Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМодуль по русскому языку "Занимательный русский язык"

модуль по русскому языку "Занимательный русский язык"

Скачать материал

Пояснительная записка

 Программа составлена в соответствии с учебным планом  школ для слабовидящих детей  и примерными программами специальной (коррекционной) образовательной школы для слабовидящих, обучающихся по программе IV,VII, VIII видов.

Коррекционный курс  “Занимательный русский язык” рассчитан на 1 час в неделю (36 часов за год) для учащихся 5-9  классов и носит практический характер для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности; активизирует мышление, внимание, память, также на внеурочных занятиях ведется подготовка к ЕГЭ.

         Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

         Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

         Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к русскому языку как предмету.

         Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.      Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

         Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.

Для проведения внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие условия:

- новизна;

- необычность;

- неожиданность;

- несоответствие прежним впечатлениям.

Цели программы:

1.                 развитие интереса к русскому языку как к предмету;

2.                 воспитание бережного отношения к слову;

3.                 воспитание уважения к русскому языку – языку русского народа.

Данная программа решает следующие задачи:

1.                 углубление и расширение приобретённых на уроке знаний;

2.                 развитие лингвистического кругозора;

3.                 развитие творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по модулю «Занимательный русский язык»  (5-9 класс)

 

 

1 четверть

Тема урока

Кол-во часов

 

Вид деятельности

 

Дата проведения

 

1.      

 

Пресс-конференция

 

1

 

 

2.      

   Лексика. Лексическое значение слова.

 

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

3.      

Прямые и переносные значения.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

4.      

Антонимы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

5.      

Синонимы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

6.      

Мир фразеологии

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

7.      

Паронимы

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

8.      

Изложение

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

9.      

Игра – КВН по теме «Лексикология»

1

Выход в библиотеку

 

 

 

         2 четверть

Тема урока

Кол-во часов

 

Вид деятельности

 

Дата проведения

 

1.      

Пресс-конференция

 

1

 

 

2.      

Морфемика. Бывают ли слова без корня.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

3.      

Зачем нужны приставки и суффикс?

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

4.      

Слова и их формы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

5.      

Трудные случаи правописания гласных в корнях слов.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

6.      

Трудные случаи правописания приставок и суффиксов.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

7.      

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

8.      

Посещение Музыкального театра

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         3 четверть

Тема урока

Кол-во часов

 

Вид деятельности

 

Дата проведения

 

1.      

Пресс - конференция

1

 

 

2.      

Морфология. Имя существительное

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

3.      

Имя прилагательное

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

4.      

Глагол

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

5.      

Имя числительное

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

6.      

Местоимение

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

7.      

Наречие

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

8.      

Написание изложения

1

р/р

 

9.      

Написание изложения

1

р/р

 

10.  

Написание сочинения

1

р/р

 

11.  

Посещение музыкального театра

1

 

 

 

 

 

 

 

 

         4 четверть

Тема урока

Кол-во часов

 

Вид деятельности

 

Дата проведения

 

1.      

Пресс - конференция

1

 

 

2.      

Синтаксис и пунктуация. Предложение. Грамматическая  основа предложения. Грамматические нормы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

3.      

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

4.      

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

5.      

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовая работа.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

6.      

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

7.      

Сложные бессоюзные предложения..

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач

 

8.      

Посещение Драматического театра.

1

р/р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

Для педагога:

1. Граник Г. Г. Секреты пунктуации. М., 1987г.

2 Кобяков Д. Ю. «Приключения слов»

3 Люстрова З. Н. «Друзьям русского языка»

4 Соловьёва М. Л. «Занимательность на уроках русского языка в 5 классе» РЯШ №6 - 1991г.

5 Ушаков Н. Н. «Внеурочная работа по русскому языку»

6 Ушаков Н. Н. «Занимательные материалы к урокам русского языка»

7 Шанский Н. М. «В мире слов»

8 Язовицкий Е. В. «Говорите правильно»

 

Для учащихся:

1. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание

2. Казанский Б. В. В мире слов

3. Смолицкая Г. П. Занимательная топонимика

4. Суперанская А., Суслова А. О. О русских фамилиях

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончанию модуля учащиеся должны знать:

- почему мы так говорим;

- как возникают наименования географических мест, событий, явлений;

- почему «умирают» слова, появляются новые;

- почему появляются новые значения у старых слов;

- как люди должны общаться между собой.

Уметь:

- самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;

- искать пути раскрытия имён, фразеологических оборотов, географических названий своего родного края;

Работать с художественной литературой, словарями, словарной статьёй.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание модуля « Занимательный русский язык»

 

 

Разделы

 

Кол-во часов

 

Элементы содержания

 

1

1 четверть

Лексика

9

   Лексика. Лексическое значение слова.

Прямые и переносные значения.

Антонимы.

Синонимы.

Мир фразеологии

Паронимы

Изложение

Игра – КВН по теме «Лексикология»

2

2 четверть

Морфемика

8

Морфемика. Бывают ли слова без корня. Зачем нужны приставки и суффикс?Слова и их формы. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания приставок и суффиксов.Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.Посещение Музыкального театра

3

3 четверть

Морфология

11

Пресс – конференция Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Местоимение. Наречие. Написание изложения. Написание изложения. Написание сочинения.Посещение музыкального театра

4

4 четверть

Синтаксис и пунктуация

8

Пресс – конференция. Синтаксис и пунктуация. Предложение. Грамматическая  основа предложения. Грамматические нормы. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовая работа. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Посещение Драматического театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Модуль по русскому языку "Занимательный русский язык""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

  Программа составлена в соответствии с учебным планом  школ для слабовидящих детей  и примерными программами специальной (коррекционной) образовательной школы для слабовидящих, обучающихся по программе IV,VII, VIII видов.

     Коррекционный курс  “Занимательный русский язык” рассчитан на 1 час в неделю для учащихся 5-9  классов и носит практический характер для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 324
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 610
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 321
    • DOCX 115 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Юлия Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеева Юлия Павловна
    Сергеева Юлия Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 3263
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 606 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе