Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыМоделирование "Технологии Эффективной Деятельности"

Моделирование "Технологии Эффективной Деятельности"

Скачать материал

Моделирование «Технологии эффективной деятельности».

В 60-х годах, под руководством Г.П. Щедровицкого были разработаны принципы мыследеятельностной педагогики, которые внесли в отечественное образование особый категориальный аппарат и проективную методику оргдеятельностного типа. Педагогическая инженерия, как называли данную научную область, переместила акценты с передачи знаний на определенную организацию образовательной деятельности с целью получения мыслительной образовательной продукции. Конечной продукцией школьного образования назван человек, а целью обучения и воспитания – «деятельность по изготовлению человека».

Моделирование инновационных технологий эффективного обучения общеучебным умениям и навыкам /практических занятий, направленных на тренировку психических, познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения/ стало задачей Центра Интеллектуального Развития, который работал в Санкт-Петербурге с 1990 по 2000 год.

Исходя из более чем десятилетнего опыта данной работы, можно утверждать, что модель построения факультативных тренингов активного обучения (Технология Эффективной Деятельности, Курс Развития и др.) для школьников и взрослых, разработанная в 1990 году Центром Интеллектуального развития (г. Санкт-Петербург), в известной мере, отвечает требованиям способствующим развитию необходимых современной личности интеллектуальных и творческих качеств. Построенная на основании этой модели программа может быть методически адаптирована для более широкого обучающего пространства (начальной, высшей школ, профессиональной подготовки и т.п.). Универсальными являются лишь базовые аспекты, а стереометрический подход может позволить сформировать подобные экспериментальной программы в других областях, с учетом специфики их требований. Целью системы практических занятий в рамках Технологии Эффективной Деятельности может являться формирование личности мастера/эксперта, отличительными особенности базы знаний которой (по утверждению М. А. Холодной) являются: «высокая степень их разнообразия и структурированности, высокая гибкость и быстрая актуализация в нужный момент в любой новой ситуации, их представленность в обобщенном виде…».

В процессе создания программы, названной «Секреты обучения», происходил поиск способов и приемов формирования определенного набора когнитивных структур и операций. Сущностной необходимостью стало формулирование структуры Технологии Эффективной Деятельности (в дальнейшем – ТЭД) в качестве базовой методологической матрицы для возможного индивидуального определения набора необходимых личностных качеств, умений и навыков, которые позволили бы личности развернуть свою индивидуальную интеллектуальную и творческую одаренность в своем индивидуальном пространстве ближайшего развития, и, по возможности – выйти за его пределы.

Сущность ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ заключается в следующем: ТЭД — это рабочая модель, реализующая гуманистический психологический подход, с помощью которой можно изменить жизнь индивидуального учащегося в лучшую сторону. То есть добиться успеха в том, что для человека наиболее актуально. Иногда, в процессе овладения приемами курса ТЭД, выясняется, что — то, ради чего человек начинал занятия, на самом деле еще не было для него достаточно важным на глубинном, сущностном уровне. Обнаружив это, приходилось работать над тем, чтобы желаемые цели и задачи максимально приблизились к реальным целям и задачам, запускающим программы самоорганизации и оптимизации психических, в том числе познавательных, процессов.

В основе идей ТЭД в целом лежит проблема эффективной самоорганизации человека как открытой системы. Задолго до нас психолог и философ В. Франкл обнаружил, что успех «является побочным эффектом правильной организации деятельности». Мы можем научиться быть «пассионариями», отвечая требованиям своего стремительного века. Занимаясь самоорганизацией, мы можем непрерывно учиться навыкам структурирования, гибкого изменения и поддержания текущей стабильности себя как открытой энергоинформационной системы. Системы, развивающейся по принципам синергетики (открытость, корпоративность, движение). Применяемые комплексно, эти принципы увеличивают эффективность развития в геометрической прогрессии.

Структуру метода ТЭД можно представить следующим образом:

Шаг 1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – это этап осознанного мотивирования себя и планирования своей деятельности. Время произвольного формирования намерения для достижения своих индивидуальных жизненных стратегических целей и решения тактических задач по реализации задуманного.

Шаг 2. МЕНТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – умение настроить самого себя на оптимальное и адекватное восприятие, обработку, структурирование и запечатление необходимой информации, как из внешнего (окружающей среды), так и из внутреннего (интериоцептивность) пространств . Развитие ориентировочного рефлекса в произвольное осознанное качество, которым, пусть в какой-то мере, уже возможно управлять самостоятельно.

Шаг 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проверка результатов своего умственного и чувственного моделирования непосредственно на объективной реальности. Совершение физического действия, которое не только было намеренно задумано, но и энергетически выгодно (то есть — с хорошим эмоциональным настроем, здоровой психологической напряженностью).

ШАГ 4. РЕФЛЕКСИЯ – выстраивание обратных связей всех уровней. С помощью них производится оценка правильности действия в отдельности и деятельности в целом. На основании сделанных выводов делается выбор дальнейших стратегии и тактики.

Это всего лишь один из вариантов возможных моделей, способных стать методологической основой для создания современных обучающих программ и методик тренировки и развития личностных психологических качеств, необходимых современной школе. Возможно, в силу дальнейшего развития научно-информационных технологий, школа будет трансформироваться в более гибкие мобильные образовательные подсистемы, ориентированные на различные сферы интересов, и имеющие разные варианты обучения, приемлемые для индивидуума от групповых до индивидуальных, с большим или меньшим использованием компьютерных технологий, с обязательным наличием объективных критериев развития личности, которые бы учитывали не только качество и количество усвоенных знаний, но и наработанные общественно значимые умения (риторика, ритмика, пластика и т.п.). С параллельным обучением людей толерантности (терпимости) к ближним, уважительному отношению к праву каждого из нас быть самим собой в рамках поведения, допускаемого культурно-историческими традициями конкретного общества.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Моделирование "Технологии Эффективной Деятельности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это всего лишь один из вариантов возможных моделей, способных стать методологической основой для создания современных обучающих программ и методик тренировки и развития личностных психологических качеств, необходимых современной школе. Возможно, в силу дальнейшего развития научно-информационных технологий, школа будет трансформироваться в более гибкие мобильные образовательные подсистемы, ориентированные на различные сферы интересов, и имеющие разные варианты обучения, приемлемые для индивидуума от групповых до индивидуальных, с большим или меньшим использованием компьютерных технологий, с обязательным наличием объективных критериев развития личности, которые бы учитывали не только качество и количество усвоенных знаний, но и наработанные общественно значимые умения (риторика, ритмика, пластика и т.п.). С параллельным обучением людей толерантности (терпимости) к ближним, уважительному отношению к праву каждого из нас быть самим собой в рамках поведения, допускаемого культурно-историческими традициями конкретного общества.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 675 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 371
    • DOCX 16 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зуйкова Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зуйкова Елена Борисовна
    Зуйкова Елена Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3371
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 65 регионов

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 959 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Профилактика и коррекция задержки речевого развития у детей

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов