- Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
- 02.10.2020
- 909
- 11
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Межпредметные связи».
«Нет силы более могучей,
Чем знание: человека,
Вооруженный знанием, непобедим»
А.М. Горький
В связи с появлением школ с различной профильной направленностью встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения, о месте и роли каждого предмета. Очень важно готовить учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также выбору учебного заведения после окончания основной школы.
В последнее время обозначилось снижение уровня школьного физического образования, потеря интереса к изучению физики у учащихся средних школ. Трудности в усвоении учебного материала часто возникают из-за недостаточности математических знаний у школьников и неумения применить их на уроках физики. Сегодняшняя физика просто немыслима без математики. На уроках физики учащимся предлагаются для решения преимущественно простые задачи на отработку формул, поэтому у многих учеников складывается представление, что физика - наука, состоящая из опытов и задач.
На уроках математики школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.
В школьном курсе физики изучают понятие функции, рассматривают координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции, строят их графики, исследуют и применяют их основные свойства. Все это позволяет школьникам осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например всевозможные случаи механического движения, изопроцессы в газах, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы, спектральные кривые электромагнитных излучений и др.
Усвоение координатного метода помогает сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности движения при изучении всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.
Знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др. Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики (скорости, ускорения) более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и др.
Пользуясь идеями симметрии, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, изучить построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей .
Тесная связь между школьными курсами физики и математики является традиционной. Необходимо вводить интегрированные уроки, проводить их в виде эвристической беседы и дискуссий, как можно больше давать задания практической направленности, подключать учащихся к исследовательской работе. Примерами уроков являются: «Векторы в физике и геометрии», «Применение производной в физических процессах», «Применение интеграла в физике и геометрии», «Гармонические колебания». На таких уроках у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
Литература:
1. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Автор-составитель М.Е.Козина. «Учитель» Волгоград.2006.
2. Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики: пособие для учителей и студ. – Омск, 1991.
3. Методика обучения физике в школе в школах СССР и ГДР, под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Вюншмана М., Либерса К. – М., Просвещение, 1978.
4. Кожекина Т. В., Никифоров Г. Г., Пути реализации связи с математикой в
преподавании физики, - «Физика в школе», 1982, №3, стр. 38.
6 672 064 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.