Модуль по теме «Фотосинтез и хемосинтез»
УЭ0 – интегрирующая цель:
1. продолжить
формирование знаний о процессах жизнедеятельности клетки;
2. сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у
растений; о механизмах световой и темновой фаз; о значении фотосинтеза для
живых организмов на Земле, путях повышения его эффективности; познакомить обучающихся
с хемосинтезом
3. продолжить
формирование умения работать в режиме доверия и относительно жесткого контроля.
УЭ1 – входной контроль.
Цель:
проверить и систематизировать знания обучающихся по вопросу «Энергетический обмен и питание клетки».
Задание 1. Закончите предложение.
1.
Совокупность реакций биосинтеза органических веществ из неорганических
называется …
2.
Совокупность реакций расщепления, сопровождающихся выделением и запасанием
энергии, называется ….
3.
Совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных между собой и с
внешней средой, называется …
4. Организмы, создающие органические вещества из неорганических - называются…
5. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами - называются…
6. Организмы, создающие органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света - называются ….
7. Организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами - называются…
8. Организмы, процесс питания у которых состоит из поедания, переваривания и всасывания переваренных веществ, называются ….
9. Организмы, создающие органические вещества из неорганических за счет энергии химических связей - называются…
10. Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов -
называются…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:
а) метаболизм
(обмен веществ)
б) автотрофы
в)
энергетический обмен
г) гетеротрофы
|
д) фототрофы
е) сапрфиты
ж) голозои
|
з) пластический
обмен
и) хемотрофы
к) паразиты
|
Задание 2. Выберите ОДИН правильный ответ на вопросы:
Вариант -1.
|
Вариант -2.
|
1. В результате кислородного этапа энергетического
обмена в клетках синтезируются молекулы:
А) белков; Б) глюкозы;
В) АТФ; Г) ферментов
|
1.Число этапов энергетического обмена.
А) 1; Б) 2;
В)3; Г) 4.
|
2. Назовите органоид, где протекает бескислородный
этап энергетического обмена?
А) митохондрии;
Б) лизосомы;
В) пищеварительный тракт;
Г) цитоплазма
|
2. Большинство организмов используют для клеточного
дыхания в первую очередь:
А) углеводы;
Б) белки и углеводы;
В) белки и липиды;
Г) липиды и углеводы.
|
3. Первый этап энергетического обмена - …
А) кислородный; Б)подготовительный
В) бескислородный; Г) водородный
|
3. На каком из этапов энергетического обмена НЕ
синтезируется АТФ?
А) гликолиза; Б) подготовительного;
В) кислородного; Г) бескислородного.
|
4. Чистый выход АТФ в реакциях гликолиза при
расщеплении одной молекулы глюкозы составляет (в молекулах):
A) 2; Б) 4; В) 36; Г)38.
|
4. Назовите органоид, где протекает кислородный этап
энергетического обмена?
А) митохондрии; Б) лизосомы;
В) ядро; Г) цитоплазма
|
5. Суммарное количество АТФ, образующегося при
анаэробном дыхании в результате полного окисления одной молекулы глюкозы,
составляет в молекулах:
А) 2; Б) 34; В) 36; Г) 38.
|
5. На каком из этапов энергетического обмена
синтезируются 2 молекулы АТФ?
А) гликолиза; Б) подготовительного;
В) кислородного;
Г) поступления веществ в клетку
|
Критерии
оценки: + 1 балл за каждый правильный ответ (максимум
15 баллов).
УЭ2. Цель: сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у
растений; о механизмах световой и темновой фаз; о значении фотосинтеза для
живых организмов на Земле.
Задание 1. Прочитайте в учебнике в § 2.11 стр. 65-66 раздел «Значение
фотосинтеза». Выпишите в тетрадь значение фотосинтеза для живых организмов на
Земле. Критерии оценки: + 1 балл
Задание 2. Вспомните понятие Фотосинтез.
Прочитайте в
учебнике в § 2.11 стр. 66-68 разделы «Световая фаза фотосинтеза» и «Темновая
фаза фотосинтеза». Заполните таблицу в тетради.
Фазы фотосинтеза
Критерии
сравнения
|
Световая
фаза фотосинтеза
|
Темновая
фаза фотосинтеза
|
ширина
столбца 6 клеток
|
ширина
столбцов одинаковая
|
Где и когда происходит
|
|
|
Что происходит с энергией
|
|
|
Исходные вещества
|
+ Запишите
определение фотолиза воды
|
|
Что образуется
|
|
|
Критерии оценки: + 2 балла за правильное заполнение таблицы
Задание 3. Ответьте на вопросы:
- Какое
количество света используют растения для фотосинтеза?
- Назовите
главный и побочный (второстепенный) продукты фотосинтеза.
- Какова
продуктивность фотосинтеза?
Критерии
оценки: + 1 балл за каждый правильный ответ (максимум
3 балла)
УЭ3 Цель: познакомить обучающихся с хемосинтезом
Задание 1. Прочитайте в учебнике в § 2.11 стр. 68-69 раздел «Хемосинтез».
Перепишите текст и закончите предложения.
Хемотрофы – это
организмы, которые ……. . К ним относятся ….. .
Хемосинтез открыл в
…. году ………..
Критерии
оценки: + 1 балл за правильные ответы.
Задание 2. Заполните таблицу в тетради.
Сравнение
фотосинтеза и хемосинтеза
Критерии сравнения
|
Фотосинтез
|
Хемосинтез
|
ширина столбцов
одинаковая
|
У каких организмов происходит
|
|
|
Какой источник энергии используется в
процессе
|
|
|
Какие образуются вещества
|
|
|
Критерии оценки: + 2 балла за правильное заполнение таблицы
УЭ4-
выходной контроль. Цель: проверить
усвоение темы.
Задание 1. Выберите ТРИ правильных ответа.
К процессам
пластического обмена относятся:
А) реакции
окисления органических веществ;
Б) обеспечение
клетки энергией;
В) особенно
эффективен при наличии кислорода;
Г) обеспечивает
клетку строительным материалом;
Д) представляет
собой совокупность реакций синтеза;
Е) идет с
затратами энергии.
Задание 2. Выберите правильные суждения.
1.
хемосинтез происходит в клетках, содержащих
хлорофилл
2.
все живое прямо зависит от фотосинтеза
3.
фотосинтез – это одноступенчатый процесс
4.
фотосинтез – это многоступенчатый процесс
5.
хемосинтез идет за счет энергии солнечного
излучения
6.
фотосинтез идет за счет энергии солнечного
излучения
7.
при фотосинтезе синтезируется АДФ из АТФ и фосфата
8.
для хемосинтеза характерны «темновые» реакции
Критерии
оценки: + 1 балл за каждый правильный ответ (максимум
6 баллов).
УЭ5 Резюме: Если вы набрали:
26–30 баллов – оценка «5»; 17–
22 балла – оценка «3»;
23– 25 баллов –
оценка «4»; 16 баллов и менее – оценка «2».
Домашнее задание: по
записям в тетради повторить этапы энергетического обмена и фазы
фотосинтеза
Литература
- Батуев АС., Гуленкова МА, Еленевский Аг. Биология: Большой справочник для
школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.
- Дидактический
материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии / Р.А.
Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов. Под ред. А.И. Никишова. – М.:
«РАУБ-Цитадель», 1997.
- Каменский А.А.
Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл.
общеобразоват. учеб. заведений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.
Пасечник.- 3-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил.
- Муртазин Г.И..
Задачи и упражнения по общей биологии. - М.. Просвещение,1981.
- Фросин В.Н,
Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая
биология. - М: Дрофа, 2004. - 216с.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.