Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыМирный ли атом? Час общения.

Мирный ли атом? Час общения.

Скачать материал

Методическая характеристика темы

«Мирный ли атом?»

Глубокое изучение вопросов, связанных со строением атома и атомного ядра, мирным применением ядерной энергии вводит школьников в мир передовых технологий и точнейших научных экспериментов. Позволяет формировать убеждение в том, что будущее благосостояние человечества

напрямую зависит от уровня культуры, воспитанности и качества знаний каждого отдельного человека.

Предлагаемый материал учитывает:

- уровень компетентности воспитанниц по данному вопросу;

- возможность выявить степень готовности к самостоятельной жизни;

- закрепить полученные знания путем обобщающих вопросов.

Система знаний, подаваемых в ходе совместного обсуждения научного и научно-популярного материала, обуславливает развитие необходимых навыков.

Использование педагогических технологий:

- гуманно-личностная технология;

- медико – гигиеническая технология;

- технология обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- технология коллективного творческого воспитания.

 Цель:  Воспитание  патриотизма и гражданственности воспитанниц через знакомство с историческими событиями в жизни страны и всего мира.

 

Задачи:

·        познакомить воспитанниц с историей изучения атома и особенностями  отношения к нему;

·        формировать сознательную установку на анализ прослушанной информации;

·        способствовать формированию и развитию знаний о ядерной (атомной) энергетике.

Форма проведения:   научная конференция

Оборудование мероприятия:

·        расстановка мебели в кабинете для проведения конференции;

·        раздаточный материал с текстами и цифрами по теме выступлений;

·        бейжди с указанием  статуса участников конференции;

 

 

План проведения

1.     Игра «Пожелание»

2.     Беседа с воспитанницами

3.     Научная конференция «Атом и человечество»

4.     Итог занятия

5.     Рефлексия

 

Методы воспитательного воздействия:

- методы коллективной игры;

- методы упражнений;

- методы оценки и самооценки;

- методы самопознания.

 


Ход мероприятия

I.        Игра: «Пожелания»

Слово воспитателя:

  Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первая из вас  встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первая воспитанница, в свою очередь подойдет к следующей воспитаннице, и так далее до тех пор, пока каждая из нас не получит пожелание на день.

II.     Беседа с воспитанницами

- Поднимите руку те, кто получил пожелания здоровья.

- А сейчас поднимут руки те, кто сам пожелал здоровья своей подружке.

- Объясните, почему вы выбрали такое пожелание.

- Какие еще пожелания вы услышали?

А мне вам хочется пожелать на сегодняшнем нашем занятии быть внимательными, показать свою эрудицию, потому что тема сегодняшнего разговора очень сложная, но одновременно она и злободневная.

Мы сегодня будем говорить об атоме.

III.      Научная  конференция «Атом и человечество»

1.     Слово воспитателя:

Сегодня на  нашем мероприятии мы попытаемся ответить на вопросы: что такое атом? Что он несет человечеству?  

А в качестве основной мысли мы возьмем слова Александра Громенко, главного редактора газеты «Российский Чернобыль»: «Атом – лишь инструмент в руках человеческих. Он может согреть, опалить, уничтожить –   выбирать человеку». 

Итак,  сегодня мы свою работу проведем в форме научной  конференции, которую мы назовем «Атом и человечество». В работе конференции принимают участие  две  группы ученых, которые представляют  существующие в современной науке  мнения об атоме. Одно из мнений заключается в том, что атом – это великое благо для всего человечества. Сторонники другой точки зрения считают, что  атом не всегда так добр, как это кажется на первый взгляд. Наша задача - выслушать мнения обеих сторон и принять свою точку зрения.  Именно это должна будет сделать экспертная группа, внимательно выслушавшая обе точки зрения.

Прежде чем выслушать каждую из сторон, мы дадим слово экспертной группе, в задачу которой входит предоставить нам информацию об атоме и истории его изучения.

2.     Представление результатов работы экспертной группы

Воспитанница:

Мы часто употребляем слово «энергия». Мы говорим о полном сил  человеке – «сгусток энергии». На уроке физкультуры учитель говорит: «Энергичнее работаем руками и ногами!»

Без энергии невозможно двигаться ни человеку, ни автомобилю, не будет работать отопление, не будет света. Из ничего только нельзя сделать энергию. Ее добывают из угля, газа,  нефти, урана и превращают ее в тепло и свет.

Где же скрывается энергия в уране? Секрет энергии находится в  атоме.

Воспитанница:

Понятие об атоме как о наименьшей неделимой части материи было впервые сформулировано древнеиндийскими и древнегреческими философами.  Атом так мал, что если бы человек был бы размером с атом, то население России поместилось бы в одной булавочной головке, а все население Земли, взявшись за руки, образовало бы цепочку длиной в полметра.

Итак, запомним: атомы – очень маленькие. Они состоят из ядра, вокруг которого вращаются маленькие частицы – электроны. Ядро состоит из других частиц, которые гораздо тяжелее электронов, – протонов и нейтронов.

Ядро очень плотное. Если ядро было бы размером с вишню, то вишня весила бы 30 миллионов тонн.

А великий ученый Эйнштейн раскрыл секрет атомной энергии. Он был скрыт в ядре. Другие ученые, тоже физики,  открыли, что если бомбардировать ядра атомов урана или плутония  нейтронами, то ядра разлетятся на ядра-осколки  и выделится огромная энергия.

Человек использует энергию атомного ядра уже пятьдесят лет.

Выступления сторонников использования атома в мирных целях

Воспитанница:

Прошли годы, и человечество задумалось об использовании ядерной энергии. К сожалению, первые разработки носили чисто военный характер. Но, с другой стороны, приятно осознавать, что именно в нашей стране была построена первая в мире АЭС, первое надводное судно с «ядерным» двигателем (ледокол «Ленин»), а сейчас Россия является мировым лидером в области ядерной энергетики на быстрых нейтронах.

Конечно, наиболее известным  мирным применением вырабатываемой атомной энергии является производства электричества. Именно энергоснабжение  - это  одна  из главных проблем современного  мира. Запасы имеющихся  ископаемых видов топлива, к которым относится  нефть, газ, каменный  угль,  вскоре будут  человечеством исчерпаны. К тому же их интенсивное  сжигание очень сильно загрязняет нашу атмосферу. Также переработка нефти в нефтехимические продукты гораздо выгоднее с экономической точки зрения.

В последнее  время в разных странах мира,  и особенно   в промышленно развитых, постепенно  растет тенденция к строительству новых  более современных атомных электростанций. По подсчетом экономистов, более 16 % энергии, вырабатываемой в мире, приходится на атомную энергию.  Как следствие этого, около одной шестой части всего электричества, которые вырабатывается в мире,  производится именно  на атомных электростанциях.  Строительство АЭС в мире все время продолжается.  Известно, что большинство работающих АЭС находится в распоряжении самых развитых государств.


Воспитанница:

Стоит также отметить, что одной из прикладных сфер для научных технологий, имеющих отношение к атому,  является медицина. Мы знаем, что сегодня при проведении диагностики  и даже при лечении многих заболеваний  в медицине используется радиоактивное излучение. Радиотерапия (лечение с помощью радиации) показала себя весьма эффективным средством борьбы с раковыми заболеваниями. Радиация также используется  при диагнозе многочисленных заболеваний, среди которых заболевание  щитовидной железы,  воспаление суставных сумок, анемия  и многие  другие болезни.  Диагностика производится  при  помощи современной аппаратуры, в  которой используется слабое радиоактивное облучение.

Воспитанница:

В настоящее время в медицинской практике  для обнаружения многих расстройств, среди которых и многочисленные опухоли,  применяется самая современная  аппаратура, в том числе и  компьютерная томография. Многие очень искусные операции проводятся при  помощи  лазерной и радиоактивной технологии. Интересно отметить и тот факт, что те же самые расщепляющиеся вещества, применяемые при взрыве атомной бомбы и способные  погубить сотни тысяч человеческих жизней, в медицинском применении постоянно спасают человека, при этом имея  гораздо меньше побочных эффектов, чем при обычном  лечении.

Воспитанница:

Пищевая индустрия также использует ядерные технологии, которые  с каждым днем играют здесь все большую и большую роль.  С помощью радиоактивного облучения происходит уничтожением насекомых и паразитов, загрязняющих  пищевые продукты. Специалисты также с помощью радиоизотопов убивают микроорганизмы (бактерии и вирусы), поражающие растения и животных. В числе прочего вклада ядерной промышленности в пищевую индустрию можно выделить увеличение продуктивности и качества растению за счет стимулирования генетических мутаций.

 

Воспитанница:

Доктор Рамин Рахмани, заместитель директора университета сельскохозяйственных наук и природных ресурсов Горгана, на северо-востоке Ирана, по этому поводу заметил: «Облучение вызывает более частные генетические мутации и порождает многообразие в растениях. Как следствие, мы можем выращивать более многообразные и выносливые, стойкие виды растений. Растения приобретают такие свойства, как ускоренный рост, лучшее качество семени, паразитостойкость, лучшее сопротивление внешним факторам».

Воспитанница:

Ядерная энергия также нашла применение при обнаружении подземных и поверхностных вод, разломов и нарушений целостности конструкции плотин или дамб. Другая область мирного применения ядерной энергии – это опреснение вод. Ядерные технологии также помогают обнаруживать противопехотные мины, которыми усеяны зоны вооруженных конфликтов и которые уносят жизни миллионов ни в чем не повинных людей.

Таким образом, ядерные технологии представляют собой весьма ценную науку, которой ученые нашли и продолжают находить невоенные применения.

Выступление противников мирного атома

Воспитанница 1:

Мирный атом. После аварии на Чернобыльской Атомной Электростанции, произошедшей 26  апреля  1986 года, это словосочетание стало приобретать несколько другой смысл. Слово «мирный», в сочетании со словом «атом», стало нести в себе скорее угрозу, чем мир и спокойствие. Концентрация радиоактивных веществ вышла  из - под контроля человека и достигла  критической отметки. Все это привело к тому, что   ядерная реакция  приобрела  характер цепной и стала  уже необратимой.  

26 апреля 1986 года в 1час 24 минуты  произошел взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, который полностью разрушил реактор. В результате этой аварии произошёл сильнейший выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, среди которых были  изотопы  урана, плутония, йода-131, цезия-134,цезия-137, стронция-90. А ведь полураспад даже стронция – 90 составляет 28 лет. Территория в радиусе 30 километров подверглась сильнейшему радиоактивному заражению. Через десять дней, в течение  которых происходили сильные выбросы в атмосферу, радиоактивное загрязнение распространилось на значительные площади Украинской, Российской и Белорусской ССР. Только в России в результате аварии загрязнению радиоактивными изотопами подверглась территория с населением около 30 миллионов  человек. Площадь территорий, загрязнённых цезием-137, составила более 56 000 квадратных километров, на которых проживали около трёх миллионов человек. На борьбу с аварией было брошено более 600 000(!) человек.

Воспитанница 2:

По многочисленным оценочным данным, за 60 лет своего использования «мирный атом» стал причиной смерти 65 миллионов  человек. Учёные определили влияние радиоактивного загрязнения на здоровье населения нашей планеты. Согласно подсчётам оно стало причиной мертворождения 1,9 миллионов детей, около 1,6 миллионов  детей умерло в послеродовый период. Сейчас в мире насчитывается около 123 миллионов  человек, которые поражены различными злокачественными опухолями, причиной появления которых стала радиация. По данным белорусских специалистов 3,5 млн. жителей этой страны  страдают различными заболеваниями, вызванными радиацией. У 2,2 тысяч детей была прооперирована щитовидная железа, а ещё около 1,5 миллиона  находятся в группе риска.

 Воспитанница:

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года, соответственно) — единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны (официально объявленная цель — ускорить капитуляцию Японии) в рамках тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны.

       Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay», названный так по имени матери (Энола Гей Хаггард) командира экипажа, полковника Пола Тиббетса, сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром бомбардировщика B-29 «Bockscar». Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.

Атомная бомбардировка Хиросимы и - Коллекция рефератов по би…

 

Хиросима и Нагасаки: фотографии, которые не показывали / Укр…

 

 

 

Воспитанница:

Мы надеемся, что разум человека поможет преодолеть проблемы, связанные с отрицательным воздействием атомной энергии и в будущем.

Мне кажется, что мирного атома просто НЕ БЫВАЕТ! Любая ошибка человеческая при взаимодействии с ним, независимо от причины может привести к катастрофическим последствиям. Следовательно, и относится к этому, нужно было и нужно будет с величайшей осторожностью.

 

 

IV.            Итог мероприятия

Воспитатель:

Каким будет атом, мирным или враждебным, целиком и полностью зависит от того в чьих руках он находится. Ведь даже столовые приборы могут служить орудием убийства, а не только инструментом для удобного употребления пищи!

V. Рефлексия

Воспитатель:

Я хочу, чтобы сейчас вы продумали предложение, с которым вам бы хотелось обратиться ко всему человечеству. Собрав их все вместе мы выработаем резолюцию нашей конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. http://www.education.ssti.ru/poisk/ispolz.ht

2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития»,1997. – 192с., ил.

3.«Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5 издание – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мирный ли атом? Час общения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Глубокое изучение вопросов, связанных со строением атома и атомного ядра, мирным применением ядерной энергии вводит школьников в мир передовых технологий и точнейших научных экспериментов. Позволяет формировать убеждение в том, что будущее благосостояние человечества напрямую зависит от уровня культуры, воспитанности и качества знаний каждого отдельного человека.

В работе  принимают участие  две  группы "ученых", которые представляют  существующие в современной науке  мнения об атоме. Одно из мнений заключается в том, что атом – это великое благо для всего человечества. Сторонники другой точки зрения считают, что  атом не всегда так добр, как это кажется на первый взгляд. Наша задача - выслушать мнения обеих сторон и принять свою точку зрения.  

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1388
    • DOCX 1.3 мбайт
    • 34 скачивания
    • Рейтинг: 2 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Захарченко Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Захарченко Светлана Сергеевна
    Захарченко Светлана Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8167
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 782 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 991 человек

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек