Модель портфолио ученика начальной школы
в условиях введения нового ФГОС.
Положение о «портфолио» обучающегося
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«средняя общеобразовательная школа №2»
г.Меленки
1.
Общие положения.
2.
Цель и задачи «портфолио».
3. Оформление «портфолио».
4. Функциональные
обязанности участников образовательного процесса
при ведении
«портфолио» обучающегося.
5. Учёт результатов «портфолио»
при аттестации обучающихся.
6.
Структура и содержание
«портфолио».
1. Общие положения
§ Портфолио - это способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных
достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы.
§ Портфолио дополняет
традиционные, контрольно-оценочные средства и
§ позволяет учитывать
результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой,
социальной, коммуникативной и других.
§ Портфолио является
основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для
подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
2. Цель и задачи «портфолио»
Цель «портфолио»:
§
представить отчёт по
процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных
результатов в целом,
§
обеспечить отслеживание
индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте,
§
продемонстрировать
его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Задачи:
§
поддерживать высокую
учебную мотивацию учащихся;
§
поощрять их активность и
самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
§
развивать навыки
рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
§
формировать умение учиться
- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Оценка
тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио. а также всего
портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как
качественной, так и количественной.
Девизом
работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный
творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная
ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки
ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить
для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за
дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной
деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей
характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся
способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию
(жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор
реализации творческого потенциала личности.
3. Оформление «портфолио».
§ Портфолио оформляет
обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии
со структурой, принятой в ОУ
§ При оформлении
портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-систематичность
и регулярность ведения портфолио - 1раз в
четверть/полугодие;
-достоверность
сведений, представленных в портфолио;
-аккуратность и эстетичность оформления;
-разборчивость при ведении записей;
-целостность
и эстетическая завершенность представленных материалов;
-наглядность;
-сохранность
портфолио ( по усмотрению ОУ).
§ Образовательные достижения обучающегося и все
необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
§ Обучающийся имеет
право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы
оформления, отражающие его индивидуальность.
4. Функциональные обязанности участников
образовательного процесса при
ведении «портфолио» обучающегося.
В
формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся,
классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог,
педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.
При
формировании
портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного
процесса распределяются следующим образом:
§ обучающийся ведет работу по
формированию и заполнению портфолио;
§ заместитель директора ОУ по
учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии
портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных
достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
§ классный руководитель
оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит
информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию
портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию
между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения
портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио;
обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками,
рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
§ учитель-предметник,
педагоги дополнительного образования проводят информационную работу
с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют
обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад,
конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
§ педагог-психолог, проводят
индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую
и
консультативную работу.
5. Учёт результатов «портфолио» при аттестации
обучающихся.
Учёт
результатов позволяет сделать выводы:
§ о сформированности
универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения
образования в основной школе;
§ о сформированности
основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и
решения учебно-познавательных и практических задач;
Портфолио
учитывается:
§ при прохождении
аттестации педагогических и руководящих работников;
§ при проведении
внутришкольного контроля;
§ в ходе проведения
процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).
6. Структура и содержание «портфолио».
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество;
учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать
ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него
и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя
таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать
о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или
интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или
составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его
интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь
же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до
дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог,
светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах,
увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок.
Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной
школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о
любимых школьных предметах.
"Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях, привычках,
особенностях.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».
Раздел посвящён школьным предметам и заполняется
написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами,
выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими
динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг,
которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок
за четверти и д.т. и т.п.
РАЗДЕЛ «МНЕ ИНТЕРЕСНО».
В начальной школе дети принимают активное участие в
экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают
музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку
творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание
экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Сюда же можно
включить рассказ ребёнка о своём хобби.
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы
по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить
ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу
ребенку при наполнении этого раздела!
!!!Важно!!! Если работа принимала участие в выставке
или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом
мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если
событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.
Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями
поделок, собственными стихами, рассказами.
Этот раздел включает в
себя:
*исследовательские
работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата,
количество страниц, иллюстраций и т.п.);
*проектные работы (указывается тема
проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы
в печатном или электронном виде и другое);
*работы по искусству
(дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
*другие формы
творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
*занятия в учреждениях
дополнительного образования (указывается название учреждения или организации,
продолжительность занятий и их результаты);
*иная информация,
раскрывающая творческие, проектные, исследовательские
способности
обучающихся.
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».
Портфель
сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в
себя:
*предметные олимпиады
- школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
*мероприятия и конкурсы, проводимые
учреждениями дополнительного образования;
*тестирования по
предметам;
*конкурсы и мероприятия, организованные
муниципальными органами управления образованием;
*документы или их копии могут быть
помещены в приложении к портфолио.
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,
благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в
начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный
лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в
порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
В Портфолио ученика начальной школы
главным является подраздел «Моё творчество», а не «Мои достижения». Именно ему
следует уделять больше внимания и постоянно заполнять новыми материалами.
И не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учёба для вашего
ребенка не превратилась в гонку за отличными отметками, грамотами и дипломами.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ».
В конце каждого учебного года учитель пишет ученику
характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать
свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы
изменил. Раздел включает в себя
характеристики отношения обучающегося к
различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы
дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной
деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов
заключений, рецензий, отзывов, резюме и проч.
Раздел включает в себя характеристики
отношения учащихся к людям и различным видам деятельности. Отзыв преподавателя.
Краткая характеристика ученика, которая описывает его участие в учебной
деятельности. Заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное
участие данный школьник. Рецензия на статью, проект, исследовательскую работу.
Благодарственные письма из различных органов и
организаций.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
В первом классе, когда ребенок только начинает
работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя ему не
обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к
минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом,
чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В
процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений,
формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих
возможностей
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.