- 06.10.2020
- 578
- 5
Смотреть ещё
3 865
методических разработок для классного руководителя
Перейти в каталог
муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 118 « Школа мудрости»
г. Ростова-на-Дону
МОДУЛЬНАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
( система)
муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 118
« Школа мудрости»
Ворошиловского района
г. Ростова-на-Дону
МОДУЛЬНАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Автор-разработчик- Паханова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ гимназии № 118
«Школа мудрости».
Предназначена
для обучающихся 1-4-х классов.
Срок реализации - 4 года.
г. Ростов – на - Дону
I. Авторская воспитательная модель « 7 цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников.
1) Теоретико-методологическая основа воспитательной модели
« 7 цветов успеха» . с. 4-5
2) Модули воспитательной модели. с. 5-6
3) Реализация « Я – концепции» в модульной воспитательной модели.с.6 -7
а) Базовые положительные установки « Я – концепции» (по модулям).с. 7
б) Приоритетные направления модульной воспитательной модели. с. 8 - 9
в) Портрет выпускника начальной школы. с.9-10
г) Социальные инициативы учащихся. с.10- 12
4) Участие в инновационной работе по проблемам воспитания. с. 12
5) Инновационные методы оценивания качества воспитания. (Портфолио)с. 12-13
II. Обобщение и распространение собственного инновационного опыта деятельности.
1) Представление опыта на конференциях и семинарах. с. 13
2) Трансляция педагогического опыта в мастер-классах. с. 13
3) Участие в работе творческих групп. с. 13- 14
4) Активная позиция классного руководителя в гимназии. с.14
III. Мониторинг эффективности воспитательной работы.
1) Мониторинг развития и зрелости учащихся. с.15-17
2) Мониторинг сформированности здорового образа жизни. с. 18 - 20
3) Экспертная оценка эффективности воспитательной модели. с. 20- 22
IV.Ресурсы.
1) Нормативно – правовое обеспечение. с.23
2) Используемая литература.с.24
3) Интернет ресурсы. с. 25- 26
V. Приложения.
1) Паспорт воспитательной модели. с. 27
2) Модули воспитательной модели « 7 цветов успеха». с. 28
3)Индекс сплоченности.с. 28
4) Предпочитаемые виды деятельности по четвертям. с. 29 - 31
3)Классная газета «Мудрый совёнок».32 - 35
4) Грамоты. с. 36
Пояснительная записка
Авторская воспитательная модель « 7 цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников.
1)Теоретико-методологическая основа воспитательной модели
« 7 цветов успеха».
В контексте новых образовательных стандартов стратегической целью развития и совершенствования воспитательной системы МОУ гимназии № 118 «Школа мудрости» является воспитание гражданина и патриота России, успешной, толерантной, креативной, безопасной личности с устойчивой системой нравственных ценностей, способной к самореализации в социуме. Современные требования к образовательному процессу предполагают использование инновационных современных технологий воспитания и развития младших школьников.
Миру необходим человек разумный, то есть человек творящий, развивающий себя и мир на основе культуры единства с окружающим миром и реализующий себя через созидательный и свободный труд.
Творящий – обладающий необходимым набором универсальных умений для реализации авторской деятельности.
Развивающий себя и мир – умеющий познавать себя, общество, природу, умеющий изменять себя и воздействовать на общество и природу в соответствии с результатами этого познания.
Развивающий на основе культуры и единства с окружающим миром – то есть ощущающий единство с миром, обществом, с самим собой, умеющий прогнозировать результаты своей деятельности и нести ответственность за неё перед собой, обществом и природой.
Реализующий себя – обладающий необходимыми культурными нормами, позволяющими реализовывать себя через « своё дело» свободно в рамках этих норм.
Помочь состояться « человеку разумному» может школа. И начинать решать эту задачу целесообразно и необходимо в начальной школе. Именно на это нацелена воспитательная модель « 7 цветов успеха».
Технология авторской воспитательной модели « 7 цветов успеха» разработана и реализуется мною как система современных инновационных технологий воспитания и развития младших школьников. Таких технологий, как: технология саморазвивающего воспитания; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); гуманно-личностная технология; игровые технологии; технологии личностно-развивающего обучения и воспитания; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуального обучения и воспитания (индивидуальный подход, индивидуализация обучения и воспитания, метод проектов); коллективный способ обучения и воспитания. Совокупность, интеграция данных технологий позволяет рассматривать применяемую мною технологию как оригинальную синергетическую современную инновационную педагогическую технологию. На мой взгляд, эта технология обеспечивает:
· пространство самореализации, самодеятельности учащихся;
· востребованность социальных инициатив (практик) обучающихся;
· возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей;
·
продуктивное сотрудничество со сверстниками
и взрослыми;
эмоциональность, красочность, событиийность школьной жизни;
· интенсивное общение и осмысление нравственных основ межличностных отношений;
· пространство для социального творчества.
Для её реализации необходимо создать пространство ( условие), исходя из определённых гуманистических принципов:
· ребёнок учится только через действие;
· ребёнок имеет свои индивидуальные возможности в учебной и во внеклассной деятельности;
· ребёнок осваивает мир в целостном восприятии;
· ребёнок учится у другого ребёнка так же как и от учителя;
· ребёнок успешен, когда ему хорошо и комфортно;
· ребёнок успешен, когда его поддерживают и вдохновляют;
· ребёнок успешен, когда учитель является свободной, креативной, гармоничной личностью;
· ребёнок успешен, когда его родители активно участвуют в школьной жизни.
Цель модели воспитательной работы - создание благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого ученика в конкретных делах и поступках в соответствии с традициями и духовной культурой нашей страны.
Задачи:
· определить общие стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития к другой;
· создать условия для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;
· развить активность и инициативность, организаторские навыки самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
· формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей, обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду;
· воспитать гражданина своего Отечества и края на традициях народов РФ.
В области
обучения:
• научить
духу партнерства и сотрудничества;
• формировать признание многообразия личностей;
• формировать признание равенства других.
В области воспитания:
• формировать уважение человеческого достоинства;
• воспитывать уважение прав других;
• создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и
поведению.
В области психического развития:
• формировать способность поставить себя на место другого;
• формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права
быть иным.
В области социализации:
• формировать готовность мириться с чужим мнением;
• способствовать принятию другого таким, какой он есть.
Воспитательная модель учитывает особенности образования во всех его
компонентах: целях, содержании, отношениях между участниками, освоенной среде,
управлении. Инструментом его реализации является образовательный стандарт
второго поколения.
В основе нормативно – правового обеспечения данной модели лежат:
· Образовательная инициатива « Наша новая школа». · Приказ Министерства образования РФ. « Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждении» · Устав гимназии № 118. |
Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. В связи с тем, что наша гимназия – это гимназия полного дня, мы называем ее «школой семейного типа», в ней априори созданы все условия для реализации идей стандартов второго поколения, возможностей роста социальной, коммуникативной, информационной и других компетентностей личности обучающихся. Более того, до внедрения новых образовательных стандартов наша гимназия и я, как классный руководитель, имеем достаточный опыт, наработки в воспитательной работе, позволяющие уже сегодня говорить об успешной апробации стандартов второго поколения. Я считаю, что реализация авторской программы « 7 цветов успеха» позволяет обучающимся вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя, своих близких и порученное дело. Позволяет реализовать миссию выпускника гимназии:
Сохранить мир и украсить его собой!
Внедрение данной модели в ином образовательном учреждении обеспечит выполнение задач стандартов второго поколения.
2) Модули воспитательной модели « 7 цветов успеха».
Свою воспитательную модель я назвала « 7 цветов успеха» и это не случайно.
Когда не ладятся дела,
Мне помогает похвала.
Значение числа 7
7 (семь) на древних языках означает - полноту или завершенность. Символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого.
Семь - число духовного совершенства. Оно произошло от древнего слова "савах", означающего "быть наполненным или удовлетворенным, иметь достаток".
Вот и я хочу, чтобы мои ученики прошли путь познания, исследовали неизвестное, стали духовно и нравственно « наполненными людьми», удовлетворёнными, способными изменить мир и украсить его собой, счастливыми и самое главное -
УСПЕШНЫМИ!
Семь базовых гуманистических принципов модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха»:
· ребёнок должен быть любим;
· ребёнок должен быть уважаем;
· ребёнок должен знать и быть уверен, что справедливость существует;
· ребёнок может учиться прежде всего через действия и взаимодействие;
· ребёнок может осваивать мир в целостном его восприятии;
· ребёнок может быть успешен, когда ему хорошо и комфортно;
· ребёнок может быть успешен, когда его поддерживают и вдохновляют.
Воспитательная модель «7 цветов успеха» включает
7 модулей (как относительно «самостоятельных» частей воспитательного
процесса), так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и
отдельную личность.
2. Модуль «Интеллект».
3. Модуль «Творчество».
4. Модуля «Добро».
5. Модуль « Здоровье».
6. Модуль « Культура».
7. Модуль « Патриотизм».
Первый модуль «Истина» (социально-личностный) позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности
ребенка, формирует «Я - концепцию» как систему представления личности о себе.
Второй модуль «Интеллект» помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия в самых различных жизненных обстоятельствах.
В ходе реализации третьего модуля «Творчество» учащиеся включаются в творческую деятельность, получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой, эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности ребенка любого возраста. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит создание или открытие чего – то нового.
Для формирования гуманистического, демократического мышления необходима реализация четвёртого воспитательного модуля «Добро». Духовно-нравственный модуль способствует формированию первичного нравственного отклика на события, факты и явления.
Пятый модуль «Здоровье» В нашем случае, - это воспитание устойчивой мотивации обучающихся начальной школы на бережное и внимательное отношение к своему здоровью и здоровью одноклассников.
Шестой модуль « Культура» Позволяет развиваться эмоциональной сфере воспитанников. Влияет на воспитание духовных потребностей, обогащает зрительные и слуховые впечатления, развивает хороший художественный вкус.
Седьмой модуль « Патриотизм» способствует постепенному и неуклонному формированию у учащихся любви к своей Родине, чувств гордости за нее и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В процессе реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» создаются условия для формирования у детей мотивационно - ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Урочная и внеклассная работы осуществляются в тесной интеграции. Возникает предпосылка создания гомогенной образовательной среды. Нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяют качество взаимоотношений педагогов и учащихся. В основе взаимодействия равный диалог сознаний и событийный подход.
3) Реализация «Я – концепции» в модульной воспитательной модели.
Принимая участие в совместной деятельности, понимая своё и чужое поведение, ребёнок переходит к осознанию своего Я. Именно в этот период формируется собственная положительная « Я – концепция», которая в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем. Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшие требование к условиям формирования «Я – концепции». Единственная реальная опора и главный оценщик развития ребёнка и формирования личности – он сам.
Мною разработана и используется технология формирования положительной Я-концепции обучающихся. Реализация данной технологии осуществляется посредством конструирования смыслообразующих уроков, занятий, классных часов открытия новых знаний, метапредметных уроков, нацеленных на целостное восприятие окружающего мира, осмысления собственной позиции и значимости в нём, способствующих вхождению обучающегося в образ «Я» в контексте обучения и воспитания как поля коллективных смыслов, в котором реализуется их направленная передача от учителя к ученику . В образе «Я» субъект (мотив) и объект (цель) едины в одном лице. С другой стороны, учитывая, что смысл выводит человека за пределы собственного «Я», то и образование и воспитание будет являться не только процессом, обеспечивающим вхождение в образ «Я», но и процессом, способствующим выходу за пределы собственного «Я».
Особенностью модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» является формирование положительной «Я - концепции» на всех этапах реализации модулей. В зависимости от психологических особенностей детей каждого школьного возраста (1 – 4 классы) формирование положительной « Я – концепции» имеет своё направление и от класса к классу происходит «приращение» новых положительных установок.
Составляющие «Я - концепции» (Образа Я):
· Когнитивная - представления о себе, об образе своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
· Оценочная - самооценка - сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, чувство собственной ценности;
· Поведенческая - поведение в соответствии со своими убеждениями.
7 базовых положительных установок «Я - концепции» по модулям:
· модуль « ДОБРО» - Я добрый;
· модуль « Интеллект» - Я думающий;
· модуль « Патриотизм» - Я – справедливый;
· модуль « Здоровье» - Я – сильный;
· модуль « Истина» - Я – надёжный;
· модуль « Творчество» - Я талантливый;
· модуль « Культура» - Я – культурный.
б) Приоритетные направления модульной воспитательной модели.
Реализация воспитательной модели « 7 цветов успеха» осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
Первый год
«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;
· « Я – концепция» - формирование положительной «Я – концепции»;
· «Первоклассник. Я – школьник…Я – школьник? Я - школьник!»;
· « Моя дорога открытий»;
· « Моя дорога добра»;
· « Мир прекрасного»;
· « Я + ТЫ = МЫ»
· « Я и моя семья» и др.
Особенности воспитательной модели « 7 цветов успеха » в 1 -ом классе -«Первоклассник. Я - школьник… Я – школьник? Я – школьник!»
Таким образом, эмпатийное единство субъектов игрового взаимодействия тесно связано с развитием духовных ценностей ребенка и позволяет их фиксировать как: - познавательно – просветительские, способствующие интеллектуальному становлению личности; овладению приемами взаимодействия и взаимоотношений, которые позволяют более свободно ориентироваться в окружающей действительности, объективно оценивать жизненные ситуации и явления, оптимально применять критерии
существенности того или иного феномена, эффективно овладевать способами аналитического мышления; |
· этические, формирующие потребность соизмерения детьми своего поведения и поступков, такими критериями как добро, любовь, милосердие и вера; развивающие максимальную требовательность к себе, умения сопереживать, проявлять внимание к другим, уважая свое и чужое достоинство;
· эстетические, заключающиеся в формировании высокого вкуса, развитии творческих способностей, овладении детьми окружающей действительности по законам красоты, гармонии, прекрасного. Педагогическое обеспечение ( сопровождение ) игрового взаимодействия пронизывает идея взаимоуважения и соблюдения норм общения, выраженный как:
· совместный труд души: взаимопереживание, сочувствие, солидарность:
· совместный труд познания: взаимопонимание в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества, растущей личности;
· совместная радость поиска и открытия непознанного ранее.
Игровая деятельность имеет ряд ценностей:
Ребенок как центр деятельности. Ребенок должен быть в центре процесса игры и служб, обеспечивающих его игру, обязанных организовывать, управлять и координировать свою работу так, чтобы предлагать гибкую систему игры, подходящую для каждого ребенка.
1. Право выбора. Игра должна предоставлять право выбора каждому ребенку, в ней участвующему, обеспечивать возможность для принятия самостоятельных решений и развития его фантазии.
2. Опосредованность. Принимая во внимание, что иногда игра может предусматривать участие взрослых, вместе с тем взрослые должны быть внимательны к нуждам ребенка и никогда не контролировать игру детей, только при риске возникновения физического или морального ущерба для участников игры и окружающих,
3. Стимулирующая и развивающая игра. Каждый ребенок имеет право на игру, которая стимулирует его развитие и предоставляет ему определенную возможность для риска, вызова или преодоления, развивает его самоуважение и уверенность в себе.
4. Увеличение жизненного опыта. Игра должна предоставлять ребенку возможности для исследования, познания и понимания окружающего мира, а следовательно и возможность для физического, эмоционального и культурного опыта, увеличивающего его представления о мире.
5. Уважение личности. Каждый ребенок – индивидуальность и имеет право на уважение. Каждый ребенок должен чувствовать себя уверенным в том, что его индивидуальные особенности приняты и оценены взрослыми, которые работают и играют вместе с ним.
6. Опосредованность. Принимая во внимание, что иногда игра может предусматривать участие взрослых, вместе с тем взрослые должны быть внимательны к нуждам ребенка и никогда не контролировать игру детей, только при риске возникновения физического или морального ущерба для участников игры и окружающих,
7. Стимулирующая и развивающая игра. Каждый ребенок имеет право на игру, которая стимулирует его развитие и предоставляет ему определенную возможность для риска, вызова или преодоления, развивает его самоуважение и уверенность в себе.
8. Увеличение жизненного опыта. Игра должна предоставлять ребенку возможности для исследования, познания и понимания окружающего мира, а следовательно и возможность для физического, эмоционального и культурного опыта, увеличивающего его представления о мире.
9. Уважение личности. Каждый ребенок – индивидуальность и имеет право на уважение. Каждый ребенок должен чувствовать себя уверенным в том, что его индивидуальные особенности приняты и оценены взрослыми, которые работают и играют вместе с ним.
10. Взаимодействие. Игра по своей сути – процесс, требующий общего участия детей. Игровые работники должны поощрять детей, быть внимательными к нуждам остальных. Игра всегда должна побуждать детей к взаимодействию друг с другом, родителями, игровыми работниками.
11. Забота и внимание. Внимательный и заботливый подход к каждому ребенку очень важен и должен демонстрироваться все время. 12. Право на безопасную игру. Среда, в которой многие дети растут, не обязательно предоставляет им возможность для безопасной и творческой игры. Но все дети имеют право на игру, которая свободна от опасности и которая гарантирует физическую и персональную сохранность. В игровой среде ребенок должен чувствовать себя физически и персонально в безопасности. 13. Работа в рамках законов. Игра всегда должна происходить в согласии с законами, относящимися к детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия. 14. Игра доступна для всех. Каждый ребенок имеет право на игру.
Основной принцип игрового взаимодействия: « Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял ». В основе, которого лежит деятельностный подход. |
Реализация воспитательной модели в 1 классе осуществляется через систему взаимосвязанных проектов:
«МОЯ дорога открытий », «МОЯ дорога добра », « МОЯ дорога творчества», «Зеленая дорога», « МОИ домашние хлопоты», «МОЯ дорога рекордов», « Мир прекрасного».
Все проекты запускаются одновременно и реализуются в течение всего учебного года во внеурочное время. Ребенок имеет возможность свободного перехода из одного проекта в другой.
К концу первого класса у детей формируются необходимые качества младшего школьника: способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия; развитое чувство доброты, сострадания, любви, уважения, обязательности.
Второй год
«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;
· «Я в мире и мир во мне».
· «Я – второклассник».
· « Зеркало моего Я»- формирование положительной «Я – концепции»;
· « Я – концепции второклассника».
· « Школой мой второй дом».
· « Мои друзья – моя семья, которую выбирают».
· « Я – исследователь»
К концу второго класса формируются качества:
творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса; понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность, признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость.
Третий год
«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;
· « Я и окружающий меня мир».
· « Я житель донского края».
· « Обычаи и традиции моих предков – донских казаков».
· «Мы в истории и современной жизни страны».
· « Я и экологические проблемы местного и мирового значения».
· « Сохраним и украсим наш Донской край».
· « Мы правнуки героев».
Третий год обучения – стержневой в культурно – родовой идентификации личности школьника.
Поэтому реализация регионального компонента придаёт особое звучание организации личностного познания родного края от непосредственного восприятия к ощущению осмысления, формирует представления о древней истории края как части общемировых процессов; воспитывает личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции; развивает творческие способности учащихся, способствует воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.
К концу третьего класса формируются качества: способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения; умение, желание, потребность и способность выстраивать планы личного успеха на разную временную перспективу.
Четвёртый год
«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;
· « Я и моя Родина»
· « Я и моё Отечество». Пробудить интерес к истории своей страны, судьбам людей России, воспитать гордость за своё Отечество.
· « Я и общество».
· « Мои права и обязанности».
· « Мой внутренний мир и мир моих друзей».
· « Мир внутри и вокруг меня».
· «Сохраним и украсим этот мир собой».
7 приоритетных установок положительной « Я – концепции» в 4 – ом классе, реализуемых модульной воспитательной моделью « 7 цветов успеха»:
1. «Я - гражданин России».
2. «Я - успешный ученик».
3. «Я - законопослушный человек».
4. «Я – самостоятельный человек».
5. «Я - счастливый человек».
6. «Я - здоровый человек».
7. «Я - ответственный человек».
в) Портрет выпускника определяю через присвоение им
семи основных личностных компетенций выпускника начальной школы:
· способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения;
· умение, желание, потребность и способность выстраивать планы личного успеха на разную временную перспективу;
· развитие инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах и явлениях;
· творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса;
· понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность, признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость;
· способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, развитое чувство доброты, сострадания, любви, уважения, обязательности;
· умение работать с любой информацией, адекватно использовать родной и иностранный языки.
В контексте решения задач гражданского и патриотического воспитания (модуль « Патриотизм») разрабатываются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности. Примерами являются проекты: «Россия – моя Родина», « Мы внуки героев»,« Города- герои»,« Город Ростов – город Воинской славы»,
« История моей семьи», « Я – патриот своей страны», « Я – гражданин России» и др.
Социальные инициативы в контексте задач формирования ценностного отношения к образованию (модуль « Интеллект » ) состоят в создании книги интеллектуальных рекордов обучающихся, презентации образовательного маршрута своей семьи, проведении конкурсов знатоков и интеллектуальных марафонов различного содержания, моделировании галереи портретов выдающихся ученых, презентации своего города как города науки, проведении путешествий в «страну знаний» для младших и др. Примерами являются проекты:
« Интеллектуальный марафон», « Образование – сокровище», игры « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»,« Своя игра», « Я – интеллектуальный человек», « Я – успешный человек» и др.
Актуальным содержанием социальных инициатив обучающихся в сфере воспитания культуры здоровья (модуль « Здоровье») являются проекты, направленные на инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций; изучение истории олимпийских игр; открытие школьной книги спортивных рекордов; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания; проведение конкурсов болельщиков, создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания; проведение презентаций спортивных кумиров; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др. Примерами являются – проекты « Олимпийцы», « Спортивные истории», « Герои спорта», « Олимпиада в Сочи 2014», « Я – здоровый человек» и др.
В контексте решения задач эстетического воспитания (модули « Творчество», « Культура») проводятся творческие конкурсы, разрабатываются проекты в сфере литературного краеведения, создание художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок, проведения музыкальных фестивалей, а также проекты, направленные на эстетизацию повседневной школьной жизни. Примерами являются проекты: « Моцарт как наш современник», « Светлая музыка осени», « Мой любимый город Ростов», « Я культурный человек», « Ломоносовы среди нас» творческие конкуры « Вышивка», « Флористика» и др.
Метод проектов рассматриваю как одно из доминирующих направлений. Использование этого метода развивает самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую).Данный метод широко используется при реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха». Практически - конкретный результат использования метода – проекта – это большая электронная база ЦОР, созданная учащимися класса, которой пользуются преподаватели, воспитатели и учащиеся других классов гимназии. Данная база позволяет повысить эффективность учебно – воспитательного процесса, объединить учащихся для поиска решения проблем, увидеть конкретные «плоды" своего труда. Метод проектов доминирует во всех модулях воспитательной системы « 7 цветов успеха».
Системообразующая коллективная деятельность в рамках воспитательного модуля « 7 цветов успеха» реализуется через события. Событийный подход в воспитании, понимаемый как совокупность способов совместного бытия педагогов и учащихся, вызывающих сопереживание случившемуся факту через приобщение к происходящему, является фактором, средством и условием развития личности гимназиста.
4) Участие в инновационной работе по проблемам воспитания.
Гимназия № 118 на протяжении двадцати лет является инновационным образовательным учреждением. Все педагоги и я в том числе работаем в
инновационном режиме. Поэтому технология авторской воспитательной модели « 7 цветов успеха» разработана и реализуется мною как система современных инновационных технологий воспитания и развития младших школьников. В нашей гимназии созданы все условия для реализации идей стандартов второго поколения, возможностей роста социальной, коммуникативной, информационной и других компетентностей личности обучающихся. В настоящее время гимназия № 118 - это экспериментальная площадка лаборатории профессора В. Т. Фоменко, участником которой я являюсь.
Задачами экспериментального педагогического сообщества являются:
· организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;
· выработка новых подходов к осуществлению воспитания;
· поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех субъектоа образовании;.
· создание специфических систем воспитательной работы;
· выработка стратегий воздействия на учащихся;
· экспериментально-исследовательская работа и др.
Являясь участником экспериментальной площадки, работаю над проблемой : «Развитие ключевых компетентностей младших школьников на основе «выращивания» собственных смыслов и ценностей».
Стратегическая цель:
формирование новой дидактической модели начального образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме «очеловечивания» образовательного и воспитательного пространства.
Ориентационная цель:
развитие мотивированной компетентной личности, воспитание успешного выпускника начальной школы, владеющего адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для продолжения образования в средней и старшей школе.
Совокупность, интеграция технологий, используемых в воспитательной модели « 7 Цветов успеха», позволяет рассматривать применяемую мною технологию как оригинальную синергетическую современную инновационную педагогическую технологию, востребованную не только в нашем учебном учреждении.
Данная модульная воспитательная модель « 7 цветов успеха», реализуемая в нашей гимназии, позволяет решить практические, насущные проблемы образовательной среды, использовать её в повседневной учебной и воспитательной деятельности. Она может быть использована педагогами иных учебных заведений для реализации внеурочной деятельности, обозначенной в рамках стандартов II поколения. Реализация воспитательной системы « 7 цветов успеха» позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, постоянно стремиться к личностному росту, анализировать собственную деятельности. Модульная воспитательная модель « 7 цветов успеха» способствует:
§ достижению высокого уровня проявленности следующих метапредметных компетенций обучающихся:
умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения экспериментов;
умения делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.
§ достижению многообразия образовательных продуктов творческой и проектной деятельности моих учеников;
§ разнообразию работ, выполняемых разными учениками на одну и ту же тему, что свидетельствует о наличии индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
§ росту качества образовательных продуктов учащихся в
содержательном, техническом, художественном, информационном,
зрелищном аспектах.
§ повышению качества и степени обученности и воспитанности
обучающихся:
Выступая на конференциях и семинарах с обобщением своего опыта эффективной реализации воспитательного модуля « 7 цветов успеха», не раз получала общественно значимую оценку своей деятельности, социальную и профессиональную значимость своих разработок. Воспитательная модель была признана оптимальной, результативной, применимой в широкой педагогической практике.
Адекватным инструментом педагогического мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса является методика «портфолио».
Научная новизна исследования состоит в том, что феномен педагогического мониторинга рассматривается в контексте парадигмы личностно-ориентированного образовательного процесса в российском и мировом образовании. Анализу подвергается инструментарий педагогического мониторинга обученности и воспитанности учащихся с выделением «портфеля» как адекватного измерителя прогресса и результативности учебных достижений учащихся.
В нашем ученическом коллективе учащиеся ведут свои портфолио с первого класса. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
· создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
· поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
· поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
· формировать навыки учебной деятельности;
· формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· содействовать индивидуализации образования ученика;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
· укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
· Формировать положительную « Я – концепцию».
Мониторинг эффективности воспитательной модели « 7 цветов успеха».
|
|
Комплексный мониторинг позволяет проследить динамику развития личности школьника и коллектива в целом. Для этого использую различные диагностические методики.
Критерии |
Показатели |
Методики |
Социальная ответственность, патриотизм |
1.Направленность личности. 2.Отношение учащегося к семье, Отечеству, земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутреннему миру, своему «Я». |
1. Методика И.М.Витковской «Цветик-семицветик» 2.Методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой, П.В. Степанова «Личностный рост» |
Умение адаптироваться в современном мире |
Свобода личности. Гуманность. Духовность. Толерантность. Творчество личности. Практичность. |
1 Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» 2.Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
|
Сформированность индивидуальности личности |
Нравственная воспитанность. |
1.Методика С.М. Петровой «Пословицы»
|
Сформированность классного коллектива |
Степень сплочённости детского коллектива |
1.Методика Казакиной М.Г. «Мы – коллектив? Мы - коллектив… Мы – коллектив!» 2.Социометрия
|
Уровень развития ученического самоуправления |
Социальная активность, лидерские качества |
Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» |
Удовлетворённость жизнедеятельностью классного коллектива всех участников образовательного процесса |
Комфортность, защищённость личности обучающегося. Удовлетворённость педагога взаимоотношениями в коллективе класса. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания. |
1.Анкетирование.
|
Сформированность эстетического потенциала |
Развитость чувства прекрасного. Сформированность других эстетических чувств
|
1.Методика Торренса МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение
|
Одним из важнейших прав ребенка, закрепленного в основополагающих документах нашего государства, является право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь (Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ Об образовании, Закон РФ О санитарноэпидемиологическом благополучии населения и др.).Деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества.
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Определение культуры здоровья в модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» рассматривается как интегральная характеристика личности, включающая в себя здоровьесберегающие мотивационно - ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья младшего школьника можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. Данные задачи решаются в модуле «Здоровье» воспитательной модели « 7 цветов успеха».
Мониторинг формирования мотивации ЗОЖ младших школьников, обеспечивающий постоянное отслеживание результатов исследования, их соответствие рубежным или конечным целям. Содержание данного этапа состоит в планировании, организации и проведении квалиметрических процедур; в сборе, переработке, хранении информации о показателях формирования мотивации ЗОЖ школьников. При оценке уровней сформированности мотивации ЗОЖ школьников использовались диагностические процедуры: методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса); методика исследования показателей познавательных интересов (карта интересов); тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова и др.
Критерии |
Показатели |
Методики |
Сформированность мотивации ЗОЖ |
1.Направленность личности. 2.Отношение учащегося к ЗОЖ, к занятию спортом, к своему внутреннему миру, своему «Я». |
методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса) |
Сформированность познавательных интересов ЗОЖ |
1.Направленность личности.
|
(карта интересов); |
Сформированность мотивации на достижения ЗОЖ |
1.Отношение учащегося к ЗОЖ, к занятию спортом. |
тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова |
Уровнями сформированности мотивации ЗОЖ школьников являются:
- высокий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность
жизни ; владение умениями и навыками ЗОЖ; умение принимать самостоятельно положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях; сформированость волевых качеств, позволяющих преодолевать затруднения при решении жизненно важных задач. Эта совокупность знаний, умений и навыков позволяет школьнику удовлетворять свои потребности в ЗОЖ;
- средний уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность
жизни ; уровень сформированности знаний, умений и навыков ЗОЖ; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется
с дозированной помощью взрослых;
- низкий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность
жизни ; уровень сформированности знаний, умений и навыков ЗОЖ; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется
под непосредственным руководством взрослых (педагоги и родители).
Уровни сформированности мотивации ЗОЖ |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Высокий
|
70% |
82% |
93 % |
Средний
|
23% |
7% |
7% |
Низкий |
3% |
1% |
- |
Анализ данных, полученных в ходе использования диагностических методик показал, что коэффициент эффективности высокого и среднего уровня сформированности мотивации ЗОЖ стал больше ( с 2009 – 2011 год):
1. Увеличилось количество школьников с высоким и средним уровнем сформированности мотивации ЗОЖ;
2. значительно уменьшилось количество учащихся, у которых выявлен
низкий уровень сформированности мотивации ЗОЖ.
К такому результату привела целенаправленная деятельность всех участников педагогического процесса по формированию мотивации ЗОЖ школьников, включая личностно - ориентированную работу с учащимися
Диагностические методики, используемые в ходе реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха», позволили сделать следующие выводы, говорящие об эффективности данной модели:
1. « Социальная ответственность и патриотизм» - уровни социальной зрелости ученического коллектива - 85% учащихся высокий уровень, 15 % средний уровень.
2. «Умение адаптироваться в современном мире» - 78 % высокий уровень, 22 % средний.
3. « Сформированность индивидуальности личности» – 82 % высокий уровень, 18 % средний.
4. «Сформированность классного коллектива» - 92 % высокий уровень, 8 % средний уровень.
5. «Уровень развития ученического самоуправления» - 69 % высокий, 21 % средний.
6. «Удовлетворённость жизнедеятельностью классного коллектива участников образовательного процесса» - 100 % высокий уровень( анкетирование учащихся и анкетирование родителей).
7. Динамика охвата детей дополнительным образованием – 95%.
8. Уровень гражданского, нравственного и культурного развития воспитанников – находится в положительной динамике.
9. Уровень учебной мотивации - находится в положительной динамике.
10. Показатели мотивации ЗОЖ воспитанников - находятся в положительной динамике.
11. Участие в социальных проектах и творческих делах родителей – 78 %.
12. Охват детей спортивными секциями и физкультурно-массовой работой - 82 %.
13. В нашем коллективе царит мажорный тон, позволяющий каждому участнику с оптимизмом смотреть в будущее, ответственно относиться к жизни коллектива в целом, брать на себя решение все более сложных задач, так считают все ученики нашего класса 100%.
14. Никто не чувствует себя в коллективе обособленно и беззащитно.
15. До 90% учащихся класса активно принимают участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах.
16. В классе 29 учеников: из них 10 учащихся –учатся на «отлично» по всем предметам и 16 учащихся - на « хорошо» и « отлично».
17. Снижение уровня заболеваний – в положительной динамике.
18. Участие в работе классного журнала « Мудрый Совёнок» - 100% охват учащихся.
Разнообразие средств педагогического влияния, правильность выбора содержания и форм работы, приёмов включения учащихся в деятельность и общение, способствуют воспитанию личности каждого ребёнка. Таким образом, благодаря поставленным задачам, достигнут положительный результат в воспитании учащихся класса и в развитии классного коллектива.
Об эффективности реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» говорит и тот факт, что в течение всего периода обучения и воспитания
нет ни одного учащегося, состоящего на внутришкольном контроле. Большое положительное влияние на воспитание и сплочение детей оказывают родители.
Родители проявляют постоянный интерес к успеваемости детей, к проблемам воспитания, являются организаторами и соавторами целого ряда проектов. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета также благоприятно влияет на воспитательную работу в целом. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Взаимодействие с родителями я строю на основе таких идей-принципов, как:
· ребёнок должен быть любим;
· ребёнок должен быть уважаем;
· ребёнок должен знать и быть уверен, что справедливость существует.
Таким образом, реализация модульной воспитательной модели способствует успешному развитию, как личности каждого ребёнка, так и
становлению детского коллектива в целом. Деятельность по реализации модульного проекта « 7 цветов успеха» обеспечивает сохранение здоровья учащихся, профилактику травматизма, повышает уровень зрелости младших школьников, развивает креативное мышление и формирует гносеологическую потребность личности воспитанников. Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, культурных и социальных практиках со следующими результатами:
· в 2007 учебном году мои воспитанники стали победителями районной и призёрами городской краеведческих конференций по результатам работы над проектом «Судьба Ростовского – на – Дону зоопарка в годы Великой Отечественной войны»;
· в 2007 году десять моих учеников были награждены сертификатами « Гордость Ворошиловского района»;
· в 2007 году - 1 место в ежегодном районном конкурсе инсценированной военно- патриотической песни в номинации « Россия – Родина моя»;
· с 2007 – 2010 год воспитанники получили благодарственные письма от директора Ростовского областного музея краеведения за творческое участие в мастер – классах и интерактивных занятиях по истории города;
· в 2009 году учащиеся стали призёрами городского конкурса рисунков « Ростов вчера, сегодня, завтра».
· 2011г- 2, 4 место, 8, 10 места во всероссийской олимпиаде « Новогодние традиции». ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)
· 2012 г.- 4, 6 места во всероссийской олимпиаде « Географические открытия». ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)
· 2012 г. – 4, 6 , 7, 8 места во всероссийской олимпиаде « 100 великих писателей». ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)
· 2012г. – 1 место во всероссийской олимпиаде « Мои любимые сказки» ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)
· 2012 г.- 1 место в олимпиаде по английскому языку « Бульдог»
Авторская воспитательная модель « 7 цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников,
реализуемая в нашей гимназии, может быть использована педагогами иных учебных заведений для реализации внеурочной деятельности, обозначенной в рамках стандартов II поколения.
IV. Ресурсы
1. Нормативно – правовое обеспечение
IV. 2. Используемая литература
1.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
IV. 3. ИНТЕРНЕТ ресурсы
edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
- edu.ru - ресурсы портала для общего образования
● school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
● fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). .
● allbest - "Союз образовательных сайтов" Выбираем кнопку вверху слева "Главная". Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже - Иностранные языки и главное - так называемые "Электронные библиотеки" - это просто коллекции сайтов по различным темам. Есть рейтинг сайтов по разделам (при регистрации дают персональный номер, поэтому, нажимая на эту ссылку вы даете одно очко в мою пользу.
● fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.
● ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.).
● obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки". - Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.
● mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
● rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
● edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.
● window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
● Портал "ВСЕОБУЧ" - справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.
V. 1. Приложение
Паспорт воспитательной модели « 7 цветов успеха»
Наименование воспитательной модели
|
Воспитательная модель развития детского коллектива «7 цветов успеха» для обучающихся 1- 4 – х классов
|
Заказчик
|
Администрация гимназии № 118 « Школа мудрости» г. Ростова – на - Дону
|
Основной разработчик программы
|
Паханова Елена Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории, классный руководитель 4 класса, стаж – 23 года.
|
Сроки реализации
|
Реализация воспитательной модели рассчитана на четыре года (1-4 класс)
|
V. 3. Приложение
Индекс групповой сплочённости учащихся с 1 по 4 класс
Предпочитаемый вид деятельности обучающихся 3 класса
в 1 четверти 2010-11 учебного года
Предпочитаемый вид деятельности обучающихся 3 класса
во 2 четверти 2010-11 учебного года
Предпочитаемый вид деятельности обучающихся 3 класса
в 4 четверти 2006-07 учебного года
В нашем каталоге доступно 76 124 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Авторская воспитательная модель « 7 цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников.
1) Теоретико-методологическая основа воспитательной модели
« 7 цветов успеха» .
2) Модули воспитательной модели.
3) Реализация « Я – концепции» в модульной воспитательной модели.
а) Базовые положительные установки « Я – концепции» (по модулям).
б) Приоритетные направления модульной воспитательной модели.
в) Портрет выпускника начальной школы.
г) Социальные инициативы учащихся.
4) Участие в инновационной работе по проблемам воспитания.
5) Инновационные методы оценивания качества воспитания. (Портфолио)
6 677 912 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Паханова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.