Моё
педагогическое кредо
«Толерантность
– очень трудная добродетель.
Но
именно она спасёт человечество от
конфликтов, войн и столкновений»
(Ларошфуко)
Беря новый класс, задумываешься над тем, что вырастет
из этих детей, какими они будут, что их ждёт в той, взрослой жизни. А они, в
свою очередь, думают о тебе: что ты собой представляешь; будет ли ему хорошо
рядом с тобой, чему он сможет научиться от тебя?
Дети непоседливы, легко меняют пристрастия и взгляды,
верят в добро. Но часто не могут понять, почему от них отворачиваются, не хотят
дружить. Ответов найти не могут и страдают от этого.
А дело-то всё в том, что ребёнка не научили общаться с
другими детьми, не заложили в нежном возрасте понимание того, что вокруг точно
такие же дети, они тоже требуют к себе внимания и уважения.
Проблема воспитания гражданина, обладающего
терпимостью к другим людям, очень актуальна в России, в нашем обществе, лицее и
классе. Так как классный коллектив является долгие годы второй семьёй ребёнка,
то здесь ему должно быть хорошо, уютно; но для этого ему нужно взаимопонимание
с другими ребятами.
Несколько лет назад я сама столкнулась с тем, что моя
дочь – первоклассница заявила о нежелании дарить подарки на День Защитника
Отечества двум мальчикам, один из которых был корейцем по национальности, а
другой – воспитанник детского дома. Потребовались усилия всей нашей семьи,
чтобы объяснить ей, что она не права. Стало ясно, что толерантности не учат в
школе, есть много нужных предметов, но на них не воспитывают детей в духе
терпимости.
Поэтому я, как преподаватель обществознания, решила
заняться этой проблемой, попробовать через внеклассную работу изменить
отношение ребят к окружающему миру, показать многообразие форм взаимодействия
людей друг с другом и научить использовать это в своей жизни.
Сегодня не существует канонической и вечной трактовки
демократических ценностей. Понимание их основано на разуме, на чувствах, опыте
личности.
Целью воспитания
в современной школе должно стать формирование уважения и терпимости
к другим людям, терпимости к противоположной точке зрения, овладение правилами
общественной полемики (т.е. толерантного мышления), способствующей
цивилизованному диалогу, а также участию каждого в обсуждении и выработке
важных решений.
Классный руководитель должен руководствоваться принципами:
·
Не навязывать ученику своего мнения
·
Использовать принцип сотрудничества во
всём
·
Предоставлять право выбора каждому
ученику.
Результатом моей педагогической деятельности по
формированию толерантности стала концепция «Человек XXI
века», где находят воплощение идеи добра, порядочности, честности, гражданского
самосознания.
В основе всей моей педагогической деятельности лежат
идеи Конвенции о правах ребёнка: ребёнок, школьник – это, прежде
всего, человек, то есть «живое существо», обладающее даром мысли
и речи, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и
другим настроение. Ребёнок независимо от возраста, характера, успеваемости – личность,
то есть член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими.
Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия
людей друг с другом – сотрудничество, компромисс,
взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и
себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения общаться,
преодолевать себя, договариваться.
В процессе воспитания формируется процесс
сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей. Итогом этой
работы должно стать создание работоспособного коллектива, где каждый старается
быть нужным для других, где компромисс и сотрудничество становятся основой
взаимоотношений.
Коренева Наталья
Георгиевна, учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория,
Победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель РФ» в рамках ПНПО (2006
год),
Почетный работник общего
образования РФ (2002 год),
финалист городского конкурса «Самый
классный классный» (2004 год, Владивосток)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.