Моделирование
«Технологии эффективной деятельности».
В 60-х годах, под
руководством Г.П. Щедровицкого были разработаны принципы мыследеятельностной
педагогики, которые внесли в отечественное образование особый категориальный
аппарат и проективную методику оргдеятельностного типа. Педагогическая
инженерия, как называли данную научную область, переместила акценты с передачи
знаний на определенную организацию образовательной деятельности с целью
получения мыслительной образовательной продукции. Конечной продукцией школьного
образования назван человек, а целью обучения и воспитания – «деятельность по
изготовлению человека».
Моделирование
инновационных технологий эффективного обучения общеучебным умениям и навыкам
/практических занятий, направленных на тренировку психических, познавательных
процессов: памяти, внимания, мышления и воображения/ стало задачей Центра
Интеллектуального Развития, который работал в Санкт-Петербурге с 1990 по 2000
год.
Исходя из более
чем десятилетнего опыта данной работы, можно утверждать, что модель построения
факультативных тренингов активного обучения (Технология Эффективной
Деятельности, Курс Развития и др.) для школьников и взрослых, разработанная в
1990 году Центром Интеллектуального развития (г. Санкт-Петербург), в известной
мере, отвечает требованиям способствующим развитию необходимых современной
личности интеллектуальных и творческих качеств. Построенная на основании этой модели
программа может быть методически адаптирована для более широкого обучающего
пространства (начальной, высшей школ, профессиональной подготовки и т.п.).
Универсальными являются лишь базовые аспекты, а стереометрический подход может
позволить сформировать подобные экспериментальной программы в других областях,
с учетом специфики их требований. Целью системы практических занятий в рамках
Технологии Эффективной Деятельности может являться формирование личности
мастера/эксперта, отличительными особенности базы знаний которой (по
утверждению М. А. Холодной) являются: «высокая степень их разнообразия и
структурированности, высокая гибкость и быстрая актуализация в нужный момент в
любой новой ситуации, их представленность в обобщенном виде…».
В процессе создания
программы, названной «Секреты обучения», происходил поиск способов и приемов
формирования определенного набора когнитивных структур и операций. Сущностной
необходимостью стало формулирование структуры Технологии Эффективной
Деятельности (в дальнейшем – ТЭД) в качестве базовой методологической матрицы
для возможного индивидуального определения набора необходимых личностных
качеств, умений и навыков, которые позволили бы личности развернуть свою
индивидуальную интеллектуальную и творческую одаренность в своем индивидуальном
пространстве ближайшего развития, и, по возможности – выйти за его пределы.
Сущность
ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ заключается в следующем: ТЭД — это рабочая
модель, реализующая гуманистический психологический подход, с помощью которой
можно изменить жизнь индивидуального учащегося в лучшую сторону. То есть
добиться успеха в том, что для человека наиболее актуально. Иногда, в процессе
овладения приемами курса ТЭД, выясняется, что — то, ради чего человек начинал
занятия, на самом деле еще не было для него достаточно важным на глубинном,
сущностном уровне. Обнаружив это, приходилось работать над тем, чтобы желаемые
цели и задачи максимально приблизились к реальным целям и задачам, запускающим
программы самоорганизации и оптимизации психических, в том числе
познавательных, процессов.
В основе идей ТЭД
в целом лежит проблема эффективной самоорганизации человека как открытой
системы. Задолго до нас психолог и философ В. Франкл обнаружил, что успех
«является побочным эффектом правильной организации деятельности». Мы можем
научиться быть «пассионариями», отвечая требованиям своего стремительного века.
Занимаясь самоорганизацией, мы можем непрерывно учиться навыкам
структурирования, гибкого изменения и поддержания текущей стабильности себя как
открытой энергоинформационной системы. Системы, развивающейся по принципам
синергетики (открытость, корпоративность, движение). Применяемые комплексно,
эти принципы увеличивают эффективность развития в геометрической прогрессии.
Структуру метода
ТЭД можно представить следующим образом:
Шаг 1.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – это этап осознанного мотивирования себя
и планирования своей деятельности. Время произвольного формирования намерения
для достижения своих индивидуальных жизненных стратегических целей и решения
тактических задач по реализации задуманного.
Шаг 2. МЕНТАЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ – умение настроить самого себя на
оптимальное и адекватное восприятие, обработку, структурирование и запечатление
необходимой информации, как из внешнего (окружающей среды), так и из внутреннего
(интериоцептивность) пространств . Развитие ориентировочного рефлекса в
произвольное осознанное качество, которым, пусть в какой-то мере, уже возможно
управлять самостоятельно.
Шаг 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проверка
результатов своего умственного и чувственного моделирования непосредственно на
объективной реальности. Совершение физического действия, которое не только было
намеренно задумано, но и энергетически выгодно (то есть — с хорошим
эмоциональным настроем, здоровой психологической напряженностью).
ШАГ 4. РЕФЛЕКСИЯ
– выстраивание обратных связей всех уровней. С помощью них производится оценка
правильности действия в отдельности и деятельности в целом. На основании
сделанных выводов делается выбор дальнейших стратегии и тактики.
Это всего лишь
один из вариантов возможных моделей, способных стать методологической основой
для создания современных обучающих программ и методик тренировки и развития
личностных психологических качеств, необходимых современной школе. Возможно, в
силу дальнейшего развития научно-информационных технологий, школа будет
трансформироваться в более гибкие мобильные образовательные подсистемы,
ориентированные на различные сферы интересов, и имеющие разные варианты
обучения, приемлемые для индивидуума от групповых до индивидуальных, с большим
или меньшим использованием компьютерных технологий, с обязательным наличием
объективных критериев развития личности, которые бы учитывали не только
качество и количество усвоенных знаний, но и наработанные общественно значимые
умения (риторика, ритмика, пластика и т.п.). С параллельным обучением людей
толерантности (терпимости) к ближним, уважительному отношению к праву каждого
из нас быть самим собой в рамках поведения, допускаемого
культурно-историческими традициями конкретного общества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.