить его на правильный путь, то можно
воспитать целеустремленного, эрудированного, самоуверенного и успешного
человека с активной жизненной позицией.
Актуальность:
задача человека не затеряться в создаваемом им самим мире, не уступить, не
отдать традиции, не потерять духовности и нравственности, связывающие
человечество, не потерять своей индивидуальности.
Основная цель:
формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, умеющего дорожить
ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками
отношения доверия, уважения и взаимопомощи. На выбор цели повлияли интересы и
потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующее:
- желание детей строить
взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе
комфортно;
- стремление развивать
любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор,
- потребность детей ориентироваться в
своей жизни на лучшие образцы;
- желание родителей видеть своих
детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически
здоровыми.
Для достижения целевых ориентиров
определены следующие задачи:
1.
Способствовать развитию познавательных
процессов.
2.
Поддерживать творческие устремления детей,
создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся.
3.
Создавать нравственно и эмоционально
благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности
ребенка в нем.
Исходя из всего этого вышесказанного,
я и выстроила свою систему воспитательной работы «Я нашел себя». Почему я
выбрала эту тему? В современной социальной жизни приоритет дается
формированию и развитии личности и ее социализации. Сама жизнь требует, чтобы
люди были наделены качествами творчески одаренной, успешной личности. Каждый
родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни. Мечтает
воспитать порядочного человека. Процесс активности, подготовки успешных людей
управляем, и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия
только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы
способности работы с человеком и для человека. Трудно представить человека,
который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, и
мечтал подобно вошедшему поговорку солдату стать генералом. Мечта об успехе, о
высшем достижении и признании этого высшего достижения и естественное и
общественно полезное качество. Оно естественно, поскольку только человек
способен испытывать удовлетворение от признания окружающих более того способен
раскрыться во всей полноте своего таланта, только в условиях такого признания.
Пути воплощения программы в жизнь:
- помочь найти и сформулировать цель
-организовать жизнь
- формировать отношение между детьми
- создать условия развития
- создать ситуацию успеха
Содержание программы
Программа разделяется на четыре
этапа.
1 этап – «Я+ты=мы» 5 класс.
Задачи:
1. Сплочение коллектива.
2. формирование единого коллектива
учеников, родителей.
3. формирование навыков здорового
образа жизни.
4. формирование трудовых навыков.
Реализация:
классные часы «Мои обязанности», «Дружба», «Я и мой класс», выставка творческих
работ «Мир моих интересов», творческие конкурсы, коллективные выходы.
2 этап – «Хочу все знать!». 6-7
классы.
Задачи:
1.развитие познавательных интересов.
2.помочь осознать свою
индивидуальность в коллективе.
3. развитие творческих способностей.
4. развитие навыков самоуправления в
классе.
Реализация:
система классных часов «Я познаю себя», «Я и мое хобби», «Дружба», «Моя семья»
и т.д. Коллективные выходы, организация диспутов, посещение кружков,
коллективные творческие дела. Организация концерта «Мы ищем таланты», выпуски
стенгазет. Отчет о проделанной работе. Защита работ «Мои успехи», «Мое
творчество».
3 этап – «Целься в будущее!». 8-9
классы.
Задачи:
1. формирование норм ролевого
поведения.
2. интеллектуальное познание мира.
3. профориентационная работа.
4. формирование навыков
взаимодействия с другими
Реализация:
цикл классных часов «Мои права и обязанности», «Этика и этикет», ролевые игры,
встречи с другими классными коллективами, встречи с интересными людьми, защита
рефератов, цикл бесед «Я - патриот», «Моя республика», «Мое село», беседы на нравственно-этические
темы, выступление с защитой докладов по теме научно-исследовательской работы,
деловые игры.
4 этап. «Я нашел себя!». 10-11
классы.
Задачи:
1. помочь в осознанном выборе своей
профессии.
2. реализация себя во
всех сферах жизни.
3. повышение уровня ответственности,
самоорганизации, самоконтроля.
4. формирование активной жизненной
позиции.
Реализация:
классные часы, диспуты «Я и мое будущее», «моя жизнь в моих руках»,
«Размышление о будущей профессии», встречи с интересными людьми.
Основные направления
программы:
- В здоровом теле – здоровый дух.
Содержание: Применение
здоровьесберегающей технологии; воспитание экологической личности.
Формы работы:
участие в спортивных соревнованиях, в общешкольном туризме, выходы на природу,
классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни.
- Труд красит человека.
Содержание:
Способность к достижению успеха в материальном, моральном и личностном плане за
счет правильной организации труда.
Формы работы:
ремонт класса, генеральные уборки, организация дежурства, субботники,
тимуровские выходы.
- Ученье - свет, не ученье – тьма.
Содержание:
Готовность к восприятию и пониманию учебного материала; умение извлекать
информацию, анализировать ее, обобщать, использовать.
Формы работы:
участие на научно-практических конференциях, общешкольных, улусных,
республиканских конкурсах, олимпиадах, исследовательские работы.
- Каждый человек талантлив по-своему.
Содержание: Способность
принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего
мира и истинных мотивов, его поступков; формировать установку на творчество,
выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.
Формы работы:
обязательные творческие работы каждый год, посещение кружков, проведение
литературных игр, праздников, постановка театрализованных действий, концертов и
т.д.
- Я - гражданин.
Содержание:
Воспитание смелости и справедливости в мышлении, самоотверженности при защите
чести и достоинства себя самого, семьи, близких, Отчизны.
Формы работы:
классные часы, встречи, диспут, беседы.
Моя программа будет успешно
реализована, если смогу организовать интересную и разнообразную совместную
работу:
·
родителей класса
·
учителей предметников
·
социальных педагогов, психологов
·
администрации школы
Конечный
результат: Постепенный и планомерный переход от
одного этапа к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает
формирование ребенка как самостоятельной развитой личности. Такой ребенок
способен успешно адаптироваться в динамичном быстро меняющемся мире. Система
может научить принципам жизни.
Анализируя, проделанную работу могу
сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив,
добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов.
Мои дети на глазах повзрослели,
выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили
меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно
им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а
детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно
открыто поведать о наболевшем. Я стремилась стать для своих учеников тем
человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями,
проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто
человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая
помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки,
которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей
очень важно для меня.
Мои дети выросли и повзрослели. Они
покинули стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми,
отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения
останутся теплыми и доверительными.
Классное руководство стало для меня
потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми
впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне
наполняться энергией и расти вместе с детьми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.