Инфоурок Биология Другие методич. материалыМодульный урок по теме "Дыхание"

Модульный урок по теме "Дыхание"

Скачать материал

Урок биологии в 8 классе с применением модульной технологии

«Дыхание»

Форма обучения-урок.

Тип урока- урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока:

Обучающая: формирование умений и знаний у обучающихся по данной теме; повторение и закрепление основных понятий.

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.

Воспитывающая: создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся; формирование познавательных способностей.

Формы и приемы работы :

Индивидуальная работа, работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение разнообразных заданий, письменная работа контролирующего характера.

Средства обучения:

Учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8»

Необходимое (по числу учащихся) количество технологических карт урока.

Модуль №1. Органы дыхания

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: знать строение системы органов дыхания; механизм образования звука и  факторы, влияющие на высоту голоса; уметь  находить взаимосвязи между строением органа и функцией, которую он выполняет; овладевать умениями представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы.

На выполнение 1 минута.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Актуализация знаний

Цель: вспомнить особенности кровообращения, обеспечивающие взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.

Выполните тест (Образец записи: 1 а, 2б, 3в, ….)

1. Форменные элементы крови, основная функция которых заключается в переносе кислорода и углекислого газа: а) лейкоциты; б) эритроциты; в) тромбоциты.

2. Кровь, обеднённая кислородом: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

3. Кровь, насыщенная кислородом: а) смешанная; б) артериальная; в) венозная.

4. Белок эритроцитов, способный присоединять кислород и углекислый газ: а) фибрин; б) фибриноген; в) гемоглобин.

5. Кровеносные сосуды, в которых происходит обмен газами и веществами между кровью и тканями: а) артерии; б) вены; в) капилляры.

6. Путь движения крови по малому (лёгочному) кругу кровообращения: а) правый желудочек, правое и левое лёгкие, левое предсердие; б) левый желудочек, органы и ткани тела, правое предсердие; в) правое предсердие, правое и левое лёгкие, левый желудочек.

7. В лёгких кровь обогащается кислородом, превращаясь в: а) венозную; б) артериальную; в) смешанную.

8. К лёгким венозная кровь поступает по: а) лёгочным венам; б) лёгочной артерии; в) верхней и нижней полым венам.

9. От лёгких артериальная кровь поступает в левый желудочек по: а) лёгочным венам; б) лёгочной артерии; в) верхней и нижней полым венам.

10. Изменение состава крови в малом круге кровообращения: а) венозная - артериальная; б) артериальная – венозная; в) остаётся неизменной.

На выполнение 6 минут.

Индивидуальная самостоятельная работа.

 

Ответы запишите в тетрадь.

 

Проверьте свою работу по эталону (лист розового цвета в конверте с доп. материалами) и оцените по предложенным критериям: за каждый правильный ответ-1балл. Ответы для проверки возьмите у учителя

 

Результаты занесите в лист учёта контроля (в конверте с доп. материалами)

 

УЭ-2

Изучение нового материала

 

 

Цель: изучить строение органов дыхания в связи с выполняемыми функциями; рассмотреть механизм образования звука, определить  факторы, влияющие на высоту голоса.

Задание № 1 Из предложенного перечня выберите функцию дыхательной системы: регуляция постоянства внутренней среды организма, обмена веществ, влияние на рост и развитие организма; обеспечение обмена газов в лёгких и тканях; регуляция функций организма и осуществление связи организма с окружающей средой; транспорт веществ в организме и запишите её в тетрадь

Образец записи: Функция дыхательной системы: ….

 

На выполнение 25 минут.

 

 

Правильность выбора проверьте, прочитав тест перед § 23 на с. 101

 

При правильном выборе в лист учёта контроля поставьте 1 балл, в случае ошибки – 0 баллов

Задание 2. Используя текст § 29 и рис. 85 на с.116, укажите органы дыхания, обозначенные на рисунке цифрами 1- 6 (рисунок возьмите в конверте с дополнительными материалами и вклейте его в тетрадь)

 


1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

Задание 3. Перечислите органы, обеспечивающие продвижение воздуха к месту газообмена

Образец записи: Воздухоносные пути: ….

Обсудите результаты работы в паре.

 

Самооценка работы по выполнению заданий 2,3  (2-5 баллов)

Задание 4.  С использованием текста § 29 определите особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, приведя в соответствие содержание граф таблицы «Строение и функции органов дыхания» (таблица переносится в тетрадь с правильно подобранными характеристиками)

 

Органы

дыхания

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Образованы лёгочными пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной биологически активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет герметичную плевральную полость.

Свободное прохождение воздуха

Гортань

Трубки, стенки которых образованы хрящевыми кольцами  и выстланы слизистой оболочкой

Продвижение воздуха без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу

Трахея

Полость разделена на 2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые ходы, выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр

Препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук

Бронхи

Имеет вид воронки, образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель

Газообмен через стенки альвеол и капилляров

Лёгкие

Трубка, передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами

Воздух увлажняется, согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы

Правильность выполнения задания проверьте по эталону (зелёный лист в конверте с доп. материалами)

 

Критерии оценки: 0  ошибок – 3 балла; 1-3 ошибки – 2балла; 4-5  ошибки – 1 балл; 5 и более ошибок – 0баллов.

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

 

 

Строение гортани

Задание 5. 

- Рассмотрите рисунок строения гортани.

- Используя текст § 29 и рис. 87 на с.117, отметьте части, участвующие в образовании звука.

- Узнайте из текста, от чего зависит высота голоса человека.

- Найдите в тексте информацию, о факторах отрицательно влияющих на работу голосовых связок, запомните их.

 

 

 

 

 

 

 

Обсудите результаты работы в паре.

 

Самооценка работы по выполнению задания 5  (2-5 баллов)

УЭ-3

Закрепление изученного материала. Выходной контроль

 

Цель: проверить усвоение изученного учебного материала.

Ответьте на вопросы:

1. Назовите дыхательные пути, через которые проходит воздух.

2. Почему при правильном дыхании воздух из окружающей среды поступает именно в носовую полость?

3. Куда органы дыхания доставляют кислород – в альвеолы легких или к клеткам и тканям организма?

3. Почему голос ребёнка и женщины отличается от голоса мужчины?

4. Что препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути?

5. Почему альвеолы густо оплетены сеткой капилляров?

Вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение или сомнение в правильности, запишите в тетрадь и поработайте с ними дома.

 

За каждый правил ответ 1 балл

УЭ-4

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

I. Прочитайте цель урока (УЭ-0)

II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока? (да, частично, нет)

III. Подумайте, что помогло и что мешало вашей работе на уроке?

IV. Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

1. проработать материал модуля ещё раз, прочитав § 29 и рассмотрев рисунки к параграфу;

2. ответить на вопросы после § 29 на с.119 (устно);

3. найти ответы на вопросы УЭ-3;

4. повторить записи в тетради.

На выполнение 2 минуты.

 

Посчитайте количество баллов, набранных при выполнении заданий.

 

Лист учёта контроля сдайте учителю.

 

Дополнительные материалы к модулю № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Органы дыхания

 

1.      Носовая полость

2.      Носоглотка

3.      Гортань

4.      Трахея

5.      Бронхи

6.      Лёгкие

УЭ-1

Ответы к тесту

6. а

7. б

8. б

9. а

10. а

1. б

2. а

3. б

4. в

5. в

 

УЭ-2, задание 4. Таблица «Строение и функции органов дыхания»

Органы

дыхания

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Полость разделена на 2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые ходы, выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр

Воздух увлажняется, согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы

Гортань

Имеет вид воронки, образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель

Препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук

Трахея

Трубка, передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами

Продвижение воздуха без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу

Бронхи

Трубки, стенки которых образованы хрящевыми кольцами, и выстланы слизистой оболочкой

Свободное прохождение воздуха

Лёгкие

Образованы лёгочными пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной биологически активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет герметичную плевральную полость.

Газообмен через стенки альвеол и капилляров

 

Лист учёта контроля.  Модуль № 1

Ф.И. ученика __________________, класс _______

 

УЭ-1

УЭ-2

Общее кол-во баллов

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Модуль №2. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: знать органы, обеспечивающие дыхательные движения, и последовательность их работы; особенности процессов газообмена в лёгких и тканях; понятие «жизненная ёмкость лёгких»;  механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, дыхательные рефлексы; уметь выделять существенные признаки процессов ды­хания и газообмена; сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения; овладевать умениями представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы.

 

На выполнение 1 минута.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Проверка домашнего задания

Входной контроль

Цель: проверить, как усвоен  учебный материал темы «Органы дыхания» на уровне понимания взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

Задание. Дать краткие ответы на вопросы:

1. При прохождении по каким органам дыхания состав воздуха соответствует вдыхаемому?

2. Почему при правильном дыхании воздух из окружающей среды поступает именно в носовую полость?

3. Куда органы дыхания доставляют кислород – в альвеолы легких или к клеткам и тканям организма?

3. Почему альвеолы густо оплетены сеткой капилляров?

4. Что препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути?

5. Почему голос ребёнка и женщины отличается от голоса мужчины?

 

На выполнение 7 минут.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Ответы запишите на листе (№ вопроса - ответ) и сдайте на проверку учителю.

УЭ-2

Изучение нового материала

Цель: изучить органы, обеспечивающие дыхательные движения и последовательность их работы.

Задание № 1.

А) Рассмотрите анимацию «Дыхательные движения при нормальном дыхании» и, используя текст § 25на с. 106 и рис. 55 на с. 107, заполните вклеенную в тетрадь таблицу (таблицу возьмите в конверте с дополнительными материалами)

Таблица «Дыхательные движения»

Участвуют в дыхательных движениях:

Функциональное состояние при

вдохе

выдохе

1.Межрёберные мышцы

Сокращаются

Расслабляются

2. Диафрагма

 

 

3. Рёбра

 

 

4. Грудная клетка

 

 

5. Лёгкие (изменение объёма и давления)

 

 

Движение воздуха

 

 

Б) Используя рис.55 на с. 107, проговорите про себя последовательность функционального состояния участвующих в актах вдоха и выдоха органов.

В) Прочитайте статью «Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)», запишите определение понятия ЖЕЛ в тетрадь.

 

На выполнение 9 минут

 

Работа на компьютере: на рабочем столе папка «Человек, 8 кл.» - «Модуль 2» - файл указанной анимации

 

Правильность заполнения таблицы проверьте по эталону (зеленый лист в конверте с доп. материалами)

Критерии оценки: 0  ошибок - «5»; 1-2 ошибки - «4»; 3-4  ошибки – «3»; 5 и более ошибок - «2» и + 1-2 балла за работу с рисунком.

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

 

 

 

Цель: рассмотреть особенности газообмена в лёгких и тканях.

Задание № 2.

А) Рассмотрите интерактивный рисунок «Газообмен в лёгочной альвеоле и в тканях», прочитайте прилагающиеся к модели пояснения и, используя текст статей § 24  на с.120-121, в тетради сделайте записи:

Газообмен в лёгких

                                      ? (газ)

Альвеолы лёгких                           капилляры лёгких

                                     ? (газ)  

Газообмен  в тканях

                                         ? (газ)

Капилляры органов                        тканевая жидкость ---  клетки

                                         ? (газ)

Б) Перепишите предложения в тетрадь, сделав правильный выбор слов.

За счёт разницы парциального давления диффузия (распространение) газов идёт из области (большего или меньшего) давления, в область (большего или меньшего)  давления. В лёгких (венозная или артериальная) кровь превращается в (венозную или артериальную) кровь.

На выполнение 6 минут

 

Работа на компьютере: папка «Человек, 8 кл.» - «Модуль 2» - файл указанного интерактивного рисунка

 

Обсудите результаты работы в паре.

 

Самооценка работы по выполнению заданий 2 А,Б  (2-5 баллов)

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

 

Цель: познакомиться  с механизмами нервной и гуморальной регуляциями дыхания

Задание № 3.

А) Рассмотрите анимации «Гуморальная регуляция дыхания с помощью СО2», «Дыхательный акт, обусловленный приходом нервных импульсов из продолговатого мозга», «Влияние на дыхание высших дыхательных центров, защитных рефлексов, физических нагрузок, эмоций»

 

Б) Используя текст первой статьи § 31  на с. 122, заполните схему «Регуляция дыхания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На выполнение 8 минут

 

Работа на компьютере: папка «Человек, 8 кл.» - «Модуль 2» - файл указанной анимации

 

Обсудите результаты работы в паре.

 

Самооценка работы по выполнению задания 3 Б  (2-5 баллов).

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

 

УЭ-3

Закрепление изученного материала. Выходной контроль

 

Цель: проверить усвоение изученного учебного материала.

Разгадать кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания» (Приложение к модулю)

На выполнение 7 минут

 

Правильность выполнения задания проверьте по эталону (розовый лист в конверте с доп. материалами)

Критерии оценки: разгадано 15-14 слов - «5»; 13-11 слов - «4»;  10-8– «3»; 7 и менее - «2».

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

УЭ-4

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

I. Прочитайте цель урока (УЭ-0)

II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока? (да, частично, нет)

III. Подумайте, что помогло и что мешало вашей работе на уроке?

IV. Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

1. проработать материал модуля ещё раз, прочитав § 30, 31 (статья 1) и рассмотрев рисунки к параграфу;

2. продолжить заполнение кроссворда;

3. подготовить письменное сообщение об одной из указанных болезней: горная болезнь, кессонная болезнь.

На выполнение 2 минуты.

 

Посчитайте количество баллов, набранных при выполнении заданий, результат внесите  в лист учёта контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы к модулю № 2

 

 

Таблица «Дыхательные движения»

Участвуют в дыхательных движениях:

Функциональное состояние при

вдохе

выдохе

1.Межрёберные мышцы

Сокращаются

Расслабляются

2. Диафрагма

 

 

3. Рёбра

 

 

4. Грудная клетка

 

 

5. Лёгкие (изменение объёма и давления)

 

 

Движение воздуха

 

 

 

Таблица «Дыхательные движения»

Участвуют в дыхательных движениях:

Функциональное состояние при

вдохе

выдохе

1.Межрёберные мышцы

Сокращаются

Расслабляются

2. Диафрагма

Сокращается, становясь почти плоской

 Расслабляется

3. Рёбра

Приподнимаются вверх

Опускаются вниз

4. Грудная клетка

Объём увеличивается

Объём уменьшается

5. Лёгкие (изменение объёма и давления)

Расширяются, давление меньше атмосферного

Сжимаются, давление больше атмосферного

Движение воздуха

Воздух засасывается в лёгкие

Воздух выдавливается из лёгких

 

 

Лист учёта контроля. Модуль № 2

Ф.И. ученика __________________ класс _______

 

УЭ-1 (выст. уч-ль)

УЭ-2

УЭ-3

Общее кол-во баллов

1

2

3

 

 

 

 

 

 

Оценка


 Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания». Вариант 1.

По горизонтали:

1. Специальный прибор для определения жизненной ёмкости лёгких.

2. Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и принимающая участие в дыхательных движениях.

3. Концентрация кислорода в венозных капиллярах лёгочных пузырьков в сравнении с концентрацией углекислого газа.

4. Газ, содержание которого в выдыхаемом воздухе составляет до 4%.

                                                                                              5. Нервная регуляция дыхания, связанная с корой больших полушарий.

    6. Концентрация углекислого газа в венозных капиллярах

         лёгочных пузырьков в сравнении с концентрацией  кислорода.

 

 

По вертикали:

1. Газ, содержание которого во вдыхаемом воздухе составляет 21%.

2. Дыхательное движение, при котором мышцы расслабляются, рёбра опускаются вниз, объём грудной клетки уменьшается, лёгкие сжимаются.

4. Дыхательный рефлекс, возникающий при раздражении рецепторов носовой полости.

5. Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр.

 

 

 

6. Мышцы рёбер, сокращение которых изменяет объём грудной клетки.

7. Состояние мышцы диафрагмы при выдохе.

8. Вид крови в капиллярах альвеол после газообмена.

9. Дыхательное движение, при котором мышцы сокращаются, рёбра приподнимаются, диафрагма становится почти плоской, объём грудной полости и лёгких увеличиваются.

 

 

 

Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания». Вариант 2.

По горизонтали:

1.Концентрация углекислого газа в венозных капиллярах лёгочных пузырьков в сравнении с концентрацией  кислорода.

2. Дыхательный рефлекс, возникающий при раздражении гортани.

3. Нервная регуляция дыхания, связанная с корой больших полушарий.

4. Дыхательное движение, при котором мышцы расслабляются, рёбра опускаются вниз, объём грудной клетки уменьшается, лёгкие сжимаются.

5. Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и принимающая участие в дыхательных движениях.

6. Газ, содержание которого во вдыхаемом воздухе составляет примерно 0,03%.

7. Вид крови в капиллярах альвеол после газообмена.

 

По вертикали:

1.Состояние мышцы диафрагмы при выдохе.

2. Дыхательный рефлекс, возникающий при раздражении рецепторов носовой полости.

3. Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр.

4. Дыхательное движение, при котором мышцы сокращаются, рёбра приподнимаются, диафрагма становится почти плоской, объём грудной полости и лёгких увеличиваются.

5. Концентрация кислорода в венозных капиллярах лёгочных пузырьков в сравнении с концентрацией углекислого газа.

6. Газ, содержание которого в выдыхаемом воздухе составляет 16%.

7. Специальный прибор для определения жизненной ёмкости лёгких.

8. Мышцы рёбер, сокращение которых изменяет объём грудной клетки.


 

Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания». Вариант 1(ответы)

 

   Слова кроссворда:

 

   По горизонтали:

         1. спирометр

         2. диафрагма

         3. меньше

         4. углекислый

         5. произвольная

         6. больше

 

   По вертикали:

          1. кислород

          2. выдох

          3. кашель

          4. чихание

          5. продолговатый

          6. межрёберные

          7. расслабление

          8. артериальная

          9. вдох

 

 

 

 

 

 

Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания». Вариант 2 (ответы)

 

   Слова кроссворда:

 

   По горизонтали:

         1. больше

         2. кашель

         3. произвольная

         4. выдох

         5. диафрагма

         6. углекислый

         7. артериальная

 

   По вертикали:

          1. расслабление

          2. чихание

          3. продолговатый

          4. вдох

          5. меньше

          6. кислород

          7. спирометр

          8. межрёберные

 


Модуль №3. Болезни органов дыхания и их предупреждение

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: знать воздушно- капельный механизм зараже­ния инфекционными заболеваниями орга­нов дыхания (грипп и туберкулез),  меры предупреждения заболева­ний органов дыхания, действие курения на органы дыхания; уметь приводить доказательства  (аргументация)  необ­ходимости соблюдения мер профилактики легоч­ных заболеваний, борьбы с табакокурением.  овладевать умениями находить в учебной и научно-популярной лите­ратуре информацию об инфекционных заболева­ниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов; осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

На выполнение 1 минута.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Проверка домашнего задания

Входной контроль

Цель: проверить, как усвоен  учебный материал  на уровне умения выделять существенные признаки процессов ды­хания и газообмена

Задание. Подпишите рисунки:

Газообмен в лёгкихДыхание при приёме пищи                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 __________                  Рис.2 _________               Рис.3  _________                    

Рождение звука
Вдох и выдох1
 


                                                                                            

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 ___________     Рис. 5 _________         Рис 6 ________   Рис. 7___________

 

На выполнение 5 минуты.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Задание выполняйте в тетради

Образец ответа:

Рис. 1 Газообмен в лёгких

Рис. 2 ….

 

Выполненное задание  оценивается учителем при проверке тетради.

УЭ-2

Изучение нового материала

 

Цель: изучить приемы оказания первой помощи при спасении утопающего

Задание 1. Рассмотрите данные рисунки и, прочитав статью «Искусственное дыхание» §31 на с.123-124, определите последовательность оказания помощи утонувшему. Образец записи: 4,1,5,3, …

Первая помощь при утоплении 1
Искусственное дыхание 1
 


                                                                   

                                                                     А

 

 

 

                                                                     Б

 

 

 

 

Рис. 1 Помощь утопающему                Рис. 2 Искусственное дыхание и непрямой

                                                                            массаж сердца

1. Провести искусственное дыхание: вдувать воздух в накрытый носовым платком рот пострадавшего, зажимая нос (примерно 16 раз в минуту) как показано на рисунке 2 А

2. Положить пострадавшего на спину, освободив его шею, грудь и живот  от давящих частей одежды.

3. Под лопатки пострадавшего подложить какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть голову, выдвинув вперёд нижнюю челюсть.

4. Удалить воздух из воздухоносных путей и лёгких пострадавшего как показано на рисунке 1

5. Если сердце пострадавшего не бьётся, то надо сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца: после 1 вдувания производить 4-5 быстрых толчкообразных надавливаний на нижнюю треть грудины в направлении перпендикулярном позвоночнику как показано на рисунке 2 Б

6. Прекратить оказание первой помощи, если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс, и он стал самостоятельно дышать, придя в сознание

На выполнение 8 минут

 

Ответ проверьте по эталону  (зелёный лист в конверте с дополнительными материалами)

Критерии оценки: 0  ошибок - «5»; 1 ошибка - «4»; 2 ошибки – «3»; 3 и более ошибок - «2»

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

 

 

 

воздушно-капельный путьЦель: рассмотреть воздушно- капельный механизм зараже­ния инфекционными заболеваниями орга­нов дыхания, познакомиться с болезнями органов дыхания и причинами,  их вызывающими.

Задание № 2 Составьте по рисунку рассказ о передаче возбудителей инфекционных заболеваний воздушно-капельным путём  от больного человека к здоровому (устно).

 

 

 

 

 

 

 

На выполнение 4 минут

 

Самооценка работы по выполнению заданий (2-5 баллов)

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

 

Задание  № 3 Ознакомьтесь с содержание схемы и запомните данную в ней информацию о факторах, вызывающих заболевания органов дыхания и их названия. При выполнении домашнего задания в тексте § внимательно прочитайте о гриппе и туберкулёзе, обратите внимание на информацию о влиянии курения на органы дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На выполнение 5 минут

 

Самооценка работы по выполнению задания  (2-5 баллов).

 

Результаты занесите в лист учёта контроля.

 

УЭ-3

Закрепление изученного материала. Выходной контроль

Цель: проверить усвоение изученного учебного материала на творческом уровне

Задание 1. Используя рисунки (Приложение 1), составьте Памятку по профилактике болезней органов дыхания и предупреждению инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём

 

 

Задание 2 (выполняется при наличии времени). Придумайте антирекламу курению: синквейны, четверостишия, рисунки и др.

На выполнение 15 минут

Работа выполняется в парах, на специальном листе в пронумерованных графах таблицы и сдаётся на проверку учителю

Работа выполняется на отдельном листе

УЭ-4

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

I. Прочитайте цель урока (УЭ-0)

II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока? (да, частично, нет)

III. Запишите д/з в дневник

  1. Прочитать  §  31 (статья 2) , 32
  2. По желанию подготовить реферат (объём 3-5 листов) об инфекционных  заболеваниях органов дыхания или влиянии табакокурения на органы дыхания.
  3. Подготовка к проверочной работе – Интернет-тестирование  в режиме самопроверки на сайте дистанционного обучения кампании РУСАЛ по теме «Дыхание»

На выполнение 2 минуты.

Сдайте на проверку письменное д/з по модулю  2 (сообщение об одной из указанных болезней: горная болезнь, кессонная болезнь)

 

 

Дополнительные материалы к модулю № 3

 

Последовательность оказания помощи утонувшему

4. Удалить воздух из воздухоносных путей и лёгких пострадавшего как показано на рисунке 1

2. Положить пострадавшего на спину, освободив его шею, грудь и живот  от давящих частей одежды.

3. Под лопатки пострадавшего подложить какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть голову, выдвинув вперёд нижнюю челюсть.

1. Провести искусственное дыхание: вдувать воздух в накрытый носовым платком рот пострадавшего, зажимая нос (примерно 16 раз в минуту).

5. Если сердце пострадавшего не бьётся, то надо сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца: после 1 вдувания производить 4-5 быстрых толчкообразных надавливаний на нижнюю треть грудины в направлении перпендикулярном позвоночнику.

6. Прекратить оказание первой помощи если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс и он стал самостоятельно дышать, придя в сознание

 

 

Лист учёта контроля. Модуль  № 3

Ф.И. ученика __________________ класс _______

 

УЭ-1 (выст. уч-ль)

УЭ-2

УЭ-3 (выст. уч-ль)

Общее кол-во баллов

1

2

3

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 


Ф.И. уч-ся: ___________________________________________           

ПАМЯТКА

по профилактике болезней органов дыхания и предупреждению инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём

 

закаливание.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 


1.

манту 2

5.

использование носового платка

питание.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

флюорография 2

6.

9.

мёд.jpg
витамины.jpgпосещение врачапосещение врачапосещение врача

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.

посещение врача

7.

использование маски

 

курение.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 


4.

информирование 2

8.

10.


Проверочная работа по теме «Дыхание». I вариант

 

I. Выбрать один правильный ответ

1. Функция дыхательной системы: а) регуляция постоянства внутренней среды организма, обмена веществ, влияние на рост и развитие организма; б) обеспечение обмена газов в лёгких и тканях; в) регуляция функций организма и осуществление связи организма с окружающей средой; г) транспорт веществ в организме.

2. Лёгочные пузырьки, образующие губчатую массу лёгких: а) бронхиолы; б) артериолы; в) альвеолы; г) капилляры.

3. Прибор, с помощью которого определяют жизненную ёмкость лёгких: а) спирометр; б) танометр; в) градусник; г) томограф.

4. При газообмене в лёгких из альвеол в оплетающие их капилляры проникает: а) азот; б) углекислый газ; в) кислород; г) инертный газ.

5. При газообмене в тканях из клеток через тканевую жидкость в капилляры поступает: а) азот; б) углекислый газ; в) кислород; г) инертный газ.

6. Дыхательный рефлекс, возникающий при раздражении рецепторов носовой полости: а) кашель; б)  икота; в) рвота; г) чихание.

7.  Произвольная регуляция дыхания связана с: а) корой больших полушарий; б) продолговатым мозгом; в) спинным мозгом; г) мозжечком.

8. Избыток углекислого газа в крови:  а) замедляет частоту и глубину дыхания; б) ускоряет частоту и глубину дыхания; в) не изменяет частоту и глубину дыхания.

Вдох и выдох
 


II. Выбрать четыре  правильных ответа  их шести

9. Функциональное состояние органов, обеспечивающих дыхательные движения, при выдохе: а) межрёберные мышцы расслабляются; б) рёбра опускаются вниз; в) лёгкие сжимаются; г) объём лёгких увеличивается; д) рёбра приподнимаются вверх; е) диафрагма имеет куполообразную форму.

10. Инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём:  а) ангина; б) дизентерия; в) СПИД; г) туберкулёз; д) острые респираторные заболевания; е) скарлатина.

 

III. Установить соответствие

11. Установите соответствие между органами дыхательной системы и особенностями их строения

А) носовая полость

Б) гортань      

В) трахея       

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Г) бронхи      

Д) лёгкие

 

1. вход закрывает надгортанник; парные складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель;       

2. трубки, стенки которых образованы хрящевыми кольцами и выстланы слизистой оболочкой;

3.  имеются извилистые ходы, выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр;

4. образованы лёгочными пузырьками, снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет герметичную плевральную полость;

5. трубка, передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами.

 

12. Укажите последовательность оказания помощи утонувшему

А) удалить воздух из воздухоносных путей и лёгких пострадавшего          

Б) провести искусственное дыхание: вдувать воздух в накрытый носовым платком рот пострадавшего, зажимая нос (примерно 16 раз в минуту)        

В) положить пострадавшего на спину, освободив его шею, грудь и живот от давящих частей одежды     

Г) если сердце пострадавшего не бьётся, то надо сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца Д) под лопатки пострадавшего подложить какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть голову, выдвинув вперёд нижнюю челюсть      

Е) прекратить оказание первой помощи, если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс и он стал самостоятельно дышать, придя в сознание

 

IV. Дать полный ответ на вопрос

13. Перечислите меры по предупреждению заболеваний органов дыхания, передающихся воздушно-капельным путём.

 

 

 


Проверочная работа по теме «Дыхание». II вариант

 

I. Выбрать один правильный ответ

1. Функция дыхательной системы: а) транспорт веществ в организме; б) регуляция функций организма и осуществление связи организма с окружающей средой; в) обеспечение обмена газов в лёгких и тканях; г) регуляция постоянства внутренней среды организма, обмена веществ, влияние на рост и развитие организма.

2. Высота голоса человека зависит  от:  а) длины голосовых связок; б) формы голосовых связок; в) размера голосовой щели; г) количества колебаний голосовых связок в минуту.

3. Количество дыхательных движений, которое совершает в относительном покое взрослый человек за 1 минуту: а) 75; б) 8; в) 32; г) 16.

4. При газообмене в лёгких из капилляр в альвеолы проникает: а) азот; б) углекислый газ; в) кислород; г) инертный газ.

5. При газообмене в тканях из капилляр в клетки через тканевую жидкость поступает: а) азот; б) углекислый газ; в) кислород; г) инертный газ.

6. Дыхательный рефлекс, возникающий при раздражении гортани: а) кашель; б) чихание; в) рвота; г) икота.

7. Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр;  а) продолговатый мозг; б) промежуточный мозг; в) мозжечок; г) средний мозг.

8. Недостаток углекислого газа в крови частоту и глубину дыхания: а) ускоряет; б) замедляет; в) не изменяет.

Вдох и выдох
 


II. Выбрать четыре  правильных ответа  их шести

9.Функциональное состояние органов, обеспечивающих дыхательные движения, при вдохе: а) межрёберные мышцы сокращаются; б) рёбра приподнимаются; в) рёбра опускаются; г) диафрагма становится почти плоской; д) объём лёгких увеличивается; е) лёгкие сжимаются.

 

10. Инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём:  а) СПИД; б) туберкулёз; в) ангина; г) дизентерия; д) дифтерия; е) грипп.

 

III. Установить соответствие

11. Установите соответствие между особенностями строения носовой полости и её функциями

А) имеются извилистые ходы и многочисленные капилляры

Б) слизистая оболочка покрыта ресничками

В) слизистая оболочка имеет слизистые желёзки

1. задерживание и удаление пыли

2. уничтожение бактерий

3. согревание (или охлаждение) и увлажнение вдыхаемого воздуха

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

12. Укажите последовательность оказания помощи утонувшему

А) провести искусственное дыхание: вдувать воздух в накрытый носовым платком рот пострадавшего, зажимая нос (примерно 16 раз в минуту) удалить воздух из воздухоносных путей и лёгких пострадавшего

Б) удалить воздух из воздухоносных путей и лёгких пострадавшего

В) положить пострадавшего на спину, освободив его шею, грудь и живот от давящих частей одежды     

Г) под лопатки пострадавшего подложить какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть голову, выдвинув вперёд нижнюю челюсть

Д) если сердце пострадавшего не бьётся, то надо сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца

Е) прекратить оказание первой помощи если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс и он стал самостоятельно дышать, придя в сознание 

 

IV. Дать полный ответ на вопрос

13.  Перечислите меры по предупреждению заболеваний органов дыхания, передающихся воздушно-капельным путём.

 


Проверочная работа по теме «Дыхание». Ответы.

 

I вариант

II вариант

I. Выбрать один правильный ответ

1. б

2. в

3. а

4. в

5. б

6. г

7. а

8. б

1. в

2. а

3. г

4. б

5. в

6. а

7. а

8. б

II. Выбрать четыре  правильных ответа  их шести

9. а, б, в, е

9. а, б, г, д

10. а, г, д, е

10. б, в, д, е

III. Установить соответствие

11

А

Б

В

Г

Д

11

А

Б

В

3

1

5

2

4

3

1

2

12. А В Д Б Г Е

12. Б В Г А Д Е

IV. Дать полный ответ на вопрос

13.

13.

 

Критерии оценки:

Задания I. (вопросы 1-8) - за верное выполнение заданий выставляется 1 балл (макс. 8 баллов)

Задания II, III. (вопросы  9-12) - за верный ответ на каждое из заданий выставляется 2 балла. За ответ на задание  II выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если учащийся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно); за ответ на III задание  выставляется 2 балла, если нет ошибок и 0 баллов при наличии ошибок; за ответ на III задание (№12)  выставляется 2 балла, если нет ошибок, 1 балл если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки (макс.8 баллов)

Задание IV. (вопрос 13) – за каждую названную меру профилактики 0,5 балла, макс.3 балла.

Максимальное общее количество баллов – 19 б;                                 

«5» - 19 - 17 б. (100-90%); «4» - 16-11 б. (89-70%); «3» - 10-8,5 б. (69-50%); «2» - 8 и менее б.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Модульный урок по теме "Дыхание""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок биологии в 8 классе с применением модульной технологии

«Дыхание»

Форма обучения-урок.

Тип урока- урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока:

Обучающая: формирование умений и знаний у обучающихся по данной теме; повторение и закрепление основных понятий.

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.

Воспитывающая: создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся; формирование познавательных способностей.

Формы и приемы работы :

Индивидуальная работа, работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение разнообразных заданий, письменная работа контролирующего характера.

Средства обучения:

Учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8»

Необходимое (по числу учащихся) количество технологических карт урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 297 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1160
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1163
    • DOCX 491.2 кбайт
    • 33 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Князева Евгения Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Князева Евгения Валерьевна
    Князева Евгения Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 33261
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек