Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМодель урока Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе «Человек и природа» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Модель урока Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе «Человек и природа» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Скачать материал

Модель урока

Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе

«Человек и природа» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

 

Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

 

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 5 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 5-ых классов и отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят, которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.

 

Анализ темы

Тема данного урока выбрана не случайно. В 5-ом классе много времени и на уроках литературы и на уроках природоведения уделяется проблемам взаимоотношения человека и природы. Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственный фундамент отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока- раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

 

Выбор цели и задач урока

Обучающие цели: научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.

Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

 

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5-10 минут)

Обращается внимание учащихся на пословицы и поговорки, размещенные в кабинете:

Осина и без ветра шумит

Сосна кормит, липа обувает

По опушке леса не узнаешь

В лесу не без зверья

Не будет хлеба, не будет и обеда

Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб всему голова и т.д.

Учащимся предлагается выбрать по одной пословице и объяснить ее значение.

Учащиеся делают попытку объяснить смысл понравившихся им пословиц и поговорок

Рассказ-предположение ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление содержания

1) Беседа, которая должна выявить осознанное восприятие ребятами произведения:

Кто главный герой?

В какую ситуацию он попал?

Благодаря чему спасся?

2) Класс разделен на четыре группы, которые получают общее задание: подобрать ассоциации понятиям «человек» и «природа».

 

Учитель записывает на доске слова, которые предлагают ребята.

 

Учитель предлагает найти общие понятия, которые подчеркиваются.

 

3) Учитель природоведения напоминает о понятии «экология».

 

 

 

4) Фронтальная беседа, в которой принимают участие все группы.

1. Всегда ли позитивно взаимодействие Человека и Природы?

2. Показано ли в тексте негативное влияние Человека на Природу?

3. Как Васю дома воспитывают по отношению к Природе?

4. Кому принадлежат слова «Тайга наша кормилица, хлипких не любит»?

5. Почему Вася заблудился?

6. Что его спасло? Какие черты характера ему помогли, знания каких примет?

Работа с текстом

 

 

 

 

 

Работа в группах: на отдельных больших листах ребята должны записать слова-ассоциации понятиям «Человек» и «Природа».

Представитель каждой группы диктует слова, которые учитель записывает на доске.

Учащиеся делают вывод, почему много общего между понятиями.

Ребята дают определение, вспоминают, что такое экологические факторы, слушают, дополняют ответы друг друга.

Ребята отвечают на вопросы, используя текст рассказа, дополняют ответы друг друга.

Поиск ответов на вопросы

 

 

 

 

Ведутся записи на листах

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы

 

 

Работают с тетрадями по природоведению

 

 

Работа с текстом и записями в тетрадях

Рефлексия

Учитель возвращает ребят к первоначальным записям и просит сначала сделать вывод, ответив на вопрос: «Какой урок мы должны вынести из сегодняшнего разговора?»

Возвращает ребят к пословицам и поговоркам и просит еще раз дать им объяснение.

С учетом знаний, полученных на стадии осмысления, ребята делают выводы и по-новому объясняют смысл пословиц и поговорок.

Устанавливаются причинно-следственные связи между блоками информации, возвращаются к ключевым словам. В качестве подведения итога ребята пишут эссе «Человек и природа».

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Модель урока Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе «Человек и природа» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема данного урока выбрана не случайно. В 5-ом классе много времени и на уроках литературы и на уроках природоведения уделяется проблемам взаимоотношения человека и природы. Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственный фундамент отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока- раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 044 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2467
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 425
    • DOCX 43.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Себельдина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Себельдина Наталья Николаевна
    Себельдина Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9339
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек