Пояснительная
записка
Программа составлена в соответствии с учебным
планом школ для слабовидящих детей и примерными программами специальной
(коррекционной) образовательной школы для слабовидящих, обучающихся по
программе IV,VII, VIII видов.
Коррекционный
курс “Занимательный русский язык” рассчитан на 1 час в неделю (36 часов за год)
для учащихся 5-9 классов и носит практический характер для развития интереса и
познавательной активности детей, их творческой самостоятельности; активизирует
мышление, внимание, память, также на внеурочных занятиях ведется подготовка к
ЕГЭ.
Развитие
пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям,
интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей,
стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и
во внеклассной работе по любому предмету.
Изучение
лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников
узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не
всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае
на помощь приходят внеклассные занятия.
Внеклассная
работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа –
не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении
учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной
форме проводит занятия, развивает интерес к русскому языку как предмету.
Применение
игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать
обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес
в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится
эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к
более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их
получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной
программы.
Актуальность
данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного
материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики,
истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по
предмету, развивает интерес к родному языку.
Для проведения
внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие
условия:
- новизна;
- необычность;
- неожиданность;
- несоответствие прежним
впечатлениям.
Цели программы:
1.
развитие интереса к русскому языку как к
предмету;
2.
воспитание бережного отношения к слову;
3.
воспитание уважения к русскому языку –
языку русского народа.
Данная программа решает
следующие задачи:
1.
углубление и расширение приобретённых на
уроке знаний;
2.
развитие лингвистического кругозора;
3.
развитие творческих способностей учащихся.
Календарно – тематическое планирование по модулю «Занимательный
русский язык» (5-9 класс)
1 четверть
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Вид
деятельности
|
Дата проведения
|
1.
|
Пресс-конференция
|
1
|
|
|
2.
|
Лексика. Лексическое значение
слова.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
3.
|
Прямые и
переносные значения.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
4.
|
Антонимы.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
5.
|
Синонимы.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
6.
|
Мир фразеологии
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
7.
|
Паронимы
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
8.
|
Изложение
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
9.
|
Игра – КВН по
теме «Лексикология»
|
1
|
Выход в
библиотеку
|
|
2 четверть
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Вид
деятельности
|
Дата проведения
|
1.
|
Пресс-конференция
|
1
|
|
|
2.
|
Морфемика. Бывают ли
слова без корня.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
3.
|
Зачем нужны
приставки и суффикс?
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
4.
|
Слова и их
формы.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
5.
|
Трудные случаи
правописания гласных в корнях слов.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
6.
|
Трудные случаи
правописания приставок и суффиксов.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
7.
|
Правописание
приставок ПРИ- и ПРЕ-.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
8.
|
Посещение
Музыкального театра
|
1
|
|
|
3 четверть
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Вид
деятельности
|
Дата проведения
|
1.
|
Пресс -
конференция
|
1
|
|
|
2.
|
Морфология. Имя
существительное
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
3.
|
Имя
прилагательное
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
4.
|
Глагол
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
5.
|
Имя
числительное
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
6.
|
Местоимение
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
7.
|
Наречие
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
8.
|
Написание
изложения
|
1
|
р/р
|
|
9.
|
Написание
изложения
|
1
|
р/р
|
|
10.
|
Написание
сочинения
|
1
|
р/р
|
|
11.
|
Посещение
музыкального театра
|
1
|
|
|
4 четверть
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Вид
деятельности
|
Дата проведения
|
1.
|
Пресс -
конференция
|
1
|
|
|
2.
|
Синтаксис
и пунктуация. Предложение. Грамматическая основа предложения.
Грамматические нормы.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
3.
|
Простое
осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Тестовая работа.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
4.
|
Знаки
препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
5.
|
Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовая работа.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
6.
|
Синтаксический
анализ сложного предложения.
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
7.
|
Сложные
бессоюзные предложения..
|
1
|
Беседа, игровые
упражнения, решение занимательных задач
|
|
8.
|
Посещение
Драматического театра.
|
1
|
р/р
|
|
Используемая литература
Для педагога:
1. Граник Г. Г. Секреты
пунктуации. М., 1987г.
2 Кобяков Д. Ю.
«Приключения слов»
3 Люстрова З. Н. «Друзьям
русского языка»
4 Соловьёва М. Л.
«Занимательность на уроках русского языка в 5 классе» РЯШ №6 - 1991г.
5 Ушаков Н. Н.
«Внеурочная работа по русскому языку»
6 Ушаков Н. Н.
«Занимательные материалы к урокам русского языка»
7 Шанский Н. М. «В мире
слов»
8 Язовицкий Е. В.
«Говорите правильно»
Для учащихся:
1. Ветвицкий В. Г.
Занимательное языкознание
2. Казанский Б. В. В мире
слов
3. Смолицкая Г. П.
Занимательная топонимика
4. Суперанская
А., Суслова А. О. О русских фамилиях
Требования
к уровню подготовки учащихся
По окончанию модуля
учащиеся должны знать:
- почему мы так говорим;
- как возникают
наименования географических мест, событий, явлений;
- почему «умирают» слова,
появляются новые;
- почему появляются новые
значения у старых слов;
- как люди должны
общаться между собой.
Уметь:
- самостоятельно готовить
сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;
- искать пути раскрытия
имён, фразеологических оборотов, географических названий своего родного края;
Работать с художественной
литературой, словарями, словарной статьёй.
Содержание
модуля « Занимательный русский язык»
№
|
Разделы
|
Кол-во
часов
|
Элементы
содержания
|
1
|
1
четверть
Лексика
|
9
|
Лексика. Лексическое значение слова.
Прямые и
переносные значения.
Антонимы.
Синонимы.
Мир
фразеологии
Паронимы
Изложение
Игра –
КВН по теме «Лексикология»
|
2
|
2
четверть
Морфемика
|
8
|
Морфемика.
Бывают ли слова без корня. Зачем нужны приставки и суффикс?Слова и их формы. Трудные
случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания
приставок и суффиксов.Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.Посещение
Музыкального театра
|
3
|
3
четверть
Морфология
|
11
|
Пресс – конференция
Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное.
Местоимение. Наречие. Написание изложения. Написание изложения. Написание
сочинения.Посещение музыкального театра
|
4
|
4
четверть
Синтаксис
и пунктуация
|
8
|
Пресс – конференция.
Синтаксис и пунктуация. Предложение. Грамматическая основа предложения.
Грамматические нормы. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в
простом осложнённом предложении. Тестовая работа. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Тестовая работа. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Тестовая работа. Синтаксический анализ
сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Посещение Драматического
театра.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.