МОТИВАЦИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ИСТОРИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Протасова
Татьяна Викторовна,
учитель
истории
МБОУ СОШ
р.п. Евлашево
Очень часто в
учительской аудитории приходится слышать следующее: «Могу ли я научить
чему-либо нынешнего ученика, если у него напрочь отсутствует желание учиться?»
поиск ответа на этот вопрос привел к следующему выводу: выше изложенной
ситуации не возникает, если учитель решает следующую педагогическую задачу –
выращивает познавательную потребность своих учеников, т.е. мотив учения.
Чтобы
деятельность ученика была полноценной и приводила к действительному усвоению
содержания образования, у ученика должна быть предварительно сформирована
«внутренняя цель деятельности (Я – цель). Ее возникновению предшествует появление
потребности, и почти одновременно мотива деятельности. Следовательно,
мотивация деятельности ученика – первая и основная задача учителя, без которой
нельзя решать никакие педагогические задачи.
Если говорить
проще, можно сказать и так: вы можете подвести лошадь к воде, но не можете
заставить ее пить. Следовательно, мотивация – это те пути, которыми школьник
идет к источнику знаний, а мотивы – это то, что пробуждает жажду знаний.
Тема мотивации
хорошо разработана, и это, как не странно, создает определенные трудности, так
как существует множество методик. На мой взгляд, правильный выход в такой
ситуации – определить собственную позицию по этой проблеме и выбрать для работы
те методики, которые более понятны и близки вашему стилю преподавания. Только в
этом случае вы сможете управлять процессом побуждения и развитием детей в
процессе обучения, а, следовательно, приводить к достижению «Я целей».
Психологами и
педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановлюсь на тех, которые
мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом
уроке.
Это следующие
способы:
Ø
необычная форма обучения;
Ø
создание проблемной ситуации;
Ø
привлечение учеников к оценочной деятельности;
Ø
постоянный анализ жизненных ситуаций;
Ø
отказ от отметок;
Ø
чувство юмора;
Ø
культура общения.
Предлагаю
остановиться подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его такими пояснениями,
как суть способа, что дает способ или каков его результат, что требует способ
для лучшего его применения.
|
|
Способ мотивации
|
Что дает этот способ
(особенности)
|
Что надо учесть для применения
|
Необычная форма обучения
|
-вовлечение всех в учебную деятельность, то есть осуществляется
принцип активности в процессе обучения;
- побуждение, стимулирование к учебной деятельности;
-пробуждение положительных эмоций и интереса к предмету.
|
-требует четко поставленной цели, дабы за необычностья формы не
потерять результат;
-эмоциогенный учебный материал без включения в активную учебную
деятельность ненадолго удерживает внимание школьника и не обеспечивает его
внутреннюю мотивацию;
- необходимо учитывать потребности возраста в новизне, самооценке.
|
Создание проблемной ситуации
|
- творческое владение знаниями;
- развитие мыслительных способностей;
-усвоение способов самостоятельной деятельности.
|
- часто для решения проблемы требуется групповая работа;
- бывает сложно управлять процессом (направлять деятельность
школьников в нужное русло решения задачи).
|
Отказ от отметок (имеется в виду оценивание в баллах успехов и
неудач, но при этом сохраняется качественное оценивание результата)
|
- побуждение ученика, при грамотном использовании этого способа
мотивации, к самооценке, к рефлексиии своей деятельности, расширению границ
своей деятельности.
|
-
требует определения четких критериев оценивания
результатов;
- для достижения действительно хороших результатов этот способ
требует системы в использовании.
|
Привлечение учеников к оценочной деятельности
|
-формирование учебных действий самооценки
(если это в системе, то и к учебному действию самоконтроля);
- снижает стресс и напряжении при оценивании ответов.
|
- требует выработки договоренности с учениками, за что и какую
отметку ставить;
- критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке
и при оценивании работы в группе;
- важно, что бы в оценке давался качественный, а не количественный
анализ деятельности, чтобы не только констатировались недостатки, но и
выявлялись их причины.
|
Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта ученика
|
- усвоение знаний через личный опыт;
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса
учащихся;
- включение в обучение эмоциональной схемы;
- видение собственный знаний в «знакомом» объекте;
- использование опыта жизнедеятельности.
|
- при усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт
личности, когда знаний не хватает, поэтому анализ жизненных ситуаций часто
бывает ненаучным, искаженным.
|
Чувство юмора
|
- часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает в тех
случаях, когда никакие другие способы не действуют)
|
- учитель смеется вместе, а не над кем-то.
|
Культура общения
|
- удержание внимания учащихся;
- пробуждение разного вида эмоций; - освоение учениками диалектики
общения.
|
- требует умения чувствовать и понимать ученика.
|
|
|
|
|
Создание проблемной ситуации
8
класс, обществознание, тема «Межличностные отношения»
1.
«Давайте здороваться»
-
Расскажите, как вы приветствуете друг друга при встрече.
-
Придумайте новые способы приветствия.
Учащиеся
должны прийти в выводу, что оптимальные способы – это рукопожатие.
2.
Тренинг:
-
поздоровайтесь с незнакомым человеком;
-
если вам стыдно, признайте свою вину первым;
-
скажите приятное своему соседу;
-
заговорите первым с человеком, которого вы недолюбливаете.
Учащиеся
должны ответить вопросы: Удалось ли справиться с заданием? Что мешало? Что
помогало?
3.
«Лестница моих проблем»
-
На каждой ступеньке запишите трудности, которые вы испытываете в общении с
родителя, друзьями, самим собой.
Проводится
анализ и поиск возможных путей выхода из ситуации.
В
результате урока учащиеся сами могут самостоятельно сформулировать заповеди
общения.
Привлечение
учеников к оценочной деятельности
Применяется при
самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе.
Отказ от отметок
Используется при
промежуточном тестировании во время изучения блока, сочетается с привлечением
учеников к оценочной деятельности
Учащиеся сами могут
выставить оценку при взаимопроверке, так как им известны ее критерии:
блок из 20 вопросов
оценивается : мене 4 ошибок – высокий уровень, 4-7 – средний; 8-12 – ниже
среднего; 12-16 – крайне низкий.
Постоянный анализ жизненных ситуаций
8 класс,
обществознание, тема «Психологический климат в семье»
Анализ:
художественного фильма «Трое мужчин и младенец в Люльке», произведения Л.Н.
Толстого «Анна Каренина» и т.д.
Использование личного опыта учащихся
8 класс,
обществознание, тема «Что человеку нужно»
Для того, чтобы
сформировать у учащихся представление о потребностях человека и о роли
ценностных ориентаций в жизни предлагается выполнить следующие задания:
1. Нарисуйте дерево
своих собственных потребностей.
2. Посмотрите на список своих потребностей и попробуйте их разместить на двух
или нескольких деревьях, т.е. сгруппировать.
В результате работы
учащиеся формулируют вывод о делении потребностей на биологические и
социальные. Сильные ученики могут построить и структуру социальных
потребностей.
Таким образом,
главные подходы к формированию мотивации:
ü
ребенка надо сравнивать с ним самим, а не с другими
детьми и оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение;
ü
заключение об ученике должно формулироваться в
щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребенка;
ü
формировать мотивацию – значит поставить учащегося
в такие условия и ситуации развертывания его активности, где бы желательные
мотивы и цели складывались и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта,
индивидуальности и внутренних устремлений самого ученика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.