МБДОУ
детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик»
Модель организации психолого-педагогической
деятельности в ДОУ
1. Основные задачи
В качестве основных задач организации психолого-педагогической
деятельности в ДОУ определяем:
● сохранение психического, соматического и социального благополучия
детей в процессе воспитания и осуществления непосредственно образовательной
деятельности в детском саду;
● активное и всестороннее содействие охране прав личности каждого
ребёнка в соответствии с Конвенцией ООН по охране прав ребёнка;
● профилактика возникновения состояний дезадаптации у детей;
● максимальная реализация в работе педагогического коллектива с детьми
возрастных особенностей и резервов развития.
● создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов
ДОУ на основе использования интегрированного подхода в проектной деятельности.
2. Основополагающие принципы
Основополагающими принципами построения модели
психолого-педагогической деятельности в ДОУ являются:
● принцип единства диагностики и коррекции – психологическая
диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их
психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений
(Д.Б.Эльконин). Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими
процессами – в самой процедуре психологической коррекции заложен огромный
диагностический потенциал. В то же время, психологическая диагностика содержит
в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего
эксперимента;
● принцип личностного подхода - подход к ребёнку как целостной
личности с учётом всей её сложности и всех её индивидуальных особенностей;
● принцип деятельностного подхода – личность проявляется и
формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является
чрезвычайно важным в процессе выстраивания деятельности психологической службы.
Так, например, психокоррекционная работа должна строиться не как простая
тренировка умений и навыков ребёнка, не как отдельные упражнения по
совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная
деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневных
жизненных отношений.
3. Создание целостной системы взаимосвязанной
деятельности специалистов ДОУ является
ведущей задачей на ближайшее время для нашего ДОУ. Педагог-психолог,
учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, воспитатель, музыкальный
руководитель, медицинская сестра, социальный педагог, инспектор ПДН –
взаимосвязанная работа всех этих специалистов в «точках пересечения интересов»
поможет ставить новые задачи воспитания, развития, коррекции, сопровождения и
эффективно решать эти задачи. Эти «точки пересечения» -
психолого-педагогический проекты, основанные на интегрированном подходе.
Интегрированный подход (творческое название «Педагогическая
эстафета») – активное использование информации, «знаний» о ребёнке,
накопленных другими специалистами (воспитателями, учителем-логопедом, медиком,
пед.доп.образования и т.д.), эффективный обмен этой информацией, взаимодействие
всех заинтересованных и ответственных участников образовательного процесса,
создание и реализация интегрированных проектов различной направленности.
Модель организации психолого-педагогической
деятельности ДОУ
диагностический блок –
сбор психодиагностической информации, позволяющей
оценить взаимодействия индивидуально-личностных особенностей конкретного
ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с
позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев
|
анализ полученных данных, определение локализации
проблемных зон,
определение стратегий психолого-педагогического
воздействия
|
интегрированные проекты
|
«Наш
самый первый день…»
Цель:
комплексное сопровождение периода адаптации.
Интеграция: восп.+психолог+
+муз.рук.+
мед.сестра
|
«Слушай,
играй, познавай!»
Цель:
развитие разных сторон речи, психологической базы речи.
Интеграция:
психолог+логопед
|
«Защитим
территорию детства»
Цель:
комплексная профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения с
детьми.
Интеграция:
восп.+психолог+инспектор
ПДН
|
«Когда
семья вместе…»
Цель:
комплексное психолого-пед. сопровождение семейной группы.
Интеграция:
психолог+восп.сем.гр.
|
«Ах,
было б только с кем поговорить!»
Цель:
развитие коммуникативных навыков с использованием билингвального подхода.
Интеграция:
восп.+психолог+преп.
по ин.яз.
|
«Коррекция
СДВГ»
Цель:
организация комплексного сопровождения коррекции синдрома дефицита внимания и
гиперактивности»
Интеграция:
психолог+инструктор
по физ.культуре
|
«В
гостях у Песочной Феи»
Цель:
отреагирование неблагоприятных эмоциональных состояний, развитие
познавательных функций, речи, моторики через организацию «пед. песочницы»
Интеграция:
восп.+психолог
|
«К
школе готов!»
Цель:
комплексная работа с будущими первоклассниками на всех этапах становления:
социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.
Интеграция:
восп.+психолог
|
блок оценки эффективности психолого-педагогических
воздействий – на основании
вновь проведённых диагностических исследований оценить наличие/отсутствие
динамики развития
|
блок «Анализ и перспективы»- осуществление качественного анализа
результативности проектов, внесение необходимых корректив;
с учётом особенностей воспитанников наметить
стратегии психолого-педагогического сопровождения на будущий учебный год.
|
Краткое содержание интегрированных проектов
Проект «Наш самый первый день…»
Цель: комплексное
сопровождение периода адаптации
Интеграция: воспитатели+психолог++муз.рук.+ мед.сестра
этап
|
содержание деятельности
|
этап I «Подготовительный»
|
Работа с родителями:
- знакомство с группой, педагогами во время
получения направления;
- ознакомление с условиями пребывания в детском
саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей
данного возраста;
- анкетирование (социальное, медицинское);
- знакомство с особенностями адаптационного периода
и факторами, от которых зависит его течение (состояние здоровья, уровень
развития, коммуникабельность, сформированность предметной и игровой
деятельности, наличие навыков самообслуживания);
- предварительное знакомство с детьми группы,
посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование
родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад).
Медико-психолого-педагогическая служба:
- прогнозирует течение адаптации по проведённому
анкетированию;
- выявляет группу «риска»;
- разрабатывает рекомендации для родителей и
педагогов;
- разрабатывает последовательность приёма детей в
группу;
- определяет длительность пребывания ребёнка в
адаптационном периоде;
|
этап II «Формирующий»
|
1) поэтапный приём детей в группу;
2) постепенное увеличение времени пребывания детей в
группе;
3) наблюдение за поведением детей;
4) консультирование родителей;
5) разработка индивидуального режима для каждого
ребёнка;
- психолог совместно с муз.руководителями,
воспитателями организует образовательную деятельность, способствующую
облегчению процесса адаптации;
6) оформление листов адаптации, оценка уровня
нервно-психического развития детей
|
этап III «Анализ и выводы»
|
1) Обработка результатов:
- анализ листов адаптации;
- анализ индивидуальных карт развития.
2) Выявление детей с тяжёлой степенью адаптации.
3) Индивидуальная работа с детьми.
4) Рекомендации родителям и педагогам по проведению
коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
5) Внесение изменений в существующую модель работы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.