Тема:
«Модели уроков - смешанный урок Закон Ома»
Рябикиной
Елены Васильевны
преподаватель
физики ГБОУСОШ №1566
Москва
2015г.
Содержание:
I. Введение.
II. Основная часть.
III. Методическая разработка
урока по теме «Закон Ома».
IV. Презентация к уроку.
V. Заключение.
VI. Список литературы и
сайтов.
Введение
В настоящее время появилась возможность
использования информационных технологий в учебном процессе. Безусловно, это
шаг в будущее, ведь информатизация общества – это своего рода революция,
которая буквально перевернула все образование.
Важнейшей задачей школы, в том числе и
преподавании физики, является формирование личности, способной ориентироваться
в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание
общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном,
нравственном, этическом и этическом воспитании личности.
Помочь учителю в решении этой непростой
задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных
информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование
компьютера на уроках позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго
дифференцированным и индивидуальным.
Особое внимание уделяется компьютерным
средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей.
Основными направлениями модернизации
образования являются:
а) личная ориентация содержания
образования
б) деятельностный характер образования
в) обеспечение всеобщей компьютерной
грамотности.
Согласно этому и образовательному
стандарту приоритетами курса физики являются:
1)познавательная деятельность, которая
предполагает использование наблюдений, измерения, физического эксперимента,
экспериментальную проверку гипотез, самостоятельно выполнять творческие работы.
2)информационно-коммуникативная деятельность,
которая предполагает приобретение умений получать информацию от разных
источников и использовать ее.
Применение информациционно-компьютерных
технологий (ИКТ) способствует решению поставленных задач, стимулируют
мыслительную деятельность учащихся, повышают активность их работы,
способствуют развитию самостоятельной работы, развивают способности к анализу и
обобщению, являются важнейшим средством повышения эффективности преподавания
физики.
Основная часть
Что же такое ИКТ?
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому.
Средством осуществления которых является компьютер.
При подготовке к уроку с использованием
ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит составляется план урока
исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные
дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности,
дифференцированного подхода, научности. При этом компьютер не заменяет учителя,
а только дополняет его.
При этом компьютер выполняет следующие
функции:
1.в функции учителя компьютер представляет
собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
2. в функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
средство подготовки выступлений;
Использование средств новых информационных
технологий и возможностей компьютера как средства познания. Повышает уровень и
сложность выполненных задач дает наглядное представление результата выполненных
действий, возможность создавать интересные исследовательские работы.
Использование ИКТ открывает для
преподавателя новые возможности в преподавании предмета, учащимся создает
условия для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует
развитию интереса к предмету. Классические и интегрированные уроки в
сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания,
создают благоприятные условия для формирования личности школьников и отвечает
запросам современного общества.
Преподавание физики, в силу особенностей
самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения
современных информационных технологий. Информационные технологии применяются
мной как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности
учеников.
Для жизни в информационном обществе
Необходимо овладеть знаниями и умениями
В области внеурочной деятельности
технологий.
Н.Д.
Угринович.
Виды
уроков с использованием ЭОР
В
основе организации процесса обучения в современной школе лежит классно-урочная
система, характерными признаками которой являются:
1.
Постоянный состав классов.
2.
Наличие расписания уроков в строго определённое время.
3.
Программы по физике для основной школы и старшей школы различного уровня.
4.
систематическая проверка знаний учащихся на уроке.
Традиционный
урок продолжает занимать ведущее место в организации учебного процесса в школе.
Рассмотрим
различные подходы к определению понятия «урок»:
·
Форма
организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно
установленного времени руководит познавательной коллективной и иной
деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого
из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные
условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета
непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития
познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).
·
Это
систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития
учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся
в определенный отрезок времени (М. Н. Скаткин).
·
Форма
организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при
классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения (В. В.
Давыдов).
·
Основная
форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения,
планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных
границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися.
Динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного
взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и
учащихся с учетом содержания, форм, методов и средств обучения и систематически
применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования,
развития.
С
нашей точки зрения современный урок физики – это такая форма организации
процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного
материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в
строгой взаимосвязи и определяются целью урока (схема 2).
Схема:
Современный урок физики
Разработано
несколько подходов к классификации уроков. Каждая классификация строится
на каком-то одном определяющем признаке: дидактической цели (И. Т.
Огородников); цели организации занятий (М. И. Махмутов); основных этапах
учебного процесса (С.В.Иванов); методах обучения (И.Н.Борисов); способах
организации учебной деятельности учащихся (Ф.М.Кирюшкин).
Дидактическая
цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация
именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному
образовательному процессу. Если учитывать активную позицию учащегося в освоении
материала и формировании умений и навыков, то классификация уроков по
дидактической цели будет выглядеть следующим образом:
·
уроки
изучения нового учебного материала;
·
уроки
формирования и совершенствования умений и навыков;
·
уроки
обобщения и систематизации знаний;
·
уроки
контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
·
комбинированные
(смешанные) уроки.
Работа
с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать
новые виды учебной деятельности.
Тема
урока: «Закон Ома для участка цепи»
Цели урока:
Образовательная:
Установить
зависимость между силой тока, напряжением, сопротивлением участка цепи.
Развивающая:
Развитие умений
применять знания в новой ситуации, объяснять наблюдаемые явления.
Воспитательная:
Учащиеся должны
убедиться в том, что:
законы физики
являются отражением тех связей, которые существуют в природе.
Тип урока: смешанный
урок.
План:
1. Организационный
момент.
2. Этап
актуализации знаний.
3. Мотивационный
этап.
4. Этап
изучения нового материала.
5. Закрепление
изученного.
6. Домашнее
задание.
1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний.
На предыдущих занятиях мы
рассмотрели 3 величины, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи, -
это сила тока, напряжение и сопротивление. Давайте вспомним что такое сила
тока, напряжение и сопротивление.
Задание №1 «Заполни пропуски»
слайд
№2
Задание №2
«Вставить пропущенные буквы»
слайд
№4
3. Мотивационный этап.
Как связаны между собой сила тока,
напряжение и сопротивление? Электрический ток в цепи – это направленное
движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие
электрического поля на эти частицы, тем больше сила тока в цепи. Но действие
поля характеризуется напряжением.
слайд
№5
4.Этап изучения нового материала.
Поэтому можно
предположить, что сила тока зависит от напряжения. Эту зависимость можно
установить экспериментально. Эксперимент показывает, что во сколько раз
увеличивается напряжение приложенное к проводнику, во столько же раз
увеличивается сила тока в нем.
I~U
слайд
№6
Эта зависимость
представлена на графике.
Дальше
устанавливают зависимость силы тока от сопротивления участка цепи. По
результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы
тока от сопротивления проводника.
слайд
№7
Результаты этих
опытов обобщают и формулируют Закон Ома для участка цепи
слайд
№8
Слайд №9
слайд
№10
Историческая
справка
слайд
№11
Применение Закона
Ома для определения силы тока, напряжения сопротивления в формулах.
слайд
№12
5. Закрепление изученного.
Задача №1
слайд №13
Задача №2
слайд №14
Задача №3
слайд №16
Задача №4
слайд №18
Задача №5
слайд №20
Задача №6
слайд №22
Заключение.
Применение ИКТ на уроках
физики расширяет возможности творчества, как учителя, так и учащихся, повышает
интерес к предмету. Использование компьютера позволяет усилить мотивацию
учения. Использование ИКТ на уроках физики имеет ряд преимуществ:
1.Индивидуализация
обучения;
2. Интенсификация
самостоятельной работы учащихся;
3.Рост выполненных
заданий на уроке;
4.Повышение мотивации и
познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности
включения игрового момента. Компьютер дает учителю новые возможности. Такое
занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.
5.Интегрирование обычного
урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК,
делая при этом процесс обучения интересным, разнообразным, интенсивным.
6.Этот метод обучения
помогает учителям лучше оценить способности и знания ребенка. Побуждает искать
новые нетрадиционные формы и методы обучения.
7.Применение на уроке
компьютерное тестирование позволяет за короткое время получить объективную
картину уровня усвоения материала у всех учащихся и своевременно его
скорректировать.
8.Для ученика важно то,
что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием
ошибок.
9.Учащиеся с помощью
компьютера решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят презентации для
своих работ. Это – возможность для учащихся проявить свои творческие
способности.
Внедрение компьютерных
уроков в физике позволяет задействовать
одновременно модель, физический опыт,
эксперимент, что способствует развитию творческих способностей, активизации
познавательной деятельности.
Список литературы и сайтов:
1. Гомулина Н.Н. Применение презентаций на
уроках физики.
2. Гомулина Н.Н. Требования к
презентациям.
3. Гомулина Н.Н. Применение
ЭОР в учебном процессе
3. Широкие возможности интерактивных
технологий на уроке.
itc.tgl.ru/wiki/index.php/Семинар_Интерактивная_доска_на_уроке
http://tgl.net.ru/wiki/index.php/Заглавная_страница
4. Кавтрев А.Ф. – Методика преподавания
физики с использованием компьютерных….
http://ito.edy.ru/1998-99/c/kavtrev.html
5. http://www.ege.edu.ru/
6. http://it-n.ru
7. http://afportal.ru/physics/task
8. http://www.ucheba.com
9. class-fizika.narod.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.