Инфоурок Химия Другие методич. материалыМежпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла

Скачать материал

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла   

     Одна из основных проблем современной системы школьного образования - разобщенность предметных методик, которая проявляется в неcостыковке содержания и методов обучения,  препятствующей  достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения. Школьные предметы естественно-научного цикла  имеют межпредметные связи: содержательные,  структурно-логические, операциональные и др.      Реализация интеграции методов в естественнонаучном образовании школьников  осуществляется на операциональном уровне проявляется в применении единых методов  и приемов обучении  учебных предметов проявляются в универсальных учебных действиях (УУД).

  Одним из проявлений интеграции методов обучения является  применение исследовательских методов обучения, в частности, метода проектов. Направленность обучения на формирование у школьников, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах реализуется в методе учебных проектов.  Современное школьное образование выдвигает целый ряд требований к результатам обучения – компетенциям выпускника, имеющих междисциплинарный, интегративный и надпредметный характер (2). К их числу относится: умение работать с различными источниками информации, справочными данными, осуществлять поиск путей решения проблем, использовать современный инструментарий для решения профессиональных задач. Особое значение в формировании ключевых компетентностей придается изучению предметам естественнонаучного цикла.

Другим примером интеграции обучения является широкое привлечение в образовательный процесс (информационно-коммуникативных технологий) ИКТ, значительно ускоряющий и рационализирующий обучение. В изучении всех учебных предметов в школе ИКТ активно внедрены в учебный процесс и влияние электронных средств в образовании, как и в других сферах жизни человека, будет больше возрастать.

Интеграция  естественнонаучного  образования школьников связана в первую очередь с устранением перегрузки учащихся и необходимостью сокращения учебного материала и времени без потери их познавательной емкости. Этой цели можно достичь за счет свертывания, уплотнения,  концентрации учебной информации за счет укрупнения дидактических единиц усвоения (3). Важнейшим способом укрупнения единиц усвоения является решение прямых и обратных задач с последующим составлением системы взаимосвязанных задач. Решение задач отражает практический способ освоения действительности и отражает уровень достигнутых теоретических знаний.

В традиционной практике обучения химии, физике и математике  учащимся предлагаются решение готовых изолированных задач. Деятельностный характер процесса решения задач определяет его как способ и средство формирования ключевых компетентностей учащихся в обучении. Для формирования расчетных умений школьников  мы применяем задания на решение расчетных задач из числа предложенных разработчиками КИМов.  Не ограничиваясь анализом решения задачи,  преобразуем исходную задачу для построения обратной, заменяя одно из известных количественных данных задачи рассчитанной. В результате получается система взаимосвязанных задач на единой информационной основе (1). Такой подход к преобразованию заданий помогает школьнику глубже понять количественные закономерности и  рациональный смысл расчетных действий и операций. Таким образом, варианты заданий по решению задач итоговой государственной аттестации школьников в форме ЕГЭ мы преобразуем в системы задач.

 

Таблица 1. Система задач по теме «Растворы» (С-4) ЕГЭ

Задача №1.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном после добавления 8,4г.чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл).

Задача №2

Определите объем выделившегося газа (н.у.), выделившегося при добавлении 8,4г.чистого железа в раствор соляной кислоты объемом 150 мл 10% концентрации (плотность 1, 05 г/мл.

 

Задача № 3

8,4 г чистого железа растворили в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.). Вычислите массовую долю соляной кислоты в полученном растворе.

 

Задача № 4

После добавления чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.) массовая доля кислоты уменьшилась до 2,87%. Определите массу добавленного железа.

 

 

    Такой укрупненный подход применим в формировании расчетный умений не только в математике, в обучении химии, но и физике. Нами предполагается разработка системы задач по физике и внедрение в обучение физики.

        Интеграция – закономерный процесс, направленный на взаимопроникновение содержания и методов обучения. Она  осуществляется на внутрипредметном и  междисциплинарном уровне процедурами свертывания и уплотнения учебной информации, путем  установлением между элементами содержания содержательно-логических, генетических связей (2).  Межпредметную интеграцию можно осуществлять на уровне изучения общих проблем (экологических, экономических, социальных и др.) в ходе выполнения учебных проектов, так и на уровне изучения общенаучных понятий на интегративных уроках. Изучая учебную проблему, учащиеся выходят за пределы предметной области знаний, у них появляется необходимость привлечения знаний из разных источников.

      Внутрипредметная интеграция содержания и методов деятельности реализуется в решении системы задач, в их преобразовании. Большое внимание по решению задач в учебном предмете  уделяется вопросу установления межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с требованиями СИ, рассмотрению общих подходов к решению типовых расчетных задач и методике их решения с точки зрения рационального приложения межпредметных знаний. В обучении школьников решению расчетных  задач важно сопровождать сравнением способов решения и оформления задач в математике, химии, физике и биологии, показывать разные способы решения, использовать прямые и обратные задачи, составлять и  решать системы взаимосвязанных задач.

Литература

1.     Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.

2.     Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.

3.     Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как высокоэффективная технология математического образования// Учитель учителей. Академик П.М.Эрдниев.-Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2006, с 31-58.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одна из основных проблем современной системы школьного образования - разобщенность предметных методик, которая проявляется в неcостыковке содержания и методов обучения,  препятствующей  достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения. Школьные предметы естественно-научного цикла  имеют межпредметные связи: содержательные,  структурно-логические, операциональные и др.      Реализация интеграции методов в естественнонаучном образовании школьников  осуществляется на операциональном уровне проявляется в применении единых методов  и приемов обучении  учебных предметов проявляются в универсальных учебных действиях (УУД).

  Одним из проявлений интеграции методов обучения является  применение исследовательских методов обучения, в частности, метода проектов. Направленность обучения на формирование у школьников, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах реализуется в методе учебных проектов.  Современное школьное образование выдвигает целый ряд требований к результатам обучения – компетенциям выпускника, имеющих междисциплинарный, интегративный и надпредметный характер (2). К их числу относится: умение работать с различными источниками информации, справочными данными, осуществлять поиск путей решения проблем, использовать современный инструментарий для решения профессиональных задач. Особое значение в формировании ключевых компетентностей придается изучению предметам естественнонаучного цикла.

Другим примером интеграции обучения является широкое привлечение в образовательный процесс (информационно-коммуникативных технологий) ИКТ, значительно ускоряющий и рационализирующий обучение. В изучении всех учебных предметов в школе ИКТ активно внедрены в учебный процесс и влияние электронных средств в образовании, как и в других сферах жизни человека, будет больше возрастать.

 

Интеграция  естественнонаучного  образования школьников связана в первую очередь с устранением перегрузки учащихся и необходимостью сокращения учебного материала и времени без потери их познавательной емкости. Этой цели можно достичь за счет свертывания, уплотнения,  концентрации учебной информации за счет укрупнения дидактических единиц усвоения (3). Важнейшим способом укрупнения единиц усвоения является решение прямых и обратных задач с последующим составлением системы взаимосвязанных задач. Решение задач отражает практический способ освоения действительности и отражает уровень достигнутых теоретических знаний.

В традиционной практике обучения химии, физике и математике  учащимся предлагаются решение готовых изолированных задач. Деятельностный характер процесса решения задач определяет его как способ и средство формирования ключевых компетентностей учащихся в обучении. Для формирования расчетных умений школьников  мы применяем задания на решение расчетных задач из числа предложенных разработчиками КИМов.  Не ограничиваясь анализом решения задачи,  преобразуем исходную задачу для построения обратной, заменяя одно из известных количественных данных задачи рассчитанной. В результате получается система взаимосвязанных задач на единой информационной основе (1). Такой подход к преобразованию заданий помогает школьнику глубже понять количественные закономерности и  рациональный смысл расчетных действий и операций. Таким образом, варианты заданий по решению задач итоговой государственной аттестации школьников в форме ЕГЭ мы преобразуем в системы задач.

Таблица 1. Система задач по теме «Растворы» (С-4) ЕГЭ

 

Задача №1.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном после добавления 8,4г.чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл).

Задача №2

Определите объем выделившегося газа (н.у.), выделившегося при добавлении 8,4г.чистого железа в раствор соляной кислоты объемом 150 мл 10% концентрации (плотность 1, 05 г/мл.

Задача № 3

8,4 г чистого железа растворили в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.). Вычислите массовую долю соляной кислоты в полученном растворе.

Задача № 4

После добавления чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.) массовая доля кислоты уменьшилась до 2,87%. Определите массу добавленного железа.

Такой укрупненный подход применим в формировании расчетный умений не только в математике, в обучении химии, но и физике. Нами предполагается разработка системы задач по физике и внедрение в обучение физики.

Интеграция – закономерный процесс, направленный на взаимопроникновение содержания и методов обучения. Она  осуществляется на внутрипредметном и  междисциплинарном уровне процедурами свертывания и уплотнения учебной информации, путем  установлением между элементами содержания содержательно-логических, генетических связей (2).  Межпредметную интеграцию можно осуществлять на уровне изучения общих проблем (экологических, экономических, социальных и др.) в ходе выполнения учебных проектов, так и на уровне изучения общенаучных понятий на интегративных уроках. Изучая учебную проблему, учащиеся выходят за пределы предметной области знаний, у них появляется необходимость привлечения знаний из разных источников. 

      Внутрипредметная интеграция содержания и методов деятельности реализуется в решении системы задач, в их преобразовании. Большое внимание по решению задач в учебном предмете  уделяется вопросу установления межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с требованиями СИ, рассмотрению общих подходов к решению типовых расчетных задач и методике их решения с точки зрения рационального приложения межпредметных знаний. В обучении школьников решению расчетных  задач важно сопровождать сравнением способов решения и оформления задач в математике, химии, физике и биологии, показывать разные способы решения, использовать прямые и обратные задачи, составлять и  решать системы взаимосвязанных задач.

   Литература

1.Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.

2.Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.

3.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как высокоэффективная технология математического образования// Учитель учителей. Академик П.М.Эрдниев.-Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2006, с 31-58.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Практическая работа по химии "Решение экспериментальных задач по теме "Основные классы неорганических соединений", 8 класс
  • Учебник: «Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
  • Тема: § 48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
  • 03.10.2020
  • 6167
  • 125
«Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 559
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мушаева Баирта Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мушаева Баирта Михайловна
    Мушаева Баирта Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2138
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 351 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 439 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе