Мониторинг и управление
качеством образования через прогнозирование индивидуальных достижений обучающихся.
Шадрин Александр Леонидович директор
гимназии №1 gimnazia1@ufamts.ru
Важным
условием повышения эффективности управления образовательным процессом,
совершенствования процесса обучения – является систематический анализ
объективных данных о состоянии результатов образовательного процесса.
Наряду
с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в гимназии
разработана модель мониторинга, которая направлена на аналитическое
отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения
результатов учебного процесса и позволяющая прогнозировать желаемый
результат.
Для
того, что бы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть
или знать обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение.
В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и
получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек.
В связи с этим управление
результатами обучения в нашей гимназии строится на системном мониторинге и
прогнозировании результатов учебного процесса.
I
этап подготовительный
На первом этапе
мы определили цель нашей работы, предмет и объект исследования, приобрели
программу «АРМАШ» («Автоматизированное рабочее место администратора школы»)
для обработки результатов исследования.
Целью нашей работы является «Управление
результатами учебной деятельности на основе проблемного анализа и
прогнозирования промежуточных результатов»
Объектом
наших исследований являются классные коллективы гимназии №1
Предметом исследования является промежуточная
и итоговая успеваемость обучающихся.
Инструментарием
для осуществления исследований является компьютерная программа «АРМАШ»
(«Автоматизированное рабочее место администратора школы» авторы разработчики
Злобинский А.В. и Платонов А.Г. г. Новосибирск 2002г.)
II этап
практический
Сбор
информации осуществляется по триместрам, в программу вносятся все результаты
учебной деятельности по каждому классу, каждому ученику, каждому предмету.
После внесения они обрабатываются и анализируются.
Обработку
результатов мониторинга мы осуществляем с помощью программы АРМ «Администратор
Школы». Несколько слов о самой программе. Программа позволяет автоматически
составить отчет ОШ-1, РИК – 83, позволяет подготовить тарификацию. За короткое
время можно получить любые списки учащихся или учителей с указанием стажа
работы, аттестации, курсовой подготовки, образования, места жительства,
семейного положения, номеров документов (паспорта, социального номера и т.д.).
Аналогично можно вывести списки учащихся с указанием конкретных дат прибывших и
выбывших учеников, имеющих одну четверку или тройку, состоящих на учете в ОППН,
или состоящих под опекой, их адреса телефоны информацию о родителях.
С
помощь программы возможно: формировать электронные базы данных;
-формировать федеральные и школьные учебные
планы
-осуществлять операции по тарификации сотрудников
-осуществлять операции по «движению учащихся»;
-осуществлять мониторинг образовательной
деятельности
-формировать отчеты, таблицы наполняемости
классов, расчета учебных часов;
-составлять свободные отчеты по сотрудникам и
учащимся;
- осуществлять мониторинг результатов класса;
- осуществлять мониторинг результатов работы
учителя;
-осуществлять мониторинг результатов обучения
каждого конкретного ученика;
В меню мониторинга
образовательной деятельности, возможно, получить информацию по каждому классу,
параллели, по школе в целом. А так же по отдельному предмету, по
образовательной области или по всем предметам учебного плана, кроме того,
программа рассчитывает средний бал по предмету, по каждому ученику, а также
степень обученности по предмету, по ученику, по классу.
Таблица оценок учеников выглядит так:
( фрагмент таблицы)
|
Класс
|
3б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предмет
|
Баш.яз., Ин.яз., Лит-ра, Русск.яз., родн.яз., Матем.,
ИЗО, Музыка, Труд
|
|
Дата расчета
|
18/11/2006
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Nn
|
Ученики, Ф.И.О.
|
класс
|
Баш.яз.
|
Ин.яз.
|
Лит-ра
|
Русск.яз.
|
родн.яз.
|
Матем.
|
ИЗО
|
Музыка
|
Труд
|
Средний балл учащегося
|
СОУ
|
|
1 трим. дата 18/11/2006
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Акшенцев Т. Ф.
|
3б
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4,56
|
84,0
|
2
|
Альмухаметов Р. И.
|
3б
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4,11
|
68,0
|
3
|
Артынова Ж. Ю
|
3б
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4,44
|
80,0
|
4
|
Байкова А. А.
|
3б
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4,78
|
92,0
|
|
Средний балл по предмету
|
|
4,50
|
4,12
|
4,50
|
3,96
|
4,23
|
4,00
|
4,31
|
4,85
|
4,65
|
4,35
|
|
|
СОУ по предмету
|
|
82,0
|
69,6
|
82,3
|
63,9
|
73,2
|
65,2
|
75,1
|
94,5
|
87,5
|
|
77,1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данная таблица дает богатую пищу для размышления , например по какому предмету самый низкий
средний балл, а по какому самый высокий, показывает степень обученности каждого
учащегося, его рейтинг в классе, который можно определить по среднему баллу .
Итоговая информация по классам выглядит таким
образом
Класс
|
3б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предмет
|
Баш.яз.,
Ин.яз., Лит-ра, Русск.яз., родн.яз., Окр. мир, ИЗО, Музыка, ф-ра, Труд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата выставления оценки
|
Название оценки
|
Кол. уч.
|
5
|
Одна 4
|
4
|
Одна 3
|
3
|
2
|
н\а
|
осв.
|
Кач-во
|
СОУ
|
18/11/2006
|
1 тримест
|
21
|
4
|
1
|
9
|
3
|
2
|
0
|
0
|
2
|
66,67%
|
80,95%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данная таблица и диаграмма позволяет
анализировать результаты учебной деятельности класса за определенный период
триместр полугодие , год.
Следующая таблица позволяет вести мониторинг
результатов труда педагога.
Преподаватель
|
Байкова
И.В.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классы
|
3б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предметы
|
Лит-ра,
Русск.яз., родн.яз., Окр. мир, Матем., Труд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата
выставления оценки
|
Название оц.
|
Кол. оц.
|
отл.
|
хор.
|
уд.
|
неуд.
|
н\а
|
осв.
|
Ср. балл
|
СОУ
|
18/11/2006
|
1 тримест
|
95
|
55
|
39
|
1
|
0
|
0
|
0
|
4,57
|
84,55
|
III этап аналитический
Таким
образом, по итогам каждого триместра мы имеем информацию о результатах работы
педагогического коллектива в разрезе классов, учителей, и каждого конкретного
ученика. Последнее тем ценно, что мы имеем возможность управлять качеством
результата через глубокий анализ и прогнозировать его на следующий триместр.
Алгоритм
работы заключается в следующем:
1 Заместители
директора получают результаты оценок учеников за триместр по каждому классу в
курируемой параллели и анализируют эти результаты.
2 Определяют
проблемные зоны по ученикам и по отдельным предметам, докладывают об этом на
административном совещании.
3 Выявленные
проблемные зоны обсуждаются с классным руководителем, учителем предметником,
родителями и самим учеником.
4 После обсуждения
классный руководитель совместно с учеником и учителем прогнозирует желаемый
результат, который так же заносится в АРМАШ.
Таким образом, по
каждому конкретному ученику мы прогнозируем результат, который хотим и можем
получить по итогам следующего триместра. Конечно, не все желаемые результаты
достигаются, но тогда мы, соотнося прогноз с полученными результатами проводим
проблемный анализ по алгоритму.
1 Какие результаты триместра
нас не удовлетворяют?
2
Какие проблемы процесса породили проблемы
результатов?
3
Какие проблемы условий явились причиной проблем
процесса?
4
Выстраиваем схему или перечень проблем процесса и
условий.
5
Определяем, что необходимо сделать для изменения
условий.
С учетом проведенного анализа, продуманных
действий по изменению условий снова прогнозируем желаемый результат.
Практика показала, что
достижение намеченного результата всегда положительно сказывается на мотивации
учащегося к учебной деятельности и учителя к достижению еще более высоких
результатов. Не достижение намеченного результата дает основания поразмышлять
над проблемами как учителю, так и ученику, и его родителям .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.