Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Межпредметные связи как средство активизации мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе.

Межпредметные связи как средство активизации мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе.

Межпредметные связи как средство активизации мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе.


«Подготовить учащихся к активному восприятию незнакомого им материала, - утверждают М. А. Данилов и Б. П. Есипов, - значит установить внутреннюю связь вновь приобретаемых знаний со знаниями, уже имеющимися у учащихся... и обеспечить переход от усвоенного ранее, «известного» к «неизвестному».


В современном образовании существует огромное множество различных методов и приемов работы с учащимися. Особое место в работе педагога занимают интегрированные уроки, которые являются результатом работы над межпредметными связями на различных уроках. Актуальность данной темы очевидна. Процесс обучения не стоит на месте и требует постоянного развития и обновления. В связи с этим возрастает роль знаний человека в области смежных со специальностью наук и умений применять их при решении различных проблем и задач.

Исходя из этого учитель ориентируется на связь новых учебных тем с опорой на ранее изученный материал. «Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с этим повышается и ценность нового, «межпредметного» вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней. Познавательная потребность в установлении межпредметных связей включает ученика в новый вид познавательной деятельности синтетического характера. Взаимодействие внутренних предпосылок и внешних условий деятельности детерминирует ее саморазвитие, которое на определенном этапе создает устойчивую потребность в межпредметных связях как условии развивающего обучения, в котором проявляются их формирующие функции.

Межпредметные связи, как проблемный подход, усложняют процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введение новых приемов и методов в обучении.

Выделяют 2 этапа на пути установления межпредметных связей: 1- начальный или подготовительный ( относится к началу изучения учебной темы ); 2 – основной ( раскрытие темы на межпредметной основе). Суть этих этапов состоит в следующем: 1 этап обеспечивает ориентацию учащихся в учебной теме, их психологическую готовность. 2 этап является непосредственным раскрытием темы. Задача учителя на этом этапе – построение учебного процесса таким образом, чтобы всё глубже проникать в содержание темы и идей других учебных предметов. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных письменных проверочных работ (приложение 1), экскурсий, конференций и т.д. Межпредметне связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Самая эффективная форма реализации межпредметных связей в школе – интегрированные уроки. Особенность этих уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Обычно, таким урокам предшествует опережающее домашнее задание. Это могут быть индивидуальные задания или же для всего класса. На интегрированных уроках домашние задания имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким предметам. Таким образом интеграция сближает предметы. Очень удачно интегрируются между собой следующие предметы:

1.чтение – русский язык;

2. чтение – природоведение;

3. чтение – внеклассное чтение – природоведение;

4.чтение – изобразительное искусство – музыка;

5. Природоведение – трудовое обучение;

6. Математика – труд.

Решение учащимися межпредметных учебно –познавательных задач совершается при высокой активности мыслительных процессов. Такую задачу прежде всего необходимо осознавать как межпредметную. Для этого ученик должен установить связи между элементами знаний, относящимися к разным предметным системам. Это требует напряжения его памяти, эмоционально-волевых процессов, поскольку осуществление межпредметных связей включает его в новую, нестереотипную познавательную деятельность.

Прежде всего, умственная активность ученика направляется на то, чтобы вспомнить, когда, в связи с какими вопросами программы другого предмета изучались привлекаемые из него знания. Затем ученику необходимо отобрать именно те элементы знаний из разделов, учебных тем другого предмета, которые требуются для изучения нового вопроса данного предмета; воспроизвести их, что требует значительного напряжения памяти; как бы «вынуть» эти знания из привычной системы связей того предмета, в котором они были усвоены, и перенести, включить в новую систему связей изучаемого предмета. При этом активно протекают мыслительные процессы анализа и синтеза, совершается тот механизм активного мышления, который С. Л. Рубинштейн назвал анализом через синтез. Синтез знаний из различных учебных предметов предполагает и активность процессов воображения, мысленного моделирования новой системы связей. В результате межпредметного синтеза возникает новое понятие, представление, которое создается с помощью теоретического мышления учащихся путём сравнения, обобщения, абстрагирования. Новый обобщенный результат познания, итог межпредметной связи необходимо уметь выразить в речи. Происходит развитие мышления и речи в их единстве. Таким образом, межпредметные связи в обучении способствуют не только приобретению учащимися конкретных знаний, умений, навыков, но и формируют у детей разные стороны психики ( ум, волю, чувства).

Исходя из вышесказанного, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. 

Литература:

1. Кочетова Л.Н. Активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников посредством межпредметных связей //Психологическая наука и образование. - 2010. № 3. 2.Глинская Е.А, Титова С.В. Межпредметные связи в обучении. - Тула, 1980. 3.Интегрированные уроки в школе. - Волгоград: «Учитель», 2003. 4. Кукушин педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 5. Гаврилова  О.В.   Интегрированная  проверочная работа,  1 класс, Оренбург, 2015 год.




























Приложение 1.

Интегрированная проверочная работа для 1класса ( конец года): текст

  Золотой луг

hello_html_4248e77b.jpg

  У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними  постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту. «Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.   ( М. Пришвин)



1 – й вариант

Фамилия, имя ____________________________________________

Школа _____________________________ Класс ________________




Задание 1.

Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2.

К какому жанру относится это произведение? Подчеркни.

  1) рассказ  2) басня  3) стихотворение  4) сказка

Задание 3.  Выбери из текста предложение, в котором четыре слова. Спиши его.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь. Если надо, исправь.

hello_html_m4032217e.jpg

hello_html_15709da0.jpg

Задание 4. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в рассказе? Отметь их цифрами 1, 2, 3.

hello_html_317ce3b3.jpg

Задание 5.

Запиши цифрами, сколько одуванчиков нарисовал художник на каждой картинке. 

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m5ee8f652.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg



Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько одуванчиков должно быть на следующей картинке. 

Задание 6.

Подчеркни в слове  начинает буквы мягких согласных звуков. 
Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.

начинает  -  звуков,  букв.

Задание 7.

1. Отгадайте загадку:

Есть один такой цветок,
Ты вплетёшь его в 
венок.
Но ветер дунет лишь слегка, 
Был цветок – и нет цветка._____________________

2. Запиши  на линии отгадку, поставь в слове ударение, раздели  слово  на слоги.

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 8 – 13 можно выполнять в любом порядке.

Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 8. Отметь значком R  дикое животное.

  А) медведь  В)  собака

  Б) курица  Г) корова

Задание 9. Рассмотри схему.

Выбери картинки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти картинки стрелками с названиями. 

hello_html_m7743ed5e.jpg

hello_html_2ab6f2ea.jpg

hello_html_m586f1ced.jpg

hello_html_m314516f6.jpg

2. Запиши на свободной строчке свой пример объекта живой природы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. На одной странице нарисованы роза и одуванчик, на другой – крапива и ландыш. Что на второй странице подходит к первой. Обведи нужную картинку.

hello_html_m1d1f366f.jpg

hello_html_m226dda1b.jpg

hello_html_m6d5f730.jpg

hello_html_4aca2060.jpg

Задание 11. Почему рассказ называется “Золотой луг”? Найдите ответ в тексте. Запиши его.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 12. Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Запиши  ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 13.  Попробуй выяснить значение  любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

1. ____________

___________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________



2 – й вариант

Фамилия, имя ____________________________________________

Школа _____________________________ Класс ________________




Задание 1.

Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2.

К какому жанру относится этот текст? Подчеркни.

  1) рассказ  2) басня  3) стихотворение  4) сказка

Задание 3.  Выбери из текста  предложение, в котором три  слова. Спиши его.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь. Если надо, исправь.

Задание 4. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в рассказе? Отметь их цифрами 1, 2, 3.

hello_html_m4032217e.jpg

hello_html_317ce3b3.jpg

hello_html_15709da0.jpg

Задание 5.

Запиши цифрами, сколько одуванчиков нарисовал художник на каждой картинке. 

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m12a00cc1.jpg

hello_html_m5ee8f652.jpg



Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько одуванчиков должно быть на следующей картинке. 

Задание 6.

1. Подчеркни в слове  удить буквы мягких согласных звуков.

2. Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.

удить  -  звуков,  букв.

Задание 7.

Отгадайте загадку:

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.__________________________

2. Запиши  на линии отгадку, поставь в слове ударение, раздели слово для переноса.

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 8 – 13 можно выполнять в любом порядке.

Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 8. Отметь значком R  домашнее животное.

  А) волк  В)  лиса

  Б) курица  Г) муравей

Задание 9. Рассмотри схему.

Выбери картинки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти картинки стрелками с названиями. 


hello_html_5f94e31f.jpg

hello_html_46a86879.jpg

hello_html_fe9d07e.jpg

hello_html_m7396876a.jpg



Запиши на свободной строчке свой пример объекта неживой природы. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. На одной странице нарисованы роза и одуванчик, на другой – крапива и ландыш. Что на второй странице подходит к первой. Обведи нужную картинку.

hello_html_m1d1f366f.jpg

hello_html_m6d5f730.jpg

hello_html_4aca2060.jpg

hello_html_m226dda1b.jpg

Задание 11. Почему рассказ называется “Золотой луг”? Найдите ответ в тексте. Запиши его.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Запиши  ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.  Попробуй выяснить значение  любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.


Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

1. ____________

____________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________


21


  • Другое
Автор Волкова Анна Ивановна
Дата добавления 08.11.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 22
Номер материала MA-081731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»