Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМодель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Скачать материал

Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе

«Формула жизни»

Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Анализ педагогической ситуации

Класс, в котором проводился данный урок, один из лучших среди 6 классов.  В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на хорошо и отлично. Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана  с учетом программы  по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой  тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение;  формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения,  эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используются элементы технологии критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок в виде презентации. Каждый этап урок проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал, показать красоту природы ее необычные формы. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5 минут)

1-2 слайды

Учитель называет тему урока «Формула жизни», зачитывает эпиграф.

Актуализация знаний по содержанию повести М.Пришвина «Кладовая солнца» происходит в виде разгадывания кроссворда.

3 слайд

1в. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын?

2 в. Как звали отца детей?

3 г. Инструмент бондаря

3 в. Какой зверь «видит» Настю во время сбора ягод?

4 в. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес?

5 г. Отец Митраши считал, что он «в лесу добрее матери». О чем речь?

6 г. Как называется лес, в который отправляются дети?

7 в. За какими витаминами пошли дети?

8 г. «Лет двести тому назад… (с.45). С каким первым героем из мира природы мы встречаемся здесь?

9 г. С чего начинаются несчастья детей?

10 г. Как звали собаку Антипыча?

11 г. Куда попал Митраша?

12 г. Как называется спасительная трава на болоте?

13 г. Травка и лисичка охотятся на зверя. Как называется преследование дичи?

14 г. Кто был объектом охоты?

15 г. Кто напомнил Насте о времени и о брате?

16 в.  Жанр произведения?

Делают запись в тетрадь

 

Ответ на вопросы кроссворда

 

- бондарь

- Павел

- ладило

- лось

- загнетка

- компас

- бор

- клюква

- ветер

 

- ссора

- Затравка

- елань

- белоус

- гон

 

- русак

- змея

- сказка-быль

Диалог в виде вопросов и ответов

Осмысление содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд

Учитель предлагает подобрать ассоциации к слову «Солнце»

 

 

 

 

 

5 слайд

Ассоциации к слову «Кладовая»

 

 

 

 

6 слайд

По ассоциациям необходимо определить значение словосочетания «Кладовая солнца» и найти основную мысль произведения

 

7 слайд

Найти описание «Солнце над елями»

8 слайд

Каково значение леса? Повадки животных?

Найти в тексте эти описания. Зачем они даны?

Закончить мысль: «Рассвет – это победа…»

9 слайд

«Красная ягода». Зачитать описание в тексте

10 слайд

«Сросшиеся деревья». Найти описание этих деревьев и определить роль этого описания

11 слайд

«Трава белоус» найти описание и пояснить роль этой травы в повествовании

12 слайд

Природа

 

Мешает                      Равнодушна                   Помогает                     

 

 

 

Запись в тетрадях:  тепло, свет, жизнь, любовь, лето, нежность, заря, природа, мама, пляж, веселье, время, вечность ...

 

Ценность, золото, погреб, секрет,

кормилица, хранилище, сундук, память, жизнь человека

Отрывок «Наследство человеку от солнца…»

 

Отрывок на с.46

 

Отрывки с.45-46

 

Солнца

 

Описание с. 58

 

Описание с. 45

 

 

Описание с.54

 

Учащиеся анализируют описания природы и делают выводы

Прием «ассоциации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментированное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы

Рефлексия

13 слайд

                           

                               Формула жизни

 

Что необходимо         Жизнь       Без чего невозможно   

 

Учащиеся предлагают каждый свою формулу жизни

 

 

Написание эссе

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема данного урока выбрана  с учетом программы  по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой  тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение;  формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения,  эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

 

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 330
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Себельдина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Себельдина Наталья Николаевна
    Себельдина Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9211
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека