Урок биологии в 8 классе с применением модульной
технологии
«Дыхание»
Форма обучения-урок.
Тип урока- урок изучения и первичного закрепления
нового материала.
Цели урока:
Обучающая: формирование умений и знаний у обучающихся по
данной теме; повторение и закрепление основных понятий.
Развивающая: развивать у школьников умение выделять
главное, сравнивать, обобщать изученные факты; развивать у школьников
самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
Воспитывающая: создание педагогических ситуаций успешности
для повышения собственной самооценки и статуса учащихся; формирование
познавательных способностей.
Формы и приемы
работы :
Индивидуальная
работа, работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение
разнообразных заданий, письменная работа контролирующего характера.
Средства обучения:
Учебник
А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8»
Необходимое (по числу
учащихся) количество технологических карт урока.
Модуль №1. Органы дыхания
№
учебного
элемента
|
Учебный материал с указанием заданий
|
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
|
УЭ-0
|
Цель: знать строение системы
органов дыхания; механизм образования звука и факторы, влияющие на высоту
голоса; уметь находить взаимосвязи между строением органа и
функцией, которую он выполняет; овладевать умениями
представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать
работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы.
|
На выполнение 1
минута.
Внимательно
прочитайте цель урока
|
УЭ-1
Актуализация знаний
|
Цель: вспомнить особенности кровообращения, обеспечивающие
взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.
Выполните тест (Образец записи: 1 а, 2б, 3в, ….)
1. Форменные
элементы крови, основная функция которых заключается в переносе кислорода и
углекислого газа: а) лейкоциты; б) эритроциты; в) тромбоциты.
2. Кровь,
обеднённая кислородом: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
3. Кровь,
насыщенная кислородом: а) смешанная; б) артериальная; в) венозная.
4. Белок
эритроцитов, способный присоединять кислород и углекислый газ: а) фибрин; б)
фибриноген; в) гемоглобин.
5. Кровеносные
сосуды, в которых происходит обмен газами и веществами между кровью и
тканями: а) артерии; б) вены; в) капилляры.
6. Путь движения
крови по малому (лёгочному) кругу кровообращения: а) правый желудочек, правое
и левое лёгкие, левое предсердие; б) левый желудочек, органы и ткани тела,
правое предсердие; в) правое предсердие, правое и левое лёгкие, левый
желудочек.
7. В лёгких кровь
обогащается кислородом, превращаясь в: а) венозную; б) артериальную; в)
смешанную.
8. К лёгким
венозная кровь поступает по: а) лёгочным венам; б) лёгочной артерии; в)
верхней и нижней полым венам.
9. От лёгких
артериальная кровь поступает в левый желудочек по: а) лёгочным венам; б)
лёгочной артерии; в) верхней и нижней полым венам.
10. Изменение
состава крови в малом круге кровообращения: а) венозная - артериальная; б)
артериальная – венозная; в) остаётся неизменной.
|
На выполнение 6
минут.
Индивидуальная
самостоятельная работа.
Ответы запишите в тетрадь.
Проверьте свою работу по эталону (лист розового
цвета в конверте с доп. материалами) и оцените по предложенным критериям: за
каждый правильный ответ-1балл. Ответы для проверки возьмите у учителя
Результаты
занесите в лист учёта
контроля (в конверте с доп. материалами)
|
УЭ-2
Изучение нового материала
|
Цель: изучить строение органов дыхания в
связи с выполняемыми функциями; рассмотреть механизм образования звука,
определить факторы, влияющие на высоту голоса.
Задание № 1 Из предложенного перечня выберите
функцию дыхательной системы: регуляция постоянства внутренней среды
организма, обмена веществ, влияние на рост и развитие организма; обеспечение
обмена газов в лёгких и тканях; регуляция функций организма и осуществление
связи организма с окружающей средой; транспорт веществ в организме и запишите её в тетрадь
Образец записи:
Функция дыхательной системы: ….
|
На выполнение 25
минут.
Правильность выбора
проверьте, прочитав тест перед § 23 на с. 101
При правильном
выборе в лист учёта контроля поставьте 1 балл, в случае ошибки – 0 баллов
|
Задание 2. Используя текст § 29 и рис. 85 на с.116,
укажите органы дыхания, обозначенные на рисунке цифрами 1- 6 (рисунок
возьмите в конверте с дополнительными материалами и вклейте его в тетрадь)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Задание 3. Перечислите органы, обеспечивающие
продвижение воздуха к месту газообмена
Образец
записи: Воздухоносные пути: ….
|
|
Обсудите результаты
работы в паре.
Самооценка работы
по выполнению заданий 2,3 (2-5 баллов)
|
Задание 4. С использованием текста § 29 определите
особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, приведя
в соответствие содержание граф таблицы «Строение и функции органов дыхания»
(таблица переносится в тетрадь с правильно подобранными характеристиками)
Органы
дыхания
|
Особенности строения
|
Функции
|
Носовая полость
|
Образованы
лёгочными пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной
биологически активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет
герметичную плевральную полость.
|
Свободное
прохождение воздуха
|
Гортань
|
Трубки, стенки
которых образованы хрящевыми кольцами и выстланы слизистой оболочкой
|
Продвижение
воздуха без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу
|
Трахея
|
Полость разделена
на 2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые ходы,
выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр
|
Препятствует
попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук
|
Бронхи
|
Имеет вид
воронки, образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные складки
слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель
|
Газообмен через
стенки альвеол и капилляров
|
Лёгкие
|
Трубка, передняя
стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и
мышцами
|
Воздух увлажняется,
согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы
|
|
Правильность
выполнения задания проверьте по эталону (зелёный лист в конверте с доп.
материалами)
Критерии оценки: 0
ошибок – 3 балла; 1-3 ошибки – 2балла; 4-5 ошибки – 1 балл; 5 и более ошибок
– 0баллов.
Результаты
занесите в лист учёта
контроля.
|
|
Задание 5.
- Рассмотрите рисунок строения гортани.
- Используя текст § 29 и рис. 87 на с.117, отметьте
части, участвующие в образовании звука.
- Узнайте из текста, от чего зависит высота голоса
человека.
- Найдите в тексте информацию, о факторах
отрицательно влияющих на работу голосовых связок, запомните их.
|
Обсудите результаты
работы в паре.
Самооценка работы
по выполнению задания 5 (2-5 баллов)
|
УЭ-3
Закрепление
изученного материала. Выходной контроль
|
Цель: проверить усвоение изученного учебного
материала.
Ответьте на
вопросы:
1. Назовите
дыхательные пути, через которые проходит воздух.
2. Почему при
правильном дыхании воздух из окружающей среды поступает именно в носовую полость?
3. Куда органы
дыхания доставляют кислород – в альвеолы легких или к клеткам и тканям
организма?
3. Почему голос
ребёнка и женщины отличается от голоса мужчины?
4. Что препятствует
попаданию пищи в воздухоносные пути?
5. Почему альвеолы густо
оплетены сеткой капилляров?
|
Вопросы, ответы на
которые вызвали у вас затруднение или сомнение в правильности, запишите в
тетрадь и поработайте с ними дома.
За каждый правил
ответ 1 балл
|
УЭ-4
Подведение итогов урока
|
Подведение
итогов урока
I. Прочитайте цель урока (УЭ-0)
II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока? (да,
частично, нет)
III. Подумайте, что помогло и что мешало вашей работе
на уроке?
IV. Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы
работали на уроке:
1. проработать материал модуля ещё раз, прочитав § 29 и рассмотрев
рисунки к параграфу;
2. ответить на вопросы после § 29 на с.119 (устно);
3. найти ответы на вопросы УЭ-3;
4. повторить записи в тетради.
|
На выполнение 2
минуты.
Посчитайте
количество баллов, набранных при выполнении заданий.
Лист учёта контроля
сдайте учителю.
|
Дополнительные материалы к модулю № 1
|
Органы
дыхания
1.
Носовая полость
2.
Носоглотка
3.
Гортань
4.
Трахея
5.
Бронхи
6.
Лёгкие
|
УЭ-1
Ответы к тесту
|
6. а
7. б
8. б
9. а
10. а
|
1. б
2. а
3. б
4. в
5. в
|
УЭ-2, задание 4. Таблица «Строение и функции органов
дыхания»
|
Органы
дыхания
|
Особенности строения
|
Функции
|
Носовая полость
|
Полость разделена на
2 половинки костно-хрящевой перегородкой, имеются извилистые ходы, выстлана
слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр
|
Воздух увлажняется,
согревается, очищается от пыли, обезвреживаются микробы
|
Гортань
|
Имеет вид воронки,
образованной хрящами; вход закрывает надгортанник; парные складки слизистой
оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель
|
Препятствует
попаданию пищи в воздухоносные пути, рождается звук
|
Трахея
|
Трубка, передняя
стенка которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и
мышцами
|
Продвижение воздуха
без препятствия продвижению пищи по прилегающему пищеводу
|
Бронхи
|
Трубки, стенки
которых образованы хрящевыми кольцами, и выстланы слизистой оболочкой
|
Свободное
прохождение воздуха
|
Лёгкие
|
Образованы лёгочными
пузырьками (альвеолами), выстланными плёнкой, образованной биологически
активными в-ми; снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет герметичную
плевральную полость.
|
Газообмен через
стенки альвеол и капилляров
|
Лист
учёта контроля. Модуль № 1
Ф.И. ученика __________________, класс
_______
УЭ-1
|
УЭ-2
|
Общее кол-во баллов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
Оценка
|
|
Модуль №2. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция
дыхания
№ учебного элемента
|
Учебный материал с указанием заданий
|
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
|
УЭ-0
|
Цель: знать органы, обеспечивающие
дыхательные движения, и последовательность их работы; особенности процессов
газообмена в лёгких и тканях; понятие «жизненная ёмкость лёгких»; механизмы
нервной и гуморальной регуляции дыхания, дыхательные рефлексы; уметь
выделять существенные признаки процессов
дыхания и газообмена; сравнивать газообмен в легких и тканях, делать
выводы на основе сравнения; овладевать умениями представлять в
разных формах результаты работы с информацией; оценивать работу свою и
других; проводить рефлексию результатов работы.
|
На выполнение 1
минута.
Внимательно
прочитайте цель урока
|
УЭ-1
Проверка домашнего задания
|
Входной контроль
Цель: проверить, как усвоен учебный материал темы
«Органы дыхания» на уровне понимания взаимосвязи строения органов с
выполняемыми функциями.
Задание. Дать краткие ответы на вопросы:
1. При прохождении
по каким органам дыхания состав воздуха соответствует вдыхаемому?
2. Почему при
правильном дыхании воздух из окружающей среды поступает именно в носовую
полость?
3. Куда органы
дыхания доставляют кислород – в альвеолы легких или к клеткам и тканям
организма?
3. Почему альвеолы
густо оплетены сеткой капилляров?
4. Что препятствует
попаданию пищи в воздухоносные пути?
5. Почему голос
ребёнка и женщины отличается от голоса мужчины?
|
На выполнение 7
минут.
Индивидуальная
самостоятельная работа.
Ответы запишите на
листе (№ вопроса - ответ) и сдайте на проверку учителю.
|
УЭ-2
Изучение нового материала
|
Цель: изучить органы, обеспечивающие дыхательные движения и последовательность
их работы.
Задание № 1.
А) Рассмотрите
анимацию «Дыхательные движения при нормальном дыхании» и, используя текст §
25на с. 106 и рис. 55 на с. 107, заполните вклеенную в тетрадь таблицу
(таблицу возьмите в конверте с дополнительными материалами)
Таблица
«Дыхательные движения»
Участвуют в дыхательных движениях:
|
Функциональное состояние при
|
вдохе
|
выдохе
|
1.Межрёберные
мышцы
|
Сокращаются
|
Расслабляются
|
2. Диафрагма
|
|
|
3. Рёбра
|
|
|
4. Грудная клетка
|
|
|
5. Лёгкие
(изменение объёма и давления)
|
|
|
Движение воздуха
|
|
|
Б) Используя рис.55
на с. 107, проговорите про себя последовательность функционального состояния
участвующих в актах вдоха и выдоха органов.
В) Прочитайте
статью «Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)», запишите определение понятия ЖЕЛ в
тетрадь.
|
На выполнение 9
минут
Работа на
компьютере: на рабочем столе папка «Человек, 8 кл.» - «Модуль 2» - файл
указанной анимации
Правильность
заполнения таблицы проверьте по эталону (зеленый лист в конверте с доп.
материалами)
Критерии оценки: 0 ошибок - «5»; 1-2 ошибки - «4»; 3-4
ошибки – «3»; 5 и более ошибок - «2» и + 1-2 балла за работу с рисунком.
Результаты
занесите в лист учёта
контроля.
|
|
Цель: рассмотреть особенности газообмена в лёгких и тканях.
Задание № 2.
А) Рассмотрите
интерактивный рисунок «Газообмен в лёгочной альвеоле и в тканях», прочитайте
прилагающиеся к модели пояснения и, используя текст статей § 24 на
с.120-121, в тетради сделайте записи:
Газообмен в лёгких
? (газ)
Альвеолы лёгких капилляры
лёгких
? (газ)
Газообмен в тканях
? (газ)
Капилляры органов тканевая
жидкость --- клетки
? (газ)
Б) Перепишите
предложения в тетрадь, сделав правильный выбор слов.
За счёт разницы
парциального давления диффузия (распространение) газов идёт из области (большего
или меньшего) давления, в область (большего или меньшего)
давления. В лёгких (венозная или артериальная) кровь превращается в (венозную
или артериальную) кровь.
|
На выполнение 6
минут
Работа на
компьютере: папка «Человек, 8 кл.» - «Модуль 2» - файл указанного
интерактивного рисунка
Обсудите результаты
работы в паре.
Самооценка работы
по выполнению заданий 2 А,Б (2-5 баллов)
Результаты
занесите в лист учёта
контроля.
|
Цель: познакомиться с механизмами нервной и гуморальной регуляциями
дыхания
Задание № 3.
А) Рассмотрите анимации
«Гуморальная регуляция дыхания с помощью СО2», «Дыхательный акт,
обусловленный приходом нервных импульсов из продолговатого мозга», «Влияние
на дыхание высших дыхательных центров, защитных рефлексов, физических
нагрузок, эмоций»
Б) Используя текст
первой статьи § 31 на с. 122, заполните схему «Регуляция дыхания»
|
На выполнение 8
минут
Работа на
компьютере: папка «Человек, 8 кл.» - «Модуль 2» - файл указанной анимации
Обсудите результаты
работы в паре.
Самооценка работы
по выполнению задания 3 Б (2-5 баллов).
Результаты
занесите в лист учёта
контроля.
|
УЭ-3
Закрепление
изученного материала. Выходной контроль
|
Цель: проверить усвоение изученного
учебного материала.
Разгадать кроссворд
«Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания» (Приложение к модулю)
|
На выполнение 7
минут
Правильность
выполнения задания проверьте по эталону (розовый лист в конверте с доп.
материалами)
Критерии оценки:
разгадано 15-14 слов - «5»; 13-11 слов - «4»; 10-8– «3»; 7 и менее - «2».
Результаты занесите в лист учёта контроля.
|
УЭ-4
Подведение итогов урока
|
Подведение
итогов урока
I. Прочитайте цель урока (УЭ-0)
II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока?
(да, частично, нет)
III. Подумайте, что помогло и что мешало вашей работе
на уроке?
IV. Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы
работали на уроке:
1. проработать материал модуля ещё раз, прочитав § 30, 31 (статья 1)
и рассмотрев рисунки к параграфу;
2. продолжить заполнение кроссворда;
3. подготовить письменное сообщение об одной из указанных болезней:
горная болезнь, кессонная болезнь.
|
На выполнение 2
минуты.
Посчитайте
количество баллов, набранных при выполнении заданий, результат внесите в
лист учёта контроля.
|
Дополнительные материалы к модулю № 2
Таблица «Дыхательные
движения»
Участвуют в дыхательных движениях:
|
Функциональное состояние при
|
вдохе
|
выдохе
|
1.Межрёберные мышцы
|
Сокращаются
|
Расслабляются
|
2. Диафрагма
|
|
|
3. Рёбра
|
|
|
4. Грудная клетка
|
|
|
5. Лёгкие
(изменение объёма и давления)
|
|
|
Движение воздуха
|
|
|
Таблица «Дыхательные
движения»
Участвуют в дыхательных движениях:
|
Функциональное состояние при
|
вдохе
|
выдохе
|
1.Межрёберные мышцы
|
Сокращаются
|
Расслабляются
|
2. Диафрагма
|
Сокращается, становясь почти плоской
|
Расслабляется
|
3. Рёбра
|
Приподнимаются вверх
|
Опускаются вниз
|
4. Грудная клетка
|
Объём увеличивается
|
Объём уменьшается
|
5. Лёгкие
(изменение объёма и давления)
|
Расширяются, давление меньше атмосферного
|
Сжимаются, давление больше атмосферного
|
Движение воздуха
|
Воздух засасывается в лёгкие
|
Воздух выдавливается из лёгких
|
Лист учёта контроля. Модуль № 2
Ф.И. ученика
__________________ класс _______
УЭ-1 (выст.
уч-ль)
|
УЭ-2
|
УЭ-3
|
Общее кол-во
баллов
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Оценка
|
|
Кроссворд
«Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания». Вариант 1.
По горизонтали:
1. Специальный
прибор для определения жизненной ёмкости лёгких.
2. Мышца,
отделяющая грудную полость от брюшной и принимающая участие в дыхательных
движениях.
3. Концентрация
кислорода в венозных капиллярах лёгочных пузырьков в сравнении с
концентрацией углекислого газа.
4. Газ, содержание
которого в выдыхаемом воздухе составляет до 4%.
|
5. Нервная регуляция дыхания, связанная с корой больших полушарий.
6. Концентрация углекислого газа в венозных капиллярах
лёгочных пузырьков в сравнении с концентрацией кислорода.
По вертикали:
1. Газ, содержание
которого во вдыхаемом воздухе составляет 21%.
2. Дыхательное
движение, при котором мышцы расслабляются, рёбра опускаются вниз, объём
грудной клетки уменьшается, лёгкие сжимаются.
4. Дыхательный
рефлекс, возникающий при раздражении рецепторов носовой полости.
5. Отдел головного
мозга, в котором расположен дыхательный центр.
|
|
6. Мышцы рёбер, сокращение
которых изменяет объём грудной клетки.
7. Состояние мышцы
диафрагмы при выдохе.
8. Вид крови в
капиллярах альвеол после газообмена.
9. Дыхательное
движение, при котором мышцы сокращаются, рёбра приподнимаются, диафрагма
становится почти плоской, объём грудной полости и лёгких увеличиваются.
|
Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях.
Регуляция дыхания». Вариант 2.
По горизонтали:
1.Концентрация
углекислого газа в венозных капиллярах лёгочных пузырьков в сравнении с
концентрацией кислорода.
2. Дыхательный
рефлекс, возникающий при раздражении гортани.
3. Нервная
регуляция дыхания, связанная с корой больших полушарий.
4. Дыхательное движение,
при котором мышцы расслабляются, рёбра опускаются вниз, объём грудной клетки
уменьшается, лёгкие сжимаются.
5. Мышца,
отделяющая грудную полость от брюшной и принимающая участие в дыхательных
движениях.
6. Газ, содержание
которого во вдыхаемом воздухе составляет примерно 0,03%.
7. Вид крови в
капиллярах альвеол после газообмена.
По вертикали:
1.Состояние мышцы
диафрагмы при выдохе.
2. Дыхательный
рефлекс, возникающий при раздражении рецепторов носовой полости.
3. Отдел головного
мозга, в котором расположен дыхательный центр.
4. Дыхательное
движение, при котором мышцы сокращаются, рёбра приподнимаются, диафрагма
становится почти плоской, объём грудной полости и лёгких увеличиваются.
5. Концентрация
кислорода в венозных капиллярах лёгочных пузырьков в сравнении с
концентрацией углекислого газа.
6. Газ, содержание
которого в выдыхаемом воздухе составляет 16%.
7. Специальный
прибор для определения жизненной ёмкости лёгких.
8. Мышцы рёбер,
сокращение которых изменяет объём грудной клетки.
|
Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях.
Регуляция дыхания». Вариант 1(ответы)
Слова кроссворда:
По горизонтали:
1. спирометр
2. диафрагма
3. меньше
4. углекислый
5.
произвольная
6. больше
По вертикали:
1. кислород
2. выдох
3. кашель
4. чихание
5.
продолговатый
6.
межрёберные
7.
расслабление
8.
артериальная
9. вдох
Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях.
Регуляция дыхания». Вариант 2 (ответы)
Слова
кроссворда:
По горизонтали:
1. больше
2. кашель
3.
произвольная
4. выдох
5. диафрагма
6.
углекислый
7.
артериальная
По вертикали:
1.
расслабление
2. чихание
3.
продолговатый
4. вдох
5. меньше
6. кислород
7.
спирометр
8.
межрёберные
Модуль №3. Болезни органов дыхания и их
предупреждение
№ учебного элемента
|
Учебный материал с указанием заданий
|
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
|
УЭ-0
|
Цель: знать воздушно- капельный
механизм заражения инфекционными заболеваниями органов дыхания (грипп и
туберкулез), меры предупреждения заболеваний органов дыхания, действие
курения на органы дыхания; уметь приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. овладевать
умениями находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов; осваивать
приемы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего.
|
На выполнение 1
минута.
Внимательно
прочитайте цель урока
|
УЭ-1
Проверка домашнего задания
|
Входной контроль
Цель: проверить, как усвоен учебный материал на
уровне умения выделять существенные
признаки процессов дыхания и газообмена
Задание. Подпишите рисунки:
Рис. 1
__________ Рис.2 _________ Рис.3
_________
Рис. 4
___________ Рис. 5 _________ Рис 6 ________ Рис. 7___________
|
На выполнение 5
минуты.
Индивидуальная
самостоятельная работа.
Задание выполняйте
в тетради
Образец ответа:
Рис. 1 Газообмен
в лёгких
Рис. 2 ….
Выполненное
задание оценивается учителем при проверке тетради.
|
УЭ-2
Изучение нового материала
|
Цель: изучить приемы оказания
первой помощи при спасении утопающего
Задание 1. Рассмотрите данные рисунки и, прочитав статью «Искусственное дыхание»
§31 на с.123-124, определите последовательность оказания помощи утонувшему.
Образец записи: 4,1,5,3, …
А
Б
Рис. 1 Помощь
утопающему Рис. 2 Искусственное дыхание и непрямой
массаж сердца
1. Провести
искусственное дыхание: вдувать воздух в накрытый носовым платком рот
пострадавшего, зажимая нос (примерно 16 раз в минуту) как показано на рисунке
2 А
2. Положить
пострадавшего на спину, освободив его шею, грудь и живот от давящих частей
одежды.
3. Под лопатки
пострадавшего подложить какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть голову,
выдвинув вперёд нижнюю челюсть.
4. Удалить воздух
из воздухоносных путей и лёгких пострадавшего как показано на рисунке 1
5. Если сердце
пострадавшего не бьётся, то надо сочетать искусственное дыхание с непрямым
массажем сердца: после 1 вдувания производить 4-5 быстрых толчкообразных
надавливаний на нижнюю треть грудины в направлении перпендикулярном
позвоночнику как показано на рисунке 2 Б
6. Прекратить
оказание первой помощи, если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела
кожа, появился пульс, и он стал самостоятельно дышать, придя в сознание
|
На выполнение 8
минут
Ответ проверьте по
эталону (зелёный лист в конверте с дополнительными материалами)
Критерии оценки: 0 ошибок - «5»; 1 ошибка - «4»; 2 ошибки
– «3»; 3 и более ошибок - «2»
Результаты занесите
в лист учёта контроля.
|
|
Цель: рассмотреть воздушно- капельный механизм
заражения инфекционными заболеваниями органов дыхания, познакомиться
с болезнями органов дыхания и причинами, их вызывающими.
Задание № 2 Составьте по рисунку рассказ о передаче
возбудителей инфекционных заболеваний воздушно-капельным путём от больного
человека к здоровому (устно).
|
|
|
На выполнение 4
минут
Самооценка работы
по выполнению заданий (2-5 баллов)
Результаты занесите
в лист учёта контроля.
|
Задание № 3 Ознакомьтесь с содержание схемы и запомните
данную в ней информацию о факторах, вызывающих заболевания органов дыхания и
их названия. При выполнении домашнего задания в тексте § внимательно
прочитайте о гриппе и туберкулёзе, обратите внимание на информацию о влиянии
курения на органы дыхания.
|
На выполнение 5
минут
Самооценка работы
по выполнению задания (2-5 баллов).
Результаты занесите
в лист учёта контроля.
|
УЭ-3
Закрепление
изученного материала. Выходной контроль
|
Цель: проверить усвоение изученного
учебного материала на творческом уровне
Задание 1. Используя рисунки (Приложение 1), составьте
Памятку по профилактике болезней органов дыхания и предупреждению
инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём
Задание 2 (выполняется при наличии времени).
Придумайте антирекламу курению: синквейны, четверостишия, рисунки и др.
|
На выполнение 15
минут
Работа выполняется
в парах, на специальном листе в пронумерованных графах таблицы и сдаётся на
проверку учителю
Работа выполняется
на отдельном листе
|
УЭ-4
Подведение итогов урока
|
Подведение
итогов урока
I.
Прочитайте цель урока (УЭ-0)
II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока?
(да, частично, нет)
III. Запишите д/з в дневник
- Прочитать § 31
(статья 2) , 32
- По желанию
подготовить реферат (объём 3-5 листов) об инфекционных заболеваниях
органов дыхания или влиянии табакокурения на органы дыхания.
- Подготовка к
проверочной работе – Интернет-тестирование в режиме самопроверки на
сайте дистанционного обучения кампании РУСАЛ по теме «Дыхание»
|
На выполнение 2
минуты.
Сдайте на проверку
письменное д/з по модулю 2 (сообщение об одной из указанных болезней: горная
болезнь, кессонная болезнь)
|
Дополнительные материалы к модулю № 3
Последовательность оказания помощи
утонувшему
4. Удалить воздух из воздухоносных путей и
лёгких пострадавшего как показано на рисунке 1
2. Положить пострадавшего на спину, освободив
его шею, грудь и живот от давящих частей одежды.
3. Под лопатки пострадавшего подложить
какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть голову, выдвинув вперёд нижнюю
челюсть.
1. Провести искусственное дыхание: вдувать
воздух в накрытый носовым платком рот пострадавшего, зажимая нос (примерно 16
раз в минуту).
5. Если сердце пострадавшего не бьётся, то надо
сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца: после 1 вдувания
производить 4-5 быстрых толчкообразных надавливаний на нижнюю треть грудины в
направлении перпендикулярном позвоночнику.
6. Прекратить оказание первой помощи если у
пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс и он стал
самостоятельно дышать, придя в сознание
Лист учёта контроля. Модуль № 3
Ф.И. ученика
__________________ класс _______
УЭ-1 (выст.
уч-ль)
|
УЭ-2
|
УЭ-3 (выст.
уч-ль)
|
Общее кол-во
баллов
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Оценка
|
|
Проверочная работа по теме
«Дыхание». I вариант
I.
Выбрать один правильный ответ
1. Функция дыхательной системы: а)
регуляция постоянства внутренней среды организма, обмена веществ, влияние на рост
и развитие организма; б) обеспечение обмена газов в лёгких и тканях; в) регуляция
функций организма и осуществление связи организма с окружающей средой; г)
транспорт веществ в организме.
2.
Лёгочные пузырьки, образующие губчатую массу лёгких: а) бронхиолы; б)
артериолы; в) альвеолы; г) капилляры.
3. Прибор, с помощью которого
определяют жизненную ёмкость лёгких: а) спирометр; б) танометр; в) градусник;
г) томограф.
4. При газообмене в лёгких из
альвеол в оплетающие их капилляры проникает: а) азот; б) углекислый газ; в)
кислород; г) инертный газ.
5. При газообмене в тканях из
клеток через тканевую жидкость в капилляры поступает: а) азот; б) углекислый
газ; в) кислород; г) инертный газ.
6. Дыхательный рефлекс, возникающий
при раздражении рецепторов носовой полости: а) кашель; б) икота; в) рвота; г)
чихание.
7. Произвольная регуляция дыхания
связана с: а) корой больших полушарий; б) продолговатым мозгом; в) спинным
мозгом; г) мозжечком.
8. Избыток углекислого газа в крови:
а) замедляет частоту и глубину дыхания; б) ускоряет частоту и глубину дыхания;
в) не изменяет частоту и глубину дыхания.
II. Выбрать четыре
правильных ответа их шести
9. Функциональное состояние
органов, обеспечивающих дыхательные движения, при выдохе: а) межрёберные мышцы
расслабляются; б) рёбра опускаются вниз; в) лёгкие сжимаются; г) объём лёгких
увеличивается; д) рёбра приподнимаются вверх; е) диафрагма имеет куполообразную
форму.
10.
Инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём: а) ангина; б)
дизентерия; в) СПИД; г) туберкулёз; д) острые респираторные заболевания; е)
скарлатина.
III. Установить соответствие
11.
Установите соответствие между органами дыхательной системы и особенностями их
строения
А)
носовая полость
Б)
гортань
В)
трахея
|
Г)
бронхи
Д)
лёгкие
|
1. вход закрывает надгортанник;
парные складки слизистой оболочки между хрящами ограничивают голосовую щель;
2. трубки, стенки которых
образованы хрящевыми кольцами и выстланы слизистой оболочкой;
3. имеются извилистые ходы,
выстлана слизистой оболочкой с ресничками, обилие капилляр;
4. образованы лёгочными
пузырьками, снаружи покрыты оболочкой – плеврой; имеет герметичную
плевральную полость;
5. трубка, передняя стенка
которой образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами.
|
12. Укажите последовательность
оказания помощи утонувшему
А) удалить воздух из воздухоносных
путей и лёгких пострадавшего
Б) провести искусственное дыхание:
вдувать воздух в накрытый носовым платком рот пострадавшего, зажимая нос
(примерно 16 раз в минуту)
В) положить пострадавшего на спину,
освободив его шею, грудь и живот от давящих частей одежды
Г) если сердце пострадавшего не
бьётся, то надо сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца Д)
под лопатки пострадавшего подложить какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть
голову, выдвинув вперёд нижнюю челюсть
Е) прекратить оказание первой
помощи, если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс и
он стал самостоятельно дышать, придя в сознание
IV.
Дать полный ответ на вопрос
13. Перечислите
меры по предупреждению заболеваний органов дыхания, передающихся
воздушно-капельным путём.
Проверочная работа по теме «Дыхание».
II вариант
I. Выбрать один правильный
ответ
1.
Функция дыхательной системы: а) транспорт веществ в организме; б) регуляция
функций организма и осуществление связи организма с окружающей средой; в) обеспечение
обмена газов в лёгких и тканях; г) регуляция постоянства внутренней среды
организма, обмена веществ, влияние на рост и развитие организма.
2.
Высота голоса человека зависит от: а) длины голосовых связок; б) формы
голосовых связок; в) размера голосовой щели; г) количества колебаний голосовых
связок в минуту.
3.
Количество дыхательных движений, которое совершает в относительном покое
взрослый человек за 1 минуту: а) 75; б) 8; в) 32; г) 16.
4.
При газообмене в лёгких из капилляр в альвеолы проникает: а) азот; б)
углекислый газ; в) кислород; г) инертный газ.
5.
При газообмене в тканях из капилляр в клетки через тканевую жидкость поступает:
а) азот; б) углекислый газ; в) кислород; г) инертный газ.
6.
Дыхательный рефлекс, возникающий при раздражении гортани: а) кашель; б)
чихание; в) рвота; г) икота.
7.
Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр; а)
продолговатый мозг; б) промежуточный мозг; в) мозжечок; г) средний мозг.
8.
Недостаток углекислого газа в крови частоту и глубину дыхания: а) ускоряет; б)
замедляет; в) не изменяет.
II. Выбрать четыре
правильных ответа их шести
9.Функциональное состояние органов,
обеспечивающих дыхательные движения, при вдохе: а) межрёберные мышцы
сокращаются; б) рёбра приподнимаются; в) рёбра опускаются; г) диафрагма
становится почти плоской; д) объём лёгких увеличивается; е) лёгкие сжимаются.
10.
Инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём: а) СПИД; б)
туберкулёз; в) ангина; г) дизентерия; д) дифтерия; е) грипп.
III. Установить соответствие
11.
Установите соответствие между особенностями строения носовой полости и её
функциями
А)
имеются извилистые ходы и многочисленные капилляры
Б)
слизистая оболочка покрыта ресничками
В)
слизистая оболочка имеет слизистые желёзки
|
1.
задерживание и удаление пыли
2.
уничтожение бактерий
3.
согревание (или охлаждение) и увлажнение вдыхаемого воздуха
|
12.
Укажите последовательность оказания помощи утонувшему
А)
провести искусственное дыхание: вдувать воздух в накрытый носовым платком рот
пострадавшего, зажимая нос (примерно 16 раз в минуту) удалить воздух из
воздухоносных путей и лёгких пострадавшего
Б)
удалить воздух из воздухоносных путей и лёгких пострадавшего
В)
положить пострадавшего на спину, освободив его шею, грудь и живот от давящих
частей одежды
Г)
под лопатки пострадавшего подложить какой-нибудь мягкий свёрток, запрокинуть
голову, выдвинув вперёд нижнюю челюсть
Д)
если сердце пострадавшего не бьётся, то надо сочетать искусственное дыхание с
непрямым массажем сердца
Е)
прекратить оказание первой помощи если у пострадавшего сузились зрачки,
порозовела кожа, появился пульс и он стал самостоятельно дышать, придя в
сознание
IV.
Дать полный ответ на вопрос
13. Перечислите меры по
предупреждению заболеваний органов дыхания, передающихся воздушно-капельным
путём.
Проверочная работа
по теме «Дыхание». Ответы.
I вариант
|
II вариант
|
I.
Выбрать один правильный ответ
|
1.
б
2.
в
3.
а
4.
в
|
5.
б
6.
г
7.
а
8.
б
|
1.
в
2.
а
3.
г
4.
б
|
5.
в
6.
а
7.
а
8.
б
|
II.
Выбрать четыре правильных ответа их шести
|
9.
а, б, в, е
|
9.
а, б, г, д
|
10.
а, г, д, е
|
10.
б, в, д, е
|
III.
Установить соответствие
|
11
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
11
|
А
|
Б
|
В
|
3
|
1
|
5
|
2
|
4
|
3
|
1
|
2
|
12.
А В Д Б Г Е
|
12.
Б В Г А Д Е
|
IV. Дать
полный ответ на вопрос
|
13.
|
13.
|
Критерии оценки:
Задания I. (вопросы 1-8) - за верное выполнение заданий выставляется 1 балл
(макс. 8 баллов)
Задания II, III. (вопросы 9-12) - за верный ответ на каждое из заданий выставляется 2
балла. За ответ на задание II выставляется 1 балл, если в ответе указаны
две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других
случаях. Если учащийся указывает в ответе больше символов, чем в правильном
ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно);
за ответ на III задание выставляется 2 балла, если нет ошибок и 0
баллов при наличии ошибок; за ответ на III задание (№12) выставляется 2 балла, если нет
ошибок, 1 балл если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более
ошибки (макс.8 баллов)
Задание IV. (вопрос 13) – за каждую названную меру
профилактики 0,5 балла, макс.3 балла.
Максимальное общее количество баллов – 19 б;
«5» - 19 - 17 б. (100-90%); «4» - 16-11 б. (89-70%); «3»
- 10-8,5 б. (69-50%); «2» - 8 и менее б.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.