КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И 3D МОДЕЛИРОВАНИЕ В
НАЧАЛЬНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Козлова
Татьяна Владимировна
Чернопольская
Ксения Николаевна
студенты 1 курса, кафедра вычислительной техники и
информационных технологий БГУ, г. Брянск Селезнев Владимир Аркадьевич
научный руководитель, ст. преподаватель БГУ, г. Брянск
Применение информационных
технологий в работе с учащимися младшего школьного возраста в настоящее время
находится на начальной стадии, а их внедрение обусловлено необходимостью
значительных перемен в системе начального общего образования в соответствии с новым
федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Современная
информационная образовательная среда требует владения компьютерными
технологиями не только в младшем школьном возрасте, но и в начальной школе. На
сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей,
педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.
Способность компьютера
воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения,
звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные
позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности и именно
поэтому в систему начального воспитания и обучения необходимо внедрять
информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает
интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход,
возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления
материала. Кроме того, у младших школьников один и тот же программный материал
должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм
подачи.
Авторами разработана модульная
образовательная программа «Основы компьютерной графики и 3D моделирования» для
младшего школьного возраста, в программе выполнена адаптация сложного
теоретического и практического материала к возрастным особенностям учащихся. В качестве программного
обеспечения применяется графический модуль CAD свободно распространяемой
"суперлегкой" компьютерной системы ADEM 7.0 SLt [2].
Эта программа, помимо бесплатной физической
доступности через Интернет на сайте компании-разработчика http://www.adem.ru,
считается одной из самых простых в использовании и в то же время является
полным прототипом профессиональных версий используемых в реальном производстве.
В связи с рекомендациями
«Методического письма по вопросам обучения информатике в начальной школе» МО
РФ компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять с помощью электронных
средств учебного назначения [1]. На основании этих рекомендаций для освоения
компьютерной графики в начальной школе в рамках модульной программы разработаны
электронные средства учебного назначения - компьютерные раскраски,
геометрические конструкторы в 2D и 3D формате.
Программа состоит из двух модулей –
плоского и объемного моделирования, каждый из которых включает в себя несколько
учебных элементов (см. таблицу 1). Освоение модуля CAD производиться поэтапно,
на первом этапе выполняются простейшие действия по составлению изображений из
подготовленных преподавателем элементов (компьютерный конструктор, см. рис. 1 и
рис. 3). На экран монитора выводится изображение объекта (самолет, паровоз) и
детали, из которых они состоят. Учащийся выделяет и перемещает нужные элементы
в рабочее поле и собирает из них заданное изображение. Для наилучшего освоения
геометрического конструктора авторами было разработано обучающее видео в
программе «UVScreenCamera». Для преподавателя подготовлены методические
рекомендации с поясняющим текстом и скриншотами последовательности выполнения
действий.
Таблица
1
Структура модульной программы для
младших школьников
«ОСНОВЫ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Предмет
|
Модули (М)
|
Учебные
элементы (УЭ)
|
Основы компьютерной
графики и 3D моделирования
|
М1.
2D
построения.
М2.
3D
моделирование
|
УЭ 01. Компьютерный конструктор в
формате 2D "Домик" (отрезки, сплайн, прямоугольники)
УЭ 02. Компьютерный конструктор в
формате 2D "Самолет" (замкнутый контур, дуга, ломаная линия)
УЭ 03.
Компьютерный конструктор в формате 2D "Кот"
(окружность, ломаная линия, правильный многоугольник)
УЭ 04. Построения в формате 2D "Паровоз"
(отрезки, прямоугольники, сплайн)
УЭ 05. Построения в формате 2D"Поезд"
(замкнутый контур, дуга)
УЭ 06.
Построения в формате 2D "Робот" (окружность, ломаная линия и
правильный многоугольник)
УЭ 07. Компьютерный конструктор
в формате 3D "Солнце" (проволока, труба, сфера, раскраска)
УЭ 08. Компьютерный
конструктор в формате 3D "Сервиз" (тела вращения,
раскраска)
УЭ 09. Компьютерный
конструктор в формате 3D "Домино" (тела смещением профиля,
раскраска).
УЭ10. Построения
в формате 3D
"Арифметика"
(проволока, труба, сфера)
УЭ 11. Построения в формате 3D
"Елочка" (создание объемных тел вращением профиля вокруг оси)
УЭ 12. Построения в формате 3D "Сыр"
(создание объемных тел смещением
профиля,
редактирование изображений)
|
На втором этапе, учащиеся сами
создают геометрические примитивы (окружности, прямоугольники, линии, дуги,
правильные многоугольники, сплайны и т.д.) и составляют из них изображение
(паровоз, поезд, робот) по образцам, разработанным преподавателем (см. рис.2 и
рис. 4). По завершению каждого из этих этапов школьники выполняют
самостоятельную творческую работу по составлению плоских и объемных
изображений.
Рис. 1. Учебные элементы УЭ1-УЭ3
Рис. 2. Учебные элементы УЭ4-УЭ6
Рис. 3. Учебные элементы УЭ7-УЭ9
Рис. 4. Учебные элементы УЭ10-УЭ12 Разработанные авторами
методики и учебные пособия по освоению модуля CAD системы ADEM апробированы в
учебном процессе и дают
положительные результаты, мотивируют школьников на
дальнейшее изучение компьютерных технологий, способствует развитию интересов к
учебе.
Список литературы:
1.
Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной
школе (Письмо Министерства образования Российской Федерации №957/13-13)
2.
ADEM CAD/CAM/TDM. Черчение, моделирование, механообработка.
/Авторы: Быков А.В., Силин В.В., Семенников В.В.,
Феоктистов В.Ю. СПб.: -2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.