Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыМодель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»

Модель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»

Скачать материал

В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС образование благодаря своей ценностно-ориентирующей функции рассматривается как основной канал приобщения обучающегося к ценностям культуры, социума и мира. Переход на гуманитарную парадигму общего образования на современном этапе развития общества влечет за собой смену ценностно-целевых ориентиров, приоритетных средств образования. Главным действующим лицом становится личность. Каждый школьник должен оказаться в благоприятных для него условиях, чувствовать комфортное влияние образовательной среды, а та, в свою очередь, должна выступать гарантом личной успешности.

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования ставит перед учителями школы задачи переосмысления требований к структуре образовательных программ («Чему и как учить?»), результатам образования («Чему научить?»), а также к условиям, необходимым школе для того чтобы она могла добиваться личностных результатов образования, в которых заинтересованы семья и сам ребенок.

В этой связи чрезвычайно важной представляется социокультурная функция образования, ибо общество рассматривается как единство культуры и социальности, образуемых деятельностью человека, а деятельность системы образования может стать средством социокультурного развития личности участников образовательного процесса.

В своей работе под понятием «социальной культуры учащихся» мы понимаем ценности, нормы, правила, преобладание социальных мотивов в поведении учащихся, способности действовать сообща, соотносить индивидуальный успех с результатами жизнедеятельности социальных групп и общества в целом, учитывать общественные, групповые, государственные интересы при реализации интересов частных.

Младший школьный возраст является сензитивным  для освоения социального опыта и формирования социальной культуры учащихся. Младший школьный возраст это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому идея развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной и для педагогического коллектива нашей школы.

Можно поспорить о том, кто, или что  больше влияет на формирование новой личности: общество, семья, школа? Одно очевидно, что современные родители (законные представители) и обучающиеся нуждаются в более мобильном, педагогически грамотном педагоге нового поколения, ориентированном на ребенка как на ценность, способном вступить во взаимодействие с семьей. Все это в современном образовании возможно организовать на основе социальное партнерство между родителями (законными представителями) и школой.

Новизна отношений социального партнерства определяется понятием «ценностное взаимодействие» (А.В. Кирьякова). Ценностное взаимодействие семьи и школы предполагает добровольность включения родителей (законных представителей) в ту или иную деятельность, предлагаемую учителем, приоритет субъект субъектного взаимодействия, собственную активность родителей в стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности (И.В. Власюк). С введением федерального образовательного стандарта родительское сообщество становится  активным субъектом образовательного процесса школы: оно может влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие. Социальное партнёрство родителей и педагогов, администрации школы способствует духовно-нравственному развитию учащихся школы и создаёт условия для качественной разработки устава школы, формировании учебного плана образовательного учреждения, разработке, коррекции и анализе выполнения плана работы школы, организации и оценке результатов экспериментальной работы.

Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей, основной целью воспитательной системы школы является  создание условий благополучного  развития личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей и обладающую высоким уровнем социальной  культуры.

Для обеспечения социокультурного развития  обучающихся  в образовательном процессе, необходимо  решить следующие задачи:

1)      простроить   систему  педагогического  сопровождения  развития социальной культуры обучающихся;

2)      разработать критерии оценки и диагностический инструментарий выявления  социокультурного развития  обучающихся;

3) апробировать   технологии  педагогического  сопровождения развития социальной  культуры обучающихся  (диалоговые, соц. партнерства, взаимодействия с семьей,  событийный подход, соц. проектирования и др.);

4) провести анализ развития социальной культуры учащихся школы в соответствии с разработанными критериями, внести изменения в систему педагогического сопровождения развития социальной культуры учащихся школы

Таким образом, наша школа  сориентирована на построение и содержательное наполнение культурно-образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника школы как образованной и культурной личности, способной к самореализации.

Для достижения данной цели мы выстраиваем модель воспитательной системы, позволяющюю удовлетворить весь комплекс потребностей и личностных ценностей её субъектов. В процессе построения модели воспитательной системы школы мы проходим несколько ступеней:

На 1 ступени обучения (1-4 классы) это модель воспитательной системы младших школьников   «Школа как семья- залог успеха в жизни»

На 2 ступени (5-8 классы) – модель воспитательной системы среднего звена «Школа восхождения к культуре»

На 3 ступени (9-11 классы) –  модель воспитательной системы старшего  звена «Школа самоэффективности»

При построении социокультурной модели воспитательной системы профессиональную педагогическую позицию  по отношению к своим ученикам  будут  определять  принципы гуманистической парадигмы образования:

Принцип человечности (гуманизма) – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребёнку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий:

- полноту реализации возможностей проживаемого ребёнком возраста;

- нацеленность на развитие у ребёнка в первую очередь фундаментальных способностей;

- опору на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования;

Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка;

Принцип социокультурной открытости образования:

- уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;

 - поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);

- расширение образовательных задач школы (вплоть до обретения школой статуса местного культурного центра).

 

В нашей школе сосредоточена  интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Субъектами  образовательного процесса  являются обучающиеся, педагоги, родители, представители общественности. Поэтому   основными  путями  формирования социальной культуры  в  условиях нашей школы становятся: обучение, просвещение, проектная деятельность, групповая деятельность. Чтобы обеспечить социокультурное развитие  обучающихся  в образовательном процессе, необходимо  разработать   и апробировать   технологии  педагогического  сопровождения развития социальной  культуры обучающихся  (диалоговые, соц. партнерства, взаимодействия с семьей,  событийный подход, соц. проектирования и др.);

Построение  педагогического сопровождения   социокультурного  развития  обучающихся   в воспитательной системе школы  происходит через совокупность  следующих видов деятельности:

•        исследование  субъектного потенциала обучающегося;

•        стимулирование желания  (мотивации)  обучающегося  обнаруживать, анализировать и реализовывать собственные интересы;

•        содействие накоплению  обучающимся  разнообразных видов индивидуального социокультурного опыта;

•        оказание  поддержки и помощи при самореализации  ребенка в учебной и внеурочной  деятельности;

•        создание условий для самосовершенствования  обучающихся;

•        стимулирование самостоятельности и ответственности  обучающихся в деятельности.

Все эти мероприятия должны привести к формированию желаемого образа выпускника школы. В трактовка авторов ФГОС социальная культура второго поколения предполагает:

•        осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

•        вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

•        адекватное восприятие ценностей общества: прав человека,  правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти,  гражданского общества;

•        готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

•        развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

•        способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; 

•        забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

В данный момент наша школа апробирует  комплексно - целевую программу  «Школа как семья», целью которой является создание условий для развития у младших школьников потребности в самоактуализации путем формирования  социальной культуры школы как воспитывающей среды.

Программа  «Школа как семья» рассчитана на 4 года обучения (1 – 4 класс). Для организации воспитательной деятельности с классом используется идея создания сообщества детей младшего возраста и взрослых (родителей, педагогов, старшеклассников, социальных партнеров)

Программа включает в себя 8 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации:

1 класс (1-ый уровень) - «Окно в мир!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.

2 класс (2-ой уровень) - «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.

3 класс (3-ий уровень) - «Я - мастер!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.

4 класс (4-ый уровень) - «Жизнь дана на добрые дела!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы, участие в совместных акциях со взрослым сообществом.

 

Содержание программы отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, отражающие пути реализации данного модуля.

 

Блок –модуль  «Дом радости и школьных традиций»

 

Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

 

Основные направления работы

 

Воспитательные задачи                          

Ключевые дела

·        воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

·        формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;

·        формирование гражданского отношения к Отечеству;

·        воспитание верности духовным традициям России;

·        развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

·   День школы;

·   День народного единства;

·   участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»;

·   Школьный конкурс военно-патриотической песни «О подвигах, о доблести, о славе»;

·   Месячник гражданско-патриотического воспитания;

·   Уроки мужества;

·   Митинги и мероприятия, посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;

·   День космонавтики;

·   Акция «Поздравь ветерана» «Вахта Памяти», Факельное шествие

·   День России;

 

 

Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

  • организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • изучение семейных традиций;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • организация совместных экскурсий в музеи;
  • совместные проекты.

Блок – модуль «Дорога в большой мир»

Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

·        формирование у учащихся осознания принадлежности к  коллективу школы;

·        стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

·        воспитание сознательного отношения к учебе, труду;

·        развитие познавательной активности, участия в школьных мероприятиях;

·        формирование готовности щкольников к сознательному выбору профессии.

·         День школы;

·         День урожая;

·         Акция «Оставим елочку в лесу»;

·         профориентационные экскурсии на предприятия;

·         выставки декоративно-прикладного творчества;

·         конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;

·         вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

 

Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

§  участие родителей в школьных ярмарках;

§  участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

§  организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

§  совместные проекты с родителями;

§  организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

§  участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.

 

                                        Блок модуль   «Здоровье – это жизнь»

Цель: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

·        создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

·        воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

·        пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

·       проведение ежедневной общешкольной утренней зарядки;

·       День Здоровья; Турслет

·       система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

·       работа школьного общественного наркопоста;

·       участие в  спартакиаде школьников;

·        акция «Живи ярко и стильно без наркотиков»;

·       Акция «Мы выбираем жизнь!»

·       участие в массовых мероприятиях  «День защиты детей»;

·       акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

·       мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

 

 

Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

§  родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

§  беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

§  консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения  обучающихся;

§  распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики;

§  совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

§  Соревнования по семейному туризму

Блок – модуль     «Моя планета»

Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

·        воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

·        воспитание гуманистического отношения к людям;

·        формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

·        воспитание экологической  грамотности;

·        формирование экологического мировоззрения.

·        тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;

·        организация экскурсий по историческим местам Владимирского края;

·        экологические субботники;

·        организация и проведение походов выходного дня;

·        участие в экологических конкурсах;

·        дни экологической безопасности;

·        День птиц;

·        конкурсы «Мир заповедной природы», «Зеркало природы»;

·        вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

 

Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

§  тематические классные родительские собрания;

§  совместные проекты с родителями;

§  участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

§  привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

 

Блок – модуль    «ТЫ +Я = Вместе школьная семья»

Цель: организация психолого-педагогического просвещения родителей; развитие сотрудничества между родительским сообществом и детьми. Реализуется через программу «Семейная культура : ценности духовно – нравственного обновления»

Блок - модуль

«Ученый кот» (развитие ученического самоуправления)

Цель:  гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Реализуется через программу «Реализуй себя».

Блок - модуль

Школа социальных наук –

Цель: формирование социальной культуры (особое направление по изучению и коррекции ребенком собственного поведения личностное, саморегулятивное  развитие и). Реализуется через программу психолога «Познай себя».

Направления деятельности  программы

1. Системно – деятельностное направление включает разработку и реализацию модулей , обеспечивающих формирование социальной культуры субъектов образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогов) в урочное и внеурочное время; разработка программы « Школа как семья».

2. Воспитательно – образовательное направление включает создание единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами социума

3. Социальное партнерство

 Развитие системы социального партнерства, обеспечивающего взаимопонимание и однонаправленность стремлений семьи, школы, социума, церкви в формировании ценностных ориентаций ,национального воспитательного идеала личности, базовых национальных ценностей;  организация сетевого взаимодействия с социальными институтами по повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи и учащихся по формированию базовых ценностей КОС № 3, ЛОВДТ, ЦВР

 

4. Методическое направление предполагает разработку и освоение инновационных технологий педагогов в работе с младшими школьниками по формированию социальной культуры и апробацию их на практике;наработка пакета методичек диагностического материала для определения социальной культуры населения, базовых ценностей у

5. Диагностическое направление включает разработку и апробацию мониторинга эффективности формирования социальной культуры.

 

Главным условием успешности программы является принцип сотрудничества, сотворчества, тесного взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей через совместное планирование, создание банка интересных дел по осуществлению проектной деятельности.

 

Предполагаемые результаты реализации программы и  способы их фиксации:

 

I уровень результатов (1 класс). 

·        Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности.

·        Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

·        Создание благоприятного климата в детском коллективе, формирование у детей желания сотрудничать.

·        Формирование основ гражданственности личности.

·        Формирование учебных мотивов и познавательных интересов

·        Развитие умения предлагать идеи и проектировать.

·        Приобретение детьми первоначального опыта творческой проектной деятельности.

·        Создание потребности к участию в социально-преобразующей деятельности.

II уровень результатов (2, 3 класс).

·        Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

·        Приобретение эмоционально-чувственного опыта при общении  с коллективом, с окружающим социумом.

·        Развитие творческой, познавательной активности.

·        Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

·        Развитие у детей проектных умений (формулировка темы, задач, составление внутреннего плана действий, самооценки и рефлексии проделанной работы).

·        Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

·        Формирование системного мышления (восприятие мира во всем многообразии связей).

·        Формирование мотивов достижения и социального признания.

·        Формирование стойкой потребности в общественно-полезной проектной деятельности.

III уровень результатов (4 класс).

·        Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

·        Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

·        Развитие эмпатии, готовности к сотрудничеству и дружбе.

·        Формирование чувства сопричастности Родине, народу, родной истории традициям.

·        Обогащение опытом предметно-преобразующей, социально значимой деятельности, развитие ориентации в мире профессий.

·        Развитие творческой инициативы, индивидуального подхода в проектной деятельности.

·        Развитие нестандартного, творческого мышления, самостоятельности и оригинальности в воплощении проектов.

·        Развитие коммуникативной активности, самоопределения в выборе дальнейших занятий.

 

В своей работе с помощью диагностического инструментария мы определяем критерии социокультурного развития учащихся младшего школьного возраста:

Критерии

Показатель

Компетенции, относящиеся к самому человеку (ученику)  как личности

сформированность рефлексивного контроля, автономность,  социальная адаптированность, уверенность в себе, толерантность, ответственность, ценность семьи, нравственная воспитанность

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, ученик как субъект общения

уровень коммуникативных умений,            уровень общительности, социальная активность

 

Компетенции, относящиеся к деятельности человека, ученик как субъект деятельности

эмоциональная устойчивость,                     социальная адаптированность

 

Анализ выполнения программы проводится в соответствии с критериями результативности воспитательной  деятельности за каждый из 4-х лет обучения с использованием  методик психодиагностики младших школьников («Тест на выявление самооценки младшего школьника», П. Кучегаш, «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьника», М. Ступницкая, ), мониторинга физического и психоэмоционального здоровья обучающихся («Паспорт нездоровья» В.С. Безруковой); мониторинга воспитательных результатов по формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

 

Ожидаемые результаты программы:

·          формирование социальной культуры субъектов образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогов) в урочное и внеурочное время

·        создание условий для восстановления  в общественном сознании   традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

·        организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами социума

·        создание   системы социального партнерства, обеспечивающего  взаимопонимание и однонаправленность стремлений семьи, школы социума, церкви в формировании ценностных ориентаций и национального воспитательного идеала личности;

·        повышение профессиональной компетенции педагогов школы в освоении инновационных технологий   по формированию социальной культуры и базовых национальных ценностей.

·        создание системы  мониторинга эффективности формирования социальной культуры и базовых национальных ценностей.

 

В настоящее время на основе диагностического инструментария ведётся изучение коммуникативных и личностных компетенций учащихся младшего школьного возраста. На основе программы «Школа как семья – залог успеха в жизни» классные руководители 1 – 4 классов разработали воспитательные  программы классных коллективов из восьми блоков данной программы в соответствии с приоритетным направлением воспитательной работы класса.

В процессе первого года реализации программы «Школа как семья – залог успеха в жизни» мы столкнулись с некоторыми  трудностями. Основные из них связаны с подбором диагностического материала, соответствующего нашему предмету исследования и возрасту учащихся. Также затруднения возникли при изучении содержания понятия социальной культуры в связи с его многозначностью определений и применения понятия. Для этого мы конкретизировали понятие социальной культуры и определили предмет нашего исследования.

Преемственность между ступенями воспитательной системы будет заключаться в сохранении модульных блоков, основных форм работы и ключевых мероприятий школы с постепенным расширением и углублением тематического и методического материала, а также в продолжении разработки технологии  педагогического сопровождения становления социальной культуры личности.

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Модель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной статье рассматривается модель воспитательной системы младших школьников, реализуемая через внедрение инновациооной программы "Школа как семья - залог успеха в жизни". Определяются принципы гуманистической парадигмы образования, раскрывается трактовка  понятия "социальной культуры" с точки зрения авторов ФГОС. Расскрываются тематические блоки - модули, на которых строиться вся программа и уровни их реализации: 

1 класс (1-ый уровень) - «Окно в мир!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.

2 класс (2-ой уровень) - «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.

3 класс (3-ий уровень) - «Я - мастер!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.

 

4 класс (4-ый уровень) - «Жизнь дана на добрые дела!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы, участие в совместных акциях со взрослым сообществом.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 402
    • DOCX 45.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бухарова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бухарова Елена Владимировна
    Бухарова Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1586
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Онлайн-преподаватель: юридические и методологические аспекты семейного, дистанционного и индивидуального образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Стропальщик: использование грузоподъёмных кранов и иных приспособлений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 77 человек

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек