Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей

Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей

Преподаватель – организатор

начальной военной подготовки

средней школы СШ №1 п. Аксу

г. Степногорска

Космаганбетов

Жанбота

Жолдасович


Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей

Важными составляющими всесторонней подготовки юношей к действительной военной службе является воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирования мобильно использовать знания, полученные при изучении школьных дисциплин в процессе начальной военной подготовки.

В настоящее время возрастает потребность межпредметных связей курса НВП с другими дисциплинами. Но многие военруки нечетко представляют себе функции межпредметных связей. Если связи НВН с такими предметами, как физика, математика, физкультура, очевидны, то нельзя сказать о связях с гуманитарными предметами. А ведь именно гуманитарное знание дает возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, воспитывает духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности.

Важным моментом является принцип систематичности, последовательности и комплектности. Воин только тогда может успешно действовать в бою, на боевом дежурстве, при выполнении сложных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связями между темами и разделами внутри учебной дисциплины.

Появились возможности для индивидуальной работы с каждым из них, как на уроке, так и во внеклассное время. Известно, что среди ребят есть и «физики» и «лирики». Поэтому важно реализовать межпредметные связи с учетом наклонностей обучаемых.

Межпредметные связи помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень военной подготовки. Пример: при изучении темы «Командные кадры Вооруженных Сил», раскрывая роль и место офицеров в обучении и воспитании подчиненных, тема должна изучаться на особом эмоциональном накале. Ведь это и работа по ориентации юношей на выбор профессии офицера.

Как убеждает опыт, без материалов из общественно-гуманитарного цикла не обойтись. Чтобы показать офицера в боевой обстановке, я обратился к повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние». Лейтенант В.Третьяков вел ночью орудия к фронту, наткнулся на неожиданный овраг. Мост через него был очень шаткий. Орудия и трактора, буксирующие их, могли рухнуть в овраг, но ведь орудия ждут на том берегу. И офицер принимает решение переправляться через мост. Военрук может предложить учащимся поставить себя на место лейтенанта и принять решение. Предложение были, конечно, разные. Учитель зачитывает отрывок из повести:

«Ты, Семакин, - обращается Третьяков к трактористу, - поведешь первое орудие.

  • Я, товарищ лейтенант, поведу ! - звонко говорит Семакин - трактор чем будем вытаскивать и орудие тоже, им под мостом лежать...

  • Я под мостом буду стоять, если ты испугался, будешь вести. Надо мной поведешь орудие!

И скомандовал: трактористам - по машинам, всем бойцам - от орудий!

Когда гусеницы трактора легли на первое бревно, и они зашевелились, дрогнув, вдавились, Третьяков сбежал вниз. И ,как в свою судьбу, вошел под мост».

В классе воцарилась тишина. Возможно, ребята представили себя на месте девятнадцатилетнего лейтенанта, почти их ровесника.

Несомненно, обращение к интересному произведению способствовало созданию того нравственного и эмоционального фона, необходимого при изучении данной темы. И сколько минут, затраченные на чтение фрагмента и комментарий к нему, вполне окупятся.

Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений навыков учащихся.

Имеет место три вида межпредметных связей:

-предшествующие,

-сопутствующие - синхронные

- перспективные.

На предшествующие межпредметные связи военрук опирается при раскрытии того или иного вопроса программы, т.е. знания школьника, полученные при изучении других предметов. Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знании, полученные учащимися в IX классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора».

Более эффективными являются сопутствующие межпредметные связи, когда учитывается, что ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбирается на уроках НВП и в курсах ряда других предметов.

Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по НВП опережает его применение на уроках по другим предметам. К примеру, тема «Оружие массового поражения» изучается в курсе НВП до того, как на уроках физики разбираются вопросы атома и атомного ядра. В таких случаях военрук мобилизует усилия учащихся, нацеливая их на глубокое усвоение данного вопроса, то есть формирует междисциплинарный стиль мышления. ,

Действенным средством является реферативный метод. Темы подбираются так, чтобы и «физики» и «лирики» могли найти что-то интересное для себя. Сам процесс написания реферата учит самостоятельно анализировать литературу, осмысливать связь наук. Каждый реферат должен быть защищен, что является средством закрепления пройденного материала всеми учащимися.

Творческие ситуационные задания межпредметного содержания создают условия для формирования у школьников необходимых будущему воину умений синтезировать знания и эффективно их использовать. Задания должны быть такими, чтобы вызывали интерес хотя бы у части класса. Можно подбирать задания по «группам интересов» как «химики», «физики» и т.д. Во избежании ошибок при составлении заданий нужно привлекать учителей - предметников. Ведь они тоже заинтересованы, чтобы использовались знания, полученные учениками на их предметах.

Таким образом, опираясь на знания учащихся, полученные ими на других уроках школьного курса, нужно стремиться сделать процесс изучения интересным, ориентировать на образное мышление и логику, включение резервов чувств и психики.

Средством реализации интегрированного обучения является использование учебных карточек, составленных на межпредметной основе. Что дает возможность эффективно использовать самостоятельную работу учащихся. Им разрешается использовать учебники, уставы, конспекты и другую литературу. «Легальные шпаргалки» выполняют двойную роль - являются средством добывания знаний и помогают выработать навыки правильного использования литературы.

К примеру: Ситуация № 1. Стихотворение С. Щипачева «22 нюня 41 года». В нем есть такие слова.

Такою все дышало тишиной.

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Под каким номером обозначено требование к солдату, необходимость которого подтверждается стихом:

  1. Быть храбрым

  2. Точно и быстро выполнять приказы,

  3. Быть бдительным,

  4. Строго хранить военную тайну

Ситуация №2. При несении караульной службы были допущены нарушения требований устава. Под каким номером случай, когда нарушитель наказывается в уголовном порядке?

1) Сон на посту,

2) Самовольное оставление охраняемого объекта,

3) Нарушение мер безопасности при обращении с оружием,

4) Допуск на объект посторонних лиц,

5) Нарушение формы одежды па посту

Ситуация №3. Какая привычка у допризывника способствует проявлению «дедовщины» в армии?

  1. Неряшливость неаккуратность,

  2. Употребление спиртных напитков, курение,

  3. Грубость, хамство,

  4. Неуважение родителей,

  5. Жестокость по отношению к младшим.

Повышение общеобразовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитательные функции. Интегрирование и координация содержания учебных предметов закладывает прочный фундамент научного миропонимания. Школьная практика убеждает о необходимости серьезной подготовке к службе в армии сформировать только в рамках НВП невозможно. В курсах обществоведения, истории, ОГП, литературы и других предметов закладывается прочный фундамент для формирования мировоззрения как интегрального личностного образования, помогает формировать у юношей убеждение необходимости серьезной подготовки к действительной военной службе и добиваться превращения этих убеждений в норму поведения.































  • Другое
Автор Космаганбетов Жанбота Жолдасович
Дата добавления 26.11.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 287
Номер материала MA-072348
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»